Методическая разработка "Формирование навыков самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа)
Формирование навыков самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста
Мир, в котором мы живем и воспитываем своих детей динамично меняется, модернизируется, дополняется новыми элементами. Он многозадачен и непредсказуем.
Как человеку эффективно использовать возможности этого мира?
Какими качествами и навыками должен обладать современный человек?
Ответ системы дошкольного образования на этот вызов неопределенности заключается в воспитание активной, творческой личности, способной к сотрудничеству и умеющей находить правильные решения, реализовывать свой выбор.
В основе всех видов сознательной активности человека лежит способность саморегуляции (самоорганизация как одна из форм). Таким образом, одним из приоритетных направлений в работе педагога является организация деятельности по формированию способности самоорганизации у воспитанников.
В своей системе работы по формированию самоорганизации в различных видах активностей и выстраивании межличностных отношений я использую технику "Простые картинки...", которая позволяет повысить эффективность.
Техника "Простые картинки..." основывается на исследованиях психического развития Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера и др.
В рамках данной техники, способность самоорганизации деятельности дошкольников рассматривается как способность самоорганизации психической деятельности, которая "является универсальной и лежит в основе как умственных, так и других линий развития". Основанием для такого подхода служат закономерности развития психики ребенка: "внешняя, предметная деятельность у дошкольников предшествует внутренним, умственным процесса, которые преобразуются в психическую деятельность". (Н.Н. Поддъяков Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника, 2021)
Для развития способности самоорганизации деятельности дошкольников применяется механизм формирования психических процессов и свойств, сформулированный П.Я. Гальпериным. В качестве средства - используется метод наглядного моделирования исследованный Л.А. Венгером. По мнению которого, "наглядное моделирование соответствует специфике наглядно-образного мышления дошкольника, но обеспечивает успешность решения интеллектуальных задач и в дальнейшем, у школьника и взрослого человека." (Венгер Л.А. "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания, 1986). Взаимодействие педагога и воспитанника строится на принципах проблемного обучения, в основе которого лежит поисковая деятельность ребенка. "Поиск, поисковая деятельность...является определяющей для формирования и развития всех психических процессов ребенка, для формирования его сознания, его личности." (Н.Н. Поддъяков Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника, 2021)
Подробнее с техникой "Простые картинки..." можно познакомиться здесь.
В качестве обобщенной модели используется структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности, представленная следующими компонентами: целеполагание, планирование (действий и средств), реализация намеченного, самоконтроль (включающий коррекцию), самоанализ (эмоционально-волевой компонент).
Для наглядности выбраны следующие символы:
Обобщенная модель, представленная в виде символов, помогает дошкольникам совместно с педагогом или самостоятельно создавать планы и модели деятельности с помощью "картинок-подсказок" и реализовывать намеченное.
Опора на обобщенную модель и "картинки-подсказки" позволяет детям самостоятельно или в процессе сотрудничества с педагогом успешно преодолевать затруднения в процессе деятельности связанные с индивидуальными и возрастными особенностями, такие как:
- осознание своих желаний и потребностей, осмысление проблемы, постановка цели деятельности и следование ее реализации, доводя начатое дело до конца;
- трудности на этапе планирования и в большей степени следования намеченному плану;
- несоответствие полученного результата намеченному, переживания сделать неправильно, совершить ошибку;
- нежелание понять что и почему не получилось (получилось).
Для повышения мотивации детей к процессу организации самостоятельной деятельности используется дидактическое пособие "Паровозик желаний".
В технике "Простые картинки..." ребенок выступает полноценным участником образовательных отношений, поэтому цели и задачи выделяются как для педагога, так и для воспитанника.
Цель техники «Простые картинки…» для педагога:
Содействовать развитию самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в различных видах активностей и межличностного взаимодействия.
Техника «Простые картинки…» позволяет педагогу решать следующие задачи:
- Развивать инициативность, самостоятельность, ответственность;
- Создавать условия для развития умения видеть проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свои действия, направленные на достижение собственной цели, осуществлять самоконтроль результатов деятельности и отдельных действий;
- Формировать предпосылки критического мышления. Развивать способность принимать самостоятельные решения на основе нравственного, ценностного и содержательного выбора;
- Способствовать развитию умственных, творческих способностей;
- Способствовать формированию позитивного отношения к самому себе, уверенность в своих силах;
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; умение организовать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми;
- Повышать развивающий потенциал предметно-пространственной развивающей среды;
Повышать компетентности родителей в вопросах влияния уровня развития самоорганизации на развитие личности дошкольника и формирование предпосылок к учебной деятельности.
Цель техники «Простые картинки…» для ребенка:
Овладеть навыком самостоятельного решения затруднений в своей практической жизни.
Техника «Простые картинки…» помогает ребенку решать следующие задачи:
- Реализовывать свои идеи;
- Осознавать свои потребности;
- Понимать желаемую цель;
- Выделять этапы и средства на пути к цели;
- Организовать целенаправленную самостоятельную деятельность;
- Справляться с трудностями;
- Осуществлять самоконтроль.
В рамках данной техники работа педагога строится в четырех направлениях:
1. Формирование представлений дошкольников о самоорганизации деятельности на основе знакомства и практического освоения обобщенной структурно-функциональной модели самоорганизации деятельности, представленной следующими компонентами: целеполагание, планирование (действий и средств), реализация намеченного, самоконтроль (включающий коррекцию), самоанализ (эмоционально-волевой компонент).
Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками по практическому освоению обобщенной модели и ее отдельных элементов реализуется
- в процессе организованной образовательной деятельности (использование дидактического пособия "Паровозик желаний" полностью или отдельных элементов);
- создании проблемных ситуаций практической направленности (Пример: как не вспотеть, одеваясь на прогулку?);
- ежедневном планировании на утреннем круге (составление плана дел "Наши дела");
- рефлексии на вечернем круге (подведение итогов дня на основании плана дел "Наши дела" и индивидуальных планов детей, представленных на стенде "Мой выбор");
- совместной организации развлечений (использование дидактического пособия "Паровозик желаний");
- в проектной деятельности .
2. Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей.
Работу в данном направлении педагог реализует через
- создание атмосферы эмоционального комфорта и благополучия;
- создание условий для преодоления детьми боязни делать ошибки. Педагог учит детей осознавать и признавать свои ошибки. Формирует умение использовать результаты своих ошибочных действий для корректировки действий.
- организацию работы с дидактическим пособием "Паровозик желаний", стендом "Мой выбор", доска "Наши дела";
- самостоятельное планирование деятельности и участников совместной деятельности, отраженное на стенде «Мой выбор»;
- педагогическую работу, направленную на развитие способности к осознанию и решению жизненных проблем (Пример: как поздравить маму с днем рождения?);
- побуждение детей самостоятельно применять обобщенную модель самоорганизации деятельности на практике.
3. Формирование ценностных представлений об окружающем мире, людях, деятельности человека в процессе осознания ценности каждого ребенка и его личного вклада в общее дело в ходе индивидуальной или коллективной деятельности.
Работу в данном направлении педагог реализует через
- расширение и активизацию знаний детей на этапе целеполагания, в процессе анализа ситуации, осмысления проблемы, постановки цели деятельности и прогнозировании результата деятельности;
- поддержку доброжелательного отношения к сверстникам; создание ситуаций взаимопомощи детей в различных видах деятельности;
- поддержку стремления детей к самостоятельному выбору способов осуществления различных видов деятельности, обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий, во взаимодействии со сверстниками;
- формирование у детей понимания что самостоятельный выбор всегда связан с ответственностью;
- формирование у ребенка чувства удовлетворения от участия в коллективной деятельности, осознание его личного вклада в общее дело;
- развитие мотивационной сферы ребенка;
- поощрение преодоления ребенком трудностей, стимулирование позитивного эмоционального состояния от преодоления трудностей и достижения целей;
- формирование рефлексивной позиции, посредством которой у ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми, происходит понимании своих поступков и поступков окружающих, формирование осознанного отношения к миру и самому себе.
4. Работа с родителями воспитанников по вопросам влияния уровня развития самоорганизации на развитие личности дошкольника и успешное обучение в школе (родительские собрания, мастер-классы, консультации, индивидуальные беседы и др).
Предполагаемые результаты к концу дошкольного возраста
- Ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения на основе нравственного, ценностного и содержательного выбора, проявлять инициативу и ответственность;
- Ребенок способен видеть проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свои действия, направленные на достижение собственной цели, осуществлять самоконтроль результатов деятельности и отдельных действий;
- Ребенок способен понимать и учитывать интересы и чувства других, организовывать и реализовывать совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, старается разрешать возникающие конфликты конструктивным способом;
- У ребенка сформирована положительная самооценка, уверенность в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 8.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир, в котором мы живем и воспитываем своих детей динамично меняется, модернизируется, дополняется новыми элементами. Он многозадачен и непредсказуем.
