Проект "Детско-родительская школа "Единство"
проект

Кнаус Галина Николаевна

Поступление ребёнка в детский сад неизбежно сопряжено с возникновением проблем, поскольку изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Живя в семье, ребёнок привыкает к определенным условиям: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения.  Эти условия в той или иной степени отличаются от условий детского сада, что приводит к нарушению эмоционального состояния малыша. Многочисленные исследования учёных (И.П. Павлов, Э. Торндайк, В. Штерн и другие) убедительно доказали, что привыкание к новым условиям, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. К сожалению, часто родители либо не осознают важности данного периода, либо излишне тревожатся за ребёнка, что в обоих случаях  не способствует решению возникающих трудностей. Поэтому актуальность проблемы адаптации остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.  

Способствовать  решению данной проблемы могут сотрудники детского сада, способные  создать благоприятные условия для безболезненного приспособления ребёнка к новой  ситуации. Также они способны в той или иной степени подготавливать родителей к изменению семейной ситуации, ситуации воспитания и развития ребёнка в связи с его поступлением в детский сад, то есть оказать  им квалифицированную психолого-педагогическую  помощь.

Работе педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников в последнее время уделяется особое внимание. Она  начинается ещё задолго до посещения ребёнком детского сада, когда родители получают рекомендации во время индивидуальных консультаций, либо общих родительских собраний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detsko_-roditelskaya_shkola_edinstvo.docx52.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «АНТОШКА»

Детско-родительская школа
«Единство»

(Проект)

                    Автор:

                                                     Кнаус Галина Николаевна

                                                                    воспитатель высшей кв. категории

                                                         

Актуальность  

Поступление ребёнка в детский сад неизбежно сопряжено с возникновением проблем, поскольку изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Живя в семье, ребёнок привыкает к определенным условиям: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения.  Эти условия в той или иной степени отличаются от условий детского сада, что приводит к нарушению эмоционального состояния малыша. Многочисленные исследования учёных (И.П. Павлов, Э. Торндайк, В. Штерн и другие) убедительно доказали, что привыкание к новым условиям, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. К сожалению, часто родители либо не осознают важности данного периода, либо излишне тревожатся за ребёнка, что в обоих случаях  не способствует решению возникающих трудностей. Поэтому актуальность проблемы адаптации остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.  

Способствовать  решению данной проблемы могут сотрудники детского сада, способные  создать благоприятные условия для безболезненного приспособления ребёнка к новой  ситуации. Также они способны в той или иной степени подготавливать родителей к изменению семейной ситуации, ситуации воспитания и развития ребёнка в связи с его поступлением в детский сад, то есть оказать  им квалифицированную психолого-педагогическую  помощь.

Работе педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников в последнее время уделяется особое внимание. Она  начинается ещё задолго до посещения ребёнком детского сада, когда родители получают рекомендации во время индивидуальных консультаций, либо общих родительских собраний.  

Подготовительный этап к приёму детей в ДОУ включает в себя:

-Встречу родителей с заведующим ДОУ

-Общее родительское собрание

-Индивидуальные встречи с педагогом-психологом, старшим воспитателем, мед. сестрой, воспитателями

     Постепенное введение детей в группу, гибкий режим пребывания детей, ежедневный контроль за эмоциональным и физическим состоянием  детей, их аппетитом, сном, игрой, взаимодействием с другими.

К сожалению, даже когда в учреждении разработана и реализуется система мероприятий по адаптации детей, не всегда воспитателям удается наладить конструктивное взаимодействие с родителями, снять тревожность за ребёнка,  подружить семьи между собой.

Идея разработки проекта связана с тем, что в литературе  сложно найти программу, которая бы подходила  конкретным детям, родителям и учреждению (как правило,  разработаны программы, либо для детей раннего возраста, либо для детей старшего дошкольного возраста и  родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений. Главное, готовые программы не позволяют решить все задачи, которые стоят на сегодняшний день перед педагогами и родителями, вновь поступающих в детский сад детей.

