Проект «Информационно - коммуникационные технологии в работе с детьми ДОУ»
проект

Петина Екатерина Юрьевна

Социально-экономические изменения в России требуют модернизации социальных институтов, в первую очередь системы образования. Новые задачи для образования сегодня сформулированы в законе "Об образовании Российской Федерации" и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования играет ключевую роль в модернизации образовательной системы в России.

        Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду становится актуальной проблемой современного дошкольного образования. Компьютерные технологии постепенно внедряются в систему дошкольного образования как эффективный способ передачи знаний. Этот современный подход способствует развитию интереса к обучению, формированию самостоятельности, интеллектуальной активности, а также позволяет быть в тоне времени, обновляя воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении и повышая его эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_petina_e.yu_.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Информационно - коммуникационные технологии в работе с детьми ДОУ»

 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»                                                                   

                                                                                                     Л. С. Выготский

        Продолжительность проекта – долгосрочный

        Тип проекта – педагогический

        Актуальность

        Социально-экономические изменения в России требуют модернизации социальных институтов, в первую очередь системы образования. Новые задачи для образования сегодня сформулированы в законе "Об образовании Российской Федерации" и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования играет ключевую роль в модернизации образовательной системы в России.

        Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду становится актуальной проблемой современного дошкольного образования. Компьютерные технологии постепенно внедряются в систему дошкольного образования как эффективный способ передачи знаний. Этот современный подход способствует развитию интереса к обучению, формированию самостоятельности, интеллектуальной активности, а также позволяет быть в тоне времени, обновляя воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении и повышая его эффективность.

        Проблема

        Введение информационных технологий в систему образования требует от педагога новых навыков и профессиональной компетентности. Коммуникационная компетентность педагога подразумевает способность устанавливать связь с воспитанниками в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном и электронном. Педагог должен не только уметь работать с компьютером и мультимедийным оборудованием, но и создавать собственные образовательные материалы, активно использовать их в своей педагогической практике.

        Проблема заключается в том, что педагогический коллектив не эффективно использует ИКТ. Поэтому необходимо создать систему работы с ИКТ и внедрить ее в практическую деятельность педагогов ДОО. Мы уже несколько лет активно внедряем информационно-коммуникационные технологии в нашу работу, используя техническое оборудование, доступное в детском саду. Интерактивное обучение вызывает интерес у детей к изучению новых знаний и хорошо стимулирует их познавательную активность.

        Цель:

        Повышение качества образования через активное внедрении в воспитательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

        Задачи:

        - Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми;

        - Создание мультимедийных презентаций;

        - Подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности:

        - Использование ИКТ в работе: родителями, коллегами.

        Создание условий для использования ИКТ в работе с детьми

Для выполнения поставленных задач я изучила методическую литературу и исследования педагогов по данной теме. Проблема разработки и внедрения ИКТ технологий в дошкольное образование обсуждается в периодической печати уже несколько лет. В нашей стране научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование началась в 1987 году в центре им. А.В. Запорожца под руководством исследователей Л.С. Новоселовой, Л.А. Парамоновой и Л.Д. Чайновой. В своей работе "Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях" А.В. Запорожец привел подробные примеры использования компьютера в качестве средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге "Проблемы информатизации дошкольного образования" утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может значительно обогатить интеллектуальное, эстетическое, нравственное и физическое развитие ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что дети, занимающиеся компьютерными игровыми программами по специально разработанной системе, имеют высокий потенциал для интеллектуального и творческого развития. В 2008 году начали разрабатываться теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений, а также активно создавались программы для дошкольников.

        В педагогической деятельности можно использовать различные средства, такие как компьютер, Интернет, интерактивная доска, принтер, сканер, телевизор, видео, DVD, CD, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат и видеокамера. Применение этих средств в работе с дошкольниками предоставляет широкие возможности для коммуникации и получения разнообразной современной информации.

        У меня есть все необходимые средства ИКТ, которые я использую следующим образом:

1. Как источник информации: я ищу дополнительные материалы для образовательной деятельности, использую их для оформления стендов, изучаю сценарии праздников и других мероприятий, ознакамливаюсь с периодикой и наработками других педагогов из России и зарубежья.

2. Как средство подготовки различных материалов: я создаю презентации, демонстрационный материал, предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, а также бланки документов и папки-передвижки.

