Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»
консультация

Оксана Ивановна Кружилина

МБДОУ №4 «Золотой ключик»

г. Константиновск, Ростовской области.

Кружилина Оксана Ивановна

Музыкальный руководитель:

Высшая квалификационная категория

 

Консультация для воспитателей
 «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»

 

Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во всех сферах жизнедеятельности общества и не всегда реализующихся во всей своей полноте онтологически позитивной созидательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_4.docx13.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» — консультация для воспитателей
Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во всех сферах жизнедеятельности общества и не всегда реализующихся во всей своей полноте онтологически позитивной созидательности. Ситуация усложняется нарастанием духовного кризиса, проявляющегося в торжестве утилитаризма, возведении материальных потребностей в ранг высших потребностей человека, материальных ресурсов – в мерило значимости индивидов, а материальных интересов – в критерий оправданности действий социальных субъектов, что, в общем, нарушило равновесие: материальная сторона жизни общества развилась намного сильнее, чем духовная. В результате, говоря словами А. Швейцера, цивилизация стала похожей на корабль без рулевого, который теряет свою маневренность и неудержимо мчится навстречу к катастрофе.
Поиск путей и средств выхода из столь противоречивой ситуации усматривается в духовности, в ее «постоянном, сиюминутном утверждении» (М. Кулэ). По мнению И. А. Ильина «наше время ни в чем так не нуждается, как в духовной очевидности. Ибо «сбились мы», и «следа» нам не видно. Но след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и возможно». А все это напрямую связано с системой образования и воспитания народа, формированием у него высокой духовности, представляющей собой целостную совокупность идей, идеалов, образов и чувств, ориентированных на ценности возвышенного и прекрасного, истинного и праведно-созидательного. Поэтому очень важно помочь каждому человеку в формировании его личной духовности, придающей человеческой жизни высшее измерение, высшее значение и смысл.
Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в дошкольные годы, «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека практически на всю жизнь»
Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего образования особое место занимает музыка. Являясь по своей сущностной природе явлением идеальным, а в онтологической данности отражением подлинности чувств и сокровенности бытия, она обладает потенциями огромной силы педагогического влияния на духовность человека. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более совершенного мира. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности и делает его подлинным «аристократом духа». По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера «благородного мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность.
С другой стороны, музыка, как то, что несет красоту в земной мир, есть своеобразное соприкосновение идеального и реального, а это позволяет глубже осознавать пути утверждения духовности и пробуждать обеспокоенность нравственными проблемами. По утверждению Г. В. Ф. Гегеля, чувственные образы и звуки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в душе. В процессе общения с искусством И. Кант видел важный момент – превышение человеком собственных возможностей. Он обращал внимание на стимулирование произведением искусства духовного роста личности, возникающего в результате полноценного восприятия музыкального произведения и проникновения в его суть. Необходимо заметить, что музыкальная способность, в целом прямо и непосредственно связанная с разумом – «законодателем нравственности» (И. Кант), помогает возвысить человека и раскрыть его духовную сущность. Смысл, порождаемый музыкой, заключается не в том, чтобы без конца удовлетворять свои эмпирические желания, а в том, чтобы раскрывать свои потенции и притом по возможности разносторонним образом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»

Консультация для родителей«Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»   Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во всех ...

Консультация для воспитателей "Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"

Консультация для воспитателей "Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"...

Консультация для родителей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»

Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего образования особое место занимает музыка. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более ...

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»...

«Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» — консультация для воспитателей

laquo;Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» — консультация для воспитателейСовременный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во...

Консультация для педагогов «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»

Консультация для педагогов «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»...