«Роль дидактической игры в семье и детском саду»
консультация (младшая группа)

Хитрова Надежда Анатольевна

«Роль дидактической игры в семье и детском саду»

Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся, приобретают новые навыки и умения. Данный вид игры, как и любой другой, представляет собой самостоятельный вид деятельности, она может быть как индивидуальной, так и коллективной. Дидактическая игра вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание детей, активизируя психические процессы, она вызывает живой интерес к познанию. С помощью дидактической игры дети легко переносят значительные трудности в обучении, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактическая игра представляет собой разносторонний, многоплановый педагогический процесс, она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры специально разработаны, созданы и приспособлены для детей, с обучающей целью. Отличительной особенностью дидактической игры является наличие игрового плана, игровой задачи, правил, которые способствуют достижению поставленных целей обучения, при создании игры задача облегчается в занимательную для детей форму.

Дидактические игры представляют собой переходную форму обучения, подготавливая детей к не игровой форме в дальнейшем. (Как отметил А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм»)

Структура дидактической игры включает:

1) задачу

2) действие

3) правила

4) результат, заключение игры.

Результативность проведения дидактической игры зависит от методики и организации ее проведения. Успехов в обучении и воспитании детей можно достичь только при направленности каждой игры на выполнение программных задач.

Организация проведения дидактической игры проходит с использованием трех основных направлений: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ результатов.


Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К. Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

· с игрушками и предметами

· настольно – печатные

· словесные

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключается в том. Что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskoy_igry_v_seme_i_detskom_sadu.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль дидактической игры в семье и детском саду»

Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся, приобретают новые навыки и умения. Данный вид игры, как и любой другой, представляет собой самостоятельный вид деятельности, она может быть как индивидуальной, так и коллективной. Дидактическая игра вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание детей, активизируя психические процессы, она вызывает живой интерес к познанию. С помощью дидактической игры дети легко переносят значительные трудности в обучении, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактическая игра представляет собой разносторонний, многоплановый педагогический процесс, она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры специально разработаны, созданы и приспособлены для детей, с обучающей целью. Отличительной особенностью дидактической игры является наличие игрового плана, игровой задачи, правил, которые способствуют достижению поставленных целей обучения, при создании игры задача облегчается в занимательную для детей форму.

Дидактические игры представляют собой переходную форму обучения, подготавливая детей к не игровой форме в дальнейшем. (Как отметил А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм»)

Структура дидактической игры включает:

1) задачу

2) действие

3) правила

4) результат, заключение игры.

Результативность проведения дидактической игры зависит от методики и организации ее проведения. Успехов в обучении и воспитании детей можно достичь только при направленности каждой игры на выполнение программных задач.

Организация проведения дидактической игры проходит с использованием трех основных направлений: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ результатов.


Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К. Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

  • с игрушками и предметами
  • настольно – печатные
  • словесные

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключается в том. Что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного возде...

Роль дидактической игры в семье и детском саду

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива......

«Роль дидактической игры в семье и детском саду»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, ...

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....