Методическая разработка "Формирование навыков самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа)

Морева Мария Алексеевна

Формирование навыков самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста

 

Мир, в котором мы живем и воспитываем своих детей динамично меняется, модернизируется, дополняется новыми элементами. Он многозадачен и непредсказуем. 

Как человеку эффективно использовать возможности этого мира?

Какими качествами и навыками должен обладать современный человек?

Ответ системы дошкольного образования на этот вызов неопределенности заключается в  воспитание активной, творческой личности, способной к сотрудничеству и умеющей находить правильные решения, реализовывать свой выбор. 

В основе всех видов сознательной активности человека лежит способность саморегуляции (самоорганизация как одна из форм). Таким образом, одним из приоритетных направлений в работе педагога является организация деятельности по формированию способности самоорганизации у воспитанников.

В своей системе работы по формированию самоорганизации в различных видах активностей и выстраивании межличностных отношений я использую технику "Простые картинки...", которая позволяет повысить эффективность.

Техника "Простые картинки..." основывается на исследованиях психического развития Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера и др.

В рамках данной техники, способность самоорганизации деятельности дошкольников рассматривается как способность самоорганизации психической деятельности, которая "является универсальной и лежит в основе как умственных, так и других линий развития". Основанием для такого подхода служат закономерности развития психики ребенка: "внешняя, предметная деятельность у дошкольников предшествует внутренним, умственным процесса, которые преобразуются в психическую деятельность". (Н.Н. Поддъяков Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника, 2021)

Для развития способности самоорганизации деятельности дошкольников применяется механизм формирования психических процессов и свойств, сформулированный П.Я. Гальпериным. В качестве средства - используется метод наглядного моделирования исследованный Л.А. Венгером. По мнению которого, "наглядное моделирование соответствует специфике наглядно-образного мышления дошкольника, но обеспечивает успешность решения интеллектуальных задач и в дальнейшем, у школьника и взрослого человека." (Венгер Л.А. "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания, 1986). Взаимодействие педагога и воспитанника строится на принципах проблемного обучения, в основе которого лежит поисковая деятельность ребенка.  "Поиск, поисковая деятельность...является определяющей для формирования и развития всех психических процессов ребенка, для формирования его сознания, его личности." (Н.Н. Поддъяков Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника, 2021)

Подробнее с техникой "Простые картинки..." можно познакомиться здесь.

В качестве обобщенной модели используется структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности, представленная следующими компонентами: целеполагание, планирование (действий и средств), реализация намеченного, самоконтроль (включающий коррекцию), самоанализ (эмоционально-волевой компонент).

Для наглядности выбраны следующие символы:

 

Обобщенная модель, представленная в виде символов, помогает дошкольникам совместно с педагогом или самостоятельно создавать планы и модели деятельности с помощью "картинок-подсказок" и реализовывать намеченное. 

Опора на обобщенную модель и "картинки-подсказки" позволяет детям самостоятельно или в процессе сотрудничества с педагогом успешно преодолевать затруднения в процессе деятельности связанные с индивидуальными и возрастными особенностями, такие как:

  • осознание своих желаний и потребностей, осмысление проблемы, постановка цели деятельности и следование ее реализации, доводя начатое дело до конца;
  • трудности на этапе планирования и в большей степени следования намеченному плану;
  • несоответствие полученного результата намеченному, переживания сделать неправильно, совершить ошибку;
  • нежелание понять что и почему не получилось (получилось).

Для повышения мотивации детей к процессу организации самостоятельной деятельности используется дидактическое пособие "Паровозик желаний".

В технике "Простые картинки..." ребенок выступает полноценным участником образовательных отношений, поэтому цели и задачи выделяются как для педагога, так и для воспитанника.

Цель техники «Простые картинки…» для педагога:                                         

Содействовать развитию самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в различных видах активностей и межличностного взаимодействия.

 

Техника «Простые картинки…» позволяет педагогу решать следующие задачи: 

  1. Развивать инициативность, самостоятельность, ответственность;
  2. Создавать условия для развития умения видеть проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свои действия, направленные на достижение собственной цели, осуществлять самоконтроль результатов деятельности и отдельных действий;
  3. Формировать предпосылки критического мышления. Развивать способность принимать самостоятельные решения на основе нравственного, ценностного и содержательного выбора;
  4. Способствовать развитию умственных, творческих способностей;
  5. Способствовать формированию позитивного отношения к самому себе, уверенность в своих силах;
  6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; умение организовать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми;
  7. Повышать развивающий потенциал предметно-пространственной развивающей среды;
  8. Повышать компетентности родителей в вопросах влияния уровня развития самоорганизации на развитие личности дошкольника и формирование предпосылок к учебной деятельности.

