ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
проект (старшая группа)

Дошкольный возраст очень важен, это период, когда ребенок усиленно растет, развивается, приобретает первые знания и учится правильно воспринимать окружающий мир. Поэтому нельзя упускать этот период больших возможностей для всестороннего развития детей. Очень важным и неотъемлемым для полноценного познавательно – речевого развития детей является экологическое воспитание. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М. Марковской, С.А. Веретенниковой, А.М. Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_komnatnye_rasteniya.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта. Дошкольный возраст очень важен, это период, когда ребенок усиленно растет, развивается, приобретает первые знания и учится правильно воспринимать окружающий мир. Поэтому нельзя упускать этот период больших возможностей для всестороннего развития детей. Очень важным и неотъемлемым для полноценного познавательно – речевого развития детей является экологическое воспитание. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М. Марковской, С.А. Веретенниковой, А.М. Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

Проблема – недостаточные знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. «Почему в группе детского сада пожелтели некоторые комнатные растения? Что нужно сделать, чтобы растения радовали всех своим цветением?» - так сформулировали проблему дети.

Цель проекта: дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения с целью развития познавательно – речевой активности и любознательности в области экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Обогащать знания детей о комнатных растениях.

2. Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать воображение, мышление, речевое общение в процессе наблюдения и исследования природных объектов. Развивать любознательность, активность в познавательной деятельности.

4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к комнатным цветам.

5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.

Образовательные области: коммуникативная, продуктивная, познавательная и экспериментально-исследовательская деятельность.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Систематическая работа по познавательно-речевому развитию посредством экологического воспитания позволит повысить уровень мыслительных умений у детей, у них будет сформирован соответствующий уровень умений и навыков обобщения, классификации, рассуждений. Появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
  2. В результате того, что дети будут вовлечены в поисковую деятельность, у них сформируется стремление к размышлению и поиску, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; повысится умственная активность.
  3. Самое главное, увеличится количество детей, проявляющих интерес к активной познавательно-речевой деятельности.
  4. В результате реализации проекта будут наблюдаться тенденции к повышению уровня компетенции педагогов и родителей (законных представителей) в развитии у дошкольников любознательности, способствующей речевому развитию, развитию экологического сознания, проявлению самостоятельности.

Этапы проекта:

1. Организационный.

  • Подбор и изучение необходимой методической литературы, разработка содержания проектной деятельности.
  • Определение целей и задач проекта.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  • Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.

2. Планирование деятельности.

  • Организация работы по реализации цели и задач проекта. Выполнение проекта.
  • Организация и проведение совместной работы воспитателей с детьми и родителями по проекту.
  • Творческое использование новых форм и методов в работе, продумывание практической, экспериментальной деятельности.
  • Использование дидактического материала для осуществления познавательного интереса и самостоятельной, творческой деятельности детей в экологической развивающей среде, изготовление авторских дидактических игр и пособий.
  • Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста через экологическое воспитание.
  • Продуктивная деятельность, чтение книг, обращения к родителям, проведение экспериментов, выставки детских работ, конкурсы-викторины, занятия и т.д.
  • Проведение консультаций с родителями.

3. Заключительный.

  • Обобщение опыта работы и презентация проекта «Комнатные растения – наши друзья».
  • Участие родителей совместно с детьми в итоговых мероприятиях.
  • Представление материалов проекта (консультаций, методических и дидактических разработок) для педагогов ДОУ на педсовете.
  • Публикация материалов на сайте ДОУ.

Реализация проекта

Содержание работы

Цели, задачи

Участники проекта

Понедельник

Наблюдение и труд в уголке природы

Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность: «Надо ли поливать растения?»

Рассматривание образцов почвы.

Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля - липкая, сухая - сыпучая). Развитие сенсорного опыта.

Воспитатель, дети.

Познавательное занятие «Комнатные растения - наши друзья»

Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить находить сходство и различие во внешних признаках, дать представление о размножении комнатных растений. Развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитатель, дети.

Чтение экологической сказки «Как человек приручил растения»

Учить детей делать самостоятельные умозаключения, отвечать на вопросы.

Воспитатель, дети.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Учить различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия.

Воспитатель, дети.

Вторник

Наблюдение в уголке природы. Рассмотреть листья комнатных растений. Какому растению трудно дышать? Почему?

Закрепление представлений о способах мытья комнатных растений: протирание листьев влажной тряпочкой, опрыскивание.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт "Дыхание растений"

Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

Воспитатель, дети.

Лепка «Фиалка» (нанесение пластилина на поверхность)

Познакомить с комнатным растением - фиалкой, учить изображать цветок с помощью нанесения пластилина на картон, закреплять приемы лепки.

Воспитатель, дети.

Чтение рассказа «Аленький цветочек»

Учить детей делать самостоятельные умозаключения, отвечать на вопросы.

Воспитатель, дети.

Дидактическая игра «Собери целое из частей».

Учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения.

Дети

Раскраски «Комнатные растения» (фиалка, фикус).

Сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия.

Воспитатель, дети.

Среда

Развитие речи «Мир комнатных растений»

Расширять представления о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними.

Воспитатель, дети.

Дидактическая игра «Узнай растение»

Учить находить комнатное растение по названию.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте».

Помочь установить, что растениям для роста необходим солнечный свет.

Воспитатель, дети.

Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой «Цветок-огонек».

Познакомить с комнатным растением - бальзамином, помочь запомнить стихотворение.

Воспитатель, дети.

Четверг

Рисование «Кактус» (рисование ладошкой).

Познакомить ребят с комнатным растением - кактусом, учить изображать цветок нетрадиционным способом (рисованием ладошкой). Учить дополнять изображение с помощью кисточки (колючки, цветочный горшок).

Воспитатель, дети.

Дидактическая игра «Спор растений»

Закреплять знания детей о комнатных растениях (название, внешний вид). Учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру листьев.

Воспитатель, дети.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»

Вспомнить с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки.

Воспитатель, дети.

Слушание сказки на диске «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена

Воспитатель, дети.

Подвижная игра «Цветочная полянка»

Учить выкладывать цветок из крупных элементов мозаики.

Воспитатель, дети.

Пятница

Аппликация «Бальзамин»

Вспомнить содержание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек". Учить составлять изображение цветка с помощью подручных материалов (бумага, салфетки, стаканчики из-под йогурта).

Воспитатель, дети.

Дидактическая игра «Где спряталась матрешка»

Закрепить названия комнатных растений. Подвести итоги по ранее проведенным опытам.

Воспитатель, дети.

Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях».

Воспитатель, дети.

Итоговое мероприятие: игра-викторина «Знатоки комнатных растений».

Закрепить знания о комнатных растениях, подвести итоги о проделанной работе за неделю. Вызвать у детей желание ухаживать за комнатными растениями, заботится о них дома и в детском саду.

Воспитатель, дети, родители.

Выставка детских работ на тему «Комнатные растения - наши друзья».

Воспитатель, дети, родители.

Сотрудничество с родителями:

1. Информация в уголке для родителей (книжка-раскладушка) «Комнатные растения - наши друзья или враги?»

2. Изготовление альбома «Многообразие комнатных растений».

3. Игра - викторина «Знатоки комнатных растений» (с участием родителей и детей).

4. Выставка детских работ на тему «Комнатные растения - наши друзья».

Таким образом, в результате проведённой работы у воспитанников сформировались знания, умения и навыки (в соответствии с возрастными возможностями), правила взаимодействия с окружающим миром, расширился кругозор. Дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У них пополнился словарный запас, речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"

Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

      Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".

Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....

Проект «Комнатные растения – наши друзья»

вторая младшая группа, краткосрочный, исследовательскийЦель: развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление....

Проект «Комнатные растения – наши друзья»

«Комнатные растения – наши друзья»...

Проект «Комнатные растения – наши друзья»

Участники проекта: дети с подготовительной группы, воспитатель группы, родители.    Время проведения проекта  март - апрель 2016 г.    Тип проекта - и...