Цель проекта: взаимодействие с родителями воспитанников для оптимизации процесса адаптации в ДОУ и создания единого родительского сообщества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • создание условий для быстрого и безболезненного вхождения детей в ДОУ;
  • знакомство детей и родителей с воспитателями, специалистами и другим персоналом, а также условиями детского сада; изучение особенностей семей;
  • установление доброжелательных и доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка; обогащение опыта взаимодействия родителей с ребёнком;
  • снижение тревожности родителей;
  • снятие проблем, возникающих в адаптационный период.

Ожидаемые результаты

  • Успешная адаптация вновь поступивших  детей к дошкольному учреждению.
  • Сплоченный коллектив педагогов и родителей, настроенный на дальнейшее сотрудничество.

Категории/участники

Предлагаемая программа в большей степени подходит для младших дошкольников (2-3 года), которые проводят первые дни в детском саду и их родителей.

Структура проекта

Всего рекомендуется проведение 12 встреч. Встречи рекомендуется проводить два – три  раза в неделю, чередуя встречи только со взрослыми (родителями и воспитателями) и совместные занятия с детьми и родителями. Продолжительность совместных занятий с детьми 20-50 минут, только со взрослыми - от получаса  до двух часов, в зависимости от интересов, активности и потребностей участников.  Проект  может быть легко трансформирован исходя из запросов и пожеланий родителей и задач, которые ставят перед собой педагоги. Предлагаемые вопросы для рассмотрения выбраны на основании изучения интересов родителей, воспитывающих детей 3-4 лет. Проект позволяет строить работу вариативно, учитывая возможности и потребности каждого участника и группы в целом.

Планирование совместных занятий со взрослыми и детьми основывается на следующих принципах:

  • Принцип развития. Под развитием понимается появление у ребёнка нового отношения к миру, себе, другим людям, новых способностей, желаний, интересов, освоение новых способов деятельности.
  • Принцип самоценности. Дети участвуют в различных видах деятельности (игра, рисование, слушание, экспериментирование, конструирование)  по собственному желанию, без каких-либо жестких правил и норм. При этом они получают новые знания, осваивают умения и навыки, а главное – эти виды деятельности способствуют развитию психических процессов, нравственных качеств, коммуникативных способностей ребёнка.
  • Принцип деятельности. Содержание проекта построено на включении детей в совместные со взрослыми и с другими детьми действия с разнообразными предметами и материалами, вовлечение в разнообразные игры, к процессе которых происходит развитие детей. 
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми – создание условий для эмоционального благополучия каждого ребёнка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на развитие его индивидуальности. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные, ласковые интонации, внимание к настроению ребёнка – отношение к нему как к самоценной личности. 
  • Принцип интеграции содержания образования предполагает сочетание и взаимопроникновение в процессе разных видов детской деятельности с опорой на игровые методы. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, всестороннее развитие.
  • Принцип преемственности – достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в детском саду и в семье.

Структура занятий со взрослыми

Общение с родителями и воспитателями организуется в кругу.  Начинать каждую встречу следует с игр и упражнений, способствующих снятию тревожности, созданию положительного эмоционального настроя, формированию доверительных отношений участников друг к другу.

По окончанию каждой встречи даётся домашнее задание, которое обязательно обсуждается  при следующей встрече.

Информационная часть представлена в различных, в большинстве случаев, активных формах - разнообразные игры, психогимнастические упражнения, визуализация; во время длительных обсуждений и дискуссий проводятся физкультминутки. Часто используются методы арттерапии, поэтому такая деятельность не только полезная, но и весьма интересная.

На заключительном этапе занятий организуется рефлексия, которая позволяет получить обратную связь от родителей и использовать полученную информацию для мониторинга работы.

 Рекомендуется подготавливать для родителей  раздаточный материал (буклеты, листовки, памятки) с основными положениями рассматриваемой темы.

Тема 1 занятия «Давайте познакомимся»

Цели и задачи:

  • Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.
  • Выяснение ожиданий и опасений родителей.
  • Актуализация представлений о своем ребёнке.

Содержание занятия:

  1. Обсуждение целей и задач тренинга; плана и режима работы.

     Выяснение ожиданий и пожеланий родителей от предстоящих встреч

     (- Какие вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка Вас интересуют?)

