Проект "Я хочу в детский сад!"
проект (младшая группа)
Многие дети, в любом возрасте, тяжело проходят период адаптации при переходе из группы в группу, а дети младшего дошкольного возраста – в особенности. Причиной этому являются многие факторы. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к новым условиям, является одной из первостепенных задач воспитателей, специалистов ДОУ и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 969.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по адаптации детей 3-4 лет
«Я хочу в детский сад!»
Воспитатель: Яковлева Л.В.
2023у.г.
Актуальность проекта
Многие дети, в любом возрасте, тяжело проходят период адаптации при переходе из группы в группу, а дети младшего дошкольного возраста – в особенности. Причиной этому являются многие факторы. Это и резкая смена вида и условий в группе, и смена знакомых уже воспитателей на незнакомых малышам новых педагогов. Даже пищевой режим и режим сна может сильно отличаться от привычной жизни. Всё это может сопровождаться тяжёлыми переживаниями, снижением, и даже временным угасанием речевой и игровой активности, а так же временной потерей ранее приобретённых навыков и умений. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к новым условиям, является одной из первостепенных задач воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребёнка в группе, чтобы дети, практически безболезненно, приспосабливались и привыкали к новым воспитателям, детям и новому режиму дня. Многие изменения, касающиеся перехода в другую возрастную группу, к другим воспитателям, и в другие условия в целом, создают стрессовую ситуацию для детей, которая, без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как: капризы и истерики, отказ от еды, частые болезни, и как следствие – пропуск занятий с совместными адаптационными играми.
Общая задача, для воспитателей и родителей – помочь ребёнку, по возможности безболезненно, войти в жизнь детского сада.
Для этого необходимы:
- знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подготовительная работа с семьёй;
- выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Цель проекта:
- создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребёнка в детском саду;
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи проекта:
- преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к новым условиям;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков;
- создать условия, обеспечивающие ребёнку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптация к условиям детского сада;
- оказывать помощь детям в осознании себя, как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей;
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребёнка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Период работы с детьми по проекту: 2 месяца (4.09-31.10)
Ожидаемый результат:
- благоприятный адаптационный период детей 3-4 лет;
- снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду;
- привлечение родителей детей к осознанному воспитанию совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;
- становление партнёрских доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
- создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Методы:
- анализ теоретического и фактического материала (с учетом мониторинга по пяти педагогическим областям);
- анкетирование родителей;
-наблюдения;
- игры и беседы.
Формы работы с детьми:
(основная задача – формирование эмоционального контакта и доверие к воспитателю);
- элементы телесной терапии;
- релаксационные игры;
- сказкотерапия;
- взаимодействия с детьми в игровой форме.
Материал и техническое оборудование:
Подбор художественного, музыкального, иллюстрированного материала, бесед, дидактических и подвижно-дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, мультипликационных фильмов для просмотра; комплексное календарно-тематическое планирование по всем видам деятельности.
Этапы проекта
1 этап (подготовительный)
- создание методического обеспечения;
- создание развивающей среды;
- размещение информации для родителей (режим дня, расписание занятий)
- анкетирование родителей (сбор данных: дом.адрес, телефоны родителей и ближайших родственников).
2 этап (основной)
- проведение родительского собрания (ознакомление родителей с условиями нахождения детей в группе; знакомство с возрастными изменениями детей 3-4 лет; освещение проблемы адаптации к новым условиям);
- адаптационные игры с детьми (Приложение 1)
- игры на сплочение детей между собой; игры-мирилки в стихах (Приложение 2);
- игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности, развитие коммуникации (Приложение 3);
-занятия по социально-коммуникативному развитию: «Мы – друзья», «Мишкин подарок» (Приложение 4);
- художественная литература (стихи, сказки, рассказы) (Приложение 5)
- консультация для родителей «Ваш ребёнок перешёл в новую группу или «Снова Адаптация»» (Приложение 6);
-театрализованная деятельность (различные варианты показа: перчаточные и пальчиковые куклы, сказки на магнитной доске, игрушки «Герои сказок»).
- самостоятельная деятельность детей (рисование, лепка, конструирование, игры).
3 этап (заключительный)
- анкетирование родителей (комфортность пребывания детей в группе);
- коллективная работа «Кто в нашей группе живёт» (аппликация);
Приложение 1
Адаптационные игры
(игры, проведённые в рамках проекта)
Адаптационные игры на знакомство
«Шляпа для знакомства»
Реквизит: забавная шляпа, кепка или другой головной убор. Воспитатель примеряет эту шляпу каждому ребёнку и просит его представиться, т. е. назвать своё имя, фамилию и отчество. Можно усложнить правила, добавив, чтобы ребёнок рассказал, как зовут его маму и папу, какими делами он любит заниматься в семье (как именно помогать в домашних делах)
«Шёл по крыше муравей»
Воспитатель говорит первые строки, которые не меняются, а в последней произносятся по очереди имена всех детей группы. Потом, когда дети запомнят стихотворение, педагог предлагает им произносить все строчки хором. Можно заменить муравья воробьём или кем-то в рифму. Неизменная часть: «Шёл по крыше муравей, Собирал своих друзей, Много, много, много нас…» Меняющаяся строка: «Встанут Танечки (Ванечки, Анечки, Катеньки и т. п.) сейчас.
«Раз, два, три — смотри!»
Воспитатель встречает детей, здоровается, представляется, расспрашивает, кого, как зовут, затем пришедшие могут сесть в круг (с учётом игровых возможностей, места проведения игры и т. д.). «Смотрите, к нам пришёл в гости медвежонок Миша. (Показывает игрушку в руках). Миша любит играть в прятки. Хотите поиграть с ним? Вы закроете глазки, а Миша спрячется у кого-нибудь за спинкой (игрушку прячут за спину ребёнка). Когда я скажу: «Раз, два, три — смотри!», скорей открывайте глазки, где Миша? (Игру можно повторить столько раз, сколько в группе новичков)
«Катаем мяч»
Цели: вызвать интерес к действиям взрослого, стимулировать положительные эмоции.
Материал: яркий мяч.
Ход игры: воспитатель выполняет действия с мячом, читая стихотворение, и побуждает ребенка ловить, катать, толкать мяч:
Толкаю мой мяч,
Толкаю опять,
Толкаю туда, толкаю сюда.
Мой мячик, катись,
Обратно вернись.
«Солнечные зайчики»
Цели: вызвать интерес к действиям взрослого, стимулировать положительные эмоции.
Материал: зеркальце.
Условие игры: наличие солнца.
Ход игры: воспитатель пускает солнечных зайчиков и читает стихотворение, побуждая ребенка выполнять соответствующие словам действия:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
«А меня зовут ...»
Цель:
- развивать желание познакомиться, учить вежливо обращаться друг к другу;
- развивать чувство единства, причастности к группе.
Оборудование: цветок или мяч.
Ход игры:
Каждый ребенок, стоя в кругу, обращается (поочередно) к своему соседу справа, передает ему цветок или мяч, называет свое имя и по желанию немного рассказывает о себе.
«Луна»
Цель:
- учить запоминать имена детей группы;
- развивать единство, удовольствие от пребывания в центре внимания.
Ход игры:
Дети сидят по кругу на ковре. Ребенок, который сидит справа от воспитателя, говорит свое имя и хлопает в ладоши так: «Ма-ри-на», а дети всей группы повторяют за ним это имя, как эхо. Суть игры заключается в многократном повторении имени каждого ребенка, что способствует точному запоминанию его всеми детьми
Подвижная игра «Улитка»
Цель:
- продолжать знакомить детей друг с другом;
- развивать внимание, память, умение отвечать на сигнал.
Ход игры:
Дети произвольно двигаются по комнате, а на сигнал: «Улитка», все - приседают, затем дети называют поочередно свое имя, и становятся в позицию улитки. Затем дальше продолжают двигаться по комнате. Игра продолжается, пока все не назовут имена
«Большое дерево»
Цель:
-учить чувствовать, что вместе, в группе лучше и играть, и учиться, и работать, и отдыхать;
-развивать положительную мотивацию к посещению детского сада.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, образуя большое, сильное дерево. Прислушиваются, как шелестят его листья, когда дует ветер (дети вместе раскачиваются). Чувствуют, как оно живет, дышит (дышат вместе: шаг вперед - вдох, поднимают руки; шаг назад - выдох, опускают руки).
Приходим к выводу: «Когда мы вместе - нас много, и мы большое, крепкое дерево»
«Поезд»
Цель:
- закреплять умение знакомиться различными способами;
- развивать слуховое восприятие, координацию движений;
- способствовать нейтрализации негативной эмоциональной энергии и агрессивного поведения.
Ход игры:
Воспитатель:
Сейчас мы с вами создадим поезд. Сначала я буду «паровозом», и когда буду ехать по кругу, то буду хлопать в ладоши и говорить имя: «Иван, Иван - едем!» Я сделаю круг, а теперь на мое место становится кто-то из вас, а я стану, как и вы, вагончиком - прицеплюсь к «паровозом».
Теперь он поедет, а мы все вместе проговариваем его имя: «Антон, Антон-едем!» И так до тех пор, пока все дети по очереди не побудут в роли «паровоза» и не примут участие в игре.
«Клубочек»
Цель:
-закрепить знания детей друг о друге, их умение обращаться к товарищам по имени, участвовать в коллективной игре;
-вырабатывать положительное отношение к посещению детского сада.
Ход игры:
Воспитатель стоит в центре круга, образуемого всеми детьми группы. Он выполняет роль клубочка. Один из малышей первый подходит к психологу, берет его за руку; в это время вся группа называет вместе имя ребенка; затем то же делает второй ребенок, беря за руку уже первого ребенка и «наматываясь» вокруг «клубочка» - воспитателя. Игра заканчивается, когда последний ребенок «намотается» вокруг клубочка. Вывод, к которому должны прийти дети: «Вместе - хорошо; меня все знают, и я знаю всех».
«Отгадай, кто тебя позвал»
Цель:
- закрепить навыки положительного социального поведения;
- дифференцировать слуховое восприятие, соотнося человека с его голосом.
Ход игры:
Играют по двое детей, третий ребенок - ведущий. Дети, каждый по очереди, называют ведущего по имени. Задача ведущего, который стоит к ним спиной - отгадать, кто его позвал.
«Позови»
Ход игры:
Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть - покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть».
После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
Примечание: Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по нескольку раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи
«Чертим разные фигуры»
Материал: принадлежности для рисования.
Ход игры:
Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка», таким образом, помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные фигуры, и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета. Воспитатель предлагает ребенку показать работу маме. Взрослые, вместе, хвалят ребенка.
«Любимая песенка»
Воспитатель включает детям детские песни или мелодии и предлагает потанцевать. Можно предложить предметы для танца (ленту, снежинку, листочек, шарик и пр.)
Приложение 2
Игры на сплочение
(Игры, проведённые в рамках проекта)
«Жизнь в лесу»
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку). Когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает). Когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому. Когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - улыбаемся друг другу (показывает).
Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». ….
Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер, и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
«Общий круг»
Взрослый собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является создание круга). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда поздороваться с ребятами.
«Разговор сквозь стекло»
(игра в перспективе, для детей, более старшего возраста)
Взрослый помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой — ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но, помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать — бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли. Затем можно поменяться ролями.
«Найди своего брата или сестру»
Собрав детей вокруг себя, взрослый говорит: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми? И только через несколько дней они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята — мяукать, щенки — скулить, телята — мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, «говорят» на своем языке и ищут другого ребенка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей. Дети ползают по группе, знакомятся друг с другом, говоря каждый на своем языке.
«Составные фигуры»
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был — видели его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» и т. д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться на полу в правильном порядке. Впереди — хобот, за ним — голова, по бокам — уши и т. д. Когда слон составлен, воспитатель предлагает ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность. В качестве составной фигуры могут быть любые животные. Если детей в группе много — можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами и т. д.
«Живые куклы»
Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой — его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети поменяются ролями.
«Добрые волшебники»
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль «заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.
Игры-мирилки
(Игры, проведённые в рамках проекта)
Пальчик за пальчик
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Ссориться не будем
Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока мы будем жить!
Давайте все мириться
Давайте все мириться
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться!
Давай дружить
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
Солнце
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Тёплый лучик
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Мирись, мирись
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
Хватит сердиться
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Приложение 3
Игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности, развитие коммуникации
«Назови себя ласково»
Дети сидят в кругу. Воспитатель кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.
«Солнышко»
Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами: «Я люблю…», называя имя следующего по очереди ребенка.
Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».
«Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Пальчик поднесем к виску
И подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем – «А»,
Рожицы состроим.
Как скажу я слово: «Три»,
Все гримасою замри.
Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.
«Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?
Педагог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.
«Здравствуй, я котик»
Педагог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».
«Котик ласкает»
Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.
«Котенок веселый–грустный»
Психолог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.
«Потерялся ребенок»
Дети – в кругу, психолог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».
«Солнечный зайчик»
Цель игры - снятие эмоционального напряжения
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
«Спаси птенца»
Цель игры - ознакомить детей с методами саморегуляции
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
«Сорока-ворона»
Цель игры - снятие эмоционального напряжения)
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Потешка: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому из большой миски, да большой ложкой. Всех накормила!
«Клубочек»
Цель игры - развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства
Воспитатель будет выполнять роль «катушки», а дети должны взяться за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку воспитателю. Получилась ниточка, закрепленная на катушке. Воспитатель возьмет за руку последнего и будет водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не "намотается" на катушку.
Дети должны почувствовать, какой получился крепкий, дружный клубок. Воспитатель: «Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем разматываться».
«Доброе животное»
Цель игры - развитие чувства единства
Воспитатель: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
«Морщинки»
Цель игры - снятие напряжения
Воспитатель: «Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз - вдох-выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»
«Паровозик с именем»
Цель - настроить детей на совместную работу
Воспитатель: «Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Света, Света...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя... Поехали!
Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже втроем будем повторять его имя». Проводится до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом).
И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки).
Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).
яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)
Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).
Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).
Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).
Мышка не нашла яичко и убежала в норку.
Приложение 4
Конспект занятия
по социально-коммуникативному развитию
«Мы – друзья!»
Цель: Формирование у детей представление о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: ватман с изображением грустного солнышка, детские ладошки, вырезанные из цветной бумаги; клеенки и клей-карандаш по количеству детей.
-Ребята, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение? Может быть, кто-то не выспался, может кому-то было грустно расставаться с мамой?
- Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?
- Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
А кто такие друзья? Это дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.
- Ребята, а какими должны быть друзья?
(дружные, хорошие, весёлые, интересные, вежливые и т. д.).
- А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?
(обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.).
-А теперь, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она? (тёплая, ласковая, мягкая и т. д.).
- Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой.
А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза. Какие глаза у вашего друга?
(Воспитатель подходит к парам, спрашивает детей дети отвечают: ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.).
-Вам нравится ваш друг?
- Скажите ему тихо самые ласковые слова.
(Дети говорят: ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д.).
- В нашей группе дружат все мальчики и девочки! Давайте покажем, какие мы все дружные и поиграем!
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию
(с элементами рисования)
«Мишкин подарок»
Сюрпризный момент:
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Мишка. Рядом с игрушкой лежит ватман с заготовкой «Солнышко».
Воспитатель:
Ребята, к нам пришёл наш друг Топтыжка, и принёс подарок (показывает рисунок). А ещё ему очень скучно в осеннем лесу, и он просит нас потанцевать с ним. Потанцуем с Топтыжкой?
