контрольная работа по теме: "Технологии обучения лепке детей дошкольного возраста в разных группах"
учебно-методический материал (младшая группа)

Долгополова Екатерина Николаевна

Технология обучения лепке детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnaya_deyatelnost.docx48.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской

Области

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж».

Домашняя контрольная работа

По дисциплине:

 «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста».

Тема: «Технология обучения лепке детей дошкольного возраста в разных возрастных группах».

Выполнила студентка

2 курса, группы 3 «Е»

Долгополова Е.Н

    Проверил преподаватель

Жукова Н.В    

                                                                         

г. Шахты

2017г.

Содержание:

  1. Задачи обучения лепке в возрастных группах………………3-4

  1. С чего начать обучение лепке…………………………………………5

1.2Лепка через исследовательскую деятельность……………………….5

1.3 Что нужно для лепки…………………………………………………..5

1.4 Что любят лепить дети………………………………………………...6

II.Способы лепки…………………………………………………………6

2.1 Конструктивный способ………………………………………………6

2.2 Скульптурный способ…………………………………………………6

2.3 Комбинированный способ…………………………………………….6

III. Технические приемы лепки………………………………………..7

3.1 Лепка посуды………………………………………………………….8

3.2 Декоративная пластика………………………………………………8

3.3технология лепки из глины…………………………………………..9

3.4 Декоративная лепка в познавательном развитии…………………..9

IV. Обучение лепке в разных группах………………………………..9

4.1 Обучение лепке в первой и второй младшей группе………………9

4.2 Обучение лепке в средней группе …………………………………10

4.3 Обучение лепке в старшей группе ………………………………..10

4.4 Обучение лепке в подготовительной группе……………………..11-12

V Заключение …………………………………………………………13-14

VI Список литературы……………………………………………….14-15

Введение. 
 
   Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким  детям.
     Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о  нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать  свой собственный маленький пластилиновый  или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками  так хорошо играть и ставить маленькие  спектакли.
     Лепка - самый осязаемый вид художественного  творчества. Ребёнок не только видит  то, что создал, но и трогает, берёт  в руки и по мере необходимости  изменяет. Основным инструментом в  лепке является рука (вернее, обе  руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки  можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное  множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без  участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и  рядом есть умелый и в то же время  деликатный взрослый, который вовремя  поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
     Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; 
- при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
     Но  самое важное и ценное заключается  в том, что лепка наряду с другими  видами изобразительного искусства  развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать  и созидать по законам красоты.

  1. Задачи  обучения лепке  в  возрастных группах  детского сада

     Рассмотрим  конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок  на каждом возрастном этапе. 
     Так, детей третьего года жизни педагог  учит:
- отрывать кусочки глины и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из глины (конфетки, шарики, орешки), разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;
- делить глину на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);
- раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);
- раскатывать глину круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);
- делить глину на 2-3 части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).
     Для ребёнка четвёртого года жизни, который  уже имеет определённый опыт работы с глиной, эту работу нужно несколько  усложнить, одновременно закрепляя  навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:
- делить глину на части и раскатывать её между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);
- раскатывать глину круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);
- расплющивать глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты), сгибать и защипывать форму пальцами рук;
- делить глину на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка), диск и цилиндр (гриб);
соединять части прикладыванием и прижиманием.
     С детьми пятого года жизни повторяют  и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а  именно:
- делить глину на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);
- создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
- раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
заострять и закруглять предметы;
- раскатывать глину круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать глину пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;
- делить глину на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).
     С детьми шестого года жизни, как и  в предыдущих возрастных группах, сначала  повторяют и закрепляют навыки и  умения, а потом вводят новые задачи:
- делить глину на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
- лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
- лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка). 
 
Взрослый  обращает внимание на то, чтобы ребёнок  передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался  пропорций и использовал усвоенные  навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, промазывание и т.п..
     В работе с детьми седьмого-восьмого года жизни взрослый обращает внимание на правильное отображение предметов, учит добиваться точности в воспроизведении  их характерных признаков, замечать черты сходства и отличия, придерживаться пропорций, соотносить отдельные детали с общим изображением (лепка фруктов, овощей, птиц, зверей, посуды, человека и др.)

1.1 С чего начать обучение лепке.

Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа.

Использование технологии лепка способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

1.2 Лепка через исследовательскую деятельность.

Правильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.

Исследования О.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части. К подготовительной части входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки.

Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»

1.3 Что нужно для лепки.

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п). И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании. Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

1.4 Что любят лепить дети

Кроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее.

Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать).

Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного.

II.Способы лепки

В детском саду для создания изделий из глины или пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

2.1 Конструктивный способ

Конструктивный способ лепки — предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных — с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное).

Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

2.2 Скульптурный способ

Скульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами. Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого.

2.3 Комбинированный способ

Комбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей. Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части — отдельно и затем присоединяют к основной.

Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки глины на основную форму, а пальцами и стекою оказывают им нужной формы.

III. Технические приемы лепки

Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными. Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином.

Во время лепки используются такие технические приемы, как:

 -раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов, скреплять валикоподобные формы в виде кольца;

 -скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов; расплющивание шарообразной формы;

 -слепливание расплющенной формы;

 -загибки краев расплющенной формы;

-вдавливания шарообразной формы; вдавливания валикоподобной формы;

-обострение и закругления валикоподобной формы;

 -оттягивания глины с основного куска;

 -прилепливания одного куска к другому;

 -оттягивание деталей;

-примазывания частей друг к другу, защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая — вперед, левая — назад и наоборот.

Скатывание — это одновременные круговые движения рук: правая — вправо по часовой стрелке, левая — влево, против часовой стрелки.

Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал.

Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание — сильнее. Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

Прием прищипывания близок к оттягиванию. Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку. Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой.

Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором — прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения.

3.1 Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх. Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы. Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами. Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки. Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей. Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды.

3.2 Декоративная пластика

Вызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов.

Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры.

Рельеф — один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой).

Разновидности рельефа — барельеф и горельеф.

3.3 Технология лепки из глины

Для изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух.

После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения. Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою.

Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами .

Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают.

Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением.

своив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества.

3.4 Декоративная лепка в познавательном развитии

Декоративная лепка и отделка способствует эстетическомупознавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев.

Декоративная лепка имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью.

Ангоб — цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды. Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной.

Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей.

Красный цвет изготавливают из природной глины — красной, а желтый — из природной желтой глины.

IV.Обучение лепке в разных группах.

4.1Обучение лепке в младшей и второй младшей группе.

Малышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый».

Лепка в этой группе носит простой конструктивный характер — дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой. Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов.

4.2 Обучение лепке в средней группе.

В этом возрасте занятия имеют 4 этапа: «Сделай как я» - педагог показывает, как делать, дети повторяют. «Сделай по памяти» - дети лепят по старому шаблону, но по памяти (например, на первом уроке делали ежиху-маму, на этом уроке - ежа-папу). «Сделай такой же, как на картинке» - детям дается картинка или образец фигуры, которую нужно слепить. «Сделай сам» - детям дается обычное словесное указание, которое нужно выполнить без наглядных и демонстрационных материалов.

Методика лепки в средней группе Лепка включает в себя не только конкретные занятия с пластилином или глиной, а постоянную работу воспитателя с детьми. То есть педагог обращает внимание дошкольников на формы, мелкие детали, когда гуляют на улице, когда читают книги, когда проводят дидактические игры. Например, на чтении разбирают форму овощей, фруктов, животных, посуды и т. д.  Лепка в средней группе подразумевает последовательность занятий: В начале учебного года материал повторяется. Лепятся фрукты и овощи круглой формы. Дети учатся работать со стеками и пальчиками вытягивать продолговатые "колбаски". Зимой дошкольники учатся создавать сложные фигурки из разных деталей круглой, овальной и продолговатой форм. При помощи стеков учатся прорисовывать мелкие черты лица, шерстку животным, перья птицам и т.д. К весне пятилетки обучаются создавать предметы из целого куска, вытягивая массу, а не разрывать ее на кусочки. Летом чаще занятия направлены на закрепление учебного материала. В каждом ДОУ своя программа, поэтому количество занятий по лепке, одобренный руководством материал и его содержание будут отличаться. В среднем лепка проходит не менее 1 раза в неделю на бесплатной основе, но есть еще и платные занятия, которые называются «Творческая мастерская».

