Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Лучики добра и света» для детей 6 - 7 лет.
рабочая программа (подготовительная группа)

Черкасова Наталия Алексеевна

   Программа «Лучики добра и света» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму. Программа направлена на формирование начал патриотизма и гражданственности. 

   В ходе реализации программы, знакомство с нравственными нормамипроисходит на основе сопереживания героям сказок, рассказов, поэтических произведений, что способствует восприятию их ребенком как части своей личности; ребенок учится проявлять волевые усилия. использовать нравственные нормы и правила поведения в разных видах деятельности.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_luchiki_dobra_i_sveta.docx585.06 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Вишенка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Радуга»

Староюрьевского района Тамбовской области

Рекомендовано к утверждению на                                          УТВЕРЖДАЮ

заседании педагогического совета                                Заведующий МБДОУ детским садом

МБДОУ детского сада «Радуга»                                   «Радуга» __________ В.И.Свидерская

Староюрьевского района                                               приказ №_____ от ___________2022г.

Тамбовской области

 №     от ________2022г.

Рабочая программа кружка по

духовно-нравственному воспитанию

«Лучики добра и света»

                                                                                 

                                                                                    Возраст учащихся: 6 - 7 лет

                                                                               Срок реализации: 1 год

                                                             Составитель:

                                                                               Черкасова Наталия Алексеевна,

                                                  воспитатель

                                                                       

2022г.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   В настоящее время Россия переживает один из  непростых исторических

периодов. И  самая большая  опасность,  подстерегающая  наше  общество

сегодня, - не  в  развале  экономики,  не в  смене политической системы, а в

разрушении   личности.   Ныне   материальные   ценности  доминируют  над

духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

   Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

   Программа «Лучики добра и света» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

     Эту проблему невозможно решить, если дети не будут знакомы с историей и культурой своего народа, своего родного края. Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И. Пирогов

   Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

   Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

   Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Направленность программы: социально-педагогическая.

   Программа направлена на формирование начал патриотизма и гражданственности. Гуманного отношения к людям и окружающей природе, духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, понимание традиционных ценностей российского народа; воспитание уважительного отношения к труду.

Актуальность программы

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Как отмечает кандидат философских наук : «Современное российское общество, несомненно, духовно и нравственно больно, причем очень тяжелым заболеванием, ибо пораженными, разрушенными или размытыми оказались важнейшие центры общественного и личного сознания — ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы и ценности, без которых ни одно общество просто не может существовать».

   Дошкольный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.

   Поэтому в настоящее время необходима целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию, что и обуславливает актуальность программы по духовно-нравственному воспитанию.

Новизна программы

   Новизна программы заключается в ее инновационном содержании, компановке материала и используемого инструментария в соответствии с возрастными особенностями дошкольников; возможности интеграции как всей программы, так и ее отдельных модулей в образовательные программы дошкольного образовательного учреждения; использовании инновационных технологий, медиаресурсов, а также большой практической значимости прогнозируемых результатов.

   В ходе рализации программы, знакомство с нравственными нормами происходит на основе сопереживания героям сказок, рассказов, поэтических произведений, что способствует восприятию их ребенком как части своей личности; ребенок учится проявлять волевые усилия, использовать нравственные нормы и правила поведения в разных видах деятельности.

Педагогическая целесообразность

  Программа построена в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основывается на научные теории о единстве духовного и материального бытия мира и человека, направлена на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребенка. Она призвана обеспечить целостное развитие личности ребенка, благодаря включенности его в отечественную культуру, что содействует сохранению духовного здоровья детей.

Отличительные особенности программы

   Отличительной особенностью программы является то, что в ней присутствует православный компонент и в основу ее изучения положен православный календарь праздников и естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных сказок, игр, труда, продуктивной художественной деятельности. Такой порядок освоения программы удобен при планировании, а также способствует развитию традиционного духовного уклада жизни семьи и ребенка.

Адресат программы

Программа «Лучики добра и света» разработана для детей  6-7 лет.

Условия набора учащихся:  для обучения по программе духовно-нравственного воспитания «Лучики добра и света» принимаются дошкольники без отбора, проявляющие интерес к данному виду деятельности.

Объем и срок освоения программы

Программа «Лучики добра и света» рассчитана на один год обучения с общим количеством учебных часов – 72 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 20 минут.

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность.

Год обучения

Количество

детей в группах

Общее

количество

занятий в неделю

Продолжительность занятия, час

Общее

количество часов в неделю

Общее

количество

часов в год

1

5-8

2 раза

1 (30 минут)

2

72

Формы и режим занятий:

   Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, чтение, рассматривание иллюстраций, драматизации, прослушивание музыкальных произведений, развлечения, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий образовательного учреждения.

