Проект "Детско-родительская школа "Единство"
проект
Поступление ребёнка в детский сад неизбежно сопряжено с возникновением проблем, поскольку изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Живя в семье, ребёнок привыкает к определенным условиям: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения. Эти условия в той или иной степени отличаются от условий детского сада, что приводит к нарушению эмоционального состояния малыша. Многочисленные исследования учёных (И.П. Павлов, Э. Торндайк, В. Штерн и другие) убедительно доказали, что привыкание к новым условиям, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. К сожалению, часто родители либо не осознают важности данного периода, либо излишне тревожатся за ребёнка, что в обоих случаях не способствует решению возникающих трудностей. Поэтому актуальность проблемы адаптации остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Способствовать решению данной проблемы могут сотрудники детского сада, способные создать благоприятные условия для безболезненного приспособления ребёнка к новой ситуации. Также они способны в той или иной степени подготавливать родителей к изменению семейной ситуации, ситуации воспитания и развития ребёнка в связи с его поступлением в детский сад, то есть оказать им квалифицированную психолого-педагогическую помощь.
Работе педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников в последнее время уделяется особое внимание. Она начинается ещё задолго до посещения ребёнком детского сада, когда родители получают рекомендации во время индивидуальных консультаций, либо общих родительских собраний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detsko_-roditelskaya_shkola_edinstvo.docx | 52.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «АНТОШКА»
Детско-родительская школа
«Единство»
(Проект)
Автор:
Кнаус Галина Николаевна
воспитатель высшей кв. категории
Актуальность
Поступление ребёнка в детский сад неизбежно сопряжено с возникновением проблем, поскольку изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Живя в семье, ребёнок привыкает к определенным условиям: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения. Эти условия в той или иной степени отличаются от условий детского сада, что приводит к нарушению эмоционального состояния малыша. Многочисленные исследования учёных (И.П. Павлов, Э. Торндайк, В. Штерн и другие) убедительно доказали, что привыкание к новым условиям, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. К сожалению, часто родители либо не осознают важности данного периода, либо излишне тревожатся за ребёнка, что в обоих случаях не способствует решению возникающих трудностей. Поэтому актуальность проблемы адаптации остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Способствовать решению данной проблемы могут сотрудники детского сада, способные создать благоприятные условия для безболезненного приспособления ребёнка к новой ситуации. Также они способны в той или иной степени подготавливать родителей к изменению семейной ситуации, ситуации воспитания и развития ребёнка в связи с его поступлением в детский сад, то есть оказать им квалифицированную психолого-педагогическую помощь.
Работе педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников в последнее время уделяется особое внимание. Она начинается ещё задолго до посещения ребёнком детского сада, когда родители получают рекомендации во время индивидуальных консультаций, либо общих родительских собраний.
Подготовительный этап к приёму детей в ДОУ включает в себя:
-Встречу родителей с заведующим ДОУ
-Общее родительское собрание
-Индивидуальные встречи с педагогом-психологом, старшим воспитателем, мед. сестрой, воспитателями
Постепенное введение детей в группу, гибкий режим пребывания детей, ежедневный контроль за эмоциональным и физическим состоянием детей, их аппетитом, сном, игрой, взаимодействием с другими.
К сожалению, даже когда в учреждении разработана и реализуется система мероприятий по адаптации детей, не всегда воспитателям удается наладить конструктивное взаимодействие с родителями, снять тревожность за ребёнка, подружить семьи между собой.
Идея разработки проекта связана с тем, что в литературе сложно найти программу, которая бы подходила конкретным детям, родителям и учреждению (как правило, разработаны программы, либо для детей раннего возраста, либо для детей старшего дошкольного возраста и родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений. Главное, готовые программы не позволяют решить все задачи, которые стоят на сегодняшний день перед педагогами и родителями, вновь поступающих в детский сад детей.