3. Как средство хранения материалов: я храню нормативные документы, списки детей, информацию о родителях, фотоальбомы, музыку, игры, видеозаписи и электронную библиотеку книг, статей и журналов.

        Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с дошкольниками требует соблюдения определённых дидактических принципов:

- принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция познавательной деятельности);

- принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, неискаженные информационные материалы – звукозапись, фотографии, картинки);

- принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);

- принцип систематичности и последовательности (материал и информация предоставляются в определенном порядке в соответствии с планированием деятельности с детьми);

- принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).

        Создание мультимедийных презентаций

Для создания презентаций необходимо использовать программу Microsoft Office Power Point. С ее помощью можно создавать презентации различных типов: на экране, на слайдах и на бумаге. Инструкцию по установке и использованию данной программы можно найти в Интернете.

Презентация представляет собой мультимедийное представление информации по определенной теме. При наличии проектора ее можно проецировать на экран в увеличенном виде.

Мультимедийные презентации широко используются на занятиях для ознакомления с новым материалом, его закрепления и обобщения. Образовательная деятельность с использованием информационных средств играет важную роль в решении различных воспитательно-образовательных задач, таких как развитие математических представлений, изобразительной деятельности, конструирования, развитие речи и начало грамоты, а также ознакомление с окружающим миром.

Методика проведения занятий с использованием современных информационных, компьютерных технологий аналогична методике проведения традиционных занятий по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, художественно-эстетическому развитию и другим образовательным областям.        

Мультимедийный способ обучения имеет множество преимуществ:

-повышает мотивацию к обучению благодаря использованию мультимедийных эффектов;

- увеличивает эффективность образовательного процесса за счет высокой наглядности;

-позволяет моделировать объекты и явления;

-представляет информацию на экране в игровой форме, что привлекает внимание детей и соответствует их игровому укладу;

-представляет материал доступно, ярко и образно, соответствуя наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

-привлекает внимание детей звуком, движением, мультипликацией, но не перегружает материал;

-способствует развитию исследовательских способностей, познавательной активности и навыков у детей;

-поощряет детей при решении проблем и преодолении трудностей;

-компьютер позволяет моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни, например, процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги.

В работе с дошкольниками я использую как свои, так и уже разработанные другими педагогами презентации по лексическим темам, таким как "Школа. День знаний", "Дом, семья", "Мой любимый детский сад", "Овощи, фрукты. Уборка урожая", "Золотая осень", "Цветы", "Грибы", "Деревья в наших парках", "Дикие животные", "Осень. Перелетные птицы", "Зимующие птицы", "Одежда, обувь, головные уборы", "Зимние виды спорта", "Летние виды спорта", "Посуда", "Транспорт", "Профессии", "Первоцветы", "Весна" и другие.

Для дошкольников я также использую дидактические игры, такие как "Геометрические фигуры", "Части суток", "Дикие и домашние животные", "Назови детенышей", "Назови одним словом", "Наоборот", "Подбери слова-родственники", "Что лишнее?", "Назови цифру" и другие.        

Начав использовать эти презентации в работе с детьми своей группы, я заметила, что интерес детей возрос, так как занятия стали намного более информативными и красочными. Легкая и интересная подача материала на мультимедийных занятиях помогает детям быстрее и лучше запоминать изучаемую информацию. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически. Следует помнить, что при работе с ИКТ в дошкольных учреждениях необходимо соблюдать требования к использованию технических средств в организации обучения дошкольников.        

Использование ИКТ в работе с родителями

        С использованием информационно-коммуникационных технологий педагог может разнообразить формы поддержки образовательного процесса, улучшить взаимодействие с родителями учеников и продвигать деятельность воспитателя и детского сада.        

Существуют следующие формы:

        - оформление групповой раздевалки при помощи ИКТ (стенды для родителей, папки – передвижки, фотовыставки и др.);

        - сайт ДОУ (жизнь ДОУ, воспитательно - образовательный процесс, консультирование, нормативный документы, самообследование, анкетирование, форма обратной связи);

        - мультимедийная презентация (родительские собрания, совместная досуговая деятельность, выпускные балы);

        - мобильные приложения Viber, WhatsApp и т.п ( максимальная оперативность по обмену информацией, коллективную и индивидуальную рассылку сообщений, высокая мобильность фото и видео выкладывается в группе);

        - связь посредством телефона (личный звонок, смс - рассылка);

        - электронная рассылка (рассылка сообщений с помощью электронной почты);

        - сообщества в социальных сетях (на базе «Одноклассники», «В контакте»).

Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:

- сокращение времени доступа родителей к информации;

- возможность воспитателю демонстрировать различные документы и фотоматериалы;

- обеспечение диалога между воспитателем и родителями группы;

- индивидуализация подачи информации;

- оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

- обеспечение диалога через электронную почту и форумы;

- расширение информационных потоков и увеличение объема информации;

- создание электронных газет и журналов;

- возможность изучения информации родителями в удобное для них время;

- оперативное получение информации родителями;

- оптимизация взаимодействия педагога с семьей;

-предоставление консультирования родителям по запросу.        

В работе с родителями возникают определенные трудности при использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Некоторые из этих трудностей включают недостаточный уровень ИКТ - компетентности у родителей, отсутствие электронной почты, компьютера или смартфона с необходимыми функциями, а также низкую активность родителей в участии в образовательном процессе группы.

        Использование ИКТ в работе с коллегами

Оформление основной документации в электронном формате значительно упрощает процесс заполнения, позволяет оперативно вносить изменения и облегчает доступ к информации. Электронные документы, такие как списки детей, сведения о родителях, перспективные и календарные планы работы, картотеки и каталоги, могут быть легко обновлены и хранятся в удобном виде.

Использование информационно-коммуникационных технологий также позволяет создавать иллюстративный материал, мультимедийные презентации и другие материалы для семинаров и педагогических советов. Интернет-ресурсы помогают узнавать о новых наработках других педагогов и периодике.

Я также использую компьютер для создания баз данных, электронной почты и своего персонального сайта.        

Используя сеть Интернет, можно улучшить свои педагогические навыки, принимая участие в вебинарах, интернет - конференциях и конкурсах. Для повышения уровня ИКТ компетентности коллег я выступала на методических объединениях с докладами на темы "Создание дидактической игры в программе Microsoft Office Power Point" и "Работа в программе PowerPoint – создание слайд - презентаций".        

Ожидаемые результаты:

        - Повышение эффективности процесса обучения.

        - Активизация познавательной деятельности детей.

        - Повышение уровня ИКТ компетентности педагогов ДОУ.

        - Создание работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникационных технологий.

        - Повышение педагогической культуры родителей.

        Вывод

        Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет повысить качество образовательного и воспитательного процесса. Дети получают современные знания и учатся пользоваться современным оборудованием. Педагоги имеют возможность обмениваться опытом и повышать свою квалификацию через сеть Интернет, использовать сайт ДОУ и мобильные приложения для взаимодействия с родителями. Применение инновационных технологий во взаимодействии всех специалистов детского сада, педагогов и родителей привело к положительным результатам:

- Эффективность процесса воспитания и развития дошкольников повысилась.

- Дошкольники стали более активными и любознательными.

- Педагоги стали более компетентными в использовании информационно-коммуникационных средств и активно применяют их в работе.

- Родители и педагоги получили расширенный доступ к информационным ресурсам.

- Родители повысили свой уровень психолого-педагогической компетентности и активно участвуют в воспитательно-образовательной деятельности.

Список литературы

        1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 

        2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М, Сфера, 2008

        3. Комарова Т. С., Туликов А. В., Комарова И. И. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М., 2011
        4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000

        5. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

        6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

        7. Ресурс сети Интернет: 140doshkolnik.ucoz.ru

        Приложение 1

Рекомендации для педагогов

«Алгоритм создания интерактивных игр для дошкольников»

        Программа Power  Point предоставляет большие возможности для создания интерактивных игр.

        Шаг 1 

Открыв программу презентаций, вы увидите, что можно вставить рисунок, клип или любую фигуру. Выберите и вставьте любую фигуру. Если ваш слайд с фоном, и вы хотите вставить рисунок, обратите внимание на то, что рисунок должен быть на прозрачном фоне, тогда будет поворачиваться и передвигаться именно рисунок (например, яблоко), а не белый квадрат с яблоком.

        Шаг 2 

Открыв окно «Анимации», найдите кнопку «Настройка анимации» (слева вверху). Справа появится окно «Настройка анимации»

        Шаг 3 

Обратите внимание, чтобы добавить эффект для фигуры, она должна быть выделена. Эффект входа пригодится, когда предмет должен появиться на слайде при щелчке. Если вы нажмете на любой эффект, то сразу увидите, как будет отображаться фигура в презентации.

