Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
материал

Муталлапова Гюльнара Мансуровна

Чувство  патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к близким людям, к родному краю, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для публикации

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".  Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство  патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к близким людям, к родному краю, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого моя работа включает следующие задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе; развитие интереса к народным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения родителей; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственном общении с взрослым, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, республикой, ее столицей и символами.  Педагог  должен отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Родной город... Надо показать ребенку, что Салават славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать домашний адрес и название улицы, на которой находится детский сад. Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомлю  детей, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняю, в честь кого они воздвигнуты, какую роль они играли в развитии города. Для этого прошу родителей организовать экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых. 

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет личный пример взрослых, в особенности же близких людей. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателя, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей.

Большую эстетическую и образовательную информацию дети получают из произведений народного творчества (сказок, песен, пословиц, поговорок, хороводов), которые используются нами в непосредственно образовательной и театрализованной деятельности,  а также в игре. В национальном  фольклоре как нигде сохранились особенности черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому устное  народное  творчество  является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Значительное  место в приобщении детей к народной  культуре занимают народные праздники и традиции.  В формировании интереса к истории родного края важную роль играет музей национальных культур нашего детского сада. В музее мы проводим ознакомительные беседы, викторины, фольклорные праздники, знакомимся с предметами быта, национальными костюмами народов, населяющих нашу республику.  

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста  характерно кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.

 Календарно - тематическое планирование - основа эффективного и системного процесса патриотического воспитания дошкольников. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Тема проекта

Дата

Итоговое мероприятие

Мой  родной город

3 неделя сентября

Беседа о Салавате

Народная культура и традиции башкирского народа

2 неделя октября

Выставка детского творчества

День народного единства

1 неделя ноября

Оформление папки передвижки по теме «День народного единства »

Моя семья

4 неделя ноября

Вечер – досуг, посвященный Дню матери

Ознакомление с малыми фольклорными формами

2 неделя декабря

Развлечение

Труд взрослых в родном городе

3 неделя января

Помощь в расчистке участка от снега

День защитника Отечества

3 неделя февраля

Оформление выставки «Военная техника»

Мамин день

2 неделя марта

Утренник « Мамочка милая, мама моя»

Транспорт на улицах города

4 неделя апреля

Поделки детей

День победы

2 неделя мая

Весенние встречи

Мой город, моя республика, моя страна

1 неделя июня

Фотовыставка « Наш любимый город Салават»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...