Доклад на тему «Эффективные методы и приемы организации общественно-полезного труда в ДОУ»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно – эстетическому развитию детей № 183»
Доклад
на тему: «Эффективные методы и приемы организации
общественно-полезного труда в ДОУ»
Выполнила: воспитатель Ботнарь Ольга Алексеевна
г.Оренбург
Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.
Общественно – полезный труд – это необходимый вид труда дошкольников. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов. Детей важно научить замечать любое нарушение порядка в группе или на участке и по собственному желанию устранять его. Эта деятельность воспитывает заботливое отношение к сверстникам.
Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Методы организации общественно-полезного труда в ДОУ:
Метод создания эмоционально-положительной атмосферы
- использование музыки;
Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку. Тем не менее, именно с помощью музыки можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудиться, воспитывать желание трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей. Всем известно выражение - «Нам песня строить и жить помогает». И это не только крылатая фраза. Именно в музыке маленький человек получает первые опыты и примеры правильного трудового поведения.
В слушании музыки могу отметить произведение Р. Шумана «Весёлый крестьянин», где музыка рисует ликование и радость крестьянина, возвращающегося с работы. Музыка французского композитора Франсуа Куперена «Жнецы», рассказывающая о людях, которые убирают хлеб в ручную.
В группах младшего дошкольного возраста рекомендую использовать в образовательной деятельности следующие произведения: «Вот какие мы большие, помогаем маме», «Я пеку, пеку», «Урожай собирай», «Подарок маме»
Для интегрированной образовательной деятельности можно использовать песни о профессиях. Такие как: «Песня пожарника» Птичкина, «Я булочки пеку» Арсеева, «Новый дом» Бойко, «Два весёлых маляра» Арсеева.
Во время трудовой деятельности дети с удовольствием подпевают себе знакомые песенки или незамысловатые мелодии сочиненные ими самостоятельно. Выполнять любую работу под музыку легче и приятнее.
Музыкальное оформление можно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на участке.
- участие взрослых;
- обсуждение результатов
При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлечь внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки.
Всё обсуждение занимает не более 8-10 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение: зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудится, контролировать свои действия, стараются напоминать партнёрам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.
Метод наглядности
1. Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности;
При обучении крайне важно сохранять последовательность действий. Это обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. В этом хорошо поможет и многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности. Не стоит опасаться раз за разом показывать и объяснять детям, что и как делать.
Младший дошкольный возраст. Демонстрация имеет большое значение, т.к. дети не имеют знаний, не владеют умениями и навыками. Показ должен быть медленным, многократным, с четким выделением всех моментов. Он может быть индивидуальным или для группы детей.
Старший дошкольный возраст. Используется реже, в основном при введении нового трудового действия, нового оборудования, вида труда, новенькому ребенку. Вводится показ детей. Объяснение может быть без прямого показа, в виде инструкции, может быть частичным, поэтапным. Вводятся косвенные напоминания.
2. Алгоритмы (схемы) различных процессов труда;
3. Наблюдение за действиями взрослого.
Предложить детям понаблюдать за работой дворника. Обратить внимание детей на то, какими орудиями труда пользуется дворник, во что он одет, зачем он убирает участки?
Наблюдение за трудом взрослого на огороде.
Наблюдение за работой помощника воспитателя.
Организация экскурсий на кухню медицинский кабинет с целью наблюдения за работой повара, медсестры.
4. Рассматривание иллюстраций;
5. Просмотр мультфильмов.
Если к просмотру мультфильма еще и добавить ещё и совместный с ребенком анализ увиденного мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из эффективных наглядных материалом.
Подбор мультфильмов:
1. «Золушка», 1979
2. «Дудочка и кувшинчик», 1950
3. «Мойдодыр», 1954
4. «Самый главный»,1970
5. «Так сойдет», 1982
6. «Лунтик. День строителя», 2019
7. Три кота. Бюро добрых дел, 2018
8. Мультфильмы Профессии для детей - Мультики про машинки и разную технику, 2016.
Метод словесный
1. Объяснение действий взрослого в ходе показа.
2. Подробное словесное объяснение без показа.
3. Общее или индивидуальное напоминание.
4. Контроль и оценка деятельности.
Младший дошкольный возраст. Используется положительная оценка в виде одобрения, похвалы, поощрения. Показать, за что хвалим.
