ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ на тему: «Семья».
проект (средняя группа)
Проект разработан на основе учебно - методического пособия: "Добрый мир". Проект помогает привить любовь детей к своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Шатуры Городского округа Шатура»
(дошкольное отделение)
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Семья»
в средней группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Волкова Нелли Николаевна
2023 г
Тема: «Семья»
Участники проекта:
Воспитанники средней группы, воспитатель, родители.
Цель:
- Формирование представлений у детей о семье, ее членах и родственных отношениях.
- Расширение представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности.
Задачи:
- Воспитывать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними;
- Дать детям представление о семье;
- Учить правильно, называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня»;
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
- Учить проявлять о них заботу;
- Вызывать чувство гордости о своей семье;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Обогащать отношения детей и родителей опытом совместной творческой деятельности.
Основные понятия темы:
Семья, любовь, род, родители, Бог, храм, послушание. Забота, благодарность, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
Род, родители, предки, любовь, послушание
Виды детской деятельности:
Продуктивная, коммуникативная, чтение, здоровьесбережение.
Средства:
Иллюстрации с изображение семьи; магнитофон; музыкальный диск; бумага, цветные карандаши, краски, кисточки на каждого ребенка.
Методы и приемы
Наглядно-образный метод:
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;
- проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдений;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-действенный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания и отгадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей о своих впечатлениях.
Проводя беседы с детьми, выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители, а некоторые не знают имён бабушек и дедушек, не говоря уже о семейных традициях.
При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала я использовала программу Шевченко Л. Л. «Добрый мир».
Организационный момент:
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу, ту искорку тепла и любви, что живут в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. (Дети желают друг другу доброго утра, проходят и садятся на стульчики).
Звучит музыка (Диск. Композиция 41- «Родной дом»)
Вступительная беседа:
Воспитатель: О чем эта музыкальная композиция?
Дети: о доме.
Воспитатель: Правильно ребята, о доме, а теперь я загадаю вам загадку, слушайте внимательно:
Место, где мы все живем, называется наш…
Дети: (дом) (Хрестоматия книга 3 стр. 4)
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте попробуем еще разгадать загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
Дети: (семья).
Воспитатель: Правильно ребята. Вы угадали это семья.
Беседа: «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети: это мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Правильно, семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Семья - частичка нашего общества и опора государства. Семья для православного христианина – малая Церковь.
Дети у каждого из нас есть мама и папа. Это наши родители. У них есть свои мама и папа–это наши дедушки и бабушки. Но и у дедушки и бабушки были свои папа и мама, а у тех свои. Их, было много, и жили они давно. Они являются нашими предками. Все твои дедушки и бабушки – твои предки составляют твой род. У каждого из нас есть свой род. (Хрестоматия книга 3 стр. 4).
Физминутка.
Пальчиковая игра: «Дружная семья». (Хрестоматия книга 3 стр. 16)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Дружная семья!
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда былимир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Воспитатель: А теперь ребята присаживайтесь на стулья. Давайте я вам прочитаю небольшой рассказ, который называется: «Наша семья»: - Наша семья не мала. Есть у меня отец и мать, двое братьев и две сестры. Я - самый старший. Есть ещё у нас старушка бабушка: она уж из дому выходит редко, только в церковь; очень нас ценит и балует. Отец мой много трудится: его трудами кормится и одевается вся семья. «Что бы мы без него делали?» - говорит нам часто мамаша. Целый день мама о нас хлопочет. Она шьёт девочкам платьица, а мальчикам – рубашки. Она учит нас молиться и всякого-то перекрестит, когда уложит нас в постельки. (Хрестоматия книга 3 стр. 4-5).
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вот я прочитала вам небольшой рассказ.
Сколько же в семье человек?
Дети: восемь человек.
Воспитатель: Назовите всех.
Дети: мама, папа, два брата, две сестры, бабушка.
Воспитатель: А чем же занимается, каждый из членов семьи?
Дети:мама хлопочет о детях. Она им шьет, девочкам платьица, а мальчикам рубашки. Она учит нас молиться. Бабушка из дома выходит редко, только в церковь.
Воспитатель: А теперь расскажите, как заботится о семье отец?
Дети: отец много трудиться. Его трудами кормится и одевается вся семья.
Воспитатель: Молодцы ребята вы все знаете и правильно назвали всех членов семьи. А кто же из членов семьи в этом рассказе посещал церковь?
Дети:«Бабушка» (Хрестоматия книга 3 стр. 18).
Воспитатель:
Всем довольна я, старушка,
Бога нечего гневить!
Мир в семье, есть и избушка,
Хоть мала, да можно жить.
У меня семья большая:
Детки вкруг нас, стариков,
Словно роща молодая,
Вкруг дряхлеющих дубков.