        Пробуйте и выбирайте. Эффект выделения пригодится, если при выполнении задания нужно мышкой щелкнуть на правильный ответ. В этом случае при щелчке правильная фигура увеличивается в размере, крутится вокруг себя и т.д.

        Переходя по меню, вы можете выбрать любые варианты. Если же ребенок нажал на неправильный ответ, то фигура может исчезнуть, стать маленькой и т.д.

        Шаг 4 

После того, как вы выберите необходимый эффект, в окне «Настройка анимации» появится строка с названием этой фигуры. Когда она одна или две, трудностей не возникает, но если их много, надо внимательно смотреть на названия фигур. Это нужно для того, чтобы не запутаться дальше.

        При присвоении эффекта рядом с фигурой появляется единица. Если фигур больше, то цифры пойдут по порядку. Это значит, что при первом щелчке запустится анимация данной фигуры, при втором - следующей фигуры и т.д. Причем, щелчок по любому месту слайда.

        Но чаще всего нам надо, чтобы фигура менялась именно тогда, когда щелкают по ней.

        Шаг 5 

Для этого в конце строки с названием фигуры нажмите на стрелочку. В выпадающем меню найдите «Время»

        Шаг 6 

Перейдя дальше, вы попадете на такое окно. Нажмите на кнопку «Переключатели»  и выберите «Начать выполнение эффекта при щелчке». Вот здесь надо вспомнить название фигуры и выделить именно его.

        Нажимаем «ОК» и все готово. Теперь около фигуры появится такой значок.

        Шаг 7 

Чтобы продолжить, вставьте, например, любую картинку. Бывает так, что в игре необходимо, чтобы фигура перемещалась с одного места на другое. Для этого при добавлении эффекта выбираем «Пути перемещения».

        Открыв окно вы увидите, куда и как может перемещаться фигура, и если эти варианты вас не устроят, выберите «Нарисовать пользовательский путь».

        Шаг 8 

Когда вы выберите «Рисованная линия», у вас появится карандаш. С помощью него вы сможете нарисовать любой путь.

        Шаг 9 

Итак, вы прописали путь для фигуры. В нашем случае цветок после перемещения окажется перед звездой и закроет его. Если нужно сделать так, чтобы цветок залетел за звездочку, выделите фигуру, войдите в «Средства рисования» и найдите кнопку «На задний план».

        После нажатия на нее, цветок будет перемещаться под звезду.

        Шаг 10 

Давайте создадим ещё один слайд и узнаем, как можно переходить с одного слайда на другой, при нажатии на какую-нибудь фигуру. Выделяем фигуру и в окне «Вставка»  ищем кнопочку  «Действия». Откроется окно «Настройка действий», изучите его внимательно.

        При щелчке на фигуру можно перейти на любой слайд из презентации, вернуться на предыдущий и т.д.

        Шаг 11 

Через это же окно можно запустить любую программу, мультфильм и добавить звук.

        Шаг 12 

Так же можно добавит гиперссылку на любой документ или фотографию. Но для того, чтобы перенести такую презентацию на флешку, необходимо создать архив с презентацией и добавить туда все файлы, на которые впоследствии вы сделаете гиперссылки.

        Но лучше всего все необходимые документы внести в презентацию и переходить внутри слайдов. Если вы несколько раз поэкспериментируете, то обязательно поймете, как это делается. Программа Power  Point поможет сделать много увлекательных и интересных игр для детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационной технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная презентация подготовлена для выступления на педсовете. В ней представлены: выдержки из нацпроекта "Образование", квалификационных характеристик должностей работников образования, средства ИКТ...

Информационно - коммуникационные технологии в работе с детьми по экологическому воспитанию

Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников. Эффективность использования компьютерных технологий на занятиях в основном происходит за счет наглядности....

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная презентация посвящена одной из актуальных проблем в сфере современного  образования – информатизации. Еще недавно многие педагоги считали, что Информационно-Коммуникационные Технолог...

Использование информационно-коммуникационной технологии в работе с детьми дошкольного возраста

В данной презентации говорится о возможностях ИКТ, как может развить ребенка и рпедъявляемые требования к компьютерным программам....

Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...

Сообщение " Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

В сообщении раскрываются преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми раннего возраста....

Информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – ис...