Рабочая программа "Я - журналист"
рабочая программа (старшая группа)
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их не только легко и быстро воспринимать и запоминать информацию, но и уметь находить, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружковая работа со всей группой. | 62.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Улюнская СОШ имени Сахара Хамнаева»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с.Улюн 2023г. |
№ | Содержание разделов | Стр. |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.1.1. | Нормативно-правовая база рабочей программы | 2. |
1.1.2. | Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей Программы | 3. |
1.1.3. | Цель и задачи Программы | 4. |
1.1.4. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5. |
1.1.5. | Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке | 5. |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 7. |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Концептуальные основания образовательного процесса | 7. |
2.2. | Сроки реализации Программы | 8. |
2.3. | Педагогические технологии развития ребенка, используемые при реализации Программы | 8. |
2.4. | Организация образовательного процесса | 9. |
2.5. | Режим образовательной деятельности | 10. |
2.6. | Календарно-тематический план | 11. |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Условия реализации Программы | 13. |
3.2. | Формы образовательной деятельности | 13. |
3.3. | Приемы и методы организации образовательного процесса | 14. |
3.4. | Перечень необходимого дидактического материала | 17. |
3.5. | Список используемой литературы | 17. |
1.1.Пояснительная записка
- Нормативно-правовая база рабочей программы.
Рабочая программа «Я - журналист» для детей 5 – 6 лет разработана в соответствии с
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30 августа 2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МО РФ от 17.10.2013 № 1155),
- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91,
- Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 «Концепция развития дополнительного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Улюнская СОШ имени Сахара Хамнаева» с целью определения правил разработки, утверждения и оформления образовательной программы и является нормативным документом, отражающим целевые установки и содержательную основу образовательного курса дошкольного образования по направленности, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля и соответствие целевым ориентирам дошкольного образования.
- Положением МБОУ «Улюнская СОШ имени Сахара Хамнаева» о разработке и утверждении рабочей программы дошкольного образования.
Рабочая программа «Я - журналист» разработана с учётом основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
1.1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их не только легко и быстро воспринимать и запоминать информацию, но и уметь находить, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем, так как речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.
Работая с детьми и наблюдая за их общением и речью, я вижу, как нелегко им общаться друг с другом. Дети не умеют высказывать свои мысли, правильно задать вопрос друг другу, т.е. не владеют диалогической устной монологической речью. Отсюда, я думаю, у детей возникает чувство робости, стеснения, даже при общении с взрослыми. Я знаю проблемы речевого развития своих детей. И мне бы хотелось видеть их более раскованными, общительными, инициативными, проявляющими интерес к окружающему.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка. Все это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся окружающем мире. Этот метод основывается на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате журналистской деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
В соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» важным признается социально-личностное направление развития детей дошкольного возраста. Целью социально - коммуникативного развития является поддержка в ребенке уверенности в собственных силах, развитие у него эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, коммуникативных способностей. Приоритетными становятся такие направления социально-коммуникативного развития, как:
-развитие у дошкольников эмоционально-положительного отношения к самому себе и окружающим людям;
-развитие у ребенка умений ориентироваться в эмоциональных проявлениях окружающих и своих собственных;
-формирование у детей социальных навыков поведения и правил безопасного взаимодействия с незнакомыми взрослыми;
-формирование социально-одобряемых моделей поведения в обществе сверстников и взрослых.
В виду этого выступает необходимость формирования у дошкольников социальных навыков, выражающихся в приобретении ребенком структурированных представлений о социальной действительности, овладении адекватными моделями поведения в обществе взрослых и сверстников, воспитании у него нравственных проявлений, уважительного отношения к окружающим людям. Сформированность социальных навыков предполагает готовность детей в соответствии со своими возрастными особенностями вступать во взаимоотношения с окружающими сверстниками и взрослыми: договариваться, согласовывать, координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями других людей.
В научной литературе (исследования Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой), отмечается, что социальное развитие детей осуществляется более успешно, если используются доступные возрасту дошкольников виды детской деятельности, в частности – игра.
Таким образом, организация журналистской деятельности дошкольников усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений, а также создаст условия, обеспечивающие успешное социально-коммуникативное развитие детей в условиях ДОУ сельского поселения.
- Цели и задачи Программы
Цель Программы: содействовать развитию речевой активности и коммуникативных навыков детей.
Образовательные задачи Программы:
Обучающие: Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи (учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью, Совершенствовать звуковую культуру речи, расширять и активизировать словарный запас).
Развивающие: развивать социально-коммуникативные навыки эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества; развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.
Воспитательные: воспитывать чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их труду; формировать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы.
Принципы, лежащие в основе Программы:
• Принцип самостоятельности, последовательности и постепенности (обучение идет от легкого к более трудному, от известного к новому, от простого к сложному). На начальном этапе дети учатся правильно излагать мысли, отстаивать свою точку зрения, пополняют словарный запас. Этому способствуют игровые упражнения «Кто что делает», «Закончи предложение», «Подбор предметов к действию».
• принцип наглядности (используется предметная и изобразительная наглядность). Большое внимание уделяется рассматриванию технических средств и предметов, необходимых для успешной работы журналиста.
• принцип доступности (материал соответствует возрасту и развитию детей);
• принцип научности (формирование элементов материалистического понимания мира);
• принцип личностно – ориентированного подхода к ребенку (детям с более слабым развитием можно уменьшать нагрузку, предлагая выполнить только основную часть работы). Так, ребенок может сам выбирать, насколько сложной будет его беседа, будет ли он заниматься журналистикой в пределах группы или в пределах всего детского сада.
• принцип развивающего обучения (занятия способствуют коммуникативному развитию, творческих способностей, речи).
• принцип сознательности и активности (создаются условия для повышения общей познавательной активности детей, воспитания самостоятельности и работоспособности).
1.1.5.Характеристика контингента воспитанников,
занимающихся в кружке «Я журналист»
Кружок рассчитан на детей дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Этот возраст является очень важным в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я». Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх и занимательной деятельности. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Этому и способствует данная кружковая работа.
- Планируемые результаты освоения Программы.
Овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста. Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада. Создание у дошкольников чувства принадлежности к группе, к коллективу детского сада, развитие положительных эмоций от общего творческого дела. Сотрудничество с семьей в познавательном, и коммуникативном развитии дошкольника и подготовка к школе
- Содержательный раздел.
- Концептуальные основания образовательного процесса
Детская журналистика – это вид детского творчества, а проблемой развития детского творчества и способностей занимались многие выдающиеся педагоги и психологи. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что способности являются функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка. О способностях можно судить по достижениям, по легкости усвоения и быстроте продвижения. Проблема интереса тесно связана с проблемой способностей.
Б.М. Теплов под способностями понимал индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, и чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.
Л.С.Выготский считал, что все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Поэтому обучение детей творческому рассказыванию и определение условий, обеспечивающих, формирование рассматриваемого умения у старших дошкольников приобретает особую актуальность для педагогической практики. В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
Данный проект решает проблему развития речи и проблему коммуникативных взаимоотношений ребенка и окружающих его людей, что является основными компонентами для успешного обучения его в школе.
- Сроки реализации Программы.
Программа реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю по 20 - 25 минут, всего 34 занятия в год.
2.3.Педагогические технологии развития ребенка,
используемые при реализации Программы.
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть — «наука о мастерстве». В образовательном процессе представленной Программы используются следующие технологии:
- Здоровьесберегающие технологии, то есть технологии направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей ( физминутки, участие в спортивных праздниках, выпуск газет о здоровом образе жизни).
- Технологии проектной деятельности - комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Через организацию технологии проектного метода идет развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Дети планируют и индивидуальные интервью, и работу в общем проекте создания газеты.
- Технологии исследовательской деятельности.
В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, что бы психическое развитие разворачивалось на процесс саморазвития. Исследовательскую деятельность необходимо организовывать таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком
через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Каждое интервью предполагает исследование вопроса ребенком, компетентность в том вопросе, который предлагается для освещения в газете.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму
экспериментирования, классификации, сравнения, моделирования. Дети менее утомляются, дольше сохраняют работоспособность, т.к. занятия им интересны. Планируется использование детьми фотоаппаратов, диктофонов, ноутбука, магнитофона.
