Технология по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста "Развиваемся вместе"
методическая разработка

Кнаус Галина Николаевна

Значение семьи в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку от взаимоотношений в семье зависит эмоциональное и физическое развитие ребенка. Особенно зависимы от семьи дети дошкольного возраста, которые в большинстве случаев не способны принимать решения и особо нуждаются в заботе. При этом, хотя семья – это главный фактор воспитания здоровых, знающих и заботливых детей, она не в состоянии выполнить эту функцию без участия общества, которое обеспечит ей поддержку.

Персонал дошкольных образовательных учреждений должен признавать главенствующую роль семьи и способствовать развитию ребенка с учетом интересов и ценностей его семьи.

Основная образовательная программа, реализуемая в нашем ДОУ, основывается на идее взаимной поддержки двух образовательных сред – дома и детского сада и имеет одним из приоритетных направлений участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Основными задачами деятельности коллектива является создание условий, способствующих развитию у каждого ребёнка: творческого начала, воображения, изобретательности; способности к критическому мышлению и умению делать самостоятельный выбор; способности выявлять проблемы, находить пути их решения; неравнодушного отношения к проблемам общества, страны, окружающей среды.

Понимая, что индивидуализация условий жизнедеятельности каждого ребёнка основывается на сочетании научно обоснованных методов с твёрдой установкой на взаимодействие с семьями и с сообществами, наш коллектив осознает необходимость и значимость организации деятельности в этом направлении, а именно в осуществлении тесного сотрудничества с семьями воспитанников.

В своей практической деятельности мы убедились, что вовлекать семьи в программу необходимо, потому что:

-дети и родители – это части одной системы;

-родители первыми формируют систему ценностей ребёнка;

-родители лучше других знают своего ребёнка;

-работа педагогов по настоящему эффективна только тогда, когда она имеет поддержку в семье.

Участие родителей в деятельности детского сада приносит пользу каждому из участников: детям, родителям и педагогам.

Для того чтобы взаимодействие было наиболее эффективным в дошкольном учреждении применяется главный  принцип:  участие всех семей приветствуется во всем многообразии форм.

Целью работы по данному направлению является: создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей по реализации  воспитательно-образовательного  процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_rabota_s_roditelyami_knaus_g.n.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «АНТОШКА»

Районный конкурс инновационных практик педагогических и руководящих работников в системе образования Коченёвского района «КИППиРО»

Тема: Технология по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста «Развиваемся вместе»

Направление: Инновации в работе педагога образовательной организации. Стратегии преодоления сопротивления инновациям в образовании в педагогических коллективах (инновационная составляющая в работе с родителями)

                     Автор:

                                                          Кнаус Галина Николаевна

                                                                    воспитатель высшей кв. категории

                                                         МКДОУ д/с №6 «Антошка»

                                р.п.Коченёво

                                                   dovydova_1985@mail.ru                                                                                                              

                                                                   89132052133

Р.п.Коченево, 2024

ВВЕДЕНИЕ

Значение семьи в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку от взаимоотношений в семье зависит эмоциональное и физическое развитие ребенка. Особенно зависимы от семьи дети дошкольного возраста, которые в большинстве случаев не способны принимать решения и особо нуждаются в заботе. При этом, хотя семья – это главный фактор воспитания здоровых, знающих и заботливых детей, она не в состоянии выполнить эту функцию без участия общества, которое обеспечит ей поддержку.

Персонал дошкольных образовательных учреждений должен признавать главенствующую роль семьи и способствовать развитию ребенка с учетом интересов и ценностей его семьи.

Основная образовательная программа, реализуемая в нашем ДОУ, основывается на идее взаимной поддержки двух образовательных сред – дома и детского сада и имеет одним из приоритетных направлений участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Основными задачами деятельности коллектива является создание условий, способствующих развитию у каждого ребёнка: творческого начала, воображения, изобретательности; способности к критическому мышлению и умению делать самостоятельный выбор; способности выявлять проблемы, находить пути их решения; неравнодушного отношения к проблемам общества, страны, окружающей среды.

Понимая, что индивидуализация условий жизнедеятельности каждого ребёнка основывается на сочетании научно обоснованных методов с твёрдой установкой на взаимодействие с семьями и с сообществами, наш коллектив осознает необходимость и значимость организации деятельности в этом направлении, а именно в осуществлении тесного сотрудничества с семьями воспитанников.

