ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
проект (старшая группа)
Дошкольный возраст очень важен, это период, когда ребенок усиленно растет, развивается, приобретает первые знания и учится правильно воспринимать окружающий мир. Поэтому нельзя упускать этот период больших возможностей для всестороннего развития детей. Очень важным и неотъемлемым для полноценного познавательно – речевого развития детей является экологическое воспитание. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М. Марковской, С.А. Веретенниковой, А.М. Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта. Дошкольный возраст очень важен, это период, когда ребенок усиленно растет, развивается, приобретает первые знания и учится правильно воспринимать окружающий мир. Поэтому нельзя упускать этот период больших возможностей для всестороннего развития детей. Очень важным и неотъемлемым для полноценного познавательно – речевого развития детей является экологическое воспитание. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М. Марковской, С.А. Веретенниковой, А.М. Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Проблема – недостаточные знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. «Почему в группе детского сада пожелтели некоторые комнатные растения? Что нужно сделать, чтобы растения радовали всех своим цветением?» - так сформулировали проблему дети.
Цель проекта: дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения с целью развития познавательно – речевой активности и любознательности в области экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Обогащать знания детей о комнатных растениях.
2. Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать воображение, мышление, речевое общение в процессе наблюдения и исследования природных объектов. Развивать любознательность, активность в познавательной деятельности.
4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к комнатным цветам.
5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная, познавательная и экспериментально-исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты проекта:
- Систематическая работа по познавательно-речевому развитию посредством экологического воспитания позволит повысить уровень мыслительных умений у детей, у них будет сформирован соответствующий уровень умений и навыков обобщения, классификации, рассуждений. Появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
- В результате того, что дети будут вовлечены в поисковую деятельность, у них сформируется стремление к размышлению и поиску, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; повысится умственная активность.
- Самое главное, увеличится количество детей, проявляющих интерес к активной познавательно-речевой деятельности.
- В результате реализации проекта будут наблюдаться тенденции к повышению уровня компетенции педагогов и родителей (законных представителей) в развитии у дошкольников любознательности, способствующей речевому развитию, развитию экологического сознания, проявлению самостоятельности.
Этапы проекта:
1. Организационный.
- Подбор и изучение необходимой методической литературы, разработка содержания проектной деятельности.
- Определение целей и задач проекта.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
2. Планирование деятельности.
- Организация работы по реализации цели и задач проекта. Выполнение проекта.
- Организация и проведение совместной работы воспитателей с детьми и родителями по проекту.
- Творческое использование новых форм и методов в работе, продумывание практической, экспериментальной деятельности.
- Использование дидактического материала для осуществления познавательного интереса и самостоятельной, творческой деятельности детей в экологической развивающей среде, изготовление авторских дидактических игр и пособий.
- Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста через экологическое воспитание.
- Продуктивная деятельность, чтение книг, обращения к родителям, проведение экспериментов, выставки детских работ, конкурсы-викторины, занятия и т.д.
- Проведение консультаций с родителями.
3. Заключительный.
- Обобщение опыта работы и презентация проекта «Комнатные растения – наши друзья».
- Участие родителей совместно с детьми в итоговых мероприятиях.
- Представление материалов проекта (консультаций, методических и дидактических разработок) для педагогов ДОУ на педсовете.
- Публикация материалов на сайте ДОУ.
Реализация проекта
Содержание работы | Цели, задачи | Участники проекта |
Понедельник | ||
Наблюдение и труд в уголке природы | Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: «Надо ли поливать растения?» Рассматривание образцов почвы. | Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля - липкая, сухая - сыпучая). Развитие сенсорного опыта. | Воспитатель, дети. |
Познавательное занятие «Комнатные растения - наши друзья» | Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить находить сходство и различие во внешних признаках, дать представление о размножении комнатных растений. Развивать любознательность и наблюдательность. | Воспитатель, дети. |
Чтение экологической сказки «Как человек приручил растения» | Учить детей делать самостоятельные умозаключения, отвечать на вопросы. | Воспитатель, дети. |
Дидактическая игра «Угадай по описанию» | Учить различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия. | Воспитатель, дети. |
Вторник | ||
Наблюдение в уголке природы. Рассмотреть листья комнатных растений. Какому растению трудно дышать? Почему? | Закрепление представлений о способах мытья комнатных растений: протирание листьев влажной тряпочкой, опрыскивание. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт "Дыхание растений" | Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. | Воспитатель, дети. |
Лепка «Фиалка» (нанесение пластилина на поверхность) | Познакомить с комнатным растением - фиалкой, учить изображать цветок с помощью нанесения пластилина на картон, закреплять приемы лепки. | Воспитатель, дети. |
Чтение рассказа «Аленький цветочек» | Учить детей делать самостоятельные умозаключения, отвечать на вопросы. | Воспитатель, дети. |
Дидактическая игра «Собери целое из частей». | Учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения. | Дети |
Раскраски «Комнатные растения» (фиалка, фикус). | Сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия. | Воспитатель, дети. |
Среда | ||
Развитие речи «Мир комнатных растений» | Расширять представления о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними. | Воспитатель, дети. |
Дидактическая игра «Узнай растение» | Учить находить комнатное растение по названию. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте». | Помочь установить, что растениям для роста необходим солнечный свет. | Воспитатель, дети. |
Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой «Цветок-огонек». | Познакомить с комнатным растением - бальзамином, помочь запомнить стихотворение. | Воспитатель, дети. |
Четверг | ||
Рисование «Кактус» (рисование ладошкой). | Познакомить ребят с комнатным растением - кактусом, учить изображать цветок нетрадиционным способом (рисованием ладошкой). Учить дополнять изображение с помощью кисточки (колючки, цветочный горшок). | Воспитатель, дети. |
Дидактическая игра «Спор растений» | Закреплять знания детей о комнатных растениях (название, внешний вид). Учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру листьев. | Воспитатель, дети. |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов» | Вспомнить с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки. | Воспитатель, дети. |
Слушание сказки на диске «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена | Воспитатель, дети. | |
Подвижная игра «Цветочная полянка» | Учить выкладывать цветок из крупных элементов мозаики. | Воспитатель, дети. |
Пятница | ||
Аппликация «Бальзамин» | Вспомнить содержание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек". Учить составлять изображение цветка с помощью подручных материалов (бумага, салфетки, стаканчики из-под йогурта). | Воспитатель, дети. |
Дидактическая игра «Где спряталась матрешка» | Закрепить названия комнатных растений. Подвести итоги по ранее проведенным опытам. | Воспитатель, дети. |
Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях». | Воспитатель, дети. | |
Итоговое мероприятие: игра-викторина «Знатоки комнатных растений». | Закрепить знания о комнатных растениях, подвести итоги о проделанной работе за неделю. Вызвать у детей желание ухаживать за комнатными растениями, заботится о них дома и в детском саду. | Воспитатель, дети, родители. |
Выставка детских работ на тему «Комнатные растения - наши друзья». | Воспитатель, дети, родители. |
Сотрудничество с родителями:
1. Информация в уголке для родителей (книжка-раскладушка) «Комнатные растения - наши друзья или враги?»
2. Изготовление альбома «Многообразие комнатных растений».
3. Игра - викторина «Знатоки комнатных растений» (с участием родителей и детей).
4. Выставка детских работ на тему «Комнатные растения - наши друзья».
Таким образом, в результате проведённой работы у воспитанников сформировались знания, умения и навыки (в соответствии с возрастными возможностями), правила взаимодействия с окружающим миром, расширился кругозор. Дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У них пополнился словарный запас, речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-130640-1351163885.jpg)
Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"
Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-511874-1414786614.jpg)
Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-534262-1416480138.jpg)
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".
Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-708341-1447420898.jpg)
Проект «Комнатные растения – наши друзья»
вторая младшая группа, краткосрочный, исследовательскийЦель: развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/29/picture-557209-1419847795.jpg)
Проект «Комнатные растения – наши друзья»
Участники проекта: дети с подготовительной группы, воспитатель группы, родители. Время проведения проекта март - апрель 2016 г. Тип проекта - и...