     Выработка групповых правил.

  1. Знакомство: игра «Я такой!» - участники по очереди называют своё имя (как следует их называть на тренинге) и свои достоинства («Я умею хорошо…). Каждый участник называет имена и достоинства предыдущих участников (по принципу «снежного кома»), а затем своё имя.

  1. Рефлексия «Мой ребёнок пошел в д/с» участники озвучивают, какие чувства чаще всего они испытывают в последнее время в связи с поступлением ребёнка в детский сад. Другие могут высказывать своё отношение к услышанному, давать советы (в случае если тот, кто говорил, просит об этом).

  1. Дискуссия: актуализация взаимосвязи родителя с ребёнком. Важность понимания себя самого и ребёнка.

  1. Понимание не возможно без знания внутреннего мира ребёнка.

  1. Анкетирование с обсуждением: «Насколько хорошо я знаю своего ребёнка?»

Насколько хорошо я знаю своего ребёнка?

№ п/п

Вопрос

Ответ родителя

Ответ ребёнка

1

Что ребёнок любит больше всего делать?

2

Что не любит делать?

3

Заветное желание ребёнка

4

Любимое животное ребёнка. Почему нравится?

5

Любимая еда ребёнка

6

Любимая игрушка ребенка

7

Любимая книжка

8

Любимый мультфильм

9

Кем ребёнок хочет стать, когда вырастет?

  1. Домашнее задание: заполнить графу, опросив ребёнка;

      подготовить и оформить «визитную карточку ребёнка».

             

Встреча 2: «Родители и я - друзья»

Цели и задачи:

  • Знакомство с детьми, а также описание родителей «глазами детей».
  • Обогащение опыта совместного времяпровождения родителей и детей.
  • Акцентирование внимания родителей на чувствах радости и удовольствия от совместного общения с детьми. Обозначить важность совместной деятельности для развития ребёнка.

Содержание занятия:

  1. Сидя в кругу - знакомство с детьми: игра «Скажи комплимент» - каждый сидящий в кругу берёт мяч, называет своё имя, говорит, что есть у него хорошего, а затем передаёт мяч соседу и говорит комплимент ему.

  1. Презентация ребёнка (домашнее задание): родители рассказывают про своего ребёнка, демонстрируют созданную «визитную карточку ребёнка». После окончания рассказа все участники дружно произносят фразу «Мы рады, что такой (-ая) … (имя ребёнка) есть у нас в группе … (название группы)».

  1. Физкультминутка – игра под музыку: стоя в кругу, дети и взрослые пропевают слова и выполняют соответствующие движения:

Вперёд 4 шага,

Назад 4 шага,

Кружится, кружится наш хоровод.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Плечиком подвигали,

А потом попрыгали.

Движения  можно повторить 2-3 раза с ускорением.

  1. Затем дети рассказывают про своих родителей. Ведущий помогает, задавая вопросы: Какая твоя мама/папа? Что она/он любит делать? Что ей/ему нравится? А также: «Я люблю, когда мама/папа…», «Я не люблю, когда мама/папа…».

  1. Игра «Собираемся на праздник» - предлагается детям (можно одновременно двум) за 30 секунд нарядить маму, используя предложенные атрибуты (платки, маски, ленты и др.). Другие участники делятся своим мнением о том, какой костюм лучше.

  1. Психогимнастика: игра «Угадай, чьи руки». Родители с завязанными глазами ощупывают руки детей и находят среди них своего.

  1. Арт-терапия: совместное рисование. Предлагается ребёнку вместе с мамой нарисовать красивый рисунок. Можно предложить темы: «Наша семья», «Наш дом» и др. Формат листа для рисования: А3, можно предложить на выбор краски, фломастеры, карандаши.

  1. Домашнее задание: совместная деятельность родителей и детей: ведущий предлагает заняться вечером вместе чем-то интересным и принести на следующую встречу доказательство этого. Например: погулять в парке и принести найденные листья, шишки, перья или фотографию, сделанную в это время. Можно вместе делать уборку, печь пирог, строить из конструктора и т.д.

    Перед уходом следует рисунки подписать и разместить на выставке, а «визитные карточки» детей поместить на дверцы кабинок.

Встреча 3: «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»

Цели и задачи:

Составление психологического портрета ребёнка 2-3, 3-4 лет.

Знакомство с основными направлениями развития.

Содержание  занятия:

  1. Игра-разминка: «Общий круг»: каждый участник, сидящий в кругу, здоровается глазами со всеми по кругу.

  1. Обсуждение домашнего задания: совпали ли Ваши представления о ребёнке с его ответами. Что для вас оказалось неожиданным?

  1. Обсуждение: какие изменения произошли с ребёнком за последний год.
  2. Дискуссия: что и как развивается у детей 2-4 лет и как взрослым способствовать этому развитию.
  3. Раздаточный материал: «Годовые задачи развития ребёнка».
  4. Прощание.

Встреча 4  «Делаем вместе» - совместно с детьми

          Задачи:

  • Знакомство с тем, как семьи проводят свой досуг.
  • Продолжение обогащения опыта совместного времяпровождения родителей и детей; создавать ситуации взаимодействия и сотрудничества.

          Содержание  занятия:

  1. Презентация домашнего задания: «Что мы делали вместе с мамой/папой »: рассказ детей и взрослых, демонстрация продуктов совместной деятельности.

  1. Физкультминутка – игра под музыку: «Если нравится тебе, то делай так…»

  1. Игра «Черепаха»

  1. Психогимнастика: игра «Найди свою маму/папу» - дети с завязанными глазами находят своих родителей.

  1. Арт-терапия: совместная лепка. Предлагается ребёнку вместе с мамой/папой вылепить, что им хочется.  Можно предложить темы: «Наше любимое блюдо», «Любимый герой сказки», «Любимая игрушка» и др. Лепка может быть как объёмной, так и плоскостной.

  1. Домашнее задание: подготовить презентацию семьи (рассказ, видео, создание генеалогического древа, герба, альбома и др.)

Встреча 5 «Как общаться с ребёнком 2-4 лет »

Задачи:

  1. Знакомство с интересующими ребёнка темами для общения.
  2. Рассмотрение способов познавательного и развивающего общения с ребёнком.
  3. Конкретизация литературы для чтения ребёнку родителями.

Содержание  занятия:

  1. Занятие можно начать с упражнения «В прямом эфире»: передавать микрофон и произносить пожелания соседу, любому из присутствующих, либо всем присутствующим. Затем можно проговорить, что запомнили друг о друге с прошлых встреч.

  1. Дискуссия:

Как правильно общаться с младшим дошкольником? Что его интересует, о  чем с ним разговаривать?

Как относиться к детским вопросам и как на них отвечать?

Чего нельзя делать по отношению к младшему дошкольнику?

  1. Рекомендации: как общаться с ребёнком, развивая его.
  2. Презентация выставки художественной литературы.
  3.  Памятки со списком литературы для чтения ребёнку 3-4 лет.
  4. Домашнее задание: напомнить родителям про презентацию семьи, обсудить идеи, дать необходимые пояснения.

Встреча 6 «Утренний круг и деятельность в центрах активности
по теме «Семья»
- совместно с детьми

Задачи:

  1. Формирование у родителей представления об особенностях образовательного процесса в детском саду, о структуре утреннего сбора, деятельности в центрах активности.
  2. Знакомство с семьями.
  3. Обогащение практического опыта родителей  совместной деятельности с детьми.

Основное содержание:

  1. Речевка. Повторение хором с воспитателем речевки о группе:

В нашей группе «Одуванчик»

Очень дружно мы живём;

Вместе влепим и рисуем,

Вместе песенки поём!

  1. Приветствие детей и взрослых: прикосновение ладошками друг к другу, здороваемся.
  2. Счет:  сколько мальчиков, сколько девочек, сколько всего ребят, назвать всех отсутствующих.
  3. Физминутка – подвижная игра «Колпачок».
  4. Работа с календарем природы. 

Время года, число, месяц. Особенности погоды. Изменения в природе. 