(Воспитатель ставит детей парами. Показывает движения в паре с ребёнком)
Исходное положение: танцоры в парах стоят лицом друг к другу.
На прогулку косолапый вышел мишка погулять (На месте качание с ноги на ногу)
По тропинке громко топал - друга он пошел искать (Топанье на месте)
Где ты, где ты, мой товарищ? («Козырёк» - ладошка ко лбу)
Без тебя так трудно жить… (Ладошки к щекам и покачивание головой)
Встретил мишка наш лисёнка и сказал (Взяться в паре за руки)
Давай дружить! (Сказать громко)
Мишка с другом закружился - он в лесу устроил бал (Кружение «лодочкой»)
А потом остановился, по головке гладить стал (Гладить друг друга по голове)
Звери лапками стучали - вправо, влево, вверх и вниз (Хлопки в разные стороны)
И немножко потолкались, потолкались, потолкались… (Толкаться сцепленными руками)
Ну, а после обнялись! (Обняться)
(Воспитатель обращает внимание детей на ватман с нарисованным солнышком без лучиков).
- Ребята, наш друг Мишка нарисовал и решил подарить нам солнышко! Вот только солнышку что-то не хватает. Как вы думаете, чего не хватает солнышку? (Нет лучиков).
- У солнышка нет лучиков! Ребята, давайте поможем солнышку сделаем ему лучики! А лучики у нас будут необычные, а в виде наших ладошек!
Дети берут разноцветные вырезанные ладошки и, используя клей-карандаш, наклеивают на ватман в виде лучиков солнышка. А на солнышко клеится улыбка.
- Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось! Оно сразу заулыбалось, потому что солнышку понравились наши лучики!
-А теперь, ребята, давайте возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу, улыбнемся друг другу.
(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)
(Аудиозапись песни «Улыбка»)
Воспитатель:
Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!
Приложение 5
Художественная литература (стихи, сказки, рассказы), используемая для проведения проекта:
- русские народные сказки, потешки, рассказы
- стихи А.Барто, Е.Благининой, З. Александровой, И.Гурина, А.Вишневская, О.Высоцкая.
Чтение стихов о детском саде
«Катя в яслях»
Раз, два, три, четыре, пять:
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя саночки везет
От крылечка до ворот
А Сережа на дорожке
Голубям бросает крошки
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Почему не пляшет
Новенькая наша?
Катя к новенькой идет,
В хоровод ее ведет.
Огни погасли,
Уснули ясли:
И Лида, и Катя,
И куклы в кровати.
(З. Александрова)
«Детский сад»
Детский садик, детский сад!
Малыши туда спешат.
Посмотреть я в сад иду –
Что растёт в таком саду?
Может, груши, виноград?
Их всегда я видеть рад!..
– Что ты, дядя, не смеши! –
Говорят мне малыши.
И кричат вдесятером:
«Это мы в саду растём!»
(Н. Ярославцев)
«Дошколята»
Мы с моей подружкой Томой
Ходим вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!
Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!
Учим мы стихи и песни
В нашей группе дошколят!
Места нет для нас чудесней!
Чем любимый детский сад!
(И. Гурина)
«Второй ваш дом»
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
(Г. Шалаева)
«Я работаю ребенком»
Я встану, маму разбужу.
Надену сам штанишки.
Умоюсь сам. И чай попью,
И не забуду книжку.
Меня работа уже ждет.
Я должен потрудиться!
Покушать кашку, погулять,
Поспать, повеселится!
Я на работе целый день
Пою, леплю, танцую.
Потом попью, опять поем
И букву нарисую.
А если спросите меня,
Отвечу очень громко:
«Я в садике, я в садике
Работаю ребенком!»
(А. Вишневская)
……………………………………………………………………………………………………………..
«Детский сад»
Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят.
Паровоз,
Пароход
Дожидаются ребят.
Там картинки на стене
И цветы на окне.
Захочу –
Поскачу
На игрушечном коне!
В этом доме все для нас –
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, –
В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда
Подрастем,
Вместе в школу пойдем.
