Картотека дыхательной гимнастики
картотека (старшая, подготовительная группа)
В картотеке собраны упражнения развивающие диафрагмальное, ротовое и носовое дыхание, развитие речевого дыхания, а так же упражнения по системе А.Стрельниковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_dyhatelnoy_gimnastiki.docx | 127.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (картотека игр и упражнений) | |
Формирование диафрагмального дыхания | |
Упражнение «Надуй шарик» Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение). Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем: Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия | Упражнение «Часики» Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону. Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо. |
Упражнение «Щука» Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра. Щука в омуте жила, Воду щеткою мела. Щи готовила гостям, Угощение лещам. | Упражнение «Наклоны» Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве¬дя их назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается). Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх). Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад): Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперед, вверх), Пауков найдет он тут (руки вниз назад). |
Дифференциация носового и ротового дыхания | |
Упражнение «Вдох – выдох» Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же | Упражнение «Ветер дует» Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть), |
образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот. Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения) Шаг на месте не спеша. Дышим глубже, а потом как? Покажем малышам! | Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть). Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть). Я подую близко (руни положить на грудь и подуть на них). |
Дифференциация носового и ротового дыхания | |
Упражнение «Вдох – выдох» Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот. | Упражнение «Ветер дует» Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть), Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть). Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть). Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них). |
Развитие силы диафрагмального выдоха Закрепление диафрагмального типа дыхания | |
Упражнение «Деревце качается» Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста. Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя) - Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево). Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя) Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх). | Упражнение «Осенние листики» Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги. Мы листики осенние На веточках сидели. (руки вверх, покачивающие движения влево - вправо) Дунул вечерок (подуть на листочки), И мы полетели (легкие взмахи руками). Мы летели, мы летели (медленно приседать) И на землю тихо сели (присесть). |
Упражнение «Снежинки» Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная. | Упражнение «Повороты» Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот вдох, вправо — выдох. Боком-боком, боком-боком |
С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, белые снежинки | Ходит галка мимо окон. Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. |
Упражнение «Хлопки» Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох — развести руки в стороны, на выдох — поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом. С барабаном ходит ежик, Целый день играет ежик. С барабаном за плечами, Ёжик в сад забрел случайно. | Упражнение «Колеса» Выполняется стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каж-дую сторону. Дыхание свободное. Катились колеса, Колеса, колеса, Катились колеса, Все влево, все косо. Скатились колеса На луг под откос, И вот что осталось От этих колес |
Развитие речевого дыхания | |
Упражнение «Погрей ладошки» Имитировать дутье иа озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф- ф». Зайка беленький сидит И ушами шевелит (присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими) Зайке холодно сидеть (встать, потирая руки). Надо лапочки погреть (подуть на них). Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать (подскоки). | Упражнение «Жук жужжит» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж». Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно взмахивать руками), Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами), Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж (руки рупором, произносить звуки на выдохе). |
Упражнение «Ребята заблудились» Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау». Летом Вова и Марина В лес ходили за малиной. Они кричали в лесу: Ау-ау-ау! | Упражнение «Буква О» Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах. Не под окном, а около (руки вверх, в стороны, кругом) Каталось О и охало (дважды плавные круговые движения перед собой), О охало, О охало (те же движения) Не под окном, а около (руки в стороны, вниз). |
Дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой (адаптированные для детей дошкольного возраста) | |
Упражнение «Кошка» Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения — чуть- | Упражнение «Обними плечи» Поднять руки на уровень плеч, согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки навстречу: они параллельно |
чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева — в темпе шагов. Выдох произвольный. Топ-топ-топ — Вот крадется черный кот. | друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибать. Выдох произвольный. Обнимите плечики, На лугу кузнечики. |
Упражнение «Жуки» Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - посиж-ж-ж-у». Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у». Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин) | Упражнение «Котята» Дети произвольно перемещаются на четвереньках (пролезают, подлезают, преодолевают различные препятствия), произнося на выдохе «мяу-мяу» |
Упражнение «Котята и собачки» Дети делятся на 2 группы «котята» и «собачки». Воспитатель предлагает котятам ходить на носочках мурлыча «мяу-мяу»; по сигналу собачки со словами «гав-гав» не позволяют им это сделать, ловят котят двумя руками. Если котята успели присесть, собачки их не трогают. При повторной игре дети меняются ролями. | Упражнение «Самолёты» По команде воспитателя «заводятся моторы» - произносятся на выдохе «р-р-р- р»; летают самолёты – «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух». |
Упражнение «Регулировщик» Встать прямо, н. на ширине плеч, одна р. поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить «р-р-р-р». (5 – 6 раз) | Упражнение «Медвежонок» Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и … опять «засыпают, похрапывая». |
Упражнение «Надуй шарик» Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, | Упражнение «Паровоз с грузом» Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они перекидывают мяч друг другу (грузят вагоны). «Погрузка закончена», когда мяч |
губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им поиграть с настоящими воздушным шариком. «Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши. | прошёл по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух- чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносятся на выдохе ш-ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил … и начинается разгрузка вагонов) – передаётся мяч по кругу в другую сторону. (игра продолжается 3 – 4 минуты) |
Упражнение «Поймай пчёлку» Дети стоят в кругу, воспитатель в центре кругу. В руках у воспитателя прутик (длина около 1 м), на котором привязана «пчёлка». Воспитатель поворачивается на месте, проводя пчёлку над головой детей. Дети ловят пчёлку с произнесением «ж-ж-ж-ж». | Упражнение «Пузырь» Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем: Раздувайся пузырь, Раздувайся тугой, Оставайся такой, Да не лопайся. Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь. |
Упражнение «Снежинки и ветерок» Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружаться, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш-ш и снежинки прячутся от ветра, оседают. | Упражнение «Солнышко и дождик» Воспитатель говорит: «Солнышко, можно гулять». Дети перемещаются по залу (бегают, подпрыгивают и пр.). На слова «дождь пошёл» - дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап-кап». |
Упражнение «Спрятался» Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит слова, под которые выполняются движения: пальчик о пальчик тук-тук- тук, ножками быстренько туп- туп-туп, личико спрятали – ух (закрыли лицо руками). При повторной игре дети произносят слова вместе с воспитателем. | Упражнение «Сугробы» По залу расставлены различные препятствия (сугробы). Дети преодолевают сугробы (перешагивают, перепрыгивают), произнося «туп-туп-туп» - дыхание через нос. по команде «вьюга» - приседают и на выдохе произносят: «С-с-с-с» (2 – 3 мин). |
Источники:
- https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/08/31/kompleks_dyh_i_fizich_upr azhneniy.doc
- https://e.mail.ru/attach/16057076070336327643/0%3B2/?x- email=logoped.teremok%40mail.ru&folder-id=0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дыхательной гимнастики
Дыхательная гимнастика в 12 карточках в которых 3-4 упражнения.Понятное описание для того кто проводит и масса положительных эмоций у тех с кем проводят!))...
Картотека дыхательной гимнастики
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой ...
Картотека Дыхательной гимнастики для 2 младшей группы
Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы....
картотека "Дыхательная гимнастика"
Карточка № 1.«Кошка- царапушка». И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- вы...
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....