Цель техники «Простые картинки…» для ребенка:

Овладеть навыком самостоятельного решения затруднений в своей практической жизни.

Техника «Простые картинки…» помогает ребенку решать следующие задачи:

  1. Реализовывать свои идеи; 
  2. Осознавать свои потребности; 
  3. Понимать желаемую цель;  
  4. Выделять этапы и средства на пути к цели; 
  5. Организовать целенаправленную самостоятельную деятельность; 
  6. Справляться с трудностями; 
  7. Осуществлять самоконтроль.

В рамках данной техники работа педагога строится в четырех направлениях:

  1. Формирование представлений дошкольников о самоорганизации деятельности на основе знакомства и практического освоения обобщенной структурно-функциональной модели самоорганизации деятельности, представленной следующими компонентами: целеполагание, планирование (действий и средств), реализация намеченного, самоконтроль (включающий коррекцию), самоанализ (эмоционально-волевой компонент).

Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками по практическому освоению обобщенной модели и ее отдельных элементов реализуется

  • в процессе организованной образовательной деятельности (использование дидактического пособия "Паровозик желаний" полностью или отдельных элементов);
  • создании проблемных ситуаций практической направленности (Пример: как не вспотеть, одеваясь на прогулку?); 
  • ежедневном планировании на утреннем круге (составление плана дел "Наши дела");
  • рефлексии на вечернем круге (подведение итогов дня на основании плана дел "Наши дела" и индивидуальных планов детей, представленных на стенде "Мой выбор"); 
  • совместной организации развлечений (использование дидактического пособия "Паровозик желаний");
  •  в проектной деятельности .

   2. Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей.

Работу в данном направлении педагог реализует через

  • создание атмосферы эмоционального комфорта и благополучия;
  • создание условий для преодоления детьми боязни делать ошибки. Педагог учит детей осознавать и признавать свои ошибки. Формирует умение использовать результаты своих ошибочных действий для корректировки действий. 
  • организацию работы с дидактическим пособием "Паровозик желаний", стендом "Мой выбор", доска "Наши дела";
  • самостоятельное планирование деятельности и участников совместной деятельности, отраженное на стенде «Мой выбор»;
  • педагогическую работу, направленную на развитие способности к осознанию и решению жизненных проблем (Пример: как поздравить маму с днем рождения?);
  • побуждение детей самостоятельно применять обобщенную модель самоорганизации деятельности на практике.

   3. Формирование ценностных представлений об окружающем мире, людях, деятельности человека в процессе осознания ценности каждого ребенка и его личного вклада в общее дело в ходе индивидуальной или коллективной деятельности.

Работу в данном направлении педагог реализует через

  • расширение и активизацию знаний детей на этапе целеполагания, в процессе анализа ситуации, осмысления проблемы, постановки цели деятельности и прогнозировании результата деятельности;
  • поддержку доброжелательного отношения к сверстникам; создание ситуаций взаимопомощи детей в различных видах деятельности; 
  • поддержку стремления детей к самостоятельному выбору способов осуществления различных видов деятельности, обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий, во взаимодействии со сверстниками;
  • формирование у детей понимания что самостоятельный выбор всегда связан с ответственностью; 
  • формирование у ребенка чувства удовлетворения от участия в коллективной деятельности, осознание его личного вклада в общее дело;  
  • развитие мотивационной сферы ребенка;
  • поощрение преодоления ребенком трудностей, стимулирование позитивного эмоционального состояния от преодоления трудностей и достижения целей;
  • формирование рефлексивной позиции, посредством которой у ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми, происходит понимании своих поступков и поступков окружающих, формирование осознанного отношения к миру и самому себе.

   4.  Работа с родителями воспитанников по вопросам влияния уровня развития самоорганизации на развитие личности дошкольника и успешное обучение в школе (родительские собрания, мастер-классы, консультации, индивидуальные беседы и др).

 

Предполагаемые результаты к концу дошкольного возраста

  1. Ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения на основе нравственного, ценностного и содержательного выбора, проявлять инициативу и ответственность;
  2. Ребенок способен видеть проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свои действия, направленные на достижение собственной цели, осуществлять самоконтроль результатов деятельности и отдельных действий;
  3. Ребенок способен понимать и учитывать интересы и чувства других, организовывать и реализовывать совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, старается разрешать возникающие конфликты конструктивным способом;
  4. У ребенка сформирована положительная самооценка, уверенность в своих силах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx8.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мир, в котором мы живем и воспитываем своих детей динамично меняется, модернизируется, дополняется новыми элементами. Он многозадачен и непредсказуем.