  Рекомендуемый режим занятий по 25-30 минут с периодичностью  2 раза в неделю. Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня,

свободное от основных занятий.

Форма организации занятий – групповая.

Рекомендуемое количество детей при проведении групповых занятий – 5-8 человек.

Структура занятий.

   Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам:  «Мир вокруг нас», «Человек среди людей», «Православная культура», «Наша Родина».

   В   содержание   занятий    дополнительной   программы  включаются  темы, знакомство    с  которыми   будут     способствовать  различать  добро  и  зло, любить  добро,  быть  в  состоянии  творить добро. 

Условия реализации программы

   Программа рассчитана на 1 год обучения. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации: рисунок, аппликация, создание игрушек и другие виды практической работы, которые позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал; просмотр мультфильмов и слайдов на занятиях; экскурсии.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель программы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа.

Задачи:

Образовательные задачи: 

  • формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
  • формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
  • формировать представления о России, как о родной стране, о своей малой Родине;
  • ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни;
  • дать представление о православной церкви и православном храме, познакомить с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки.

Развивающие задачи:

  • развивать у детей интерес к русским традициям и промыслам;
  • развивать  гражданственность, патриотизм, как важнейших духовно-

нравственных и социальных ценностей, готовность к активному

проявлению в различных сферах жизни общества;

  • развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
  • содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства;
  • стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, своему

народу, к культурному прошлому России; отношения к себе как

полноправной личности;

  • содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения;
  • воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, как носителя семейной традиции и родного языка, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
  • воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали: учить различать добро и зло, развивать милосердие, сочувствие, доброжелательное отношение друг другу, воспитывать послушание; желание подражать благим образцам; жить по совести; формирование духовно-нравственных отношений;
  • формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;
  • воспитывать у дошкольников патриотические чувства, прививая любовь к родному краю – «малой Родине», ее истории, уважение к традициям своего народа.

Направления работы

Наименование работы

Вид деятельности

1

Духовно-образовательное

Занятия, беседы, устные поучения

2

Воспитательно-оздоровительное

Праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии

3

Культурно-познавательное

Просмотр мультфильмов, презентаций

4

Нравственно-трудовое

Труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам

Ожидаемый результат:

К концу обучения дети должны:

Знать:

  • основные понятия и представления о мироустроении и миропорядке в православной культуре; правила этикета, правила доброй, совестливой нравственной жизнив семье, с людьми и миром;
  • историю своей семьи,  подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего;
  • историю своего города, достопримечательности и памятные места в городе; православные традиции своего народа; знать  свою национальную культуру, развивать национальное самосознание, уважение к своему народу; основные понятия о  патриотизме,  ответственности, долге и чести и любви к Родине.

Уметь:

  • рассказать  о своей семье,  опираясь  на  такие нравственные качества,  как любовь к самым близким людям; уметь  заботиться о пожилых членах семьи; называть традиции родного края, достопримечательности родного села; рассказывать  об  основных православных праздниках; основных нравственных понятиях; рассказывать  о народной культуре, её богатстве и красоте, ценности народной мудрости; рассказывать о воинах и защитниках русской земли,  иметь представление о том, что они будущие защитники Родины, уметь любить Родину,  уважать историческое прошлое.

Итогом в реализации программы

  • итоговая выставка (май)  совместных творческих работ воспитанников

и их родителей;

  • организация и проведение праздничных мероприятий, досугов и развлечений, таких как «Рождественский звон колоколов»,  «Масленица» , «Светлая Пасха», «Троица»;
  •  организация тематических выставок (  «Рождественский звон колоколов»,  «Масленица» , «Светлая Пасха», «Троица» и т. д.);
  • участие воспитанников в конкурсах различного уровня духовно-нравственного содержания;
  • выступление педагога на групповых родительских собраниях в детском саду на темы духовно-нравственного воспитания детей («Дорогою добра», «Забота в семье», «Не спорь – прости», «О важности детского послушания», «Детская сказка в жизни ребенка» и т. д.);
  • предоставление родителям информации по итогам реализации Программы в виде фотоотчета (информационный стенд).

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Принципы построения педагогического процесса.

   Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»), Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и детей общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».

Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип доступности  и занимательности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Подача изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принципы организации и самоорганизации - активность дошкольника, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Принцип наглядности – наличие демонстрационных и дидактических материалов.

Методы и приемы обучения.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой, исследовательский.

Наглядный метод используется в процессе:

  • чтения педагогом рассказов;
  • виртуальных экскурсий в краеведческий музей;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  •  проведения дидактических игр;
  • экскурсий по селу, целевых прогулок;
  • • моделирования сказок.
  • подготовка и проведение праздников «Масленица», «Рождество», «День матери» и др.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  •  организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Игровой метод:  создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях.

Исследовательский метод : выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий-встреч.

Этапы реализации программы

 1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы.

 2. Отбор содержания, разработка перспективного плана.

 3. Реализация содержания.

 4. Рефлексия.

5. Презентация опыта работы.

Формы  работы с детьми:

  • ОД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
  • ознакомление с народным фольклором;
  • участие в акциях;
  • проведение тематических утренников, праздников;
  • просмотр слайд -  фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • проектная деятельность;
  • выставки детского творчества;
  • театрализованные представления;
  • беседы духовно-нравственного содержания;
  • экскурсии;
  • православные праздники.

Учебно-тематический план работы кружка «Лучики добра и света»

№п/п

Название раздела,

темы

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1

Мир вокруг нас

11

5,5

5,5

1.1

Вводное занятие «Как прекрасен этот мир…»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

  1.2

«Наша кормилица – Земля»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, труд

  1.3

«Что нам осень принесла»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

  1.4

«Хлеб –всему голова»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры

1.5

«Покормите птиц зимой»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

  1.6

«Подснежника глянул глазок голубой»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры

1.7

«Птицы возвращаются на родину»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

  1.8

«Что нас лечит от простуды»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, наблюдение

1.9

«Наши меньшие друзья»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

1.10

«Зимняя красавица – ель»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры

1.11

«Мороз  – удивительный художник»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры и

упражнения.

2

Человек среди людей

39

19,5

19,5

2.1

«Мой дом. Семьи большие и маленькие»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры и

упражнения.

2.2

«Там где дружат, живут не тужат» (по сказке «Репка»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, театрализация

  2.3

«Забота о близких»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

2.4

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (по сказке «Колобок»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность 

  2.5

«Приглашаем  в гости к нам»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

2.6

«О послушании в семье» (по сказке «Петушок и курочка»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры

2.7

«Как помириться?» (по сказке «Лиса и журавель)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

2.8

«В согласии жить,никто не одолеет» ( по сказке «Зимовье зверей»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

2.9

«Друг познается в беде» (по сказке «Кот и петух»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры

2.10

«Доброе дело» (по сказке «Цветик – семицветик»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

2.11

«За добро добром платят» (по сказке Сивка – Бурка»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

2.12

«Долг платежом красен» (по сказке «Царевна-Несмеяна»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

2.13

«Добрые дела и плохие поступки»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

2.14

Правда дороже денег (по сказке «Петух и волки»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

2.15

«Они всегда в моем сердце…»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

2.16

«Забота в семье»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры и упражнения

2.17

«Тайное всегда становится явным»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры и упражнения

2.18

«Совесть добрый помощник»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

2.19

«Придет беда - не купишь ума»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

2.20

«Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

2.21

«Кто зазнается, без друзей остается» (по сказке «Черепаха и заяц»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

2.22

Беседа по сказке «Два жадных медвежонка»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры и

упражнения.

2.23

«Подарок для самого слабого»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

2.24

«Злой язычок»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры и

упражнения.

 2.25

«Семейные праздники»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

2.26

«За большим погонишься и малое потеряешь» (по «Сказке о рыбаке и рыбке»).

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры и упражнения

2.27

«Не сиди сложа руки, не будет и скуки»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

2.28

«Доброе братство дороже богатства»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, конструирова-ние

2.29

Скромность (по мультфильму «Какой чудесный день»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры и

упражнения.

2.30

«Смекалка - второе счастье» (по сказке «Каша из топора»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры и упражнения

2.31

«Дорогою добра»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры и

упражнения.

2.32

«Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры и упражнения

2.33

«Труд кормит, труд греет» (по сказке «Два Мороза»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

2.34

«Доброму Бог помогает» (по сказке «Двенадцать месяцев»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры и

упражнения.

 2.35

«Не спорь. Прости»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры

2.36

«Сам пропадай, а товарища выручай» (по сказке «Иван-царевич и серый волк»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

2.37

«С чего начинается дружба»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

2.38

«Кому работа не в тягость, тому доступна и радость» (по сказке «Как рубашка в поле выросла»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

2.39

«Кого называют милосердным»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

3

Православная культура

9

4,5

4,5

3.1

«Как человек стал непослушным»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

3.2

«История рождественской елочки». Подготовка к празднику Рождества Христова.

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры, продуктивная деятельность

3.3

Праздничное мероприятие «Рождественский звон колоколов»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры и упражнения

3.4

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» («Сказка о петушке»)

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

3.5

«Грач на горе – весна на дворе. Сороки»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры,  муз. деятельность

 

  3.6

«Скоро праздник Пасхи»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, продуктивная деятельность

  3.7

«Красная горка»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

3.8

«Без книги, как без окон». Занятие ко дню славянской письменности и культуры.

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, продуктивная деятельность

3.9

Православный праздник «Троица»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  продуктивная деятельность

4

Моя Родина

11

5,5

5,5

4.1

«Россия – наша Родина»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

4.2

«День Народного единства  - день богатырской славы»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, продуктивная деятельность

4.3

«Град на реке Цна»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, муз. деятельность

4.4

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  чтение худож. произведений

4.5

«Путешествие на златогривой чудо – тройке»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, муз. деятельность

4.6

«Государственные символы России»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры и

упражнения.

  4.7

«Колокольные звоны России»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры

4.8

«Моя Родина и ее защитники»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, продуктивная деятельность

4.9

«Сошью Маше сарафан»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

10

«Народные художественные промыслы России. Русская матрешка»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос,  дид. игры, продуктивная деятельность

11

«Моя малая родина»

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, дид. игры и упражнения

Итоговое занятие

2

-

2

Мониторинг

Итого

72

34

38

Содержание учебного плана

   Предлагаемый курс включает занятия следующих разделов: «Мир вокруг нас», «Человек среди людей», «Православная культура», «Наша Родина».

«Мир вокруг нас»

   Занятия данного раздела открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

«Человек среди людей»

   Занятия данного раздела в большей части на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. Также дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье.

     

  «Православная культура»

   Занятия данного раздела знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

«Моя Родина»

   Занятия данного раздела знакомят детей с родным краем (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение  в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской. А также происходит знакомство с особенностями быта в русских  семьях.

   Основные задачи  циклов:  воспитывать  чувства  любви  к своему  городу,

своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое русского государства.

1. Мир вокруг нас – 11 ч

1.1  Вводное занятие.  «Как прекрасен этот мир…»

Теория: рукотворный и нерукотворный мир вокруг нас.

Практика: игры рукотворный и нерукотворный мир.

1.2  «Наша кормилица – Земля».

Теория: Земля и труд дают возможность людям выращивать в достатке

продукты питания. Простые приёмы земледелия. Красота и разнообразие минерального царства. Знакомство с  природными запасами земли.

Практика: ухаживание за комнатными растениями. Рассматривание  угля, соли, мела. Опыты.

1.3  «Что нам осень принесла».

Теория: беседа об осени, знакомство с народными приметами.

Практика: разучивание песенок, пословиц; отгадывание загадок.

1.4  «Хлеб – всему голова».

Теория: беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Практика: разучивание пословиц, поговорок о труде, хлебе.

1.5  «Покормите птиц зимой».

Теория: беседа о зимующих птицах. Наблюдение за птицами. Чтение стихотворений о природе.

Практика: Подкормка птиц. Дидактическая игра «Кто к кормушке прилетел?»

1.6 «Подснежника глянул глазок голубой».

Теория: весенние изменения в природе. Первый цветок.

Практика: пластилиновые картинки с белыми подснежниками на голубом фоне.

1.7  «Птицы возвращаются на родину».

Теория: о весенних изменениях в природе. Необходимость помощи птицам.

Практика: выполнить коллективную аппликацию возвращающихся на родину птиц.

1.8 «Что нас лечит от простуды».

Теория: рассказ  о лекарственных травах, пользе лука и чеснока.

Практика: рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение.

1.9 «Наши меньшие друзья».

Теория: разнообразие пород кошек и собак. Беседа об образе жизни домашних животных (кошке и собаке). Роль кошек и собак в жизни человека.

Практика: изготовление кошки (собаки) из бумаги. (Оригами.)

Дидактическая игра «Где, чья мама». Лото «Угадай животное».

1.10 «Зимняя красавица – ель».

Теория: беседа о  характерных особенностях строения ели. 

Практика: составление рассказа-описания о ели с опорой на планигра - имитация «Собери шишки"

1.11 «Мороз  – удивительный художник».

Теория: беседа о зимних явлениях природы.

Практика: загадывание загадок, творческая деятельность "На что похож узор?"

2. Человек среди людей – 39 час.

 2.1 «Мой дом. Семьи большие и маленькие».

Теория: Беседа «Семья. Члены семьи. Что их объединяет»

Практика: игра «Кто живет в моей семье».

2.2 «Там, где дружат живут не тужат» (по сказке «Репка»)

Теория: беседа о дружбе, помощи, взаимовыручке. Чтение сказки «Репка». 

Практика: Театрализация сказки «Репка» детьми.

2.3 «Забота о близких».

Теория: беседа о взаимоотношениях в семье.

Практика: игра «Помощники в семье».

2.4  «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (по сказке «Колобок»)

Теория: беседа о лжи. Последствия обманов. Чтение сказки «Колобок».

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: лепка колобка и лесных зверей.

2.5 «Приглашаем в гости к нам»

Теория: Беседа о правилах поведения в гостях.

Практика: сюжетно – ролевая игра «Принимаем  гостей».

2.6 «О послушании в семье» (по сказке «Петушок и курочка»)

Теория: беседа о послушании в семье.

Практика: игры «Скажи наоборот», «Хлопаем, топаем».

2.7 «Как помириться?» (по сказке «Лиса и журавель).

Теория: сказка « Лиса и журавль». Беседа о причинах ссор.

Практика: поделка «Тарелочка для лисы».

2.8 «В согласии жить - никто не одолеет» (по сказке «Зимовье зверей»).

Теория: беседа о дружбе и взаимовыручке.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: лепка животных по теме сказки.

2.9 «Друг познается в беде» ( по сказке «Кот и петух»).

Теория: беседа о дружбе, взаимовыручке. Чтение сказки «Кот и петух».

Практика: игра «Выбери себе друга».

2.10 «Доброе дело» (по сказке «Цветик – семицветик»).

Теория: нравственные понятия милосердие и любовь.

Практика: изготовление поделки из цветной бумаги «Цветик-семицветик». Лепка, плетение или рисование «Цветик-семицветик».

2.11 «За добро добром платят» (по сказке «Сивка-бурка»).

Теория: послушание – непослушание, дружба – ссора, милосердие – злоба, смелость – трусость.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: лепка на тему сказки.

2.12 «Долг платежом красен» (по сказке «Царевна-Несмеяна»).

Теория: беседа о качествах: трудолюбие - лень, любовь, испытание, терпение, скромность, дружба.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: аппликация «Мозаичный ковер».

2.13  «Добрые дела и плохие поступки».

Теория: человек и его поступки.

Практика: игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

2.14 «Правда дороже денег» (по сказке «Пастух и волки»).

Теория: беседа о правдивости.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: конструирование овечек на тему сказки.

2.15 «Они всегда в моем сердце»

Теория: Семья. Члены семьи. Семейные отношения.

Практика: игра «Радость и печаль».

2.16 «Забота в семье».

Теория: как дети могут заботиться о взрослых.

Практика: игра «Плохо-хорошо».

2.17 «Тайное всегда становится явным».

Теория: правда - ложь.

Практика: игры «Бывает – не бывает», «Нелепицы», «Быль-небылица».

2.18 «Совесть добрый помощник».

Теория: Беседа «Для чего нужна совесть».

Практика: игра «Хорошо или плохо».

2.19  «Придет беда - не купишь ума» (по сказке «Гуси-лебеди»).

Теория: послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность – безответственность.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: аппликация из бумаги и природного материала «Гуси улетают».

2.20 «Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает».

Теория: почему плохо гневаться.

Практика: игра «Пол, потолок».                

2.21 «Кто зазнается, без друзей остается» (по сказке «Черепаха и заяц»).

Теория: почему плохо зазнаваться.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: конструирование из половинки грецкого ореха и пластилина изображений черепахи и зайца.                        

2.22 Беседа по сказка «Два жадных медвежонка»        

Теория: беседа о жадности

Практика: игра «Подарок»                        

2.23 «Подарок для самого слабого»

Теория: трусливость и храбрость.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: рисование «Подарок для самого слабого».                        

2.24 «Злой язычок».

Теория: грубые и обидные слова.

Практика: игра «Смена мест».

2.25 «Семейные праздники».

Теория: беседа о семейных праздниках.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: рисование любимого семейного праздника.        

2.26 «За большим погонишься и малое потеряешь» (по «Сказке о рыбаке и рыбке»).

Теория: смирение – гордость, великодушие – недовольство, бескорыстие – жадность, послушание – своенравие, неблагодарность, грубость.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: лепка на тему: «Золотая рыбка».

2.27 «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».

Теория: рассказ «На что тебе?». Беседа «Чему доброму научили взрослые».

Практика: игра «Царь Горох прими работу»        .  

2.28   «Доброе братство дороже богатства».        

Теория: трудолюбие. Чтение сказки «Старик и сыновья».

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: декоративное конструирование на тему сказки – украшение маленького веника бусинами и связывание его декоративной ленточкой.

2.29 «Скромность» (по мультфильму «Какой чудесный день»).

Теория: нравственное понятие скромность.

Практика: игра «Похлопаем, потопаем».

2.30 «Смекалка - второе счастье» (по сказке «Каша из топора»).

Теория: доброжелательность и гостеприимство.

Практика: игра «Как накроет стол гостеприимная хозяйка».

2.31 «Дорогою добра».

Теория: добрые и злые привычки.

Практика: игра «Хорошо-плохо».

2.32 «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам».

Теория: щедрость, жадность.

Практика: игра «К нам пришли гости».

2.33  «Труд кормит, труд греет» (по сказке «Два Мороза»).

Теория: трудолюбие – лень, простота – смекалка.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: изготовление гирлянды с зимними картинками.

2.34 «Доброму Бог помогает» (по сказке «Двенадцать месяцев»)

Теория: беседа о доброте.

Практика: игра «У кого больше «любимок».

2.35 «Не спорь! Прости!»

Теория: об упрямстве и прощении.

Практика: игра « Как лучше общаться с друзьями».

2.36 «Сам пропадай, а товарища выручай» (по сказке «Иван-царевич и серый волк»).

Теория: беседа о взаимовыручке.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности:  рисование, лепка или аппликация  «Перо Жар-птицы»

2.37 «С чего начинается дружба».

Теория: правила дружбы.

Практика: игра «Волшебник».

2.38 «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость» (по сказке «Как рубашка в поле выросла»).

Теория: работа в крестьянском быте (сельскохозяйственные работы, рукоделие).

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: изготовление поделки из бумаги «Рубашка» или «Кофта» с последующим изображением на них вышитого узора.

2.39 «Кого называют милосердным человеком».

Теория: что такое милосердие в людях.

Практика: игра «Скажи наоборот».

3 Православная культура – 9 ч

3.1 «Как человек стал непослушным».

Теория: первое непослушание в библейской истории.

Практика: рисуем «Дерево жизни».

      

3.2 «История рождественской елочки». Подготовка к празднику Рождества Христова».

Теория: рассказ о елочке

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: изготовление поделки к Рождеству.

3.3 «Праздничное мероприятие «Рождественский звон колоколов».

Теория: продолжение знакомства детей с  событием Рождества Христова.

Практика: рождественские игры.

3.4 «Масленица дорогая – наша хозяюшка годовая»  («Сказка о петушке»).

Теория: скромность как положительное нравственное качество и противоположное – гордость и хвастливость.

Теория: украшаем силуэты петушков из плотного картона.

3.5 «Грач на горе – весна на дворе. Сороки»

Теория: «Красная горка» беседа о русских обычаях встречи весны.

Практика: пение закличек о весне.

3.6 «Скоро православный праздник «Пасха».

Теория: предание о первом пасхальном яичке,  как символе воскресения Христова.

Практика: изготовление пасхальных подарков.

3.7 «Красная горка»

Теория: рассказ о празднике.

Практика: народные игры «Садовник», «Бирюльник»

3.8 «Без книги, как без окон» (Занятие ко дню славянской письменности и культуры.)

Теория: рассказ о роли святых Кирилла и Мефодия в обучении грамоте.

Практика: поделка «Закладка для книг».

3.9 Православный праздник: «Троица»

Теория: знакомство с праздником Святой Троицы и особенностями его празднования.

Практика: художественная композиция «Хоровод березок».

4. Моя Родина – 11 ч

4.1 «Россия – наша Родина».

Теория: рассказ о России.

Практика: игры: «Сложи карту»,  «Кто быстрее соберёт».

4.2 «День народного единства - день богатырской славы».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: поделка «Богатырские доспехи». Рисование, лепка, аппликация.

4.3 «Град на реке Цна»

Теория :рассказ об истории г.Тамбова

Практика: слушание песен о Тамбовском крае

4.4 «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Теория: рассказ о воинах – защитниках Отечества

Практика: чтение сказки « Каша из топора»

4.5 «Путешествие на златогривой чудо – тройке»

Теория: знакомство с образом коня в русском народном декоративно-прикладном  творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.

Практика: прослушивание  народных песен, воспевающих русскую тройку.

4.6 «Государственные символы России».        

Теория: рассказ о государственных символах России (герб, флаг, гимн).

Практика: рассматривание изображений с символами России, игра «Собери герб (флаг)». Слушание гимна.

4.7 «Колокольные звоны России».

Теория: история о колоколах и колокольных звонах.

Практика: игра «Позвоним в колокольчики».

4.8 «Моя Родина и ее защитники».

Теория: моя Родина-  Россия. Защитники Родины. Покровитель Русского воинства св. Георгий Победоносец.

Практика: рисуем Георгиевскую ленточку.

 4.9  «Сошью Маше сарафан»

Теория:  знакомство с женской русской народной одеждой,  особенности ее

украшения.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: поделка пояс для Ивана, сарафан для Маши. 

4.10 «Народные художественные промыслы России. Русская матрешка».

Теория: знакомство с народными промыслами, с историей возникновения матрешки в России.

Практика: организация художественно-продуктивной деятельности: аппликация: «Матрешка».

4.11 «Человек без Родины, что соловей без песни»

Теория: беседа о прошлом родного края и героях-земляках.

Практика: игра «Угадай место»

Итоговое занятие – 2ч

Практика: диагностическое исследование

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Календарный учебный график  рабочей  программы кружка по

духовно-нравственному воспитанию «Лучики добра и света» начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.

Учебный

период

Даты

начала

и окончания периода

Сроки

каникул

Число

учебных

недель по программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по

программе

Первый

период

01.09 - 28.12

09.01 – 10.01

17

34

34

Второй

период

09.01 - 31.05

19

38

38

Итого:

36 недель

72 дня

72 часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия:

   В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение Программы включает в себя оборудование, оснащение (предметы) и учебно-методический комплект. А так же столы и стулья  для продуктивной деятельности,  подставки под готовые работы.

   Важнейшим условием реализации Программы, является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации - увлекательными.

   

Учебно-методический комплект.

  • программа  кружка «Лучики добра и света»,социально- педагогической направленности;
  • учебно-тематический план  и календарно-тематическое планирование;
  • методические пособия для педагогов по социально-педагогической

направленности;

  • наглядно-дидактические пособия;
  • электронные образовательные ресурсы.
  • художественная литература, народные приметы, пословицы и поговорки;
  • дидактические игры;
  • словесные народные игры.
  • технические ресурсы: ноутбук, музыкальный центр.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.

   Промежуточные результаты освоения программы формируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников.

   Мониторинг проводится 2 раза в год, осенью - в начале освоения предложенной программы и весной – в конце учебного процесса, с целью выяснения, что программа ребенком освоена.

   Для отслеживания результатов освоения программы используются текущий и промежуточный формы контроля:

   Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме наблюдений, бесед, практической работы и опроса.

   Промежуточный контроль - осуществляется по итогам года, задачами которого является определение знаний о различных материалах и инструментах, правилах работы с ними. Умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца. Формой контроля является экспозиция работ, диагностика.

Мониторинг проводится в два этапа.

Первый этап — диагностический.

   На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. Педагогическая диагностика формирования основ духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:

  • беседы с детьми на темы нравственного содержания;
  • решение проблемных ситуаций;
  • наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.

Второй этап — аналитико-обобщающий.

Этот этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей в духовно-нравственном воспитании и эффективность реализации программы «Лучики добра и света».

   Полученная информация обрабатывается, проводится качественный анализ результатов формирования основ духовно-нравственного развития каждого ребёнка и определяются пути его дальнейшего развития.

  Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

  • участие обучающихся в мероприятиях, конкурсах учреждения (района, области);
  • отзывы родителей о работе кружка  «Лучики добра и света».

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

- открытые занятия.

- выставки.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

     Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

   Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  •  оптимизации работы с группой детей.