Глядя на экран, прослушивая запись разговора, ребенок сам видит результат своей работы. Икт способствуют преобразованию развивающей предметно-пространственной среды, созданию новых технологий для развития детей, использованию новой наглядности
- Личностно ориентированные технологии.
Весь воспитательный процесс строится на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
- Технология портфолио.
Портфолио-это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.
Преимуществом технологии «Портфолио» является то, что она направлена на
сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, родителей и детей. Причем, индивидуальные работы детей сохраняются для того, чтобы ребенок мог всегда сравнить прежние достижения с новыми, а с помощью общих работ детей создается портфолио группы.
- Социо-игровые технологии.
В ФГОС ДО – игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка и способствует его развитию. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческими навыками, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Вся кружковая работа построена принципах этой технологии: это и ровесничество, когда дети сами выполняют свою работу, а воспитатель – помощник и наблюдатель; и интеграция всех областей развития; и принцип коммуникативности; и принцип единства (развитие каждого участника в отдельности и всего коллектива в целом).
2.3. Организация образовательного процесса
Программа предусматривает систематические занятия с детьми. Тематика занятий выбрана с учетом интересов дошкольников, знаний об окружающем, с усложнением каждого последующего занятия. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильные дети смогут выбрать для себя усложненный вариант работы, другие же выполнят тот объем работы, который будет им по силам. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Вся работа с детьми строится на взаимосвязи с родителями, поэтому в тематику включены коллективные работы, в которых принимают участие и дети и родители. Предусмотрено как индивидуальное выполнение работ, так и коллективные работы всей группы. В данной программе находят отражение всенародные праздники: Новый год, День Защитников Отечества, День 8 Марта; спланированы занятия, отражающие мир природы.
Строится Программа по трем направлениям:
1 этап – исследовательский – беседы о журналистике и журналистах, рассматривание газет и журналов, знакомство с техническими средствами: микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом.
2 этап – обучающий – обучение умению вести беседу, брать интервью, замечать интересные нюансы в обычной жизни, индивидуальность обычного человека
3 этап – практический – оформление своего рассказа, совместная работа над созданием газеты.
Рекомендации по организации кружковой работы « Я художник».
- Вовлекать ребенка в процесс, используя игровые приемы, способствующие развитию интереса к деятельности журналиста
- Стимулировать интеллектуальные усилия ребенка;
- Повышать уверенность ребенка в своих силах, используя слова одобрения;
- Воспитывать определенную независимость взглядов, относительно создания чего-либо нового.
- Не заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо;
- Не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься
- Не делать скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны детей. Не сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;
- Научиться не торопиться с вынесением суждения;
- Научить детей прослеживать меж предметные связи;
- Приучить детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;
- Подходить ко всему творчески, самосовершенствоваться в области использования детской журналистики в ДОО. Читать и изучать опыт педагогов, работающих в данном направлении.
2.4. Режим образовательной деятельности
Кружок проводится один раз в неделю в вечернее время продолжительностью 20 минут со всей группой либо по подгруппам. Всего запланировано с октября месяца 30 занятий. При организации образовательной деятельности создается игровая ситуация, что повышает интерес к ней.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры. При этом идет наиболее интенсивное усвоение материала.
Отдельные части деятельности связанны между собой, используются различные виды и формы работы, что способствует равномерному распределению умственной нагрузки. Это направляет внимание ребенка на решение конкретных задач. На каждом занятии четко определяются только цели, чтобы ребенок мог высказать свои пожелания и проявить свое творчество.
Используются образцы на стадии общего знакомства. Знакомство дошкольников с различными методами и техниками, используемыми в работе журналиста, позволяет им в дальнейшем проявлять творчество и индивидуальность в работе.
Большое внимание при проведении кружковой работы уделяется формированию у ребенка умения планировать содержание и ход выполнения заданий. Дети сначала мысленно обдумывают поставленную задачу, а затем выполняют её.
