"Берегите музыкальных руководителей!"
статья

Долгова Елена Ивановна

важное о профессии музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_muzrukd.docx21.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Берегите музыкального руководителя»

А.И.Буренина,(заведующая кафедрой психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент).

Как-то незаметно для всех наступил 21-й век. И этот факт заставляет размышлять о многих проблемах — личных и общественных, частных и глобальных.

Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась – то по-разному: «музыкальный работник»,

«музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель»—

сформировалось в обществе представление, что музыкальный руководитель нужен, в основном, для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.

Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая,

«праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут

сложного: детей поразвлекать, да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т.д.

Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей

несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное  образование (музыкальное—кстати,  дорогостоящее и трудоемкое

—и  педагогическое), оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель—педагог, что работает с детьми, обучает их музыке, и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.

Увы! Добиться справедливости пока еще очень сложно. Но и этого мало!

Несмотря на мизерную оплату труда (зарплата музыкального руководителя, как и воспитателя ДОУ, ниже прожиточного минимума), работа в последние годы становится все сложнее и сложнее. Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т.д.), появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.

По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т.д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?

Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования,  которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя.

Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять, как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.

Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.

     И что же в результате? Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше40 лет. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.

Что же делать? Может быть, можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов — музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую

творческую направленность)?

И в связи с этим мы обращаемся к Вам, уважаемые методисты, заведующие и главные специалисты всех уровней!

Посмотрите на наших музыкальных руководителей!

  • Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.
  • Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т.д.
  • Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.
  • Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т.д.
  • Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом

одетыми, так как музыкальные руководители — «лицо»учреждения.

  • Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду,

администрацией, родителями по поводу организации праздника.

  • Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и

всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.

  • Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.

               Это они…да всего не перечислить.

      И если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.

Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:

  • уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада

(конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);

  • создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);
  • не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;
  • оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);
  • И,  последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога- музыканта.

Берегите музыкального руководителя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Берегите музыкального руководителя!

Материал А.И.Бурениной, заведующей кафедройдошкольного и начального школьного образования ЛОИРО...

Берегите музыкального руководителя!

Мы, музыкальные руководители, хотим обратить внимание наших читателей на самую главную проблему в российском музыкальном воспитании — сохранение самого музыкального руководителя как профессионал...

Статья "Берегите музыкального руководителя"

Статья: "Берегите музыкального руководителя."...

Статья "Берегите музыкального руководителя"

Статья А.И. Бурениной о том, каков на самом деле труд музыкального руководителя: что входит в его обязанности, описание трудовых будней и т.д....