Патриотическое воспитание дошкольников
проект (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание дошкольников - очень широкая тема....
В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война.
Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Это было не просто окружение, а прекращение всех связей с внешним миром. Что такое блокада- это взятое в кольцо (окружение) со всех сторон города. Постепенно все запасы продовольствия заканчивались и начался голод.
Отрывок из стихотворения Лидии Тимофеевны Хямеляниной
«Блокадный хлеб»
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко – чистый просто.
Дорога Жизни. Продукты и топливо в осаждённый город доставляли, как только встает первый лед на Ладожском озере. Этот путь назвали Дорогой Жизни.
Норма блокадного хлеба за время осады Ленинграда.
В начале блокады муку имитировали съедобными ингредиентами. Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом — овсяная мука из фуражного овса, которым кормят лошадей. За месяцы израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых.
К концу 41-го года продукты закончились, в ход пошла гидроцеллюлоза. Проще говоря, обработанная химическим путем древесина. Отсюда и байки о том, что в хлеб добавляли опилки. Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав. А в самые тяжелые времена вообще собирали мучную пыль со стен и потолков складов.
Из воспоминаний работника хлебозавода:
В блокадном Ленинграде работали 14 хлебозаводов. Не хватало рабочих рук, не было электроэнергии, топлива и воды. Работницы второго хлебозавода выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака для замеса и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе. Мука без воды в хлеб не превратиться! Смена длилась 12 часов. Женщины добывали дрова для печей.
Карточная система распределения продуктов вводится в городе в июле 1941 года. Карточки выдавались по категориям населения в зависимости от выполняемой работы. Снабжение города хлебом являлось первостепенной задачей. Чтобы уменьшить расход муки, хлеб на 14 действовавших в блокаду хлебозаводах стали выпекать с различными примесями
Так выглядела хлебная карточка ноября 1941-го года. При утере карточка не возобновлялась. Её потеря была равнозначна смертельному приговору.
В дыму ленинградское небо,
На горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
Ленинградцы стояли в очереди, чтобы получить блокадный кусочек хлеба – 125 граммов на весь день.
С 20 ноября 1941 г. вводится минимальная норма выдачи хлеба: рабочие – 250 грамм, а служащие, иждивенцы, дети до 12 лет – 125 грамм.
Из воспоминаний блокадницы Ольги Вольдемаровны Афанасьевой:
«Самый тяжелый период был зимой 1941 года и в первом квартале 1942-го, когда в хлеб добавляли не только овсяную муку, но и корьевую (изготовленную из коры ветвей березы), муку из семян дикорастущих трав (полынь, щавель), жмых, шрот и гидроцеллюлозу – массу, похожую на размокшее мыло».
Установить реальный рецепт блокадного хлеба 1942 года непросто. Он изменялся чуть ли не каждый день в зависимости от имеющихся хлебных суррогатов. Да и не хлеб это был, а скорее его подобие. Чем заменить муку, думали лучшие умы Ленинграда — технологи, химики, повара.
В Музее хлеба можно увидеть хлеб, выпеченный по блокадной рецептуре. Он сильно отличается от того, который мы привыкли есть за обедом. Выпекали его только из ржаной муки с различными добавками.
Символом блокады стал хлеб, столь желанный и недоступный для умиравших от голода. Блокадный хлеб – это не просто рецептура экстремального периода, это пропуск в мир живых.
Из дневника Тани Савичевой:
Этот дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.
Наше поколение живёт в мирное время. Мы не знаем, что такое война и голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы блокады. В осаждённом Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мы помним!
Мы гордимся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...