Консультация для родителей по теме: «Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Бабешкина Елена Сергеевна

Консультация для родителей о важноти влияния общения на речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми ребёнок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребёнка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. По мнению В. С. Мухиной, подражая родителям и близким людям, ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становиться его натурой. Обладающая речевой культурой семья формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении.(Максаков А.И, 1978.)

Чем же характеризуется состояние современной семьи

Социологи, педагоги, психологи (И. В. Бестужев-Лада, А В. Мудрик, И. С. Кон, Т. А. Маркова и др.) отмечают что современные семьи весьма разнообразны но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:

-изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из двух поколений- родители и дети. Растёт число неполных семей (один из родителей отсутствует), число семей с одним ребёнком. Бабушки и дедушки как правило живут отдельно, а это не даёт возможности родителям пользоваться опытом предыдущего поколения;

-изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестаёт быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя ,а не родительской власти;

-семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогически несостоятельных семей. (Курдвановская Н. В, 2011.).

И на первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения (количественная сторона общения). Родители, зачастую сами образованные, культурные развитые, сводят время общения со своим ребёнком к минимуму. К. В. Бардин считает что « если у вас есть ребёнок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест если не самое первое, в кругу семейных обязанностей».(Бардин К. В, 1983.).

Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся как на их общем развитии так и на развитии речи в частности, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребёнка в такой семье. Жизнь такого ребёнка напоминает жизнь затравленного зверёныша. Его ещё неокрепшая психика попросту травмирована. Ни о каком развивающем влиянии родителей здесь не приходиться говорить. Более того в большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор.

Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии речи ребёнка является неполноценность общения (качественная сторона общения). Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходиться, и в то же время до крайности обеднённым. Обеднённым либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу.

Интеллектуальная обеднённость общения является обычно естественным следствием низкого уровня интеллектуальной жизни семьи. Качество общения напрямую зависит от образованности родителей. «Малообразованные» и «образованные», общаются со своими детьми на разных языках. У первых речь беднее, предложения суше грамматически не всегда правильны, преобладают формы настоящего времени. С её помощью трудно передавать сложные чувства, мысли, объяснять ребёнку причины явлений и поступков. Это так называемая речь с ограниченным кодом. Чем образованнее мать ,тем шире она использует сложные языковые конструкции ,распространённые предложения в разных временах. Это речь со сложным кодом. Такая мать если ей нужно утихомирить ребёнка, мешающего телефонному разговору, скажет: «Помолчи, пожалуйста, минутку. Мне надо поговорить по телефону». Тогда как на языке с ограниченным кодом это звучит как: «Замолчи!» Кроме того, если в доме нет книг, если ребёнок не видит кого-либо из членов семьи читающими, если при нём взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием вещей и перемыванием «костей» соседям- значит, в семье низок общий интеллектуальный уровень, и уже в силу этого трудно ожидать интеллектуально полноценного общения с ребёнком. Словарный запас нормального ребёнка, приходящего в школу, обычно составляет 4-5 тысяч слов. Но попадаются семьи где мать, общаясь с ребёнком, обходиться двумя- тремя сотнями слов. Помимо бедности словарного запаса в чисто количественном отношении тут присутствует и качественная обеднённость: ребёнок не знает многие возможности слова, с которыми его развитые сверстники практически хорошо знакомы,- употребление слова в прямом и в переносном значении, эмоциональная окраска слова и т.д. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. И опять-таки это, как правило, следствие убогости эмоциональной жизни семьи. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться ,потому что такое чувство как изумление чуждо взрослым . Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений, буквально воспринимают сказанные в шутку слова. Даже смеются эти дети редко-ведь они не приучены и не умеют видеть в вещах смешную сторону. И, между прочим, это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. « Смех, - как справедливо указывал В. А. Сухомлинский,- один из каналов познания, одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт мысль не развивается полностью.» (Мухина В. С, 1999.).

Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входит компьютер, телевизор. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки мамины колыбельные песенки разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Однако это «безопасное» занятие таит в себе серьёзные опасности. И одно из них –отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития-дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают ,их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 50% 4-летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За последние время число речевых нарушений возросло более чем в 12 раз!

Такие основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей : дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей , неполноценность общения в силу скудности интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи, неограниченное использование в повседневной жизни компьютера и телевизора.

Учитывая данные факторы необходимо усовершенствовать отдельные стороны педагогической деятельности , а именно направить совместную деятельность воспитателей , учителя-логопеда, педагога психолога на повышение педагогической культуры семьи , воспитание супругов как родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта по теме "Влияние сенсорного воспитания на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Представление педагогического опыта по теме "Влияние сенсорного воспитания на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...

Статья на тему: "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры, где игровые действия происхо...

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для молодых педагогов ясельных групп по методической теме: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой...

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...