4.3 Обучение лепке в старшей группе.

Дошкольники пятого жизни все более проявляют стремление быть понятым и оцененным адекватно. Изобразительная деятельность постепенно направляется на зрителя, дошкольникам становится важным сделать образ выразительным. Тенденция выразительности иногда превалирует над содержательной, придавая деятельности процессуальный характер, что говорит об интересе к самой изобразительной деятельности. Очень важен развивающийся мотив творчества появление «вкуса» к новым изобразительным открытиям и находкам. Дети увереннее передают различие форм предметов, стараются найти новые средства и способы изображения, сочетая конструктивный и пластический приемы в лепке. Появляется живой интерес к коллективным работам, так как дошкольники могут договариваться между собой и могут преодолеть неуверенность в своих силах при поддержке педагога и коллектива. Дошкольникам интересно работать с различными необычными материалами – песком, соленым тестом, снегом, видоизменять комок и находить различные пластические формы.12

Лепка из песка.

Лепка из песка отличный способ для сенсо-моторного развития. И потому, что нужно совершать множество разнообразных движений, и потому, что пластические материалы обладают особыми свойствами. Например, из песка можно лепить, только когда он мокрый. Лепка из песка снимает психоэмоциональное напряжение, и особенно полезна для гиперактивных детей. Песок развивает мелкую моторику рук. Строя большие формы ребенок знакомится с различными фигурами, развивает глазомер, а также знакомится с объемом. Игра в песочнице– творческий процесс. Ребенок в песке создает знакомые или выдуманные образы, у него в голове создается сюжетная линия. Лепка из песка требует от ребенка командной, коллективной работы, усидчивости, напористости и огромной фантазии. Игры в песочнице могут быть очень разнообразными и интересными. Используются различные инструменты: совки, грабли, ветки, стеки, формы.

 Лепка из соленого теста.

Соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду. Соленое тесто имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, крошиться, подсыхать. Важно научить ребенка лепить разные фигуры, соединять их в композиции, украшать их — это развивает мелкую моторику, воображение и фантазию ребенка. Работая с тестом ребенок занимается индивидуальным творчеством, экспериментируя с комком материала, собственными руками превращая его в выразительные образы. Тесто позволяет использовать в лепке еще и цвет, путем смешивания комков теста разного цвета получаются новые цветовые сочетания. Широкие возможности в выборе материалов и инструментов – это стеки, трафареты, крупы, пуговицы и т.д.

 Лепка из снега .

Лепка из снега имеет общие черты с лепкой из песка: это создание крупных скульптур и малых архитектурных форм. Это коллективная работа. Дети знакомятся со свойствами природных материалов, снега, воды, льда. Также получившиеся белоснежные скульптуры дополняются цветом. Это может быть роспись гуашью, украшение формами из цветного льда

4.4 Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины.

Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде — на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее — разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ — показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.

В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.

Детям 6—7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.

6—7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6—7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.

Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенок младшего дошкольного возраста интенсивно развивается. В результате сенсорной развития, восприятие детей становится более дифференцированным, у них складываются представления о форме, цвете предметов, их величине. Происходит дальнейшее развитие памяти.

С обогащением опыта детей и совершенствованием речи развивается детское воображение. Первоначально образы непроизвольного воображения возникают под влиянием воздействия взрослых. Замыслы детей еще бедны, неустойчивы.

