Релаксация перед сном
методическая разработка (старшая группа)

Устюгова Оксана Анатольевна

Релаксация перед сном для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksatsiya_pered_snom_starshiy_doshkolnyy_vozrast.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

Методические аспекты проведения работы перед сном в детском саду

Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность отдохнуть.

Работа с детьми перед сном — цели и методы

Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.

Чтобы сон у ребёнка стал физиологической привычкой, необходимо строго следовать режиму дня, вплоть до каждой минуты. Тогда ко времени начала дневного отдыха ребёнок будет к нему готов.

У многих дошколят найдётся тысяча поводов не заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:

  • релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
  • восстановление нормального состояния нервной системы;
  • облегчение психоэмоциональной нагрузки;
  • ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.

Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:

  1. Подготовка помещения для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный воздух. Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков!) и во время сна малышей.
  2. Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также переоделись в удобную для сна одежду.
  3. Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.

Методическая организация подготовки детей ко сну

Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:

  • определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну;
  • подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса;
  • проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
  • периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп);
  • делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики.

Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для деток средней группы добавляем дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры.

Многие психологи отрицают важность дневного сна, так как подобный режимный момент, строго соблюдаемый в детском саду, подавляет индивидуальность детей, не желающих спать.

Как создать благоприятные условия для засыпания

Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:

  • приглушённый свет;
  • закрытые шторы или жалюзи;
  • пастельные, спокойные тона стен и потолков;
  • свежий воздух.

Этапы работы перед сном.

Выделяется 3 ступени организации дневного сна.

  1. Подготовка (15–20 минут).
  2. Релаксация (5–7 минут).
  3. Сон (1–2 часа).

Подготовка

Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.

Переход ко сну

На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают».

В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует правильность позы ребёнка:

  1. На левом или правом боку.
  2. Ручки поверх одеяла.
  3. На животе или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и негативно влияет на опорно-двигательный аппарат.

С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.

Сон в режиме дня — обязательное условие для сохранения и укрепления физиологического и психоэмоционального здоровья детей. Занятия перед сном — важная часть организации образовательного процесса в детском саду. Она состоит из трёх этапов, на каждом из которых воспитатель использует определённый набор приёмов, помогающих реализовать поставленные цели и задачи методической работы в группе.

Месяц

Неделя

Релаксация, отдых перед сном.

Сентябрь

1

Игра: 

«Складывание заданных фигурок из элементов мозаики».

Чтение: Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок);

-Н. Носов. «Заплатка»,

-«Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;

-«Лиса и козел», обр. О. Капицы.

Релаксация «Бабочка».

Цель: учить напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах.

- Представьте себе, что вы – бабочка.

Бабочка порхала,

Всё к цветам летала.

Крылья стали уставать,

Видно, надо отдыхать.

Вот присела на цветок,

Крылья опустила

И головку свесила,

Будто загрустила…

Отдохнула… посидела…

Да и снова полетела.

(дети, выполняя движения по тексту, учатся напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах, в данном случае, присев на корточки или «по – турецки», скрестив ноги)

Дыхательная гимнастика

«Роза и одуванчик».

Инструкция:

1. Становимся прямо, представляем, что в руке держим розу, вдыхаем её аромат.

2. А в другой руке — одуванчик. Дуем на него, выдыхая.

3. Повторяем 3–4 раза.

Упражнение на расслабление всего организма.

"Птички".

       Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Перед сном побуждать «украшать» стульчик одеждой.

Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

 Музыка для пробуждения после дневного сна

 Боккерини «Менуэт»

2

Игра:

«Острый глаз».

Показываем ребятам баночку или мисочку. Их задача -оценить диаметр отверстия тары и вырезать из картона подходящего размера крышку. Тот, чья крышка будет точно совпадать, побеждает.

Чтение:

- А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»;

- А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»);

- М. Зощенко. «Показательный ребенок»;

-  К. Ушинский. «Бодливая корова»;

- «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Релаксация «Расслабление приятно!» 

Цель: обучение расслаблению мышц всего тела.  Предлагается ребенку лечь и расслабиться. В это время произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют.
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно –
Расслабление приятно!

 Успокаивающая (умиротворяющая)

А. Лядов. "Музыкальная табакерка".

Музыка для пробуждения после дневного сна

Лютневая музыка ХYII века

3

Игры:

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на основные признаки.

Ход игры: Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя её. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка. Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трёх-четырёх.

Чтение:

- С. Дрожжия. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»);

- С. Есенин. «Поет зима — аукает»;

- Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);

- Д. Хармс. «Очень страшная история»

-   Проза. В. Вересаев. «Братишка».

Релаксация Осенний лист.

Лист на веточке красивый, крепкий, ровный. (Спина прямая, руки в стороны.) Наступила осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю. (Расслабление.) Но вот ветер подул с другой стороны, лист взлетел над землей. (Спина снова прямая, руки в стороны.) Упражнение выполняется несколько раз.

Упражнение на релаксацию сосредоточением на дыхании.

"Ленивая кошечка".

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".

Успокаивающая (умиротворяющая)

- И. Брамс. "Вальс № 3".

Музыка для пробуждения после дневного сна

П. Чайковский «Песня жаворонка».

4

Игры:

 «Отгадай, чей голосок»

Цель: развитие слухового восприятия и способность более раскрепощенному общению детей.

Оборудование: шарф.

Ход игры: играющие, взявшись за руки, встают в круг. Стоящему в кругу водящему, завязывают глаза шарфом. Все идут по кругу в одну сторону, напевая: «Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг». Все поворачиваются и идут в другую сторону, говоря: «А как скажет: скок-скокскок, Отгадай, чей голосок?». Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок. Если водящему удастся отгадать, чей это голос, он меняется с этим игроком

«Чудесный мешочек»

Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка. Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Оборудование: разнообразные мелкие предметы с различной фактурой (желуди, шишки, гладкие и шершавые камни, галька разной формы, монетки, деревянные шарики, различные бусинки, кусочки меха и ткани и другие мелкие предметы различной формы и фактуры).

Ход игры: до начала игры ребенок не должен видеть именно эти предметы. Хотя все они ему знакомы «по жизни». Поочередно то правой, то левой рукой достает из мешка один предмет за другим, предварительно ощупав его вслепую и определив три его признака: форма, степень жесткости-мягкости, степень гладкости-шершавости. Ему не надо угадывать предмет. А  назвать его можно только тогда, когда предмет уже вынут из мешка. Если все предметы правильно описаны и названы, можно говорить о нормальной чувствительности пальцев и хороших номинативных способностях ребенка. Если все предметы стали шершавыми или, наоборот, гладкими, ребенок не владеет терминами «округлый»«вытянутый», продолговатый», мы имеем дело со слабо развитой тактильностью и не сформированной номинативной функцией.

Чтение:

- А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»;

- Я. Аким. «Первый снег»;

- А. Барто. «Уехали»;

- С. Воронин. «Воинственный Жако»;

- С. Георгиев. «Бабушкин садик».

Релаксация « В саду».

«Мы с Танюшей в сад пойдем, много ягод соберем! Груши, яблоки висят, вот какой чудесный сад!» Дети идут спокойным шагом, взявшись за руки, затем встают в круг. Поднимают руки вверх, как будто срывают яблоки. Много яблок набрали, поднимаем тяжелые корзинки (мышцы напряжены). Понесем их домой (медленно идут и садятся на стульчики, руки расслаблены, опущены вниз).

Упражнение на расслабление всего организма.

"Летний денек".

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем,

глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим:

бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

Успокаивающая (умиротворяющая)

- П. Чайковский. "Вальс цветов".

Музыка для пробуждения после дневного сна

-   М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке».

Октябрь

1

Игры:

«Облака»

Лето, сейчас хорошая погода, небо чистое,голубое. Вот плывут облака. Давайте представим, что мы тоже превратились в облачко. (Дети ложатся на ковер, ноги и руки неподвижны, расслаблены, глаза закрыты). Вот мы поднимаемся над лесом, проплываем над речкой, нам тепло и приятно плыть по небу. А теперь мы возвращаемся обратно в детский сад, открываем глазки, садимся. (2-3 мин.)

«Пропавшие ручки»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)

Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)

У меня пропали ножки. (Присаживаются.)

Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)

Чтение:

- С. Маршак. «Багаж»,

-  «Про все на свете»,

- «Вот какой рассеянный»,

- Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»);

-  Бианки, «Подкидыш».

Релаксация  «Шалтай-Болтай» 
Цель: расслабление мышц рук, спины, груди, развитие умения контролировать свои движения.
Ведущий читает отрывок из стихотворения :
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай,
Свалился во сне.
Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне», они резко наклоняют корпус вниз.

Упражнение на расслабление мышц рук.

"Пара"

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Успокаивающая (умиротворяющая)

К. Дебюсси. "Облака".

Музыка для пробуждения после дневного сна

К. Сенс-Санс «Аквариум».

2

Игры:

«Две подружки»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.)

Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Притопывают одной ногой.)

Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их — это ротик.)

«Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.)

«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)

И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)

«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Делают один притоп.)

«Найди в букете такой же листок»

Цель: Учить детей находить предмет по сходству.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например, кленовый, и предлагает: «Раз, два, три - такой листок покажи!». Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

Чтение:

- В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

- Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;

- К. Чуковский. «Телефон»;

- «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;

- «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе.

Релаксация «Кулачки».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Дети сидят на полу. Инструкция: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!» Повторить 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем. (легко поднять и уронить расслабленную кисть)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.

Упражнения на расслабление мышц шеи.

"Любопытная Варвара".

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Упражнение на расслабление всего организма.

"Летний денек".

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем,

глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим:

бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

Успокаивающая (умиротворяющая)

-  В.-А. Моцарт. "Реквием".

Музыка для пробуждения после дневного сна

П. Чайковский «Вальс цветов».

3

Игры:

«Дерево, кустик, травка»

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» — разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, выходит из игры.

«Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ход игры: Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

Чтение:

- С. Михалков. «Дядя Степа»;

- Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.);

-  Ю. Мориц. «Песенка про сказку»;

- Н. Сладков. «Неслух».

- М. Горький. «Воробьишко».

Релаксация «Олени» 
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Инструкция: «Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко».

Упражнение на расслабление всего организма.

"Снежная баба".

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Упражнение на расслабление мышц ног.

"Лошадки".

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

Релаксирующая (расслабляющая)

-  Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Музыка для пробуждения после дневного сна

К. Сенс-Санс «Аквариум».

4

Игры:

Дидактические игры «Что лишнее?»

Цель: развитие у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления. Закрепление  обобщающих понятий: овощи,  фрукты, одежда, обувь, дикие и домашние животные, мебель, электроприборы, посуда, школьные принадлежности, игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку с изображенными на ней предметами и сказать, что на ней изображено. ( Например: машинка, мяч, апельсин, кукла.) Что лишнее? (Апельсин) Почему? (Апельсин - это фрукт, а все остальное – игрушки.)

«Кто чем занимается»

Цель: закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Ход игры:

Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар (варит еду, врачь (лечит людей, учитель… (учит детей, строитель… (строит дома, художник… (рисует картины, пианист (играет на пианино, писатель (пишет книги,

портниха (шьет одежду, прачка (стирает одежду, уборщица (моет полы, продавец (продает товар, фотограф (фотографирует людей, воспитательница (воспитывает детей, машинист (ведет поезд, контролер (проверяет билеты) и т. д.

Чтение:

-Дж. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

 -Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);

 -Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост».

Релаксация «Кулачки»
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Дети сидят на полу. Инструкция: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!» Повторить 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем. (легко поднять и уронить расслабленную кисть)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.

Упражнение на расслабление мышц рук.

"Лимон".

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю —

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

Упражнение на расслабление всего организма.

"Бубенчик".

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной "Пушистые облачка". "Пробуждение" происходит под звучание бубенчика.

Успокаивающая (умиротворяющая)

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде"

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".

Ноябрь

1

Игры:

«Собери картинку»

Цель: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Оборудование: Карточки с изображением простых и сложных предметов, части предметов соответствующие изображением на карточках.

Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Далее воспитатель усложняет задание: выкладывает на стол более сложный рисунок. Ребенок, который, первый справился с полученным заданием, поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок, который он собрал.

«Найди предметы для повара»

Цель: учить различать значение слов «большой»«маленький», закреплять понятия «один»«много»; учить определять вкус; воспитывать внимание, доброту.

Ход игры: Вопросы задаются детям, «Сколько здесь поваров? (Один.). А сколько овощей и фруктов? (Много.)». Здесь и овощи, и фрукты. Как же нам их разложить? Назовите нам продукты, Чтоб компот и щи сварить.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как называются эти овощи и фрукты. Что это? (Показывает ’капусту, дети называют.) Что мы будем из нее варить - щи или компот? (Щи.) А это что? (Показывает яблоко, дети называют.) А его мы куда положим? (В компот.) Поможем повару варить обед? В большой кастрюле будем варить щи, а в маленькой кастрюле сварим компот. Для щей мы возьмем овощи, а для компота - фрукты. Начнем варить щи. Помогите мне взять овощи для щей. (Помогает детям выбирать картинки с нарисованными овощами и помещать в соответствующую кастрюлю.) А теперь сварим компот. (Дети отбирают фрукты.)

Другой вариант проведения игры. Воспитатель просит детей по очереди: «Даша, дай мне овощ для щей. Ваня, дай мне фрукт для компота. Овощи и фрукты мы собрали в кастрюли».

Чтение:

«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;

 «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;

      Ю. Тувим. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера,

 «Чудеса», пересказ с польск. В. Приходько,

 -«Овощи», пер. с польск. С. Михалкова.

Релаксация «Самолеты».

  Цель: учить напрягать и расслаблять свои мышцы.  Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

Руки в стороны, в полет отправляем самолет.  Правое крыло вперед, левое крыло вперед,  Улетает самолет. Впереди огни зажглись,  К облакам мы поднялись.  Вот лес, мы тут приготовим парашют.  Парашюты все раскрылись,  Мы легонько приземлились.

Упражнения на расслабление мышц рук:

    "Лимон"

     Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: 

 - Я возьму в ладонь лимон. 

 Чувствую, что круглый он.

 Я его слегка сжимаю – 

 Сок лимонный выжимаю.

 Все в порядке, сок готов.

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.

   Выполнить это же упражнение левой рукой.

Успокаивающая (умиротворяющая)

Т. Альбиони. Адажио для органа и струнных.

Музыка для пробуждения после дневного сна

- В. Моцарт «Сонаты»

2

Игры:

«Дом»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.)

На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».)

За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.)

Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопыривают.)

«Тук-тук-тук — дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони.)

«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)

«Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

Чтение:

- А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера;

- Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной.

Релаксация «В огороде».

«Ноги выше поднимай, соберем мы урожай. Мы ребята-молодцы, собираем огурцы, и морковку и салат - витамины для ребят!» Дети идут по группе, высоко поднимая ноги, останавливаются, делают наклоны вперед, касаются руками пола. «Отдохнем немножко, сядем на дорожку!» Дети садятся на ковер и отдыхают.

 «Дыхание».

• Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы своё услышим.

Инструкция:

1. Начальная поза — стоя, ручки вытянуты по швам.

2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.

3. Замираем на 4–5 секунд.

4. Выдох тоже делаем через нос.

5. Повторяем 2–3 раза.

Упражнение на расслабление всего организма.

"Летний денек".

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем,

глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим:

бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

Успокаивающая (умиротворяющая)

М. Глинка. "Жаворонок".

Музыка для пробуждения после дневного сна

М.И. Глинка. "Камаринская".

3

Игры:

«Ты медведя не буди!»

Дети встают в круг, берутся за руки.

Педагог встает вместе с детьми в круг. Все хороводом идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения:

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег. (Идут все вместе к центру круга.)

А под елкой спит медведь.

«Тише, тише! Не буди,

Сядь на место, не шуми»! (Присаживаются на корточки.)

«Собери матрешку»

Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Оборудование: Матрешки из бумаги (картона, поделенные на несколько частей.

Ход игры: Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

Чтение:

-  А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги).

- В. Бианки. «Первая охота»;

- Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

- «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

-  «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова.

Релаксация Цветок

Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я расту (медленно поднимаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце исчезло, стало темно, мои лепестки закрываются (исходное положение, и вот снова утро… и т. д.

Упражнение на расслабление мышц рук.

"Вибрация".

Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.

Успокаивающая (умиротворяющая)

- Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

Музыка для пробуждения после дневного сна

М.И. Глинка. "Камаринская".

4

Игры:

«Что сначала, что потом?»

Цель: способствовать развитию у детей памяти, внимание, воображение, речь и таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение; стимулировать развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки для построения логической цепочки из нескольких звеньев.

Игровые правила: выигрывает тот, кто первым подберёт карточки, сложит их и объяснит логику построения данной цепочки.

Игровые действия: выстроить логическую цепочку из нескольких звеньев.

Ход игры: Разложи в ряд историю создания дома: что чем было? Что чем стало?

1) Кирпичный дом (был чем) — лотком кирпичей (были чем) — горкой глины.

2) Горка глины (стала чем) — лотком кирпичей (стал чем) — домом (зданием).

3) Окно (было чем) — рамой и стеклом (были чем) — деревом и песком.

4) Обои (были чем) — бумагой и красками (были чем) — деревом и водой с красителем.

5) Водопровод (был чем) — трубами и изоляционными материалами (были чем) — металлом, пластмассой, резиной.

Вариант 1. «А что потом?»

Воспитатель даёт ребёнку первую карточку (например, с изображением кирпича) и предлагает вспомнить, что можно сделать из этого предмета.

Ребёнок должен найти вторую карточку с изображением стены, приставить к

первой и вспомнить, где используются стены (жилой дом).

 «Узнай дом по силуэту»

Цель: закреплять представления детей об особенностях строения, внешнего вида различных зданий; способствовать систематизации знаний о разнообразных постройках; развивать познавательную активность, наблюдательность.

Оборудование: картинки с цветными изображениями разных домов, заранее приготовленные воспитателем карточки с соответствующими силуэтами этих домов.

Игровые правила: правильно подобрать силуэтное и цветное изображение построек, поиск карточек с цветным или силуэтным изображением, соревнование.

Ход игры: в начале игры воспитатель объясняет значение слова «силуэт».

 Воспитатель демонстрирует карточки с цветными изображениями построек и просит их назвать. Затем показывает силуэтную карточку. Играющие должны определить, какому дому подходит данный силуэт.

Чтение:

 - «Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова,

  - «Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка.

  Релаксация «Дерево».

Стоя или сидя за столом, дети поднимают руки в стороны, затем вверх. Деревья прямые, ровные. Подул ветерок, ветки качаются, затем ветер усиливается, руки наклоняются все больше. Постепенно ветер стихает, руки опускаются вниз, дети расслабляются и отдыхают.

Упражнение на расслабление мышц ног.

"Лошадки".

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте

Релаксирующая (расслабляющая)

 К. Дебюсси. "Облака»

Музыка для пробуждения после дневного сна

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

Декабрь

1

Игры:

«Приметы осени»

Цель: Уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам. Развивать мышление, воображение.

Оборудование: Схемы, обозначающие небо, дождь, деревья, урожай, птиц,

животных, людей.

Ход игры: Предложить детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени.

«Котик к печке подошел»

Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с играющими. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Котик к печке подошел,

Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Горшок каши он нашел,

Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)

А на печке калачи,

Чтение:

- «Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова;

 - «Колосок», укр., обр. С. Могилевской;

Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод.

Релаксация «Кукла».

«Утром куколка проснулась, руки вверх и потянулась, умывалась, одевалась, аккуратно причесалась. Будем с куклой мы плясать, будем в ладушки играть!» Дети повторяют все движения, изображая куклу. (2-3 минуты) Завершается игра словами: «Уложили куклу спать. Приходи ещё играть!».

Упражнение на расслабление всего организма.

"Тишина".

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали — надо спать —

Ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

Релаксирующая (расслабляющая)

-  К.-В. Глюк. "Мелодия".

Музыка для пробуждения после дневного сна

П.  Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

2

Игры:

«Дерево, кустик, травка»

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» — разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, выходит из игры.

«Собери снеговика»

Цели: развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.

Ход игры: У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

Чтение:

- «Лиса и козел», обр. О. Капицы;

- Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям.»,

 - «Мальчик стерег овец.»

Релаксация:  "Пара"

         (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). 

     Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 
“Вибрация”.
       - Какой сегодня чудный день! 

        Прогоним мы тоску и лень. 

        Руками потрясли.

        Вот мы здоровы и бодры.

Успокаивающая (умиротворяющая)

- Ф. Шуберт. "Серенада".

Музыка для пробуждения после дневного сна

 Боккерини «Менуэт»

3

Игры:

«Пропавшие ручки»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)

Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)

У меня пропали ножки. (Присаживаются.)

Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)

Чтение:

- Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать»,

- Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Релаксация  «Мыльные пузыри».

Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами). Дуем медленно в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают (мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова поднята кверху, смотрим на руки.) Ой, лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (мышцы расслабились).

Упражнение на расслабление мышц ног.

"Слон".

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!".

Релаксирующая (расслабляющая)

- К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".

4

Игра:

«У меня есть все».

Перед началом игры дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, вытягиваются.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Есть у кровати спинка, (Приподнимают голову и плечи, носки ног смотрят строго вверх.)

А у чайника — носик, (Садятся, приставляют два кулачка к носу, один за другим.)

А у тумбочки — ножки, (Садятся на корточки.)

А у кастрюли — ручки. (Руки ставят на пояс или к плечам.)

А в этой большой кастрюле (Встают и показывают кастрюлю, сомкнув руки перед грудью в круг.)

Есть очень вкусный компот. («Заглядывают» в кастрюлю.)

А у меня —

И ножки, (Показывают ножки.)

И ручки, (Показывают ручки.)

И носик, (Показывают носик.)

И спинка, (Показывают спинку.)

И вот еще что —

Очень голодный живот! (Показывают живот.)

Чтение:

- Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого;

- «Жихарка», обр. И. Карнауховой;

Релаксация  «Птички».

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Прилетели к лесному ручейку, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке. (Игра сопровождается аудиозаписью пения певчих птиц в лесу.)

Упражнения на расслабление всего организма:

 "Снежная баба"

     Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Успокаивающая (умиротворяющая)

- Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Музыка для пробуждения после дневного сна

В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".

Январь

2

Игры:

«Две подружки»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.)

Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Притопывают одной ногой.)

Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их — это ротик.)

«Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.)

«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)

И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)

«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Делают один притоп.)

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт, выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Чтение:

 - «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;

- «Лиса-лапотница».

Релаксация: «Солнечный зайчик».

«Смотрит солнышко в окошко прямо в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки – очень рады солнышку!» Солнце посылает нам своего солнечного зайчика. ласково греет шею, спинку, - как будто мамины руки (расслабление). Никак нам не поймать зайчика, убежал он от нас! И нам пора отдыхать.

Упражнение на расслабление всего организма:

      "Птички" 

     Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Релаксирующая (расслабляющая)

- А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

Музыка для пробуждения после дневного сна

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

3

Игры:

«Дерево, кустик, травка»

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» — разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, выходит из игры.

 «Отгадай, чей голосок»

Цель: развитие слухового восприятия и способность более раскрепощенному общению детей.

Оборудование: шарф.

Ход игры: играющие, взявшись за руки, встают в круг. Стоящему в кругу водящему, завязывают глаза шарфом. Все идут по кругу в одну сторону, напевая: «Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг». Все поворачиваются и идут в другую сторону, говоря: «А как скажет: скок-скокскок, Отгадай, чей голосок?». Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок. Если водящему удастся отгадать, чей это голос, он меняется с этим игроком

Чтение:

- «Привередница»,

- Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Релаксация: «У меня, у тебя».

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня, (Показывают руками на себя.)

У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.)

Блестящие глазки, (Показывают глазки.)

У меня, у тебя — чистые ушки. (Показывают ушки.)

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.)

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.)

У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глазки.)

У меня, у тебя розовые щечки.

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.

Успокаивающая (умиротворяющая)

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Музыка для пробуждения после дневного сна

К. Сенс-Санс «Аквариум»

4

Игры:

«Снежок»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз, два, три, четыре.

Мы с тобой снежок лепили. (Имитируют лепку снежка.)

Круглый, крепкий, очень гладкий, (Рисуют в воздухе круг.)

Но совсем-совсем не сладкий. (Грозят указательным пальцем.)

Раз — подбросим, (Поднимают руки.)

Два — поймаем, (Опускают руки.)

Три — уроним, (Наклоняются, дотрагиваются до пола.)

И сломаем. (Подпрыгивают.)

«Что лишнее?»

Цель: развитие у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающих понятий:  овощи, фрукты, одежда, обувь, дикие и домашние животные, мебель, электроприборы, посуда, школьные принадлежности, игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку с изображенными на ней предметами и сказать, что на ней  изображено. ( Например: машинка, мяч, апельсин, кукла.) Что лишнее? (Апельсин) Почему? (Апельсин - это фрукт, а все остальное – игрушки.)

Чтение:

- Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги, пер. с норв. Л. Брауде;

-   Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской.

Упражнение на расслабление всего организма:

"Замедленное движение"

     Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: 

-  Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. 

 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. 

 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

 Замедляется движенье, исчезает напряженье. 

 И становится понятно – расслабление приятно!

Релаксирующая (расслабляющая)

-  К.-В. Глюк. "Мелодия".

Музыка для пробуждения после дневного сна

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

Февраль

1

Игры:

«Елочка»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повтори ют движения.

Наша елочка — краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.)

Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)

Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)

«Собери картинку»

Цель: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Оборудование: Карточки с изображением простых и сложных предметов, части предметов соответствующие изображением на карточках.

Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Далее воспитатель усложняет задание: выкладывает на стол более сложный рисунок. Ребенок, который, первый справился с полученным заданием, поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок, который он собрал.

Чтение:

-  А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;

 - Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать».

Упражнение на расслабление всего организма:

«Потянулись – сломались»

Встать прямо. На вдохе сильно потянуться вверх, вытягивая руки, напрягая тело. Постепенно выдохнуть воздух и расслабить тело. Сначала расслабить кисти рук, затем – в локтях, потом полностью (руки упали вниз).

Расслабить шею (голова опускается на грудь). Расслабить мышцы спины и согнуться пополам. Туловище расслабилось и обвисло.

Расслабить колени и мягко упасть на пол. Полежать так.

Успокаивающая (умиротворяющая)

-  Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде".

Музыка для пробуждения после дневного сна

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

2

Игры:

«Что зимой бывает»

Цели: развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.

Ход игры: Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

 «Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на основные признаки.

Ход игры: Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя её. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка. Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трёх-четырёх.

Чтение:

- Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;

  - Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод.

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

"Задуй свечу".

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у".

Релаксирующая (расслабляющая)

- А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

Музыка для пробуждения после дневного сна

Боккерини «Менуэт»

3

Игры:

«Когда это бывает?»

Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

«Что прячется за сугробом»

Цель: развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме.

Ход игры: из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки, показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

Чтение:

  - Чудесные лапоточки», обр.Н. Колпаковой;   - «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Упражнения на расслабление мышц лица:

 "Рот на замочке"

     Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: 

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Упражнение на расслабление всего организма.

"Бубенчик".

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной "Пушистые облачка". "Пробуждение" происходит под звучание бубенчика.

Музыка для пробуждения после дневного сна

П. Чайковский «Шестая симфония", 3-я часть.

4

Игры перед сном:

«Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ход игры: Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

«Елочка»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повтори ют движения.

Наша елочка — краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.)

Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)

Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)

Чтение:

- Л. Берг. «Пит и воробей» (глава из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой;

 - С. Вангели. «Подснежники» (глава из книги «Ругуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

 Упражнение на расслабление мышц рук.

"Пара"

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Релаксирующая (расслабляющая)

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде".

Л. Бетховен «Лунная соната».

Музыка для пробуждения после дневного сна

В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".

Март

1

Игры:

«Скажи ласково»

Цель:

1. Учить употреблять в речи уменьшительно – ласкательные суффиксы.

2. Развивать речь, умение отвечать громко и чётко.

«Сорока – белобока», «Петя – петушок», «Пальчик – мальчик».

Игры на основе потешек для развития культурно – гигиенических навыков.

Чтение:

-Х.К. Андерсен. «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен;

 -«Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод.

Упражнение на расслабление всего организма.

"Тишина".

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали — надо спать —

Ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

Музыка для пробуждения после дневного сна

П. Чайковский «Зимнее утро».

2

Игры:

«Мозаика»

Цель:

1. Продолжать учить  выкладывать неслож-ный узор.

2. Развивать сенсорные качества, мелкую моторику пальцев.

«Скажи одним словом». Формировать умение употреблять существительные в нужном роде, числе и падеже.

Чтение:

- А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;

 - Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать».

Упражнение на расслабление мышц ног.

"Лошадки".

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

Релаксирующая (расслабляющая)

- И. Брамс. "Вальс № 3".

Музыка для пробуждения после дневного сна

М. Глинка. "Камаринская".

3

Игры:

«Волшебные верёвочки»

Цели: Учить детей продевать шнуры через отверстие, получая контур рисунка.

2. Развивать глазомер, моторику пальцев.

«Разрезные картинки»

Цель:

1. Закреплять знания сюжетов.

2. Учить составлять целое из частей.

3. Воспитывать наблюдательность, смекалку, логику.

Чтение:

- А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;

 - Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать».

Упражнения на расслабление мышц лица.

"Озорные щечки".

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Музыка для пробуждения после дневного сна

П. Чайковский. "Вальс цветов"

4

Игры:

«Какая это птица»

Цель: закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, четко произносить звук «Р».

Оборудование: Красочные изображения птиц.

Ход игры: Педагог, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку.

Например:

-Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.

-Все покричим, как ворона.

- Кто кричит «чирик-чирик»?

-Покричим, как воробей.

«Кто зимовал, кто прилетит?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Активизировать речь детей.

Оборудование: иллюстрации с перелётными и зимующими птицами.

Ход игры: Дети разделяются на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие – с зимующими. После игры на доску помещается модель перелётных птиц.

Чтение:

- «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;

 -  Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной.

Релаксация

Упражнение «Волна»

Цель: обучение расслаблению мышц всего тела.

Расслабляюсь на спине,

как медуза на волне…

Глазки закрываются…

Тело расслабляется…

Тихо плещется волна…

Нас баюкает она…

Баю – бай, баю – бай,

Глазки тихо закрывай…

Вот прохладный ветерок

Пробежал по телу…

Отдохнули! Вновь пора

браться нам за дело!

(И. п: лёжа на спине, раскинув руки и ноги в стороны, желательно музыкальное сопровождение под спокойное чтение текста)

Музыка для пробуждения после дневного сна

К. Сен-Санс. "Лебедь".

Апрель

1

Игры:

«Отгадай, чей голосок»

Цель: развитие слухового восприятия и способность более раскрепощенному общению детей.

Оборудование: шарф.

Ход игры: играющие, взявшись за руки, встают в круг. Стоящему в кругу водящему, завязывают глаза шарфом. Все идут по кругу в одну сторону, напевая: «Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг». Все поворачиваются и идут в другую сторону, говоря: «А как скажет: скок-скокскок, Отгадай, чей голосок?». Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок. Если водящему удастся отгадать, чей это голос, он меняется с этим игроком.

«Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

Ход игры:

У медведицы - (медвежонок, медвежата).

У лисицы - (лисенок, лисята).

У зайчихи - (зайчонок, зайчата).

У ежихи - (ежонок, ежата).

У волчицы - (волчонок, волчата).

У белки - (бельчонок, бельчата).

Чтение:

- В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус, И. Токмаковой;

 - Ф. Грубин. «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана.

Упражнения на расслабление мышц лица:

  "Рот на замочке"

     Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: 

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Музыка для пробуждения после дневного сна

К. Дебюсси. "Облака".

2

Игры:

«Найди в букете такой же листок»

Цель: Учить детей находить предмет по сходству.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например, кленовый, и предлагает: «Раз, два, три - такой листок покажи!». Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

«Пропавшие ручки»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)

Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)

У меня пропали ножки. (Присаживаются.)

Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)

Чтение:

- Я. Бжехва. «Клей», пер. с польск. Б. Заходера;

  - Г. Виеру. «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима.

Упражнения на расслабление мышц лица.

"Озорные щечки".

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Музыка для пробуждения после дневного сна

В.-А. Моцарт. "Реквием".

3

Игры:

«Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

«Угадай, что я делаю?»

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: педагог и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок.

Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду). Дети угадывают действия.

Чтение:

- «Три брата», хакасск., пер. В. Гурова;

 - «Травкин хвостик», эскимосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева.

Упражнение на расслабление мышц рук.

"Вибрация".

Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.

Музыка для пробуждения после дневного сна

Э. Григ «Утро»

4

Игры:

«Капуста — редиска»

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» — хлопнуть в ладоши.

Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, дети выполняют движения.

Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного ело ва (например, на слово «морковка» — прыжок на месте).

«Красный и зеленый»

Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Оборудование: два кружка (зеленого и красного цвета, машинка.

Ход игры: Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка — красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит: - Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда

увидишь красный кружок, машина должна остановиться. Воспитатель играет с ребенком. На зеленый кружок малыш передвигает машину по столу, накрасный — останавливается.

Чтение:

- «Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка;

 - «Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л. Кузьмина;

Упражнение на расслабление всего организма.

"Замедленное движение".

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно — расслабление приятно!

Музыка для пробуждения после дневного сна

К. Дебюсси. «Лунный свет»

Май

2

Игры:

«Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

Ход игры:

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

«Найди лишнее»

Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь.

Оборудование: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто

правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто

соберет больше жетонов.

Чтение:

- «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;

-  братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

"Ленивая кошечка".

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".

Музыка для пробуждения после дневного сна

К. Сен-Санс. "Карнавал животных."

3

Игры:

«Собери животное»

Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.

Ход игры: У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.

- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т. п.

«Угадай и расскажи»

Цель: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Оборудование: карточки с изображением изделий народных промыслов.

Ход игры: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Чтение:

-К. Чуковский «Тараканище»,

-«Федорино горе».

- русская народная сказка «Морозко».

Упражнение на расслабление мышц рук.

"Лимон".

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю —

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

Музыка для пробуждения после дневного сна

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада»,

4

  Игры:

«Светофор»

Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) — красный, зеленый и желтый, — прикрепленные к палочкам.

Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый — встают, на зеленый — маршируют на месте.

Далее во время движения в колонне по одному в обход площадки (зала) упражнения изменяются: красный — все стоят на месте, желтый — продвигаются в присяде, зеленый — прыгают на носках.

За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.

«Три медведя»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.)

Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.)

Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.)

А сынок — малютка просто. (Ставят руки на пояс.)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой.)

Чтение:

- К. Ушинский. «Бодливая корова»;

 - С. Воронин. «Воинственный Жако».

  Релаксация  «Потянулись – сломались»

Встать прямо. На вдохе сильно потянуться вверх, вытягивая руки, напрягая тело. Постепенно выдохнуть воздух и расслабить тело. Сначала расслабить кисти рук, затем – в локтях, потом полностью (руки упали вниз).

Расслабить шею (голова опускается на грудь). Расслабить мышцы спины и согнуться пополам. Туловище расслабилось и обвисло.

Расслабить колени и мягко упасть на пол. Полежать так.

Музыка для пробуждения после дневного сна

К. Сен-Санс. «Лебедь»

Отдых, релаксация, сон

(средняя группа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие сказки читать перед сном

Выбор книги для вечернего чтения зависит от возраста вашего ребенка....

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...

"Пойте детям перед сном".

Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Пойте детям перед сном!"

Ведущая цель данной консультации - рассказать родителям о влияние колыбельных песен на общее развитие малыша....

Стишок перед сном.

Тихий час. Кроватки расправляем,Подушки мы взбиваем,Молча спать ложимся,И не шобуршимся,Глазки закрываем,Всем добра желаем....

"Отдыхаем-засыпаем",релаксация перед дневным сном

Данное стихотворение поможет дошкольникам  любого возраста расслабиться после активного дня, легко заснуть и хорошенько отдохнуть.Его необходимо читать лежа в кроватке,с постепенным замеделением ...

Релаксация перед сном

Некоторые малыши очень неохотно укладываются спать.  Несколько упражнения на релаксацию перед сном будут весьма полезны....