Воспитатель: Да вы правы, это была старенькая бабушка, которая из дома выходило редко и то только для того чтобы сходить в церковь помолиться, чтобы быть ближе к Богу.
Воспитатель: Ребята, вы со своей семьёй ходите в храм?
Дети: да
Воспитатель: А вы знаете, кто же такой Бог?
Дети: это – творец мира.
Воспитатель: Да, все правильные. Ребята, Бог - это творец мира.
Всё, что сотворил Бог – земля, вода, солнце и луна, животные, птицы, растения, человек – называется творением. А Бога называют Творцом мира. Все, что создал Бог, было прекрасно. И всему Он радовался. Мир, который сотворил Бог – мир Божий. (Хрестоматия книга 1 стр. 126).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что самое главное уважать и слушаться своих родителей и старших. И тогда они будут жить счастливо. Ребята вот послушайте есть заповедь для самых маленьких о послушании.
Слушаясь папу, слушаясь маму,
Ты начинаешь дорогу к храму.
Заповедь эта – к богу ступень.
Нужно ей следовать каждый день. (Хрестоматия книга 2 стр. 17).
Воспитатель: Ребята давайте с вами выучим пословицу.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Почитай старых, сам будешь стар. (Хрестоматия книга 3 стр. 16).
Воспитатель: Ребята, а чем мы еще можем порадовать маму и папу?
Дети: хорошими делами.
Воспитатель: Правильно ребята нужно любить и помогать своим родителям.
Игра: Правильно – неправильно. (Хрестоматия книга 3 стр. 9).
Воспитатель: Убирать за собой одежду.
Мыть свою тарелку. Прибирать кровать – это правильно ребята?
Дети: да
Воспитатель: Молодцы ребята, это правильно.
Воспитатель: Ребята, ходить грязнулей. Не замечать, когда мама и папа устали – это правильно?
Дети: нет
Воспитатель: Молодцы, ребята - это неправильно.
Воспитатель: Ребята, какое самое первое слово, которое произносит человек?
Дети: мама
Звучит музыка (Диск. Композиция 42 - «Песенка о маме»)
Воспитатель: Молодцы ребята, самое прекрасное слово на земле – это мама.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь…
И сколько бы ни было нам лет – пять или пятьдесят, нам всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И, чем больше наша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь. (Хрестоматия книга 3 стр. 9)
Воспитатель: Ребята, а чем мы можем порадовать наших родителей?
Дети: рисунками, хорошими делами, поступками.
Воспитатель: Молодцы, давайте каждый нарисует свою семью. Но сначала мы с вами поиграем.
Игра «Скажи ласково». (Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)
Дочь – доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек.
Папа — папочка, папенька.
Дед – дедушка, дедуля.
Мама — мамочка, мамуля.
Сестра-сестрёнка.
Воспитатель: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
Творческая работа. Рисуем «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам нарисовать вашу семью.
Итог занятия:
Воспитатель: Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут вместе. Понравилось вам занятие? А давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались на нашем занятии?
Дети: отгадывали загадки, беседовали на тему: «Моя семья», слушали музыкальные произведения, играли в пальчиковую игру: «Дружная семья», слушали рассказ: «Наша семья», играли в игру: «Правильно – неправильно», в игру с мячом: «Скажи ласково», рисовали свою семью.
Воспитатель: Молодцы ребята все запомнили.
Воспитатель: Давайте закончим нашу встречу песней - исполняется песня «Моя семья»
Воспитатель: (на фоне вступления к песне читает стихотворение)
Но к счастью жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды, и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семь.
Список используемой литературы:
- Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.
Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2011 - 2019.
- Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л. Н. Антоновой.
Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных
образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2011- 2019
- Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.
Книга 2. Хорошо - плохо. / Под редакцией Л. Н. Антоновой.
Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных
образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2011 - 2019
- Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.
Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Под редакцией Л. Н. Антоновой.
- СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Семья глазами детей»
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. данный...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-300232-1380388829.jpg)
Проект на тему «Семья» (средняя группа)
Проект на тему: "Семья" средняя группа для детей от 4 до 5 летТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: длительный (2 - 8 марта)Цель: Формирование представления о семье, как ...
Проект по теме "Семья" в ср.гр.
мПроект по теме «Семья» в ср.гр. ЦЕЛЬ: Сформировать понятие «семья» у детей.ЗАДАЧИ:*Углубить представление детей о семейном благополучии: дружная семья, родственники, забота, любовь, уважение, за...
Практико-значимая работа «Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в средней группе»
Проект: «Наша дружная семья! В ней расту счастливым Я!»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/18/picture-1183544-1576698120.jpg)
Практико-значимая работа проект "День Матери"
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, направлен на воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, развитие творческих способностей детей, формирование коллектива д...
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Ангел – хранитель»
Актуальность темы: В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается смещение ценностей; материальные ценности доминируют над духовно – нравственн...