В своей практической деятельности мы убедились, что вовлекать семьи в программу необходимо, потому что:

-дети и родители – это части одной системы;

-родители первыми формируют систему ценностей ребёнка;

-родители лучше других знают своего ребёнка;

-работа педагогов по настоящему эффективна только тогда, когда она имеет поддержку в семье.

Участие родителей в деятельности детского сада приносит пользу каждому из участников: детям, родителям и педагогам.

Для того чтобы взаимодействие было наиболее эффективным в дошкольном учреждении применяется главный  принцип:  участие всех семей приветствуется во всем многообразии форм.

Целью работы по данному направлению является: создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей по реализации  воспитательно-образовательного  процесса.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

  1. Формировать у педагогов и родителей единое понимание целей и задач, средств и методов воспитания детей, условий  их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
  2. Разработать план мероприятий по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс.
  3. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, гармонизации и гуманизации детско-родительских отношений.
  4. Структурировать работу воспитателей с родителями, придать ей комплексный характер.

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

I   НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП.

Изучение реальной социопедагогической ситуации.

      по отношению к семьям воспитанников                по отношению к педагогам

1.1. Изучение педагогами семей воспитанников, их индивидуальных особенностей проводилось с использованием различных методов: наблюдение за взаимодействием родителей с ребенком, за ребёнком во время совместных с другими детьми игр, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование родителей.

Основные критерии изучения семьи:

Структура семьи и её психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношение между взрослыми в семье, профессии взрослых);

Формы семейных отношений;

Микроклимат в семье;

Положение матери и отца в семье;

Педагогические возможности семьи.

Кроме того, важно знать ещё, каковы ожидания родителей от посещения ребёнком ДОУ. Необходимо выяснить, какие качества, по мнению родителей, следует развивать у ребёнка; какими  знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок на каждом возрастном этапе; каковы представления родителей о деятельности воспитателей и других специалистов детского сада.  Подобной информацией обмениваются педагоги с родителями на собеседовании, которое проводится со всеми родителями вновь поступающих детей. Первый этап собеседования представляет собой беседу родителей с заведующей д/с. Второй этап – знакомство с педагогами группы и специалистами (старший воспитатель, психолог), встреча проходит в форме круглого стола. В завершении таких встреч родителям выдаётся памятка «Мы идём к вам в детский сад».

Результаты исследования.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что родители зачастую не видят ценности своего участия в воспитательно-образовательном процессе и возможности влиять на него; не владеют информацией, чем они могут быть полезны в его организации; имеется недостаток информации о жизнедеятельности ДОУ и отдельно взятой группы; о возрастно-психологических особенностях детей. Многие родители испытывают сложности во взаимоотношениях со своими детьми и сталкиваются с такими проблемами, как: «Детское непослушание», «Как научиться понимать ребёнка?», «Что делать с агрессивностью ребёнка?», «Детские страхи», «Правила поведения дома и в общественных местах» и многими другими.

Педагоги, в свою очередь, тоже не всегда могли оказать квалифицированную практическую помощь родителям в решении их проблем и испытывали трудности в привлечении родителей к деятельности детского сада (в той степени, в которой это предусмотрено основной образовательной программой).

1.2. Анализ работы по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников на этапе внедрения программы показал несоответствие результатов ожиданиям. Поскольку участие семьи – это неотъемлемая часть образовательной программы, необходимо было изучить причины низкой результативности работы педагогов.

С этой целью было проведено анкетирование родителей и педагогов, которое выявило ряд причин отсутствия эффективного взаимодействия:

-низкая мотивация со стороны педагогов и родителей;

-неумение оказать квалифицированную психолого-педагогическую                                                                   помощь родителям (в том числе из-за нехватки опыта работы);

-не все педагоги видят в родителях своих партнёров;

-отсутствие времени для общения;

-недостаточный уровень знаний педагогов нормативных документов,                                          регламентирующих деятельность по данному направлению.

Исходя из полученных результатов анкетирования, мониторинга общения с родителями, а также педагогических наблюдений стало очевидно, что работу необходимо вести в двух направлениях: с педагогами по организации взаимодействия с семьёй и с родителями по повышению педагогической культуры, а также гармонизации и гуманизации детско-родительских отношений.

II    ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации         взаимодействия с родителями.

В целях оптимизации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников были поставлены следующие задачи:

1. Совершенствовать профессиональную и правовую культуру педагогов в рамках взаимодействия с семьёй.

2. Раскрыть значимость сотрудничества педагогов с родителями для полноценного развития личности ребёнка.

3. Помочь педагогам освоить способы изучения семьи, её индивидуальных особенностей.

4. Изучить и внедрить в практическую деятельность новые формы работы с семьёй.

Для реализации поставленных задач в работе с педагогами использовались следующие формы:

Обучающие семинары.

Тематика встреч:

Правовое  регулирование сотрудничества ДОУ и семьи. Рассматривались вопросы содержания основных нормативных документов ДОУ, в частности относительно взаимодействия с родителями.

Права ребёнка, проблемы их соблюдения и защиты - о том, как пропагандировать права ребенка среди родителей; как готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.

Семьи разные нужны, семьи разные важны - об особенностях семей и различных стилях воспитания ребёнка. Классификация семей.

Характеристика основных форм взаимодействия ДОУ и родителей дошкольников. Во время встречи воспитатели представили анализ форм работы с родителями (какие формы являются более/менее успешными, почему?).

Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Цикл практических мастерских.

Тематика встреч:

Особенности взаимодействия  с семьёй в период адаптации в ДОУ.

Проведение родительского собрания с использованием нетрадиционных форм.

Приёмная – информационный блок для родителей.

Общение педагогов и родителей.

Изучение семьи.

Анкетирование.

Цель: выявление возможных проблем во взаимодействии педагогов и родителей, а также совершенствование работы педагогического коллектива.

Консультативная работа.

В рамках этой формы педагоги получают методическую и практическую помощь по вопросам педагогической работы и организации взаимодействия с родителями.

Традиционно такие консультации проводятся старшим воспитателем и специалистами д/с, но, в последнее время, в практику внедряется проведение консультаций самими педагогами. Как правило, темы консультаций планируются на основе анализа воспитательно-образовательной работы ДОУ и по запросам педагогов, при этом носят обучающий характер.

Примерная тематика консультаций:

-Сотрудничество с  родителями в адаптационный период.

-Анализ эффективности общения с родителями.

-Совместная и самостоятельная деятельность ребёнка, их значение в развитии ребёнка.

-Оздоровительная работа в д/с и дома.

-Как организовать совместное мероприятие с семьями воспитанников (спортивные праздники, интеллектуальные встречи, игры, КВН, Дни рождения в группе, организация прогулок и экскурсий).

-Как организовать работу консультантов (родителей) в центрах активности.

-Исследование детско-родительских отношений (в том числе, через использование проективных  методик).

-Общая стратегия воспитания и развития ребёнка.

Наставничество.

В работе дошкольного учреждения  наиболее опытным педагогам предоставляется возможность поделиться своими знаниями и практическими умениями с начинающими воспитателями. Данная форма предполагает индивидуальное консультирование, показ открытых мероприятий по проблемам, помощь в подборе методической литературы, знакомство с нормативно-правовыми документами различного уровня и др.

Открытые мероприятия.

Подобные мероприятия предполагают презентацию практического опыта специалистами и педагогами для остальных членов коллектива.  Например, проведение открытого интегрированного занятия (каждый воспитатель два раза в год приглашает коллег на открытое интегрированное занятие в своей группе с целью презентации опыта по теме самообразования); проведение родительского собрания.  

Педсоветы.

Данная форма является подведением итогов опыта работы всех педагогов и презентация его коллективу.  В период подготовки к педсовету педагогами ведётся большая работа, которая предполагает проведение анкетирования, консультаций, смотров-конкурсов, открытых мероприятий.

Возможные темы для проведения педсоветов:

-Семья, ребёнок, детский сад: презентация опыта.

-Потенциал взаимодействия ДОУ и семьи.

Решение поставленных задач достигается не только внутренними силами, но и с привлечением внешних связей. Педагоги нашего ДОУ систематически проходят обучение в НИПКиПРО, НГПУ и принимают участие в работе районных методических объединений.

Реализация системы работы с педагогическим коллективом по организации с семьями воспитанников позволила нам существенно повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по данному вопросу.