Цель проекта: взаимодействие с родителями воспитанников для оптимизации процесса адаптации в ДОУ и создания единого родительского сообщества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создание условий для быстрого и безболезненного вхождения детей в ДОУ;
- знакомство детей и родителей с воспитателями, специалистами и другим персоналом, а также условиями детского сада; изучение особенностей семей;
- установление доброжелательных и доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка; обогащение опыта взаимодействия родителей с ребёнком;
- снижение тревожности родителей;
- снятие проблем, возникающих в адаптационный период.
Ожидаемые результаты
- Успешная адаптация вновь поступивших детей к дошкольному учреждению.
- Сплоченный коллектив педагогов и родителей, настроенный на дальнейшее сотрудничество.
Категории/участники
Предлагаемая программа в большей степени подходит для младших дошкольников (2-3 года), которые проводят первые дни в детском саду и их родителей.
Структура проекта
Всего рекомендуется проведение 12 встреч. Встречи рекомендуется проводить два – три раза в неделю, чередуя встречи только со взрослыми (родителями и воспитателями) и совместные занятия с детьми и родителями. Продолжительность совместных занятий с детьми 20-50 минут, только со взрослыми - от получаса до двух часов, в зависимости от интересов, активности и потребностей участников. Проект может быть легко трансформирован исходя из запросов и пожеланий родителей и задач, которые ставят перед собой педагоги. Предлагаемые вопросы для рассмотрения выбраны на основании изучения интересов родителей, воспитывающих детей 3-4 лет. Проект позволяет строить работу вариативно, учитывая возможности и потребности каждого участника и группы в целом.
Планирование совместных занятий со взрослыми и детьми основывается на следующих принципах:
- Принцип развития. Под развитием понимается появление у ребёнка нового отношения к миру, себе, другим людям, новых способностей, желаний, интересов, освоение новых способов деятельности.
- Принцип самоценности. Дети участвуют в различных видах деятельности (игра, рисование, слушание, экспериментирование, конструирование) по собственному желанию, без каких-либо жестких правил и норм. При этом они получают новые знания, осваивают умения и навыки, а главное – эти виды деятельности способствуют развитию психических процессов, нравственных качеств, коммуникативных способностей ребёнка.
- Принцип деятельности. Содержание проекта построено на включении детей в совместные со взрослыми и с другими детьми действия с разнообразными предметами и материалами, вовлечение в разнообразные игры, к процессе которых происходит развитие детей.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми – создание условий для эмоционального благополучия каждого ребёнка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на развитие его индивидуальности. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные, ласковые интонации, внимание к настроению ребёнка – отношение к нему как к самоценной личности.
- Принцип интеграции содержания образования предполагает сочетание и взаимопроникновение в процессе разных видов детской деятельности с опорой на игровые методы. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, всестороннее развитие.
- Принцип преемственности – достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в детском саду и в семье.
Структура занятий со взрослыми
Общение с родителями и воспитателями организуется в кругу. Начинать каждую встречу следует с игр и упражнений, способствующих снятию тревожности, созданию положительного эмоционального настроя, формированию доверительных отношений участников друг к другу.
По окончанию каждой встречи даётся домашнее задание, которое обязательно обсуждается при следующей встрече.
Информационная часть представлена в различных, в большинстве случаев, активных формах - разнообразные игры, психогимнастические упражнения, визуализация; во время длительных обсуждений и дискуссий проводятся физкультминутки. Часто используются методы арттерапии, поэтому такая деятельность не только полезная, но и весьма интересная.
На заключительном этапе занятий организуется рефлексия, которая позволяет получить обратную связь от родителей и использовать полученную информацию для мониторинга работы.
Рекомендуется подготавливать для родителей раздаточный материал (буклеты, листовки, памятки) с основными положениями рассматриваемой темы.
Тема 1 занятия «Давайте познакомимся»
Цели и задачи:
- Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.
- Выяснение ожиданий и опасений родителей.
- Актуализация представлений о своем ребёнке.
Содержание занятия:
- Обсуждение целей и задач тренинга; плана и режима работы.
Выяснение ожиданий и пожеланий родителей от предстоящих встреч
(- Какие вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка Вас интересуют?)
Выработка групповых правил.
- Знакомство: игра «Я такой!» - участники по очереди называют своё имя (как следует их называть на тренинге) и свои достоинства («Я умею хорошо…). Каждый участник называет имена и достоинства предыдущих участников (по принципу «снежного кома»), а затем своё имя.
- Рефлексия «Мой ребёнок пошел в д/с» участники озвучивают, какие чувства чаще всего они испытывают в последнее время в связи с поступлением ребёнка в детский сад. Другие могут высказывать своё отношение к услышанному, давать советы (в случае если тот, кто говорил, просит об этом).
- Дискуссия: актуализация взаимосвязи родителя с ребёнком. Важность понимания себя самого и ребёнка.
- Понимание не возможно без знания внутреннего мира ребёнка.
- Анкетирование с обсуждением: «Насколько хорошо я знаю своего ребёнка?»
Насколько хорошо я знаю своего ребёнка?
№ п/п | Вопрос | Ответ родителя | Ответ ребёнка |
1 | Что ребёнок любит больше всего делать? | ||
2 | Что не любит делать? | ||
3 | Заветное желание ребёнка | ||
4 | Любимое животное ребёнка. Почему нравится? | ||
5 | Любимая еда ребёнка | ||
6 | Любимая игрушка ребенка | ||
7 | Любимая книжка | ||
8 | Любимый мультфильм | ||
9 | Кем ребёнок хочет стать, когда вырастет? |
- Домашнее задание: заполнить графу, опросив ребёнка;
подготовить и оформить «визитную карточку ребёнка».
Встреча 2: «Родители и я - друзья»
Цели и задачи:
- Знакомство с детьми, а также описание родителей «глазами детей».
- Обогащение опыта совместного времяпровождения родителей и детей.
- Акцентирование внимания родителей на чувствах радости и удовольствия от совместного общения с детьми. Обозначить важность совместной деятельности для развития ребёнка.
Содержание занятия:
- Сидя в кругу - знакомство с детьми: игра «Скажи комплимент» - каждый сидящий в кругу берёт мяч, называет своё имя, говорит, что есть у него хорошего, а затем передаёт мяч соседу и говорит комплимент ему.
- Презентация ребёнка (домашнее задание): родители рассказывают про своего ребёнка, демонстрируют созданную «визитную карточку ребёнка». После окончания рассказа все участники дружно произносят фразу «Мы рады, что такой (-ая) … (имя ребёнка) есть у нас в группе … (название группы)».
- Физкультминутка – игра под музыку: стоя в кругу, дети и взрослые пропевают слова и выполняют соответствующие движения:
Вперёд 4 шага,
Назад 4 шага,
Кружится, кружится наш хоровод.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Плечиком подвигали,
А потом попрыгали.
Движения можно повторить 2-3 раза с ускорением.
- Затем дети рассказывают про своих родителей. Ведущий помогает, задавая вопросы: Какая твоя мама/папа? Что она/он любит делать? Что ей/ему нравится? А также: «Я люблю, когда мама/папа…», «Я не люблю, когда мама/папа…».
- Игра «Собираемся на праздник» - предлагается детям (можно одновременно двум) за 30 секунд нарядить маму, используя предложенные атрибуты (платки, маски, ленты и др.). Другие участники делятся своим мнением о том, какой костюм лучше.
- Психогимнастика: игра «Угадай, чьи руки». Родители с завязанными глазами ощупывают руки детей и находят среди них своего.
- Арт-терапия: совместное рисование. Предлагается ребёнку вместе с мамой нарисовать красивый рисунок. Можно предложить темы: «Наша семья», «Наш дом» и др. Формат листа для рисования: А3, можно предложить на выбор краски, фломастеры, карандаши.
- Домашнее задание: совместная деятельность родителей и детей: ведущий предлагает заняться вечером вместе чем-то интересным и принести на следующую встречу доказательство этого. Например: погулять в парке и принести найденные листья, шишки, перья или фотографию, сделанную в это время. Можно вместе делать уборку, печь пирог, строить из конструктора и т.д.