  1. Сюрпризный момент. Приход к детям в гости семьи медведей (по сказке «Три медведя»). Беседа о семье, вопросы к детям и взрослым (о составе семьи, членах, о проведении вечернего досуга и выходных).
  2. Презентация семей  (предварительная подготовка дома).
  3. Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре,

Кто живёт в моей квартире?

Хлопки в ладоши на счёт. 

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать:

Хлопки в ладоши на счёт. 

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Поочерёдное поглаживание пальчиков. 

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я,

Вот и вся моя семья!

Массаж всех десяти пальчиков. 

  1. Презентация центров активности, выбор деятельности детьми,  совместная деятельность детей и взрослых в центрах.

Центр Искусства: 1) рисование «Цветик - семицветик» (взрослый рисует цветок, а ребёнок его раскрашивает, затем взрослый пишет на лепестках имя своего ребёнка и ласковые слова).

2) Коллективная работа «Дерево дружбы»  (на ватмане заранее рисуется ствол и ветви дуба, из цветной бумаги по трафарету вырезаются листья.  Родители пишут на листьях имена детей, дети наклеивают листья на ватман).

Центр строительства: строительство домов из разнообразного строительного материала.

 Центр литературы: рассматривание иллюстраций и чтение взрослыми детям литературных произведений по теме.

Центр сюжетно-ролевой игры: игра-драматизация по сказке «Три медведя» (воспитатели и дети).

  1.  Организация выставки, рассматривание готовых работ.

Встреча 7 «Мир детский и мир взрослый»

          Задачи:

  1. Осознание  разницы между «миром» ребёнка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д.

  1. Приобретение навыков анализа причин поведения ребёнка, исходя из позиции взрослого.

          Содержание занятия:

  1. Игра «Хорошее настроение»: ведущий складывает ладони  лодочкой, вкладывая между ними хорошее настроение, и проводит ими между ладонями соседа, передавая настроение.
  2. Информационная часть

  1. Визуализация «Погружение в детство»

  1. Упражнение «О правах детей и родителей».

  1. Психогимнастика «Какой вы родитель?»

  1. Домашнее задание: заполнить таблицу:

О своём ребёнке…

№ п/п

Что меня огорчает в моём ребёнке

Что меня радует в моём ребёнке

1

2

3

4

  1. Рефлексия «Какое открытие Вы для себя сделали в ходе занятий в группе?

Встреча 8 «Знакомство с музыкальным залом и муз. руководителем» -совместно с детьми

Задачи:

Знакомство с музыкальным залом, муз. руководителем, муз. деятельностью, проводимой в детском саду.

Основное содержание:

  1. Муз. Руководитель встречает всех в зале. Музыкальное приветствие.
  2. Игра «Знакомство»: пропевание своего имени.
  3. Игра «Подарок»: из мешочка каждая пара (родитель-ребёнок) достаёт муз. инструмент и играет на нём, можно сопровождать игру движениями.
  4. Колыбельные для ребят в исполнении мам.
  5. Под музыку «Колыбельная» дети убаюкивают игрушки.
  6. Общий танец «Утят»
  7. Музыкальное прощание.

Встреча 9 «Язык принятия» и «язык непринятия»

     Задачи:

  1. Знакомство с понятием «принятие» ребёнка, особенностями принимающего и непринимающего поведения ребёнка.
  2. Расширение представления родителей о возможностях психологической поддержки ребёнка, о её важности для формирования у ребёнка уверенности в себе и доверия к миру.

      Содержание занятия:

  1. Стоя в кругу, под динамичную музыку, приветствуем друг друга: ладошками, ступнями, плечами.

  1. Упражнение на формирование позитивного мышления «Именно сегодня»

  1. Упражнение «Стиль общения в семье».

Двум участникам группы предлагается выйти за дверь кабинета. Остальные участники задумывают предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Предмет и место не называются участниками напрямую, а ответы с уточняющими вопросами носят завуалированный характер.

Задание группе: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информации); второму – положительное подкрепление всех его слов и поступков (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверение в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов).

Затем проводится обсуждение. Вопросы активным участникам:

- Как Вы чувствовали себя  в роли?

- Какие чувства вызывала у Вас реакция группы?

- Как чувствуете себя сейчас?

4. Предыдущее упражнение подводит к информационной части.

Положительное принятие (безусловно, положительное отношение к ребёнку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности) ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С отрицательным шквалом подкреплений взрослый справился, т.к. понимал, что это игра. Ребёнку такое количество отрицательных оценок выдается порциями и растягивается на весь период детства. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые бы помогли ему справиться с переживаниями, т.о. у ребёнка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику. И тогда возникают вопросы:

- Как вести себя по отношению к ребёнку?

- Как показать ребёнку, что принимаем его?

Для этого следует рассмотреть факторы,  которые влияют на «язык принятия» и «язык непринятия».

  • Оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты жадный мальчик»).
  • Временный язык («Сегодня у тебя рисунок получился не так как тебе хотелось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»).
  • Невербальные проявления «языка принятия и неприятия» (мимика, взгляды, жесты, интонация, позы).

5. Предлагается поиграть: разделить элементы «языка принятия и непринятия» на две коробочки:

ласковые слова

выражение заинтересованности

сравнение с самим собой

одобрение

согласие

позитивные телесные контакты

улыбка

контакт глаз

доброжелательные интонации

эмоциональное присоединение

поощрение

выражение своих чувств

отражение чувств ребёнка

отказ от объяснений

сравнение с другим ребёнком

указание на несоответствие родительским ожиданиям

игнорирование

команды

приказы

угроза

наказание

«жесткая мимика»

угрожающие позы

негативные интонации

6. Психогимнастическое упражнение: по очереди каждый участник вытягивает элементы «языка принятия и непринятия» (которые теперь перемешаны и находятся в одной коробочке) и проигрывает свой элемент по отношению к ребёнку (на роль ребёнка выбирается один из участников). Другие участники должны угадать, что он демонстрирует.

  1. Обсуждение домашнего задания прошлого занятия: «Что меня радует и что огорчает в поведении ребёнка?». Предлагается оценить свои ответы с точки зрения «языка принятия и непринятия.

8. Новое домашнее задание: нарисовать вместе с ребёнком круглый стол и попросить ребёнка рассадить за этим праздничным столом тех, кого он хотел бы видеть на семейном празднике. Ребёнок сам должен нарисовать то количество стульев, которое ему необходимо, не надо ему подсказывать и навязывать своё решение.

Встреча 10 «Экскурсия по детскому саду» - совместно с детьми

Задачи:

  1. Посещение  помещений и прогулка по территории детского сада.
  2. Знакомство с сотрудниками детского сада.

Содержание занятия:

О визите гостей – детей и родителей сотрудники (мед. сестра, логопед, физкультурный работник, повара) информируются заранее и готовятся к встрече.

Экскурсия проводится в игровой форме – путешествие с остановками «Медицинский кабинет», «Спортивный зал» и др. Передвижение можно осуществлять под «Песенку друзей» (на слова С. Михалкова).

  1. Посещение мед. кабинета: беседа, взвешивание, измерение роста, угощение витаминами.
  2. Посещение кабинета логопеда: ознакомительная беседа, артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».
  3. Посещение кабинета психолога: ознакомительная беседа, игра с кубом «Эмоции».
  4. Посещение кухни: рассказ о питании детей в детском саду, рассматривание посуды и приборов для приготовления пищи.
  5. В спортивном зале проводится весёлая эстафета с участием детей и взрослых
  6. Прогулка по территории детского сада, рисование мелками на асфальте «Чтобы стал садик красивее».
  7. Прощание.

Встреча 11 «Детские страхи» (или другая тема по запросу родителей)

Задачи:

  1. Формирование представлений о детских страхах.
  2. Овладение приёмами избавления ребёнка от страха, работы с собственными страхами.

Содержание занятия:

  1. Игра «Майки»: дарим друг другу воображаемые майки с характерными особенностями, например – «целеустремленная и независимая».

  1. Обсуждение домашнего задания. Возможно задавание вопросов:
  • Кого ребёнок приближает, кого удаляет?
  • Какие микрогруппы образует?
  • Разделяет ли родных и друзей?
  • Насколько семья является открытой (закрытой)? Как это связано с осваиванием ребёнком различных типов отношений между людьми?