Для изобразительной деятельности детей младшего возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру. Ребенка привлекает сам процесс лепки, который он дополняет своими действиями с вылепленным предметом. Созданное изображение тут же обыгрывается. Ребенок в своей фигурке передает то, что поразило его воображение, захватило его эмоционально.

Дети этого возраста отличаются активностью, стремлением действовать самостоятельно, без помощи взрослых. Они увлекаются лепкой и испытывают удовольствие от работы с глиной, пластилином. Но у них еще слабо развита двигательная память, они не обладают достаточной координацией движений, зрение недостаточно контролирует действия, рук. Ребенок легко отвлекается, так как внимание его все еще неустойчиво.

Происходят существенные изменения и в отношениях с окружающими. У детей формируется умение работать в коллективе, помогать друг другу. Ребенок может элементарно оценить работу товарища.

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

В данной работе был рассмотрен вопрос обучения лепки детей младшего дошкольного возраста. Была изучена история возникновения лепки, как вида изобразительного искусства.

Мы рассмотрели разнообразные виды лепки, и методику обучения лепки в младших группах детского сада.

Занятия в детском саду в младшем возрасте нельзя назвать полноценной лепкой, но они преследуют свои цели. В три года ребенок уже вполне сознателен для того, чтобы не брать материал для лепки в рот. Дети развивают тактильные ощущения, работая с пластилином.

Так как все действия осуществляются руками, то развивается мелкая моторика и координация, в совокупности благотворно влияющие на речь. Первые занятия лепкой в детском саду только знакомят с материалами и их свойствами, это попытки скрутить шар, расплющить его, преобразовав в тарелку, и иные простейшие действия. В процессе лепки детям наиболее интересна сама трансформация, происходящая с пластилином на глазах, это возможность создать игрушку самостоятельно, поэтому обычно подобные уроки, как и музыкальные занятия в детском саду, проходят легко и весело.

Таким образом, изучив все теоретические аспекты, мы пришли к выводу о том, что в дошкольном учреждении воспитатели должны организовывать работу по всестороннему развитию детей, поэтому занятия лепкой в детском саду нужно практиковать с самого раннего возраста, с младшей группы.

Итак, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза о том, что изучение теоретических аспектов обучения лепки, позволит понять сущность и особенности использования этого вида изобразительной деятельности в работе с детьми, подтвердилась.

VI.Список литературы

1.Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском  саду.

2.Доронова, Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. 2007.

3.Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г.Саморуковой. 2003.

4.Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника Г.И. Щукина. 1999..

5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте..

6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 1997

7. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики2004

8.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2005.

9. Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду. 1984.

 10. Леонова н.Н. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство» 2014.

11. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. 2000

12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. 2006.

13. Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих. 2008.

14. Хананова И.Н. Соленое тесто. 2006.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка ребёнка к школе" контрольная работа

Психолого-педагогические аспекты личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Рассмотрены вопросы: подготовки ребёнка к школе в семье;Педагогическая помощь детского сада в подгот...

. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...

Контрольная работа по предмету "Детская литература". Тема: "Фольклор""

Контрольная работа по предмету  "Детская литература" Тема: "Фольклор" Выполнила Рябова Ольга Борисовна.План Введение. Ι  Фольклор   1.1. Раскрыть понятие фольклор...

Контрольная работа "Праздник ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в детском саду"

Контрольная работа "Праздник ПРЕСВЯТОВ БОГОРОДИЦЫ в детском саду" выполнила Рябова Ольга Борисовна Содержание:  I Праздник Покрова Пресвятой  Богородицы.1. Краткая характ...

Контрольная работа по детской литературе "

контрольная работа для студентов педвузов по детской литературе по теме "В.В.Бианки - творец родной земли и многокрасочного мира природы"...

Контрольная работа по ТиМРР у детей Методика работы с художественной литературой в детском саду

Воспитательная функция литературы осуществляется  особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Произведения литературы способствуют развит...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности»

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению ФФНР (на 3 недели)....