Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. Подготовила: воспитатель Долныгина А.А.
материал (старшая группа)

Александра Долныгина

Наблюдение и подробный анализ сюжетно-ролевой игры "Парикмахер" детей саршего возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовил воспитатель: Долныгина А. А.

Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста.

1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач:

Замысел игры возникает по инициативе воспитателя, она предлагает детям сыграть в игру «Парикмахер». Воспитатель предлагает детям распределить роли, кто будет делать прически, а кто будет посетителем салона красоты.

Дети, очень заинтересовались данной сюжетно-ролевой игрой и достаточно быстро распредели роли. Споров и ссор не было.

После распределения ролей воспитатель поставила детям игровую задачу: Ксюша и Мира парикмахеры, а все остальные посетители (клиенты).

По началу, дети следовали только поставленной задаче, но спустя некоторое время сюжет стал развиваться по ходу игры. Дети добавляли новые услуги. Импровизация была почти на протяжении всей игры.

Я считаю, что педагог поставил четкую задачу, на протяжении всей игры Ксюша и Мира были парикмахерами, а остальные дети были посетителями.

2. Содержание игры

Содержание: приём посетителей (клиентов), правила поведения в обществе, обсуждение пожеланий посетителей, действия с расчёской, феном резинками и др.

Содержание игры разнообразно, дети импровизировали в игре…

3. Сюжет игры

Сюжет игры достаточно богат разнообразием, от простого расчесывания, до мытья головы, наведение причесок, стрижек и макияжа.

Сюжет достаточно устойчивый. Сюжет игры развёрнут. Дети очень дружно развивают его совместно, по ходу заходят и в магазин, выступления и домой. Ксюша и Мира по очереди принимает клиентов, причёсывает, имитирует мойку и сушку волос, делают макияж.

При этом Ксюша и Мира дают образец вежливого обращения, ведут беседу с каждым из ребят на какую-нибудь тему и благодарят после, за посещение салона и предлагают приходить в следующий раз.

После игры Ксюше и Мире было предложено устроить показ сделанных причёсок.

Источник сюжета: наблюдения за взрослыми, просмотр мультфильмов/кинофильмов, чтение книг.

4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

Роли были обозначены в самом начале игры, после обозначения ролей игра началась.

Для взаимодействия в игре используется: диалог, предметные действия. В ролевом диалоге дети используют реплики по содержанию игры, например: «Здравствуйте, присаживайтесь пожалуйста», «Что бы вы хотели изменить в своей прическе?» «Какой услугой интересуетесь?».

Дети достаточно неплохо отыгрывают свою роль, парикмахеры Ксюша и Мира очень хорошо передают особенности своего персонажа, стараются что бы каждый клиент ушёл довольный, а ребята которые играют клиентов, в свою очередь оценивают, говорят о своих пожеланиях или просят поправить прическу если парикмахер сделал что-то не совсем то что хотел клиент.

В самом начале дети самостоятельно распределили роли, более шустрые Ксюша и Мира стали парикмахерами, ну а другим пришлось остаться клиентами, пару раз у детей завязывался спор (другие ребята тоже хотели быть парикмахерами), но дети самостоятельно решали конфликт, договариваясь что в следующий раз они поменяются ролями.

5. Игровые действия и игровые предметы

В ролевой игре дети используют предметы заместители такие как: бруски от деревянного конструктора – это был мобильный телефон, по которому клиенты записывались. Мозайка – это были конфетки, которые подовались клиенту с чаем, пока тот сидел ожидал своей очереди.

6. Игровые правила.

Дети старались придерживаться правил, если вдруг кто-то нарушал поставленные правила, другой ребенок напоминал или указывал на ошибку тому, кто ее совершил. В основном все дети старались придерживаться правил, но если вдруг оступались, то положительно реагировали на замечания. Исправлялись и продолжали игру.

7. Достижение результата игры

В целом, психологический климат сюжетно-ролевой игры был положительным. Дети были активны, эмоциональны, с поставленными целями и задачами они справилась, результат игры был достигнут, дети, были довольны результатом игры. Воспитатель так же был доволен достигнутыми целями и задачами игры.

Реализация замысла игры было достигнуто с помощью выбора партнеров по игре, подходящего места для игры, подбор нужных игрушек, материалов, инвентаря.

8. Особенности конфликтов в игре.

Чаще всего конфликты возникали из-за владения какой-либо игрушкой (дети-клиенты не могли поделить сумочку или собачку с которой хотели играть свою роль, а парикмахеры не могли поделить инструмент, которым та или другая будет пользоваться в данный момент), но эти конфликты решались самостоятельно, без вмешательства воспитателя. Дети договаривались между собой, что кто-то возьмет эту игрушку первый, но потом они обязательно поменяются игрушкой, и в нее поиграет другой.

9. Игровая среда

Парикмахерский набор был сложен в коробке и лежал на полке с зеркалом, где и происходил процесс игры, а игрушки для создания гламурных или серьезных клиентов дети подбирали по ходу игры.

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

Дети были достаточно самостоятельны в игре, не обращались к воспитателю за помощью, но приглашали воспитателя стать клиентом их салона, в чем воспитатель не отказал.

Понаблюдав за всем процессом сюжетно-ролевой игры в старшей группе, могу сказать, что дети достаточно умело справляются с выполнением роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры. Логика и характер действий определяются ролью. Действия разнообразны.

11. Рекомендации по обогащению содержания данной игры.

Понаблюдав за игрой, увидела, что дети достаточно самостоятельные и скорее всего уже не раз играли в данную игру. Я считаю что игра прошла успешно, у меня нет рекомендаций по ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. СупермаркетЦель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласов...