«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры»
консультация (старшая группа)

Таранова Елена Алексеевна

Какие игры можно использовать для экологического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры»

           Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.
         Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.
В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараемся снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры мы включаем во все режимные моменты для развития личности ребенка и его экологического сознания.

Играя с детьми, формируем первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

Развиваем способности детей к познанию мира природы. Формируем навыки рационального природопользования в повседневной жизни, обучаем элементарным нормам поведения в природе. Воспитываем гуманное отношение к живым организмам.

Цель экологического образования: формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи экологического образования:

  • Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  • Формирование знаний о природе.
  • Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.
    Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Творческие игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные, Игры с правилами:  дидактические, подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

игры на тему «Живая природа»; игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

самостоятельную игровую деятельность ребенка;

совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий: сенсорно-моторные; предметные;

игры с перевоплощением; социальные; соревновательные.

По тематике:

«Где живая и неживая природа?», «Соседи по планете.» (Живая природа.),

«Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»,  «Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы.), «Почему мы такие разные?», «Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе),«Мы все нужны друг другу», «Природно-рукотворное»

Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Домашние и дикие животные», «Что растет в поле?» (на огороде, в саду, в лесу», «Какого растения не хватает?», «Чьи детки на ветке», «Зоологическая столовая», «Путаница», «Найди дерево или куст по описанию», «Живые цепочки» и др. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь и формируют экологические знания и культуру.

Игры – предложения: «Что было бы…», «Весной листья на деревьях растут, а зимой…», «Чтобы ты сделал, если увидел сломанную веточку…», «Цветы засыхают, потому, что…», «Птицы могут летать, потому что…» и т.д. Эти вопросы активизируют мышление, логику, развивают экологические знания и воспитывают экологическую культуру поведения в природе.

Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы: «Что такое природа», «Почему идет дождь» . В основе их лежит общение, заинтересованность, доброжелательность. Игра активизирует эмоциональные и мыслительные процессы.

Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Перелет птиц», «Найди свой листок», «Собери урожай» , способствуют эмоционально воспринимать природу, воспитывать экологическую культуру в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями .

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин (овощи или фрукты), «Путешествие в лес», «Зоопарк» . Через игру дети отображают наше отношение к окружающему миру, к природе. Закрепляют умение вести себя со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляются нормы поведения в природе и, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Игры — драматизации и театрализованные игры проводятся на основе литературных произведений: «Рукавичка», « Заюшкина избушка», «Утка с утятами», «Красная шапочка» . Дети уточняют явления природы, объекты живой и неживой природы.

Строительные игры с природным материалом (песок, глина, желуди, листики, шишки, камешки, снег, вода ), через такие игры дети познают свойства и качества материалов, развивают наблюдательность и интерес к природе, совершенствуют свой чувственный опыт.

Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Решение: Подготовить игры – драматизации по экологическому воспитанию и провести открытый  взаимопросмотр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности»

Раскрывается теоретическое обоснование необходимости воспитания экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного повежения, бережного отношения и любви к природе с помощью дида...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».

Тема доклада:«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».   Подготовила: воспитатель группы «Карапузики»Ферафонтова О.А. г. Долгопрудный29.05.2...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 29.05.2019г....

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников посредством игры"

Педагогический совет. Протокол №4.Тема: «Итоги работы ДОУ за 2018-2019г»...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 11.03.2019г....

Доклад " Экологическое воспитание дошкольников посредством игры "

Доклад  " Экологическое воспитание дошкольников посредством игры "...

Выступление для педагогов г. Смоленска "Экологическое воспитание дошкольников посредством участия в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска»

Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь ...