Картотека дыхательной гимнастики
картотека (старшая, подготовительная группа)

Свечканева Олеся Валерьевна

В картотеке собраны упражнения развивающие диафрагмальное, ротовое и носовое дыхание, развитие речевого дыхания, а так же упражнения по системе А.Стрельниковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dyhatelnoy_gimnastiki.docx127.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

(картотека игр и упражнений)

Формирование диафрагмального дыхания

Упражнение «Надуй шарик» Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую

— сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия

Упражнение «Часики»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в

исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо.

Упражнение «Щука»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра.

Щука в омуте жила, Воду щеткою мела. Щи готовила гостям, Угощение лещам.

Упражнение «Наклоны»

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве¬дя их назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх).

Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):

Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперед, вверх),

Пауков найдет он тут (руки вниз назад).

Дифференциация носового и ротового дыхания

Упражнение «Вдох – выдох» Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный

плавный выдох через рот. Таким же

Упражнение «Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

образом выполняется ряд следующих упражнений:

вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения) Шаг на месте не спеша.

Дышим глубже, а потом как?

Покажем малышам!

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и подуть).

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперед, подуть).

Я подую близко (руни положить на грудь

и подуть на них).

Дифференциация носового и ротового дыхания

Упражнение «Вдох – выдох» Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:

вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.

Упражнение «Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и подуть).

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперед, подуть).

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них).

Развитие силы диафрагмального выдоха

Закрепление диафрагмального типа дыхания

Упражнение «Деревце качается» Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная

струя) -

Закачалось деревцо

(наклоны туловища вправо, влево).

Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая

воздушная струя)

Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх).

Упражнение «Осенние листики» Выполняется        стоя.        В        руках        листочки, сделанные из бумаги.

Мы листики осенние На веточках сидели.

(руки вверх, покачивающие движения влево - вправо)

Дунул вечерок (подуть на листочки),

И мы полетели (легкие взмахи руками). Мы летели, мы летели (медленно приседать)

И на землю тихо сели (присесть).

Упражнение «Снежинки» Выполняется стоя.        Держа в руках кусочки        ваты,        произвести        вдох        и подуть на них. Струя длительная и

холодная.

Упражнение «Повороты» Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот вдох, вправо — выдох.

Боком-боком, боком-боком

С неба падают зимою И кружатся над землею

Легкие пушинки, белые снежинки

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена.

Упражнение «Хлопки» Выполняется        стоя,        руки        опущены вдоль туловища. На вдох — развести руки в стороны, на выдох — поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.

С барабаном ходит ежик, Целый день играет ежик. С барабаном за плечами,

Ёжик в сад забрел случайно.

Упражнение «Колеса» Выполняется стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каж-дую сторону. Дыхание свободное.

Катились колеса, Колеса, колеса,

Катились колеса, Все влево, все косо. Скатились колеса На луг под откос,

И вот что осталось От этих колес

Развитие речевого дыхания

Упражнение «Погрей ладошки» Имитировать дутье иа озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф- ф».

Зайка беленький сидит И ушами шевелит

(присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими)

Зайке холодно сидеть

(встать, потирая руки). Надо лапочки погреть (подуть на них).

Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать (подскоки).

Упражнение «Жук жужжит»

Стоя,        спокойно        вдохнуть,        на        выдохе произносить: «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно взмахивать руками),

Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами),

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

(руки рупором, произносить звуки на выдохе).

Упражнение «Ребята заблудились» Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау».

Летом Вова и Марина В лес ходили за малиной.

Они кричали в лесу: Ау-ау-ау!

Упражнение «Буква О»

Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Не под окном, а около

(руки вверх, в стороны, кругом)

Каталось О и охало (дважды плавные круговые движения перед собой),

О охало, О охало (те же движения)

Не под окном, а около (руки в стороны, вниз).

Дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой (адаптированные для детей дошкольного возраста)

Упражнение «Кошка»

Ноги        на        ширине        плеч.        Движения напоминают        движения                кошки,

которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения — чуть-

Упражнение «Обними плечи» Поднять руки на уровень плеч, согнуть их в локтях.        Повернуть        ладони        к        себе        и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи.

Бросать руки навстречу: они параллельно

чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева

— в темпе шагов. Выдох произвольный.

Топ-топ-топ —

Вот крадется черный кот.

друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибать. Выдох произвольный.

Обнимите плечики, На лугу кузнечики.

Упражнение «Жуки»

Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - посиж-ж-ж-у».

Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у».

Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин)

Упражнение «Котята»

Дети произвольно перемещаются на четвереньках (пролезают, подлезают, преодолевают различные препятствия), произнося на выдохе «мяу-мяу»

Упражнение «Котята и собачки»

Дети делятся на 2 группы «котята» и

«собачки». Воспитатель предлагает котятам ходить на носочках мурлыча «мяу-мяу»; по сигналу собачки со словами «гав-гав» не позволяют им это сделать, ловят котят двумя руками. Если котята успели присесть, собачки их не трогают. При повторной игре дети меняются ролями.

Упражнение «Самолёты»

По команде воспитателя «заводятся моторы» - произносятся на выдохе «р-р-р- р»; летают самолёты – «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух».

Упражнение «Регулировщик» Встать прямо, н. на ширине плеч, одна р. поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить «р-р-р-р». (5 – 6 раз)

Упражнение «Медвежонок»

Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся,        перевернулся».        Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос;  переворачиваются  и  …  опять

«засыпают, похрапывая».

Упражнение «Надуй шарик» Дети        выполняют        имитацию надувания                воздушных                шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое,

Упражнение «Паровоз с грузом»

Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они

перекидывают        мяч        друг        другу        (грузят вагоны). «Погрузка закончена», когда мяч

губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им поиграть с настоящими воздушным шариком.

«Шар сдулся». Набрать воздух носом.  Длинный,  долгий  выдох

«ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.

прошёл по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух- чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносятся на выдохе ш-ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил … и начинается разгрузка вагонов) – передаётся мяч по кругу в другую сторону. (игра продолжается 3 – 4 минуты)

Упражнение «Поймай пчёлку» Дети стоят в кругу, воспитатель в центре кругу. В руках у воспитателя прутик        (длина                        около         1        м),         на котором                привязана                «пчёлка». Воспитатель                поворачивается        на месте, проводя пчёлку над головой детей.         Дети                ловят        пчёлку                с произнесением «ж-ж-ж-ж».

Упражнение «Пузырь»

Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем: Раздувайся пузырь,

Раздувайся тугой, Оставайся такой, Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят

«пух»; после чего «надувается» новый пузырь.

Упражнение «Снежинки и ветерок»

Дети  делятся  на  две  команды

«снежинки» и «ветерок». Снежинки кружаться,  бегают  на  носочках;

«ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш-ш и снежинки   прячутся   от   ветра,

оседают.

Упражнение «Солнышко и дождик» Воспитатель говорит: «Солнышко, можно гулять».        Дети        перемещаются        по        залу (бегают, подпрыгивают и пр.). На слова

«дождь пошёл» - дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап-кап».

Упражнение «Спрятался» Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит        слова,        под        которые выполняются движения:

пальчик о пальчик тук-тук-

тук,

ножками быстренько туп- туп-туп,

личико спрятали – ух

(закрыли лицо руками).

При повторной игре дети произносят слова вместе с воспитателем.

Упражнение «Сугробы»

По залу расставлены различные препятствия (сугробы). Дети преодолевают сугробы (перешагивают, перепрыгивают), произнося «туп-туп-туп» - дыхание через нос. по команде «вьюга» - приседают и на выдохе произносят: «С-с-с-с» (2 – 3 мин).

Источники:

  1. https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/08/31/kompleks_dyh_i_fizich_upr azhneniy.doc
  2. https://e.mail.ru/attach/16057076070336327643/0%3B2/?x- email=logoped.teremok%40mail.ru&folder-id=0

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика в 12 карточках в которых 3-4 упражнения.Понятное описание для того кто проводит и масса положительных эмоций у тех с кем проводят!))...

Картотека дыхательной гимнастики

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой ...

Картотека Дыхательной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы....

картотека "Дыхательная гимнастика"

Карточка № 1.«Кошка- царапушка». И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- вы...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....