   

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

   Методическое обеспечение программы по основным разделам программы:

№ п/п

Название

Форма занятий

Методы и приемы

Дидактический материал

Раздел 1

Мир вокруг нас

Занятие - игра

Занятие - беседа

Занятие - практикум

Объяснительно-

иллюстративны,

запоминание готовой информации, проблемно - поисковый, метод создания успеха

Наглядный материал:

фотографии,

иллюстрации, репродукции картин, слайдовая презентация,

дидакт. материал,

видеоматериал

Раздел 2

Человек среди людей

Занятие - игра

Занятие - экскурсия

занятие-беседа,

занятие-практикум, занятие-инсценировка

Объяснительно-

иллюстративный

запоминание готовой информации проблемно - поисковый метод создания успеха

Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, слайдовая презентация, видеоматериал,

просмотр фильмов

Раздел 3

Православная культура

Занятие-лекция, занятие-беседа,

занятие-инсценировка, занятие-праздник

Объяснительно-

иллюстративный

запоминание готовой информации проблемно - поисковый, метод создания успеха

Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, икон, презентация, видеоматериал,

аудиоматериал

Раздел 4

Наша Родина

Занятие - игра

занятие-беседа,

занятие-практикум

Занятие – путешествие

Занятие-праздник

Объяснительно-

иллюстративный запоминание готовой информации

проблемно - поисковый

метод создания успеха

Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, презентация, видеоматериал, аудиоматериал.

Список использованной литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / ред. . – М.: Просвещение, 2009.

4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС/ Буре Р.С. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.;

5. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: Методическое пособие. /Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 26 с.

6. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».

7. Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир». М: Мозаика – Синтез, 2005.

8. Князева О.Л, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», санкт – Петербург, «Детство - Пресс», 2010 г.

9. Кондрыкинская. Л.А «Дошкольникам о защитниках Отечества».

10. Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001.

                                                                                            Приложение 1

Методики для мониторинга

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

   Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) ставит перед собой задачу исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

   Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Инструкция. "Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = ( Число эмоциональных негативных выборов/14) х100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ:

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.

Cтимульный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки):

https://pandia.ru/text/81/028/images/img2_22.png

Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»

Подготовка к диагностике. Подобрать картинки (фотографии), с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено, эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Проведение диагностики. Индивидуально с детьми 6-7 лет проводится 2 серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку».

https://pandia.ru/text/81/028/images/img3_44.jpghttps://pandia.ru/text/81/028/images/img4_38.jpghttps://pandia.ru/text/81/028/images/img5_34.jpghttps://pandia.ru/text/81/028/images/img6_31.jpghttps://pandia.ru/text/81/028/images/img7_24.jpghttps://pandia.ru/text/81/028/images/img8_25.jpg

Вторая серия вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?». Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы.

https://pandia.ru/text/81/028/images/img9_21.jpghttps://pandia.ru/text/81/028/images/img10_19.jpghttps://pandia.ru/text/81/028/images/img11_18.jpg

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Методика «Сюжетные картинки» ( по )

https://pandia.ru/text/81/028/images/img14_13.jpg

   Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Детей  просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Выбор в действии»

   Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т. п.  Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:

   «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».

   После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.

   В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

https://pandia.ru/text/81/028/images/img15_12.jpg

где С - статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; п - количество детей в тестируемой группе.

   Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т. е. показатель С.

Оценка результатов

10 баллов - показатель С ребёнка равен 100%.

8-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне статуса ребенка

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Метод «Беседа» 

   Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Метод «ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»

Детям   предлагают  иллюстрации  из  5   знакомых     сказок  (  на      выбор:

«Колобок», «Заяц и лиса», «3 медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк» и

др.). И предлагают ответить на следующие вопросы:

1. Назови любимого сказочного героя и объясни, почему он тебе

нравится.

2. Назови самого плохого сказочного героя. Как помочь ему стать

хорошим.

3. С каким сказочным героем ты хотел бы поиграть?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

1 а) называет сказочного героя, сказку и перечисляет все его положительные

качества - 3 балла,

б) называет сказочного героя и с трудом поясняет своё мнение – 2 балла,

в) просто называет сказочного героя или сказку – 1 балл

2 а) называет сказочного героя, сказку и предлагает свою помощь – 3 балла

б) называет сказочного героя, сказку – 2 балла

в) называет сказочного героя и требует его наказать-1балл

3 а) называет сказочного героя и перечисляет, в какие игры можно с ним

играть – 3 балла

б) просто называет сказочного героя - 2 балла

в) не называет сказочного героя или не “хочет играть с ним”- 1 балл

ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ:

Высокий уровень -7-9 баллов.

Средний уровень -4-6 баллов.

Низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию

бу материалда икенче кечкенэлэр торкемендэ алып барыла торган эдэп эхлак программасынын перспектив планы бирелэ...

Дополнительная образовательная программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Зернышки добра»

Программа позволяет углубить знания детей о нравственных ценностях....

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

Рабочая программа кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"

Цель: развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.Задачи: Образовательные:...

Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей 5-6 лет "Родничок"

Программа по ознакомлению с родным краем для детей 5-6 лет....