В процессе деятельности дети учатся объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы. Дошкольники должны научиться использовать диалогическую и монологическую речь в полном объеме, проявлять творчество при создании своей колонки в общей газете.
В ходе каждого занятия поощряется творчество детей.
Теоретические занятия совмещены с практическими, что повышает интерес ребенка к изучению данной темы.
2.5.Календарно – тематическое планирование.
Вид детской деятельности | Материал | ||
Октябрь | |||
1 | Беседа « Кто и как делает газеты и журналы». Мозговой штурм «Зачем нужны газеты». | Газеты и журналы по количеству детей | |
2 | «Журналист – профессия творческая». Мозговой штурм « Что бы мы хотели рассказать окружающим». | Набор иллюстраций, рассказывающих о работе журналистов. | |
3 | Что такое интервью? Игра «Попрошу дать интервью» | Иллюстрации, рассказывающие о том, в каких необычных местах берет интервью журналист. Микрофон. | |
4 | Этикет разговора. Игра «О чем хочу тебя спросить» | Микрофоны. | |
Ноябрь | |||
5 | Этикет разговора. Игра «У меня зазвонил телефон». | Игрушка – телефон. | |
6 | Этикет разговора. Игра «Ко мне в гости пришел журналист». | Микрофон. | |
7 | Портфель журналиста. Игровое упражнение «Травинка» | Портфель с набором предметов, нужных для работы журналиста. | |
8 | Использование ИКТ в работе журналиста | Ноутбук, фотоаппарат, магнитофон, сотовый телефон с микрофоном и функцией записи разговора. | |
Декабрь | |||
9 | Я – журналист. Игра «Дай интервью о подготовке к празднику». | Микрофон, блокнот, авторучка для записи разговора воспитателем. | |
10 | Интервью у всей группы о предстоящем празднике. Журналист – воспитатель. | Телефон с функцией записи разговора. | |
11 | «Подготовка к празднику дома». Дети берут интервью друг у друга. | Телефон с функцией записи разговора. | |
12 | Оформление газеты для родителей. | Распечатка интервью детей, краски, карандаши, цветная бумага, пластилин. | |
Январь | |||
13 | Зимняя сказка – газета для родителей. Вместе сочинить сказку, оформить в газету. | Блокнот для записи разговора. | |
114. | Оформление газеты «Зимняя сказка» | Иллюстрации, зимние картинки, фотографии с утренника детей. | |
Февраль | |||
15. 16 | Беседа о празднике пап и подарке папам в виде газеты. | ||
17 | Интервью у пап «Настоящий мужчина – какой он? | Беседы детей с папами дома. | |
418 | Оформление поздравительной газеты. | Фотографии пап, распечатанные интервью, картинки, материал для изо деятельности | |
Март | |||
19 | Моя мама – какая она? (Рассказы детей) | Микрофон (игрушечный) блокнот для записей. | |
20 | Индивидуальные поздравления – открытки для мам с фотографиями мам и высказываниями детей | Фотографии мам, бумага, материал для оформления поздравления (карандаши, фломастеры…) | |
21 | Беседа о книгах, рассматривание всех составляющих «Корешок, переплет, титульный лист…) | Книги по количеству детей. | |
22 | Работа над книгой о мамах. | Придумать название, обложку, оформление обложки, распределение работы. | |
Апрель | |||
23 | Работа с книгой о мамах. | Рисование иллюстраций, фото о мамах дома, переплет, изготовление обложки. | |
24 | Работа с книгой о мамах. | Рисование иллюстраций, фото о мамах дома, переплет, изготовление обложки | |
25 | Презентация книги о мамах с приглашением родителей | ||
26 | Составление плана интервью «В детском саду» | ||
Май | |||
27 | «Командировки» детей в другие группы детского сада. | Фотоаппарат, диктофон. | |
28 | «Командировки» детей в другие группы детского сада. | Фотоаппарат, диктофон. | |
29 | Газета « Наш детский сад». | ||
30 | Презентация газеты (на общий стенд) |
3. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации Программы
Для реализации Программы в группе создана материально-техническая база. Специальное оборудование: записные книжки, авторучки, игрушечные микрофоны, газеты, журналы.