Перед уходом следует рисунки подписать и разместить на выставке, а «визитные карточки» детей поместить на дверцы кабинок.
Встреча 3: «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»
Цели и задачи:
Составление психологического портрета ребёнка 2-3, 3-4 лет.
Знакомство с основными направлениями развития.
Содержание занятия:
- Игра-разминка: «Общий круг»: каждый участник, сидящий в кругу, здоровается глазами со всеми по кругу.
- Обсуждение домашнего задания: совпали ли Ваши представления о ребёнке с его ответами. Что для вас оказалось неожиданным?
- Обсуждение: какие изменения произошли с ребёнком за последний год.
- Дискуссия: что и как развивается у детей 2-4 лет и как взрослым способствовать этому развитию.
- Раздаточный материал: «Годовые задачи развития ребёнка».
- Прощание.
Встреча 4 «Делаем вместе» - совместно с детьми
Задачи:
- Знакомство с тем, как семьи проводят свой досуг.
- Продолжение обогащения опыта совместного времяпровождения родителей и детей; создавать ситуации взаимодействия и сотрудничества.
Содержание занятия:
- Презентация домашнего задания: «Что мы делали вместе с мамой/папой »: рассказ детей и взрослых, демонстрация продуктов совместной деятельности.
- Физкультминутка – игра под музыку: «Если нравится тебе, то делай так…»
- Игра «Черепаха»
- Психогимнастика: игра «Найди свою маму/папу» - дети с завязанными глазами находят своих родителей.
- Арт-терапия: совместная лепка. Предлагается ребёнку вместе с мамой/папой вылепить, что им хочется. Можно предложить темы: «Наше любимое блюдо», «Любимый герой сказки», «Любимая игрушка» и др. Лепка может быть как объёмной, так и плоскостной.
- Домашнее задание: подготовить презентацию семьи (рассказ, видео, создание генеалогического древа, герба, альбома и др.)
Встреча 5 «Как общаться с ребёнком 2-4 лет »
Задачи:
- Знакомство с интересующими ребёнка темами для общения.
- Рассмотрение способов познавательного и развивающего общения с ребёнком.
- Конкретизация литературы для чтения ребёнку родителями.
Содержание занятия:
- Занятие можно начать с упражнения «В прямом эфире»: передавать микрофон и произносить пожелания соседу, любому из присутствующих, либо всем присутствующим. Затем можно проговорить, что запомнили друг о друге с прошлых встреч.
- Дискуссия:
Как правильно общаться с младшим дошкольником? Что его интересует, о чем с ним разговаривать?
Как относиться к детским вопросам и как на них отвечать?
Чего нельзя делать по отношению к младшему дошкольнику?
- Рекомендации: как общаться с ребёнком, развивая его.
- Презентация выставки художественной литературы.
- Памятки со списком литературы для чтения ребёнку 3-4 лет.
- Домашнее задание: напомнить родителям про презентацию семьи, обсудить идеи, дать необходимые пояснения.
Встреча 6 «Утренний круг и деятельность в центрах активности
по теме «Семья» - совместно с детьми
Задачи:
- Формирование у родителей представления об особенностях образовательного процесса в детском саду, о структуре утреннего сбора, деятельности в центрах активности.
- Знакомство с семьями.
- Обогащение практического опыта родителей совместной деятельности с детьми.
Основное содержание:
- Речевка. Повторение хором с воспитателем речевки о группе:
В нашей группе «Одуванчик»
Очень дружно мы живём;
Вместе влепим и рисуем,
Вместе песенки поём!
- Приветствие детей и взрослых: прикосновение ладошками друг к другу, здороваемся.
- Счет: сколько мальчиков, сколько девочек, сколько всего ребят, назвать всех отсутствующих.
- Физминутка – подвижная игра «Колпачок».
- Работа с календарем природы.
Время года, число, месяц. Особенности погоды. Изменения в природе.
- Сюрпризный момент. Приход к детям в гости семьи медведей (по сказке «Три медведя»). Беседа о семье, вопросы к детям и взрослым (о составе семьи, членах, о проведении вечернего досуга и выходных).