Старший дошкольный возраст. Используются все виды оценок: положительная, отрицательная, в виде замечания, порицания. Оценивается качество, ловкость, быстрота, самостоятельность, проявление творчества. Используется оценка товарищей и самооценка.
5. Чтение художественной литературы.
Начиная с 4-5 лет для воспитания положительного отношения к труду детям можно читать такие сказки как «Зимовье зверей» , «Колосок», «Три поросенка», К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе».
На шестом году жизни дошкольники узнают о разных видах производительного труда и о конкретных профессиях, знакомятся с родовыми понятиями «одежда», «обувь», «транспорт», «бытовая техника» и т. п. В круг чтения можно включать сказки «Никита Кожемяка», «Семь Симеонов – семь работников», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Легкий хлеб», «Почему у месяца нет платья», П. Ершова «Конек-горбунок». О труде говорится у А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Стихотворения С. Маршака «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», В. Маяковского «Кем быть?», «Эта книжечка моя про моря и про маяк», Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Капустикян «Моя бабушка», В. Пальчинскайте «Хлеб» вводят дошкольника в мир профессий и взрослых умений. Сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», В. Гауфа «Маленький Мук», Ш. Перро «Золушка» воспитывают в детях нравственное отношение к труду.
Седьмой год жизни дошкольника, как подготовительный этап, направлен на формирование готовности ребенка к обучению в школе. Задачей педагога является формирование отчетливых представлений о труде как инструменте получения знаний и умений, а также необходимом условии обеспечения потребностей человека.
К этому времени круг чтения дошкольника значительно расширен качественно и количественно. Задачи трудового воспитания помогают решать сказки А. С. Пушкина, сказы П. Бажова, произведения советских писателей В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», Н. Носова «Огурцы», «Мишкина каша» и сказки-повести о Незнайке, Я. Сегеля «Как я был мамой», Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», повести А. Гайдара, сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», Дж. Родари «Приключения Чипполино».
Я в своей работе использую «Трудовые сказки» Т. А. Шорыгина. В пособии рассказывается о труде, трудолюбии, разнообразных ремеслах, а также о лени и нерадивости. Авторские сказки, стихи и загадки помогают пробудить у детей интерес к профессиональной деятельности человека, расширить представление о мире. Книга способствует развитию речи логического мышления, активизирует внимание и память детей. Пособие написано простым, понятным ребенку языком, каждая тема сопровождается сказками.
Метод практический
1. Сюрпризные моменты
В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей’ добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил.
В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель). дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.
К детям приходят персонажи кукольного театра — дедушка и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оценивают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми она сталкивается.
В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.
2. Игры с куклами
Дидактическая игра «Поможем Тане закончить уборку»
Цель: способствовать интеграции игры и труда, включению детьми освоенных хозяйственно-бытовых процессов в игровой сюжет.
Задачи:
- формирование системных знаний о предметном мире и труде взрослых;
- обучение целостным трудовым процессам.
Материал: кукла Таня в халатике, фартуке и косынке; предметы и оборудование, позволяющие детям вымыть игрушечную посуду, вытереть пыль.
Организация. Игра проходит в игровом уголке с подгруппой детей. Созданы условия для детских игр по методу игра-труд.
Ход игры.
Придя утром в группу, дети обнаруживают, что кукла Таня начала, но не закончила уборку, оставила грязную посуду. Воспитатель побуждает детей к игре, обговаривает развитие сюжета. В ходе игры распределяются трудовые процессы: кто-то моет посуду, кто-то её вытирает, кто-то вытирает пыль.
Результат: дети помогли убраться кукле Тане.
3. Выполнение трудовых поручений:
- Полив комнатных растений
- Подкормка растений.
- Дежурство по столовой.
- Мытье стульчиков.
- Стирка кукольного белья.
- Работа в книжном уголке и др.
Более подробно с трудовыми поручениями можно ознакомиться в картотеке трудовых поручений.
Список использованных источников
- Буре Р. С. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
- Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3 е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 80,с.
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду . Для занятий с детьми от 3 -7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 128с.
- Освоение дошкольниками трудово й деятельности: формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности / авт. – сост. Е. А Баландина, И. Г. Истомина, Е. В. Загорская. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 95 с.
- Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. - М.: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»
Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"
Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».
Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...

ДОКЛАД на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»
ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"
Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Эффективные методы и приемы проведении физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.» 2018год
Обогатить воспитателей знаниями, практическими умениями в воспитании физической культуры детей....

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...