ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ на тему: «Семья».
проект (средняя группа)

Волкова Нелли Николаевна

Проект разработан на основе учебно - методического пособия: "Добрый мир". Проект помогает привить любовь детей к своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_semya_srednyaya_gruppa_volkova_n.n.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Шатуры Городского округа Шатура»

(дошкольное отделение)

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

на тему: «Семья»

в средней группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Волкова Нелли Николаевна

2023 г

Тема: «Семья»

Участники проекта:

Воспитанники средней группы, воспитатель, родители.

Цель:

  1. Формирование представлений у детей о семье, ее членах и родственных отношениях.
  2. Расширение представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности.

Задачи:

  1. Воспитывать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними;
  2. Дать детям представление о семье;
  3. Учить правильно, называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня»;
  4. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
  5. Учить проявлять о них заботу;
  6. Вызывать чувство гордости о своей семье;
  7. Развивать коммуникативные навыки;
  8. Обогащать отношения детей и родителей опытом совместной творческой деятельности.

Основные понятия темы:

Семья, любовь, род, родители, Бог, храм, послушание. Забота, благодарность, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Род, родители, предки, любовь, послушание

Виды детской деятельности:

Продуктивная, коммуникативная, чтение, здоровьесбережение.

Средства:

Иллюстрации с изображение семьи; магнитофон; музыкальный диск; бумага, цветные карандаши, краски, кисточки на каждого ребенка.

Методы и приемы

Наглядно-образный метод:

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • наблюдений;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-действенный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях.

Проводя беседы с детьми, выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители, а некоторые не знают имён бабушек и дедушек, не говоря уже о семейных традициях.

При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала я использовала программу Шевченко Л. Л. «Добрый мир».

Организационный момент:

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу, ту искорку тепла и любви, что живут в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. (Дети желают друг другу доброго утра, проходят и садятся на стульчики).

Звучит музыка (Диск. Композиция 41- «Родной дом»)

Вступительная беседа:

Воспитатель: О чем эта музыкальная композиция?

Дети: о доме.

Воспитатель: Правильно ребята, о доме, а теперь я загадаю вам загадку, слушайте внимательно:

Место, где мы все живем, называется наш…

Дети: (дом) (Хрестоматия книга 3 стр. 4)

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте попробуем еще разгадать загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная.

Дети: (семья).

Воспитатель: Правильно ребята. Вы угадали это семья.

Беседа: «Моя семья».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети: это мама, папа, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Правильно, семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Семья - частичка нашего общества и опора государства. Семья для православного христианина – малая Церковь.

Дети у каждого из нас есть мама и папа. Это наши родители. У них есть свои мама и папа–это наши дедушки и бабушки. Но и у дедушки и бабушки были свои папа и мама, а у тех свои. Их, было много, и жили они давно. Они являются нашими предками. Все твои дедушки и бабушки – твои предки составляют твой род. У каждого из нас есть свой род. (Хрестоматия книга 3 стр. 4).

Физминутка.

Пальчиковая игра: «Дружная семья». (Хрестоматия книга 3 стр. 16)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Дружная семья!

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда былимир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Воспитатель: А теперь ребята присаживайтесь на стулья. Давайте я вам прочитаю небольшой рассказ, который называется: «Наша семья»: - Наша семья не мала. Есть у меня отец и мать, двое братьев и две сестры. Я - самый старший. Есть ещё у нас старушка бабушка: она уж из дому выходит редко, только в церковь; очень нас ценит и балует. Отец мой много трудится: его трудами кормится и одевается вся семья. «Что бы мы без него делали?» - говорит нам часто мамаша. Целый день мама о нас хлопочет. Она шьёт девочкам платьица, а мальчикам – рубашки. Она учит нас молиться и всякого-то перекрестит, когда уложит нас в постельки. (Хрестоматия книга 3 стр. 4-5).

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вот я прочитала вам небольшой рассказ.

Сколько же в семье человек?

Дети: восемь человек.

Воспитатель: Назовите всех.

Дети: мама, папа, два брата, две сестры, бабушка.

Воспитатель: А чем же занимается, каждый из членов семьи?

Дети:мама хлопочет о детях. Она им шьет, девочкам платьица, а мальчикам рубашки. Она учит нас молиться. Бабушка из дома выходит редко, только в церковь.

Воспитатель: А теперь расскажите, как заботится о семье отец?

Дети: отец много трудиться. Его трудами кормится и одевается вся семья.

Воспитатель: Молодцы ребята вы все знаете и правильно назвали всех членов семьи. А кто же из членов семьи в этом рассказе посещал церковь?

Дети:«Бабушка» (Хрестоматия книга 3 стр. 18).

Воспитатель:

Всем довольна я, старушка,

Бога нечего гневить!

Мир в семье, есть и избушка,

Хоть мала, да можно жить.

У меня семья большая:

Детки вкруг нас, стариков,

Словно роща молодая,

Вкруг дряхлеющих дубков.

Воспитатель: Да вы правы, это была старенькая бабушка, которая из дома выходило редко и то только для того чтобы сходить в церковь помолиться, чтобы быть ближе к Богу.

Воспитатель: Ребята, вы со своей семьёй ходите в храм?

Дети: да

Воспитатель: А вы знаете, кто же такой Бог?

Дети: это – творец мира.

Воспитатель: Да, все правильные. Ребята, Бог - это творец мира.

Всё, что сотворил Бог – земля, вода, солнце и луна, животные, птицы, растения, человек – называется творением. А Бога называют Творцом мира. Все, что создал Бог, было прекрасно. И всему Он радовался. Мир, который сотворил Бог – мир Божий. (Хрестоматия книга 1 стр. 126).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что самое главное уважать и слушаться своих родителей и старших. И тогда они будут жить счастливо. Ребята вот послушайте есть заповедь для самых маленьких о послушании.

Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу к храму.

Заповедь эта – к богу ступень.

Нужно ей следовать каждый день. (Хрестоматия книга 2 стр. 17).

Воспитатель: Ребята давайте с вами выучим пословицу.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Почитай старых, сам будешь стар. (Хрестоматия книга 3 стр. 16).

Воспитатель: Ребята, а чем мы еще можем порадовать маму и папу?

Дети: хорошими делами.

Воспитатель: Правильно ребята нужно любить и помогать своим родителям.

Игра: Правильно – неправильно. (Хрестоматия книга 3 стр. 9).

Воспитатель: Убирать за собой одежду.

Мыть свою тарелку. Прибирать кровать – это правильно ребята?

Дети: да

Воспитатель: Молодцы ребята, это правильно.

Воспитатель: Ребята, ходить грязнулей. Не замечать, когда мама и папа устали – это правильно?

Дети: нет

Воспитатель: Молодцы, ребята - это неправильно.

Воспитатель: Ребята, какое самое первое слово, которое произносит человек?

Дети: мама

Звучит музыка (Диск. Композиция 42 - «Песенка о маме»)

Воспитатель: Молодцы ребята, самое прекрасное слово на земле – это мама.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь…

И сколько бы ни было нам лет – пять или пятьдесят, нам всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И, чем больше наша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь. (Хрестоматия книга 3 стр. 9)

Воспитатель: Ребята, а чем мы можем порадовать наших родителей?

Дети: рисунками, хорошими делами, поступками.

Воспитатель: Молодцы, давайте каждый нарисует свою семью. Но сначала мы с вами поиграем.

Игра «Скажи ласково». (Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – доченька, дочурка.

Сын — сынок, сыночек.

Папа — папочка, папенька.

Дед – дедушка, дедуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка.

Воспитатель: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

Творческая работа. Рисуем «Моя семья».

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам нарисовать вашу семью.

Итог занятия:

Воспитатель: Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут вместе. Понравилось вам занятие? А давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались на нашем занятии?

Дети: отгадывали загадки, беседовали на тему: «Моя семья», слушали музыкальные произведения, играли в пальчиковую игру: «Дружная семья», слушали рассказ: «Наша семья», играли в игру: «Правильно – неправильно», в игру с мячом: «Скажи ласково», рисовали свою семью.

Воспитатель: Молодцы ребята все запомнили.

Воспитатель: Давайте закончим нашу встречу песней - исполняется песня «Моя семья»

Воспитатель: (на фоне вступления к песне читает стихотворение)

Но к счастью жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите;

Обиды, и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семь.

Список используемой литературы:

  1. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2011 - 2019.

  1. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л. Н. Антоновой.

Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных

образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2011- 2019

  1. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Книга 2. Хорошо - плохо. / Под редакцией Л. Н. Антоновой.

Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных

образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2011 - 2019

  1. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Под редакцией Л. Н. Антоновой.

  1. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Семья глазами детей»

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. данный...

Проект на тему «Семья» (средняя группа)

Проект на тему: "Семья"  средняя группа для детей  от 4 до 5 летТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: длительный (2 - 8 марта)Цель: Формирование представления о семье, как ...

Проект по теме "Семья" в ср.гр.

мПроект по теме «Семья» в ср.гр. ЦЕЛЬ: Сформировать понятие «семья» у детей.ЗАДАЧИ:*Углубить представление детей о семейном благополучии: дружная семья, родственники, забота, любовь, уважение, за...

Практико-значимая работа проект "День Матери"

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, направлен на воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, развитие творческих способностей детей, формирование коллектива д...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Ангел – хранитель»

Актуальность темы: В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается смещение ценностей; материальные ценности доминируют над духовно – нравственн...