«Воспитание нравственных качеств детей средней группы посредством русских народных сказок»
статья (средняя группа)

Шаповалова Юлия Владимировна

Проблема сохранения интересов к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео – компьютерная) ослабила интерес к книге и желание работать с ней. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей средней группы посредством русских народных сказок»

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования и ФОП ДО особую значимость приобретает нравственное и патриотическое  воспитание детей. В целевых ориентирах ребенка: Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы.

В ФОП ДО в области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

  1. в сфере социальных отношений:
  • формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности;
  • развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям;
  • развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям;
  • воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям;

Цель социально-коммуникативного развития – освоение первоначальных представлений социально-нравственного характера и включение детей в систему социальных отношений

       Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание.

Проблема сохранения интересов к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео – компьютерная) ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения восприятия, коммуникативных навыков, познавательных способностей. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.

    Мы работаем в средней группе с детьми четырёх - пяти  лет.

    По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, заметили, что не все дети  умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Поэтому особое значение,  стали приобретать вопросы воспитанию нравственных качеств детей средней группы посредством русских народных сказок. Центральным направлением работы по нравственному воспитанию детей четырех- пяти  лет является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Чтение сказок, их драматизация позволят полноценно решить данные задачи.

      Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали сказки, как  средство воспитания, развития речи, ее поэтичности, образности, развития воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

      Сказки помогут показать:

  • Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
  • Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
  • Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
  • Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».
  • Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд.
  • Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»),
  • Мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»),
  • Забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Этапы работы:

1.Подготовительный – анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей,  организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по воспитанию нравственных качеств детей средней группы посредством русских народных сказок). (август – сентябрь)

2. Основной (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями ) (октябрь - апрель)

3.Итоговый (повторное обследование детей, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май)

       На  подготовительном этапе, кроме методической литературы  также было проанализировано осознания детьми таких нравственных норм как

  • Доброта – злость
  • Щедрость – жадность
  • Трудолюбие – лень
  • Правдивость – лживость

  по адаптированной методике Л.В. Красильниковой «Закончи историю»

  Нравственное воспитание диагностируется методом наблюдения в индивидуальной беседе

        По результатам наблюдения выявлено, что дети охотно откликается на предложение послушать рассказ, но  у основной массы детей формируется умение называть нравственную норму, правильно оценивать поведение детей, но не мотивировать  свою оценку. Только трое  (Лия, Кирилл, Лиза) активно называют нравственную норму: доброта, шедрость, трудолюбие, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.

        По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя. Только трое  (Лия, Кирилл, Лиза) активно запоминают и воспроизводят сказку, устанавливают  последовательность событий, с большим интересом слушают, самостоятельно пересказывают сказки

        Поэтому воспитание нравственных качеств средствами сказки имеет для наших детей особенную значимость, а художественная литература и сказки поможет нам решить задачи нравственного воспитания.

И результаты анкетирования родителей по вопросам речевого развития средствами сказки:

      По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос нравственного воспитания, но 30% родителей не придают особого значения  литературе, как средству воспитания детей. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам нравственного воспитания, но понимают значимость данного вопроса.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: Воспитание нравственных качеств детей средней группы посредством русских народных сказок

 Задачи.

  • Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Воспитывать бережное отношение к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
  • Cпособствовать становлению родителей как субъектов образовательного процесса в вопросах нравственного воспитания детей.

 На подготовительном этапе была составлена примерная система работы по воспитанию нравственных качеств детей средней группы посредством русских народных сказок.

Сказка – средство воспитания

Мы определили следующие этапы работы по воспитанию нравственных качеств детей средней группы посредством русских народных сказок:

1 этап – Знакомство детей со сказкой: сообщить знания о поведении героев и  сформулировать конкретные представления о нравственных качествах. Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций и т.д.

2 этап – Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками

3 этап – театрализация сказок.  Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев

    Составлен перспективный план по воспитанию нравственных качеств детей средней группы посредством русских народных сказок

Занятия по социально – коммуникативному развитию  проводятся 1 раз в неделю  по подгруппам, но на данном занятии реализуются задачи нравственного воспитания  с использованием разнообразных методов и содержания, а не только по сказке. Поэтому театрализованные игры и чтение используем в утренние и вечерние часы.

 Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

Мы создали  естественную  комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную,  рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами.

  В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные  книги со сказками (отдельные книги со сказками и сборники сказок различных изданий, так, чтобы сказки одного названия было не менее  двух книг).Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”; а также игры направленные  на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Эти сказки помогут показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

       Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,

«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

 На первом этапе в комплекс занятий мы включили следующие методы: чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам.

На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.

Полина - «Мышка пищит вот так: пи - пи - пи - пи».

Кирилл - «Пришел медведь и весь теремок сломал».

Кристина. - «Они все вместе построили новый теремок».

интерес к литературной сказкой, воспитывать дружеские отношения.

 На втором этапе Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками

При чтении сказки Пляцковского М.С. «Урок дружбы»  дети внимательно заинтересованно слушали сказку, давали свои оценки поступкам героев (Полина- «Чик жадный», Тимофей. - «А мне понравился Чирик») спорили по поводу поступков героев. После прочтение многие согласились, что надо делится и помогать другу.

         Во время рассказывания сказки «Заюшкина избушка» применяла настольный театр. При рассказывании сказки дети называли положительных и отрицательных героев (Саша - «Мне жалко зайчика», Полина - «А лиса хитрая»), сопереживали им, подражали, были увлечены происходящим, во время беседы заинтересованно отвечали на мои вопросы.

     Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. Ведь на первом и втором этапе мы формировали представления о нравственных качествах и формировали чувства, а опыт поведения дети больше приобретали на заключительном этапе. У нас с ребятами был краткосрочный проект по безопасности, когда мы к нему готовились читали сказку « Кошкин дом», дети сами предложили разыграть маленькую сценку. Маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, как испугалась кошка, какие смелые пожарные, здесь же дети видят характер героев, козы и козла, свиньи и маленьких котят.

      Наши дети почувствовали себя артистами. Мы вместе инсценировали прочитанные сказки, особенно детям нравиться сказка «Заюшкина избушка». Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были  зрителями, а потом  и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо.  Лиза  стеснялась играть сама, а в кукольном спектакле блистала в главной роли Машеньки,   спрашивала дорогу, просила о помощи. Игра за ширмой прибавляла ей уверенности в себе.

      В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Дети любят самостоятельно разыгрывать сценки, используя куклы би-ба-бо. Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.

    Практически каждый вечер происходят у нас в группе кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показали сказки не только детям, но и родителям. В ноябре к дню матери организовали театрализованное представление для родителей.  они высоко оценили умения своих детей и поддержали желание и дальше знакомится с народными сказками.  

     В мае 2023 года нами было проведено  итоговое  обследование осознания детьми нравственных норм по методике Л.В. Красильниковой. Видна положительная динамика в развитии детей

        Были получены следующие результаты:

Анализируя проведенную работу по проблеме  воспитания нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы

  • У детей сформировалось представление о добре и зле, красоте добрых поступков и их необходимости в жизни людей.
  • Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.
  • В группе созданы условия для знакомства с народными сказками.
  • Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.
  • Дети бережно относятся к книгам.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....