(О. Высоцкая)
……………………………………………………………………………………………………..
«В детский сад»
Листики под ножками
Весело шуршат.
Скоро мы отправимся
С Мишей в детский сад.
Встанем утром рано,
Застелем кровать.
Крикнет с кухни мама:
«Мальчики – вставать»!
Весело оденемся,
Весело пойдем,
Весело к ребятам
В гости попадем!
В садике на стульчиках
Будем мы сидеть.
Будем кашу кушать,
Песни будем петь.
И потом оденемся,
Выйдем погулять,
А придем с прогулки
Дружно ляжем спать.
Вечером с работы
Мама к нам придет
И нас вместе с Мишей
Из сада заберет.
Скоро вместе с Мишей
В садик мы пойдем,
Все свои игрушки
В садик отнесем.
(А. Вишневская)
………………………………………………………………………………………………………..
«Наш любимый детский сад»
Наш любимый детский сад!
Он всегда нам очень рад!
Утром весело встречает,
Всех на завтрак приглашает,
На прогулку нас ведёт,
И танцует, и поёт…
А без нас грустит, скучает,
Про игрушки забывает.
Даже ночью – спит и ждёт:
Может, кто-нибудь придёт…
Ну, конечно, мы его
Не оставим одного –
Лишь немного отдохнём
И опять к нему пойдём…
И нам снова будет рад
Наш любимый детский сад!
(Е. Груданов )
Приложение 6
Консультация для родителей
«Ваш ребёнок перешёл в новую группу, или Снова адаптация»
Вот и прошло то время, когда ваш ребёнок ходил в ясельную группу.
Дети подросли и пришла пора им перейти из ясельной группы в садовскую или вторую младшею. И, конечно, снова адаптация.
Любая перемена в жизни требует от человека приспособления. Успокаивает лишь то, что адаптация, при переходе из яслей во вторую младшую группу, часто проходит безболезненно, гладко и тихо, и занимает намного меньше времени, чем в первый раз.
И конечно от родителей зависит, насколько ребёнок будет спокоен в новой группе. Родители должны предугадать возможные трудности, предпринять профилактические меры для предупреждения осложнений.
Ваше отношение к новому событию должно быть максимально позитивным: Ты вырос! Ты идёшь в новую группу! У тебя будут новые воспитатели! Ты уже большой! Фраза «Ты уже «большой» всегда формирует у ребёнка положительную установку. Очень важно, как ребёнок относится к событию.
Ребёнку, как и любому человеку трудно. Увидеть проблемы своего малыша и помочь ему преодолеть трудности – талант родителя. Например: вы видите, что ребёнок устал – капризничает, плохо спит, тревожен, подавлен. Необходимо дать ему выходной или хотя бы пораньше забрать его из сада. Не проявляйте раздражение, не ругайте малыша, а лучше расскажите ему историю, что когда-то в детстве вам тоже не хотелось идти в детский сад и что сейчас не всегда хочется идти на работу, но приходится. Иногда, глубоко сопереживая ребёнку в душе, необходимо внешне отнестись к этому страданию, как к пустяку, чтобы не заострять внимание малыша на негативе. И тогда его страдания закончатся намного быстрее. Будьте мудрыми, помогите ребёнку понять, что трудности проходят.
В три года ребёнок уже тянется к сверстникам. Игра рядом преобразуется в игру вместе. У детей появляются друзья. И насколько успешен ребёнок среди сверстников, во многом зависит от взрослых. Не ругайте своих детей в присутствии посторонних. Слова «поросёнок», «грязнуля», «плохой» – просто недопустимы.
Если ваш ребёнок совершил плохой поступок, нужно обязательно поговорить с ним об этом. Объяснить, почему такие поступки совершать нельзя. Плохой поступок не означает – плохой ребёнок.