Как человеку эффективно использовать возможности этого мира?
Какими качествами и навыками должен обладать современный человек?
Ответ системы дошкольного образования на этот вызов неопределенности заключается в воспитание активной, творческой личности, способной к сотрудничеству и умеющей находить правильные решения, реализовывать свой выбор.
В основе всех видов сознательной активности человека лежит способность саморегуляции (самоорганизация как одна из форм). Таким образом, одним из приоритетных направлений в работе педагога является организация деятельности по формированию способности самоорганизации у воспитанников.
В своей системе работы по формированию самоорганизации в различных видах активностей и выстраивании межличностных отношений я использую технику "Простые картинки...", которая позволяет повысить эффективность.
Техника "Простые картинки..." основывается на исследованиях психического развития Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера и др.
В рамках данной техники, способность самоорганизации деятельности дошкольников рассматривается как способность самоорганизации психической деятельности, которая "является универсальной и лежит в основе как умственных, так и других линий развития". Основанием для такого подхода служат закономерности развития психики ребенка: "внешняя, предметная деятельность у дошкольников предшествует внутренним, умственным процесса, которые преобразуются в психическую деятельность". (Н.Н. Поддъяков Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника, 2021) Для развития способности самоорганизации деятельности дошкольников применяется механизм формирования психических процессов и свойств, сформулированный П.Я. Гальпериным. В качестве средства - используется метод наглядного моделирования исследованный Л.А. Венгером. По мнению которого, "наглядное моделирование соответствует специфике наглядно-образного мышления дошкольника, но обеспечивает успешность решения интеллектуальных задач и в дальнейшем, у школьника и взрослого человека." (Венгер Л.А. "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания, 1986). Взаимодействие педагога и воспитанника строится на принципах проблемного обучения, в основе которого лежит поисковая деятельность ребенка. "Поиск, поисковая деятельность...является определяющей для формирования и развития всех психических процессов ребенка, для формирования его сознания, его личности." (Н.Н. Поддъяков Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника, 2021)
Подробнее с техникой "Простые картинки..." можно познакомиться здесь.
В качестве обобщенной модели используется структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности, представленная следующими компонентами: целеполагание, планирование (действий и средств), реализация намеченного, самоконтроль (включающий коррекцию), самоанализ (эмоционально-волевой компонент).
Для наглядности выбраны следующие символы:
Обобщенная модель, представленная в виде символов, помогает дошкольникам совместно с педагогом или самостоятельно создавать планы и модели деятельности с помощью "картинок-подсказок" и реализовывать намеченное.
Опора на обобщенную модель и "картинки-подсказки" позволяет детям самостоятельно или в процессе сотрудничества с педагогом успешно преодолевать затруднения в процессе деятельности связанные с индивидуальными и возрастными особенностями, такие как:
осознание своих желаний и потребностей, осмысление проблемы, постановка цели деятельности и следование ее реализации, доводя начатое дело до конца;
трудности на этапе планирования и в большей степени следования намеченному плану;
несоответствие полученного результата намеченному, переживания сделать неправильно, совершить ошибку;
нежелание понять что и почему не получилось (получилось).
Для повышения мотивации детей к процессу организации самостоятельной деятельности используется дидактическое пособие "Паровозик желаний".
В технике "Простые картинки..." ребенок выступает полноценным участником образовательных отношений, поэтому цели и задачи выделяются как для педагога, так и для воспитанника.
Цель техники «Простые картинки…» для педагога:
Содействовать развитию самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в различных видах активностей и межличностного взаимодействия.
Техника «Простые картинки…» позволяет педагогу решать следующие задачи:
Развивать инициативность, самостоятельность, ответственность;
Создавать условия для развития умения видеть проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свои действия, направленные на достижение собственной цели, осуществлять самоконтроль результатов деятельности и отдельных действий;
Формировать предпосылки критического мышления. Развивать способность принимать самостоятельные решения на основе нравственного, ценностного и содержательного выбора;
Способствовать развитию умственных, творческих способностей;
Способствовать формированию позитивного отношения к самому себе, уверенность в своих силах;
Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; умение организовать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми;
Повышать развивающий потенциал предметно-пространственной развивающей среды;
Повышать компетентности родителей в вопросах влияния уровня развития самоорганизации на развитие личности дошкольника и формирование предпосылок к учебной деятельности.
Цель техники «Простые картинки…» для ребенка:
Овладеть навыком самостоятельного решения затруднений в своей практической жизни.
Техника «Простые картинки…» помогает ребенку решать следующие задачи:
Реализовывать свои идеи;
Осознавать свои потребности;
Понимать желаемую цель;
Выделять этапы и средства на пути к цели;
Организовать целенаправленную самостоятельную деятельность;
Справляться с трудностями;
Осуществлять самоконтроль.
В рамках данной техники работа педагога строится в четырех направлениях:
1. Формирование представлений дошкольников о самоорганизации деятельности на основе знакомства и практического освоения обобщенной структурно-функциональной модели самоорганизации деятельности, представленной следующими компонентами: целеполагание, планирование (действий и средств), реализация намеченного, самоконтроль (включающий коррекцию), самоанализ (эмоционально-волевой компонент).
Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками по практическому освоению обобщенной модели и ее отдельных элементов реализуется
в процессе организованной образовательной деятельности (использование дидактического пособия "Паровозик желаний" полностью или отдельных элементов);
создании проблемных ситуаций практической направленности (Пример: как не вспотеть, одеваясь на прогулку?);
ежедневном планировании на утреннем круге (составление плана дел "Наши дела");
рефлексии на вечернем круге (подведение итогов дня на основании плана дел "Наши дела" и индивидуальных планов детей, представленных на стенде "Мой выбор");
совместной организации развлечений (использование дидактического пособия "Паровозик желаний");
в проектной деятельности .
2. Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей.
Работу в данном направлении педагог реализует через
создание атмосферы эмоционального комфорта и благополучия;
создание условий для преодоления детьми боязни делать ошибки. Педагог учит детей осознавать и признавать свои ошибки. Формирует умение использовать результаты своих ошибочных действий для корректировки действий.
организацию работы с дидактическим пособием "Паровозик желаний", стендом "Мой выбор", доска "Наши дела";
самостоятельное планирование деятельности и участников совместной деятельности, отраженное на стенде «Мой выбор»;
педагогическую работу, направленную на развитие способности к осознанию и решению жизненных проблем (Пример: как поздравить маму с днем рождения?);
побуждение детей самостоятельно применять обобщенную модель самоорганизации деятельности на практике.
3. Формирование ценностных представлений об окружающем мире, людях, деятельности человека в процессе осознания ценности каждого ребенка и его личного вклада в общее дело в ходе индивидуальной или коллективной деятельности.
Работу в данном направлении педагог реализует через
расширение и активизацию знаний детей на этапе целеполагания, в процессе анализа ситуации, осмысления проблемы, постановки цели деятельности и прогнозировании результата деятельности;
поддержку доброжелательного отношения к сверстникам; создание ситуаций взаимопомощи детей в различных видах деятельности;
поддержку стремления детей к самостоятельному выбору способов осуществления различных видов деятельности, обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий, во взаимодействии со сверстниками;
формирование у детей понимания что самостоятельный выбор всегда связан с ответственностью;
формирование у ребенка чувства удовлетворения от участия в коллективной деятельности, осознание его личного вклада в общее дело;
развитие мотивационной сферы ребенка;
поощрение преодоления ребенком трудностей, стимулирование позитивного эмоционального состояния от преодоления трудностей и достижения целей;
формирование рефлексивной позиции, посредством которой у ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми, происходит понимании своих поступков и поступков окружающих, формирование осознанного отношения к миру и самому себе.
4. Работа с родителями воспитанников по вопросам влияния уровня развития самоорганизации на развитие личности дошкольника и успешное обучение в школе (родительские собрания, мастер-классы, консультации, индивидуальные беседы и др).
Предполагаемые результаты к концу дошкольного возраста
Ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения на основе нравственного, ценностного и содержательного выбора, проявлять инициативу и ответственность;
Ребенок способен видеть проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свои действия, направленные на достижение собственной цели, осуществлять самоконтроль результатов деятельности и отдельных действий;
Ребенок способен понимать и учитывать интересы и чувства других, организовывать и реализовывать совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, старается разрешать возникающие конфликты конструктивным способом;
У ребенка сформирована положительная самооценка, уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста на основе валеологических знаний.
Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.Здоровый образ жизни – одно из условий сохранения и укрепления здоровья...
Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия на тему :Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста....
Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)
Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...
Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей
Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...
ПРОЕКТ «Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность выбора данного направления продиктована острой необходимостью решения проблем воспитания, развития образования детей в современном информационном обществе, которое существенно изменило пр...
Методическая разработка "Методическая разработка «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» (консультация для родителей)
В данной публикации родителям даются рекомендации как лучше развивать речь старших дошкольников....
Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"
Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...