Имеется специальная методическая литература, наглядно-дидактические пособия, нэтбук, магнитофон, сотовые телефоны, что дает возможность использовать в работе информационно-коммуникационные технологии.
Помещение, отводимое для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (сухое, вентилируемое, светлое, с площадью, достаточной для проведения занятий.)
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме.
Условия и средства, обуславливающие успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста.
Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:
- личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
3.2. Формы образовательной деятельности.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей деятельности.
Формы организации образовательной деятельности по образовательным областям:
- Физическое развитие: физкультурные минутки, игровые упражнения, двигательные паузы, создание газет о здоровом образе жизни
- Социально-коммуникативное: игровые ситуации, (театрализованные, конструктивные), индивидуальные игры, совместная с воспитателем игра,
совместная со сверстниками игра, с родителями (парная, в малой группе)
- Речевое развитие: рассказы и беседы, наблюдение, речевые ситуации, составление рассказов, чтение, диалоги и монологи.
- Познавательное развитие: наблюдения, рассматривание, экскурсии, экспериментирование.
- Художественное – эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация, создание коллажей, газет.
Для достижения высоких результатов по данной Программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с работой журналистов.
Формы взаимодействия с родителями:
- выступления на родительских собраниях,
- консультации,
- анкетирование,
- привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детей
- реализация проектов;
- посещение родителями дней «открытых дверей»,
- посещение родителями выставок детских работ.
3.3. Приемы и методы организации образовательного процесса.
Для проведения совместной деятельности воспитателя и детей, используются различные методы:
- методы, в основе которых лежит способ организации совместной деятельности:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, картинок, видеоролики)
- практический (выпуск газет );
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
- методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы подгруппами;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Главными методами обучения дошкольников являются:
- практические
- наглядные
- словестные
- игровые
В каждом методе различают внутреннюю и внешнюю сторону. Внешняя – система способов действий ребенка и воспитателя, внутренняя – психически – познавательные процессы, которые лежат в основе тех или других способов деятельности.
Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
Метод демонстрации, включает различные приемы:
А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают специальные средства, помогающие работе журналиста
Б) Показ образцов - один из приемов, которым пользуются при обучении творческой деятельностью
В) Показ способа действий - используется на занятиях по знакомству со способами работы и может быть полным или частичным;
Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно видеть.
Использование компьютера. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
Ведущими практическими методами обучения являются: упражнение, экспериментирование, проектная деятельность .
Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Посредством упражнений ребенком может быть усвоена значительная часть содержания дошкольного обучения.
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
К словесным методам относятся:
• рассказ педагога;
• беседа;
• чтение художественной литературы.
Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы: о текущих событиях, временах года, о родном городе, о природе и т. п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает в него свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.
Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти.
Все методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста приемлемы при обучении детей журналистике.
3.4. Перечень необходимого дидактического материала:
В обучении детей дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий материал:
Бумага: ватман, тетради, блокноты, бумага для рисования и аппликации.
Авторучки, карандаши, фломастеры для записей интервью воспитателем и зарисовок детей.
ИКТ средства: фотоаппараты, сотовые телефоны, магнитофон, нэтбук.
Игрушки – заменители: микрофоны, телевизор, диктофон.
Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и в семье.
- Список используемой литературы
- Проект "Детская журналистика и диалогическая речь" https://open-lesson.net/354/
- Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста http://открытыйурок.рф/ статьи/511588/
- Проект «Детская журналистика» http://dou26ugansk.ru/storage/app/media/1-proekt-detskaya-zhurnalistika.pdf
- Проект «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» https://blog.dohcolonoc.ru/entry/proekty/proekt-detskaya-zhurnalistika-kak-sredstvo-formirovaniya-issledovatelskikh-umenij-i-navykov-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа детского творческого объединения «Юные журналисты»
Рабочая программа детского творческого объединения «Юные журналисты»...