Встречаясь со сложностями во взаимоотношениях, дети часто жалуются родителям: «Саша меня обижал», «Миша отбирал игрушку», «Егор толкал» и т.п. И конечно на жалобы своих детей родители должны реагировать с расчётом на их поведение в будущем. Не надо учить: «Дай сдачи!» Лучше сказать: «Бить не надо, а надо договариваться». Первые трудности межличностных отношений среди детей проявляются в уже более старших группах, намного ярче, чем в яслях. Задача каждого родителя – научить своего ребёнка договариваться со сверстниками, делиться игрушками и слушать воспитателей.
При переходе из яслей в сад дети пересаживаются с горшков на унитазы, поэтому не удивляйтесь, если воспитатель отдаст вам мешок с мокрым бельём. Помните о том, что ребёнок должен привыкнуть к новым условиям.
Подведём итог:
Мы с вами постарались рассмотреть наиболее частые трудности, которые встречаются при переходе детей из ясельной группы во вторую младшую. Не бойтесь спросить совета у своих воспитателей. Они воспитали не одно поколение детишек, видели много истерик и переживаний по поводу смены группы. И именно поэтому они могут дать вам ценный совет. Не переживайте, воспитатели всегда примут и полюбят вашего ребенка, поддержат его в любой ситуации и не дадут в обиду.
Заключение
Можно сделать вывод, что в целом, благодаря систематической работе с включением адаптационных игр, адаптация детей группы «Ласточки» к новым условиям прошла успешно. Дети начали чувствовать себя более раскованно, легко идут на контакт со взрослым и друг с другом. Дети с удовольствием участвуют в режимных мероприятиях (принимают пищу, гуляют, спят) и спокойно расстаются с родителями. Считаем, всё это - показатели успешной адаптации при переходе в другую группу.
У большинства наших новых воспитанников эмоциональное состояние стабильное. Во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и своих друзей, стремясь познать новое. Многие дети полюбили подвижные игры с правилами и сюжетно-ролевые игры.
По нашим наблюдениям - все воспитанники адаптировались к новым правилам, установленным в нашей группе.
Дети стали более общительны, научились, и продолжают учиться дружно играть вместе, научились бесконфликтно делиться игрушками. Дети хорошо усвоили расположение помещений группы и территории детского сада. Усвоили общие правила поведения в группе.
Немаловажным фактом считаем, что дети и родители с хорошим настроением приходят утром в группу. Они уверены, что мы – воспитатели, любим и ждём своих воспитанников, что мы им поможем в трудный момент разрешить все свои проблемы. И такой результат не может не радовать, потому что в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших воспитанников радостным, а так же позволить родителям быть спокойными за своих детей.
В дальнейшем мы планируем:
- Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат через игры, беседы, чтение художественной литературы и просмотр мультипликационных фильмов с познавательным сюжетом.
- Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;
- Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, с целью ограничения контактов с больными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я хочу в детский садик (консультация для родителей)
Я хочу в детский садик (консультация для родителей)Правило первое: режим дняКак ребенок будет адаптироваться к детскому саду, зависит от организации режима дня дома. Чем больше условия жизни дома буду...
Я хочу в детский сад (консультация для родителей).
Как ребенок будет адаптироваться к детскому саду, зависит от организации режима дня дома. Чем больше условия жизни дома будут приближены к детскому учреждению, тем быстрее привыкнет ребенок к жизни ...

Не хочу в детский сад!
Почему ребенок не хочет идти в детский сад? Как ему помочь? Именно об этом идет речь в данной статье....

Проект "Хочу летать, хочу все знать"
Данный проект направлен на формирование объема словаря, на развитие лексической системности у детей с общим недоразвитием речи на материале темы «Воздушный транспорт». Цел...

"Хочу в детский сад"
quot;Хочу в детский сад» Рекомендации родителямЧем можно помочь ребёнку, чтобы облегчить привыкание к детскому саду? Необходимо с самого раннего возраста тренировать у малыша адаптационный меха...

Детско-родительский проект " Хочу все знать"
Детско-родительский проект " Хочу все знать". Чернобльская АЭС...
"Хочу в детский сад"
Консультация для родителей...