- Презентация семей (предварительная подготовка дома).
- Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, Кто живёт в моей квартире? | Хлопки в ладоши на счёт. |
Раз, два, три, четыре, пять! Всех могу пересчитать: | Хлопки в ладоши на счёт. |
Папа, мама, брат, сестрёнка, | Поочерёдное поглаживание пальчиков. |
Кошка Мурка, два котёнка, Мой щегол, сверчок и я, Вот и вся моя семья! | Массаж всех десяти пальчиков. |
- Презентация центров активности, выбор деятельности детьми, совместная деятельность детей и взрослых в центрах.
Центр Искусства: 1) рисование «Цветик - семицветик» (взрослый рисует цветок, а ребёнок его раскрашивает, затем взрослый пишет на лепестках имя своего ребёнка и ласковые слова).
2) Коллективная работа «Дерево дружбы» (на ватмане заранее рисуется ствол и ветви дуба, из цветной бумаги по трафарету вырезаются листья. Родители пишут на листьях имена детей, дети наклеивают листья на ватман).
Центр строительства: строительство домов из разнообразного строительного материала.
Центр литературы: рассматривание иллюстраций и чтение взрослыми детям литературных произведений по теме.
Центр сюжетно-ролевой игры: игра-драматизация по сказке «Три медведя» (воспитатели и дети).
- Организация выставки, рассматривание готовых работ.
Встреча 7 «Мир детский и мир взрослый»
Задачи:
- Осознание разницы между «миром» ребёнка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д.
- Приобретение навыков анализа причин поведения ребёнка, исходя из позиции взрослого.
Содержание занятия:
- Игра «Хорошее настроение»: ведущий складывает ладони лодочкой, вкладывая между ними хорошее настроение, и проводит ими между ладонями соседа, передавая настроение.
- Информационная часть
- Визуализация «Погружение в детство»
- Упражнение «О правах детей и родителей».
- Психогимнастика «Какой вы родитель?»
- Домашнее задание: заполнить таблицу:
О своём ребёнке…
№ п/п | Что меня огорчает в моём ребёнке | Что меня радует в моём ребёнке |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
- Рефлексия «Какое открытие Вы для себя сделали в ходе занятий в группе?
Встреча 8 «Знакомство с музыкальным залом и муз. руководителем» -совместно с детьми
Задачи:
Знакомство с музыкальным залом, муз. руководителем, муз. деятельностью, проводимой в детском саду.
Основное содержание:
- Муз. Руководитель встречает всех в зале. Музыкальное приветствие.
- Игра «Знакомство»: пропевание своего имени.
- Игра «Подарок»: из мешочка каждая пара (родитель-ребёнок) достаёт муз. инструмент и играет на нём, можно сопровождать игру движениями.
- Колыбельные для ребят в исполнении мам.
- Под музыку «Колыбельная» дети убаюкивают игрушки.
- Общий танец «Утят»
- Музыкальное прощание.
Встреча 9 «Язык принятия» и «язык непринятия»
Задачи:
- Знакомство с понятием «принятие» ребёнка, особенностями принимающего и непринимающего поведения ребёнка.
- Расширение представления родителей о возможностях психологической поддержки ребёнка, о её важности для формирования у ребёнка уверенности в себе и доверия к миру.
Содержание занятия:
- Стоя в кругу, под динамичную музыку, приветствуем друг друга: ладошками, ступнями, плечами.
- Упражнение на формирование позитивного мышления «Именно сегодня»
- Упражнение «Стиль общения в семье».
Двум участникам группы предлагается выйти за дверь кабинета. Остальные участники задумывают предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Предмет и место не называются участниками напрямую, а ответы с уточняющими вопросами носят завуалированный характер.
Задание группе: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информации); второму – положительное подкрепление всех его слов и поступков (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверение в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов).
Затем проводится обсуждение. Вопросы активным участникам:
- Как Вы чувствовали себя в роли?
- Какие чувства вызывала у Вас реакция группы?
- Как чувствуете себя сейчас?
4. Предыдущее упражнение подводит к информационной части.
Положительное принятие (безусловно, положительное отношение к ребёнку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности) ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С отрицательным шквалом подкреплений взрослый справился, т.к. понимал, что это игра. Ребёнку такое количество отрицательных оценок выдается порциями и растягивается на весь период детства. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые бы помогли ему справиться с переживаниями, т.о. у ребёнка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику. И тогда возникают вопросы:
- Как вести себя по отношению к ребёнку?
- Как показать ребёнку, что принимаем его?
Для этого следует рассмотреть факторы, которые влияют на «язык принятия» и «язык непринятия».
- Оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты жадный мальчик»).
- Временный язык («Сегодня у тебя рисунок получился не так как тебе хотелось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»).
- Невербальные проявления «языка принятия и неприятия» (мимика, взгляды, жесты, интонация, позы).
5. Предлагается поиграть: разделить элементы «языка принятия и непринятия» на две коробочки:
ласковые слова
выражение заинтересованности
сравнение с самим собой
одобрение
согласие
позитивные телесные контакты
улыбка
контакт глаз
доброжелательные интонации
эмоциональное присоединение
поощрение
выражение своих чувств
отражение чувств ребёнка
отказ от объяснений
сравнение с другим ребёнком
указание на несоответствие родительским ожиданиям
игнорирование
команды
приказы
угроза
наказание
«жесткая мимика»
угрожающие позы
негативные интонации
6. Психогимнастическое упражнение: по очереди каждый участник вытягивает элементы «языка принятия и непринятия» (которые теперь перемешаны и находятся в одной коробочке) и проигрывает свой элемент по отношению к ребёнку (на роль ребёнка выбирается один из участников). Другие участники должны угадать, что он демонстрирует.
- Обсуждение домашнего задания прошлого занятия: «Что меня радует и что огорчает в поведении ребёнка?». Предлагается оценить свои ответы с точки зрения «языка принятия и непринятия.
8. Новое домашнее задание: нарисовать вместе с ребёнком круглый стол и попросить ребёнка рассадить за этим праздничным столом тех, кого он хотел бы видеть на семейном празднике. Ребёнок сам должен нарисовать то количество стульев, которое ему необходимо, не надо ему подсказывать и навязывать своё решение.
Встреча 10 «Экскурсия по детскому саду» - совместно с детьми
Задачи:
- Посещение помещений и прогулка по территории детского сада.
- Знакомство с сотрудниками детского сада.
Содержание занятия:
О визите гостей – детей и родителей сотрудники (мед. сестра, логопед, физкультурный работник, повара) информируются заранее и готовятся к встрече.
Экскурсия проводится в игровой форме – путешествие с остановками «Медицинский кабинет», «Спортивный зал» и др. Передвижение можно осуществлять под «Песенку друзей» (на слова С. Михалкова).
- Посещение мед. кабинета: беседа, взвешивание, измерение роста, угощение витаминами.
- Посещение кабинета логопеда: ознакомительная беседа, артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».
- Посещение кабинета психолога: ознакомительная беседа, игра с кубом «Эмоции».
- Посещение кухни: рассказ о питании детей в детском саду, рассматривание посуды и приборов для приготовления пищи.
- В спортивном зале проводится весёлая эстафета с участием детей и взрослых
- Прогулка по территории детского сада, рисование мелками на асфальте «Чтобы стал садик красивее».
- Прощание.
Встреча 11 «Детские страхи» (или другая тема по запросу родителей)
Задачи:
- Формирование представлений о детских страхах.
- Овладение приёмами избавления ребёнка от страха, работы с собственными страхами.
Содержание занятия:
- Игра «Майки»: дарим друг другу воображаемые майки с характерными особенностями, например – «целеустремленная и независимая».
- Обсуждение домашнего задания. Возможно задавание вопросов:
- Кого ребёнок приближает, кого удаляет?
- Какие микрогруппы образует?
- Разделяет ли родных и друзей?
- Насколько семья является открытой (закрытой)? Как это связано с осваиванием ребёнком различных типов отношений между людьми?