  1. Психогимнастическое  упражнение: передача другому эмоции, связанной со словом «страх».
  2. Дискуссия: 
  • положительное и отрицательное значение страхов, страхи = норма;
  • причины возникновения страхов (трансформация родительских переживаний, приобретенные страхи);
  • возрастные страхи.
  1. Рекомендации: как относиться взрослым к детским страхам?

                  как помочь ребёнку избавиться от страха?

  1. Арт-терапия: рисование собственного страха и его устранение (рисунок дорисовывается / рвётся / мнётся / сжигается и др.)
  2. Раздаточный материал: сказкотерапия детских страхов.
  3. Прощание.

Встреча 12 «День Рождения группы» - совместно с детьми

Задачи:

1.Создание праздничной атмосферы, положительного эмоционального настроя.

2.Единение коллектива дети-родители-педагоги.

Сценарий празднования Дня рождения группы разрабатывается воспитателями совместно с музыкальным руководителем детского сада и с родителями. Это первый шаг по пути нового этапа, когда сформированный коллектив начинает активно совместно действовать.  

Общими рекомендациями по проведению праздника могут стать следующие:

  • ведущим должен стать клоун, либо герой из знакомой детям сказки (хорошо, если эту роль сыграет кто-то из родителей);
  • с поздравлениями (в форме песен, танцев и мини-спектаклей) могут прийти дети из старших групп. Так дети и родители смогут ощутить причастность ко всему детскому саду;
  • сюрпризов и подарков должно хватить на всех детей и взрослых;
  • вкусные угощения добавят радости всем присутствующим.

Результаты (отслеживание эффективности реализации проекта)

Объективные показатели

 В качестве основного критерия оценки эффективности проекта следует принять характер адаптации детей к детскому саду. Полученные в результате диагностики (ведение адаптационных листов на каждого ребёнка) данные свидетельствуют о быстром и безболезненном приспособлении детей к новым условиям.

Субъективные показатели

 Оценка родителей

  По окончанию встреч в детско-родительской школе родителям было предложено анкетирование. Ответы на вопросы свидетельствовали о том, что для всех участников встречи в рамках проекта оказались интересными и полезными,

  • родители отметили, что получили ответы на все интересующие вопросы, многое узнали о воспитании ребёнка,
  •  разучили много интересных игр, в которые теперь играют дома,
  • будучи участниками совместной деятельности, родители, указывали на то, что доброе и заботливое отношение к детям персонала детского сада повлияло на успешность адаптации последних, и  позволило самим родителям чувствовать себя более спокойно. 

Практически во всех анкетах были написаны слова благодарности за эту работу, также родители писали о желании присутствовать на подобного рода встречах.

Рефлексия родителей: чем полезны были наши встречи?

 Во время последней встречи родителям было предложено высказаться о пользе проведенных встреч. Вот некоторые из высказываний:

  • Сделала для себя много важных открытий. Например, что нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: не в лучшую,  не в худшую сторону.
  • Упражнения, которые делали на занятиях, помогли мне понять, что нужно больше разговаривать с ребёнком, всё ему объяснять и помогать.
  • Я понял, как трудно ребёнку, когда его негативно оценивают. Реально почувствовал, что от критики изменяется настроение и пропадает желание что-либо делать вообще.
  • Представляя (визуализируя) становится спокойнее, уходит тревога за ребёнка.  Это умение буду и в дальнейшем использовать в жизни.
  • Я не подозревала, что нужно говорить ребёнку о своих чувствах, а также проговаривать, что чувствует он.
  • Теперь мне кажется, я смогу снизить количество капризов моей дочери и действовать более спокойно в подобных ситуациях.

Оценка воспитателей

Проект позволил:

установить добрые и открытые отношения воспитателей  с семьями воспитанников, познакомить и сплотить  родителей друг с другом (в столь короткие сроки);

вовлечь семьи в проектную деятельность;

оснастить развивающую среду групповых помещений всем необходимым, подготовить к началу учебного года;

повысить уровень знаний и практических умений воспитателей в вопросах психологии детей данного возраста;

справляться со всеми трудностями, которые обычно возникают в адаптационный период.