Наблюдение, осуществляемое старшим воспитателем, и индивидуальные беседы с воспитателями групп и родителями  позволили выявить следующие положительные изменения во взаимодействии педагогов с семьями:

-Педагоги владеют различными способами изучения семьи и используют полученные сведения для индивидуализации взаимодействия с различными типами семей;

-Педагоги не боятся выходить на контакт  с родителями, грамотно информируют родителей о развитии ребёнка, о событиях из жизни группы, используя для этой цели различные способы и приёмы  (словесные, наглядные, практические);

-Педагоги успешно используют интерактивные формы  работы с родителями;

-Изменилась позиция педагогов по отношению к родителям: большинство педагогов видят в родителях партнёров, консультантов и активно сотрудничают с ними в процессе реализации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

2.2.   Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Система конструктивного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса предполагает поэтапное включение родителей в жизнедеятельность группы, с учетом их возможностей, интересов и образовательных потребностей. Алгоритм взаимодействия педагогов всех групп детского сада с семьями воспитанников идентичен. В комплексе мероприятий по созданию сообщества детей, родителей и педагогов можно выделить три основных этапа: «Давайте познакомимся», «Давайте подружимся», «Давайте действовать вместе».

1 этап «Давайте познакомимся»

Цель данного этапа: адаптировать участников образовательного процесса к новым условиям.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с философией, целями и задачами основной образовательной программы, системой работы, сложившейся в ДОУ.
  2. Выяснить, каковы  взгляды родителей на воспитание ребёнка; ожидания от посещения ребёнком детского сада; особенности, интересы и ценности семей воспитанников.
  3. Выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Для реализации поставленных на этом этапе задач были использованы различные методы и приемы.

Изучение семей воспитанников (отношений между детьми и родителями, семейных ценностей и потребностей, педагогических возможностей родителей), начатое на начальном этапе и продолженное на этапе «Давайте познакомимся», позволяет сделать сравнительный анализ и классифицировать семьи на три основных типа:

первый тип - семьи, которые знают и умеют правильно воспитывать детей и не нуждаются в особой поддержке со стороны педагогов.  Им необходимо  лишь общение с другими родителями и детьми;

второй тип - семьи, которые принимают и любят своих детей, искренне интересуются их действиями и мыслями, но испытывают трудности в воспитании по причине низкой педагогической компетентности. Такие семьи нуждаются в психолого-педагогической помощи со стороны специалистов ДОУ;

третий тип - семьи, в которых уровень педагогической культуры крайне низок. Важность правильного воспитания не осознается родителями, они не стремятся улучшить взаимоотношения с ребёнком, понять его. Дети могут быть отвергаемыми.

Очевидно, что в зависимости от того, к какому типу относится семья, работу с родителями на последующих этапах следует осуществлять по-разному.

2 этап «Давайте подружимся»

Цель данного этапа: постепенное включение родителей в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Информировать родителей о том, какая тема и какие проекты рассматриваются в группе.
  2. Предлагать родителям возможные варианты участия в совместной с детьми деятельности в рамках темы, которая живет в группе.
  3. Побуждать родителей принимать участие в совместных мероприятиях.

Дополнительно:

для второго типа семей - осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей;

для третьего типа семей - повысить оценку ребёнка в глазах родителей, а также уровень заинтересованности ребенком.

   Необходимо большое внимание при работе с семьями третьего типа  уделять информированию родителей о достижениях ребёнка (в том числе малейших). Для этого используются различные приёмы: словесная похвала, демонстрация результатов деятельности ребёнка, организация персональной выставки, знакомство с интересными высказываниями ребёнка и другие.                                  

Стимулировать семьи первого типа на передачу опыта другим семьям через консультирование по проблемным вопросам (в парах), публикацию статей по обмену опытом воспитания, пополнение библиотеки литературой, рекомендации литературы для рассмотрения, презентацию их семейных проектов.

Планирование взаимодействия педагогов и семей на данном этапе можно осуществлять, используя различные методы.

3 этап «Давайте действовать вместе»

Цель данного этапа: осуществлять тесное взаимодействие с родителями, выступающими в роли союзников и активных участников организации педагогического процесса.

 Задачи:

  1. Вовлекать родителей в качестве помощников и партнёров в организацию детской деятельности.
  2. Продолжить систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей.
  3. Способствовать установлению более тесных  сотруднических взаимоотношений между педагогами (в том числе, специалистами ДОУ), родителями и детьми группы.

Этот этап характеризуется тем, что значительно повышается инициативность и самостоятельность родителей. Между родителями появляется больше точек соприкосновения, и взаимоотношения выходят на качественно новый уровень. Зачастую родители обмениваются значимой для них и детей информацией, организуют мероприятия и решают текущие вопросы без привлечения воспитателей. Становится традиционным телефонное общение, встречи в неформальной обстановке, возникают клубы по интересам.