- Психогимнастическое упражнение: передача другому эмоции, связанной со словом «страх».
- Дискуссия:
- положительное и отрицательное значение страхов, страхи = норма;
- причины возникновения страхов (трансформация родительских переживаний, приобретенные страхи);
- возрастные страхи.
- Рекомендации: как относиться взрослым к детским страхам?
как помочь ребёнку избавиться от страха?
- Арт-терапия: рисование собственного страха и его устранение (рисунок дорисовывается / рвётся / мнётся / сжигается и др.)
- Раздаточный материал: сказкотерапия детских страхов.
- Прощание.
Встреча 12 «День Рождения группы» - совместно с детьми
Задачи:
1.Создание праздничной атмосферы, положительного эмоционального настроя.
2.Единение коллектива дети-родители-педагоги.
Сценарий празднования Дня рождения группы разрабатывается воспитателями совместно с музыкальным руководителем детского сада и с родителями. Это первый шаг по пути нового этапа, когда сформированный коллектив начинает активно совместно действовать.
Общими рекомендациями по проведению праздника могут стать следующие:
- ведущим должен стать клоун, либо герой из знакомой детям сказки (хорошо, если эту роль сыграет кто-то из родителей);
- с поздравлениями (в форме песен, танцев и мини-спектаклей) могут прийти дети из старших групп. Так дети и родители смогут ощутить причастность ко всему детскому саду;
- сюрпризов и подарков должно хватить на всех детей и взрослых;
- вкусные угощения добавят радости всем присутствующим.
Результаты (отслеживание эффективности реализации проекта)
Объективные показатели
В качестве основного критерия оценки эффективности проекта следует принять характер адаптации детей к детскому саду. Полученные в результате диагностики (ведение адаптационных листов на каждого ребёнка) данные свидетельствуют о быстром и безболезненном приспособлении детей к новым условиям.
Субъективные показатели
Оценка родителей
По окончанию встреч в детско-родительской школе родителям было предложено анкетирование. Ответы на вопросы свидетельствовали о том, что для всех участников встречи в рамках проекта оказались интересными и полезными,
- родители отметили, что получили ответы на все интересующие вопросы, многое узнали о воспитании ребёнка,
- разучили много интересных игр, в которые теперь играют дома,
- будучи участниками совместной деятельности, родители, указывали на то, что доброе и заботливое отношение к детям персонала детского сада повлияло на успешность адаптации последних, и позволило самим родителям чувствовать себя более спокойно.
Практически во всех анкетах были написаны слова благодарности за эту работу, также родители писали о желании присутствовать на подобного рода встречах.
Рефлексия родителей: чем полезны были наши встречи?
Во время последней встречи родителям было предложено высказаться о пользе проведенных встреч. Вот некоторые из высказываний:
- Сделала для себя много важных открытий. Например, что нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: не в лучшую, не в худшую сторону.
- Упражнения, которые делали на занятиях, помогли мне понять, что нужно больше разговаривать с ребёнком, всё ему объяснять и помогать.
- Я понял, как трудно ребёнку, когда его негативно оценивают. Реально почувствовал, что от критики изменяется настроение и пропадает желание что-либо делать вообще.
- Представляя (визуализируя) становится спокойнее, уходит тревога за ребёнка. Это умение буду и в дальнейшем использовать в жизни.
- Я не подозревала, что нужно говорить ребёнку о своих чувствах, а также проговаривать, что чувствует он.
- Теперь мне кажется, я смогу снизить количество капризов моей дочери и действовать более спокойно в подобных ситуациях.
Оценка воспитателей
Проект позволил:
установить добрые и открытые отношения воспитателей с семьями воспитанников, познакомить и сплотить родителей друг с другом (в столь короткие сроки);
вовлечь семьи в проектную деятельность;
оснастить развивающую среду групповых помещений всем необходимым, подготовить к началу учебного года;
повысить уровень знаний и практических умений воспитателей в вопросах психологии детей данного возраста;
справляться со всеми трудностями, которые обычно возникают в адаптационный период.