Как человеку эффективно использовать возможности этого мира?

Какими качествами и навыками должен обладать современный человек?

Ответ системы дошкольного образования на этот вызов неопределенности заключается в  воспитание активной, творческой личности, способной к сотрудничеству и умеющей находить правильные решения, реализовывать свой выбор.

В основе всех видов сознательной активности человека лежит способность саморегуляции (самоорганизация как одна из форм). Таким образом, одним из приоритетных направлений в работе педагога является организация деятельности по формированию способности самоорганизации у воспитанников.

В своей системе работы по формированию самоорганизации в различных видах активностей и выстраивании межличностных отношений я использую технику "Простые картинки...", которая позволяет повысить эффективность.

Техника "Простые картинки..." основывается на исследованиях психического развития Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера и др.

В рамках данной техники, способность самоорганизации деятельности дошкольников рассматривается как способность самоорганизации психической деятельности, которая "является универсальной и лежит в основе как умственных, так и других линий развития". Основанием для такого подхода служат закономерности развития психики ребенка: "внешняя, предметная деятельность у дошкольников предшествует внутренним, умственным процесса, которые преобразуются в психическую деятельность". (Н.Н. Поддъяков Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника, 2021) Для развития способности самоорганизации деятельности дошкольников применяется механизм формирования психических процессов и свойств, сформулированный П.Я. Гальпериным. В качестве средства - используется метод наглядного моделирования исследованный Л.А. Венгером. По мнению которого, "наглядное моделирование соответствует специфике наглядно-образного мышления дошкольника, но обеспечивает успешность решения интеллектуальных задач и в дальнейшем, у школьника и взрослого человека." (Венгер Л.А. "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания, 1986). Взаимодействие педагога и воспитанника строится на принципах проблемного обучения, в основе которого лежит поисковая деятельность ребенка.  "Поиск, поисковая деятельность...является определяющей для формирования и развития всех психических процессов ребенка, для формирования его сознания, его личности." (Н.Н. Поддъяков Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника, 2021)

Подробнее с техникой "Простые картинки..." можно познакомиться здесь.

В качестве обобщенной модели используется структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности, представленная следующими компонентами: целеполагание, планирование (действий и средств), реализация намеченного, самоконтроль (включающий коррекцию), самоанализ (эмоционально-волевой компонент).

Для наглядности выбраны следующие символы:

Обобщенная модель, представленная в виде символов, помогает дошкольникам совместно с педагогом или самостоятельно создавать планы и модели деятельности с помощью "картинок-подсказок" и реализовывать намеченное.

 

Опора на обобщенную модель и "картинки-подсказки" позволяет детям самостоятельно или в процессе сотрудничества с педагогом успешно преодолевать затруднения в процессе деятельности связанные с индивидуальными и возрастными особенностями, такие как:

осознание своих желаний и потребностей, осмысление проблемы, постановка цели деятельности и следование ее реализации, доводя начатое дело до конца;

трудности на этапе планирования и в большей степени следования намеченному плану;

несоответствие полученного результата намеченному, переживания сделать неправильно, совершить ошибку;

нежелание понять что и почему не получилось (получилось).

Для повышения мотивации детей к процессу организации самостоятельной деятельности используется дидактическое пособие "Паровозик желаний".

В технике "Простые картинки..." ребенок выступает полноценным участником образовательных отношений, поэтому цели и задачи выделяются как для педагога, так и для воспитанника.

Цель техники «Простые картинки…» для педагога:                                        

Содействовать развитию самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в различных видах активностей и межличностного взаимодействия.

 

Техника «Простые картинки…» позволяет педагогу решать следующие задачи:

Развивать инициативность, самостоятельность, ответственность;

Создавать условия для развития умения видеть проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свои действия, направленные на достижение собственной цели, осуществлять самоконтроль результатов деятельности и отдельных действий;

Формировать предпосылки критического мышления. Развивать способность принимать самостоятельные решения на основе нравственного, ценностного и содержательного выбора;

Способствовать развитию умственных, творческих способностей;

Способствовать формированию позитивного отношения к самому себе, уверенность в своих силах;

Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; умение организовать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми;

Повышать развивающий потенциал предметно-пространственной развивающей среды;

Повышать компетентности родителей в вопросах влияния уровня развития самоорганизации на развитие личности дошкольника и формирование предпосылок к учебной деятельности.

Цель техники «Простые картинки…» для ребенка:

Овладеть навыком самостоятельного решения затруднений в своей практической жизни.

 

Техника «Простые картинки…» помогает ребенку решать следующие задачи:

Реализовывать свои идеи;

Осознавать свои потребности;

Понимать желаемую цель;  

Выделять этапы и средства на пути к цели;

Организовать целенаправленную самостоятельную деятельность;

Справляться с трудностями;

Осуществлять самоконтроль.

 

В рамках данной техники работа педагога строится в четырех направлениях:

 

  1. Формирование представлений дошкольников о самоорганизации деятельности на основе знакомства и практического освоения обобщенной структурно-функциональной модели самоорганизации деятельности, представленной следующими компонентами: целеполагание, планирование (действий и средств), реализация намеченного, самоконтроль (включающий коррекцию), самоанализ (эмоционально-волевой компонент).

 

Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками по практическому освоению обобщенной модели и ее отдельных элементов реализуется

в процессе организованной образовательной деятельности (использование дидактического пособия "Паровозик желаний" полностью или отдельных элементов);

создании проблемных ситуаций практической направленности (Пример: как не вспотеть, одеваясь на прогулку?);

ежедневном планировании на утреннем круге (составление плана дел "Наши дела");

рефлексии на вечернем круге (подведение итогов дня на основании плана дел "Наши дела" и индивидуальных планов детей, представленных на стенде "Мой выбор");

совместной организации развлечений (использование дидактического пособия "Паровозик желаний");

 в проектной деятельности .

   2. Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей.

Работу в данном направлении педагог реализует через

создание атмосферы эмоционального комфорта и благополучия;

создание условий для преодоления детьми боязни делать ошибки. Педагог учит детей осознавать и признавать свои ошибки. Формирует умение использовать результаты своих ошибочных действий для корректировки действий.

организацию работы с дидактическим пособием "Паровозик желаний", стендом "Мой выбор", доска "Наши дела";

самостоятельное планирование деятельности и участников совместной деятельности, отраженное на стенде «Мой выбор»;

педагогическую работу, направленную на развитие способности к осознанию и решению жизненных проблем (Пример: как поздравить маму с днем рождения?);

побуждение детей самостоятельно применять обобщенную модель самоорганизации деятельности на практике.

   3. Формирование ценностных представлений об окружающем мире, людях, деятельности человека в процессе осознания ценности каждого ребенка и его личного вклада в общее дело в ходе индивидуальной или коллективной деятельности.

Работу в данном направлении педагог реализует через

расширение и активизацию знаний детей на этапе целеполагания, в процессе анализа ситуации, осмысления проблемы, постановки цели деятельности и прогнозировании результата деятельности;

поддержку доброжелательного отношения к сверстникам; создание ситуаций взаимопомощи детей в различных видах деятельности;

поддержку стремления детей к самостоятельному выбору способов осуществления различных видов деятельности, обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий, во взаимодействии со сверстниками;

формирование у детей понимания что самостоятельный выбор всегда связан с ответственностью;

формирование у ребенка чувства удовлетворения от участия в коллективной деятельности, осознание его личного вклада в общее дело;  

развитие мотивационной сферы ребенка;

поощрение преодоления ребенком трудностей, стимулирование позитивного эмоционального состояния от преодоления трудностей и достижения целей;

формирование рефлексивной позиции, посредством которой у ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми, происходит понимании своих поступков и поступков окружающих, формирование осознанного отношения к миру и самому себе.

   4.  Работа с родителями воспитанников по вопросам влияния уровня развития самоорганизации на развитие личности дошкольника и успешное обучение в школе (родительские собрания, мастер-классы, консультации, индивидуальные беседы и др).

 

Предполагаемые результаты к концу дошкольного возраста

Ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения на основе нравственного, ценностного и содержательного выбора, проявлять инициативу и ответственность;

Ребенок способен видеть проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свои действия, направленные на достижение собственной цели, осуществлять самоконтроль результатов деятельности и отдельных действий;

Ребенок способен понимать и учитывать интересы и чувства других, организовывать и реализовывать совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, старается разрешать возникающие конфликты конструктивным способом;

У ребенка сформирована положительная самооценка, уверенность в своих силах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста на основе валеологических знаний.

Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.Здоровый образ жизни – одно из условий сохранения и укрепления здоровья...

Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия на тему :Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...

Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей

Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...

ПРОЕКТ «Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбора данного направления продиктована острой необходимостью решения проблем воспитания, развития образования детей в современном информационном обществе, которое существенно изменило пр...

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...