Отличие в работе  педагогов с семьями различных типов будет заключаться в следующем:

-Семьи первого типа, которые компетентны в вопросах воспитания детей и уже имеют опыт сотрудничества в рамках образовательной программы, необходимо всячески поддерживать, поощрять и стимулировать на  совместную деятельность.

-Семьи второго типа следует постоянно привлекать к активному участию в образовательно-воспитательном процессе; оказывать консультативную поддержку и давать рекомендации практического характера.

-Семьи третьего типа  нужно постоянно информировать о развитии детей, о деятельности педагогов в решении проблем их детей в конкретный период времени, об образовательной ситуации в группе; осуществлять консультирование по возникающим проблемам; отмечать и поощрять малейшие достижения в воспитании ребёнка и благодарить за участие в жизни группы. Планирование взаимодействия педагогов и семей на данном этапе можно осуществлять, используя различные методы.

Вообще, выражение признательности, в сумме с информированностью являются залогом успеха во взаимодействии со всеми семьями, к какому бы типу они не относились. Об этом всегда следует помнить воспитателю!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (достигнутые результаты)

Организованная система мероприятий повлекла изменения в отношениях педагогов с  родителями.

Данная система позволила создать благоприятные условия для успешной реализации образовательной программы в нашем ДОУ. Доказательством успешного сотрудничества педагогов с родителями являются следующие результаты:

-Повышение активности родителей (во взаимодействии с педагогами и по отношению к жизни детей в условиях детского сада):

-Увеличение посещаемости родительских собраний (до 80%);

-Увеличилось число обращений за консультацией  к педагогам и специалистам д/с (большинство семей второго типа);

-Участие в проектной деятельности (все семьи): помогают в сборе информации, подборе литературы, материалов, изготовлении костюмов, непосредственно участвуют в подготовке и реализации проектов (индивидуальных, групповых, коллективных), помогают организовать презентацию проекта.

-Изменилось отношение родителей к сотрудничеству в рамках совместных праздников и развлечений.  Если изначально родители выполняли лишь роль зрителей, далее – это было минимальное участие в эпизодических играх и конкурсах, то сейчас исполняют роли в течение всего мероприятия.

-Родители стали охотнее принимать участие в организации тематических выставок. В ставшей традиционной выставке «Дары осени» в этом учебном году приняли участие 90% семей всего д/сада.

-В оформлении уголков «Презентация семьи», «Презентация ребенка», изготовлении «Семейного герба» и «Генеалогического древа»

-Повышение заинтересованности родителей в организации развивающей среды группы и д/с: оснащение центров активности различными материалами,  оборудованием, дидактическими играми, игрушками, литературой.  Силами родителей приобретены развивающие игры и пособия.

-Родители принимают участие в оздоровительной работе:

принимают участие в  изготовлении нетрадиционного спортивного инвентаря;

изготавливают ортопедические дорожки;

Все выше  перечисленные результаты свидетельствуют о заинтересованности родителей в создании благоприятных условий для развития детей, повышении педагогической культуры родителей.

В результате проведенной работы разработан и реализован проект по взаимодействию с родителями младшего дошкольного возраста «Детско-родительская школа «Единство».

Разработанная система мероприятий позволила вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и доказала необходимость сотрудничества педагогов с родителями по реализации задач развития детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова С.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005;
  2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005;
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – Издание 4-е, стереотипное. – М.:ЧеРо, Сфера, 2005;
  4. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М: «Линка –Пресс», 2001;
  5. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка. – М: «Просвещение», 2003;
  6. Зверева О.Л., Галичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М: «Академия», 2000;
  7. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. – Ярославль, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности. Если мы хотим вырастить ...

"Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Из опыта работы"

В данной презентации я представляю опыт работы наших дошкольных отделений по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоро...

Использование ИКТ – технологий при организации продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Продуктивное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в контексте организации целенаправленной коррекци...

Формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста

В статье описывается опыт работы по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. Приведены примеры традиционных и нетрадиционных форм...

Факторы эффективного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста

В презентации представлены: понятие семья, взаимодействия; функции семьи; методы взаимодействия ДОУ и семьи; факторы которые снижают эффективность их взаимодействия; показатели эффективности взаимодей...

Презентация "Организационно-методические условия к подготовке педагогов к взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста"

Презентация "Организационно-методические условия к подготовке педагогов к взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста" содержит в себе исторический аспект проблемы взаимодействия ...