В мире доброты
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по коммуникации в подготовительной к школе группе
Тема:«В мире доброты»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Возрастная категория: подготовительная группа
Цель занятия: закрепление коммуникативных навыков и умение без насилия разрешать конфликты, учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные и отрицательные качества других и выражать это словами, делать комплименты через игры, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, беседы на нравственные темы.
Задачи:
Образовательные :
Выявить и обобщить у детей правильное представление о доброте. Учить быть сдержанным и доброжелательным, работать над определением понятия добра в процессе общения.
Учить раскрывать смысл пословиц,
Побуждать детей интересоваться смыслом слов, усваивать нравственные понятия через игровую деятельность.
Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
Развивающие:
Развивать инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
Воспитательные:
Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми.
Предварительная работа: чтение рассказа «Просто старушка»В.Осеева, «Гадкий утёнок» Г.Х..Андерсен, чтение стихотворения С.Михалкова «Бараны» с иллюстрацией «Два барана»,рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, беседы на нравственные темы.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный
Материалы и оборудование: шкатулка с пословицами, мяч, машинка, цветок, книга, листок бумаги и фломастер, круги голубой, зелёный, оранжевый, зеленая ткань, лепестки цветов из цветной бумаги.
Планируемый результат: научились проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других, выражать это словами, делать комплименты
Ход занятия:
Воспитатель: Какое сегодня у нас хорошее настроение. Давайте поздороваемся. Ребята, а давайте сегодня поздороваемся друг с другом необычным способом. Приготовьте свои ладошки, сейчас вы по очереди будете подходить к каждому из ваших товарищей и прикладывать свои ладошки. Так вы поделитесь друг с другом своим теплом и добротой.
Дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, вы почувствовали, какие у вас ладошки? Да, они нежные, мягкие и теплые.
И теперь мы можем начинать наше занятие.
Сегодня я предлагаю вам коммуникативные игры, с помощью которых мы закрепим ваши знания о том, как надо общаться друг с другом.
Игра «Ласковый дождик».
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Ласковый дождик». Для начала встаньте в две шеренги лицом друг к другу, вытяните руки вперед. Каждый из вас по очереди будет проходить между рядами, а вы в это время нежно гладя его по плечам, рукам, спине, будете произносить ласковые, добрые слова (комплименты).
Дети выполняют упражнение. Воспитатель помогает, подбадривает.
Воспитатель: Скажите, ребята: приятно было «попасть» под ласковый дождик? А говорить добрые слова было трудно или легко?
Сейчас у вас будет возможность продемонстрировать, как вы умеете общаться, ладить с людьми. Но сначала я хочу вам рассказать одну историю.
Чтение стихотворения С.Михалкова «Бараны» с иллюстрацией «Два барана».
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
Говорит барашек белый:
«Братец, вот какое дело -
Здесь вдвоем нельзя пройти:
Ты стоишь мне на пути!»
Черный брат ответил: «Ме-е-е!
Ты в своем, баран, уме! Ме-е-е!
Пусть мои отсохнут ноги -
Не сойду с твоей дороги!»
Уперся один ногами,
Замотал другой рогами.
Как рогами не крути -
Здесь вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Обсуждение и разыгрывание проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему случилось несчастье с баранами?
А теперь давайте разыграем эту ситуацию. Посмотрим, как вы справитесь с этой проблемой. Ты …..белый барашек, а ты ….черный. А вот у нас мостик. И пошли наши барашки навстречу друг другу.
Дети выполняют упражнение, подсказывают друг другу, поддерживают. Воспитатель должен подвести детей к разным вариантам решения проблемы: можно уступить дорогу, а можно поддерживая и помогая друг другу вместе разойтись на узенькой дорожке. Предложить выбрать лучший вариант.
Воспитатель: Молодцы! Вы приняли правильное решение – пропустили друг друга, договорились.
Прежде, чем мы перейдем к следующей игре,ребята,давайте вспомним рассказ В.Осеевой « Просто старушка», о ком он,кто мне скажет? (Дети вспоминают рассказ и пересказывают его воспитателю)
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.
Воспитатель: Молодцы.Ребята, мне очень приятно,что вы так хорошо помните этот рассказ. И все же, что такое «доброта»? (Ответы детей)
-Конечно, вы все правы. Доброта- это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Доброта-это солнце. Добрый человек любит людей, природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.
В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко , добро. Добро-тебе , добро- от тебя. Как это верно. Подумайте и скажите , о ком или о чём можно сказать «добрый»?
Дети: вечер, путь, человек, поступок
- «Добрый человек» , а «добрый», значит он ещё какой?
Дети: внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый
-Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у неё запах, вкус?
Быть может её нетрудно увидеть? А в чём её можно увидеть?
Дети: В поступках, в делах, в действиях человека
-Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки?(ответы детей)
2. А сейчас посмотрите на стол, как много здесь разных предметов : зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы и скажите Какие добрые поступки можно совершить с помощью этих предметов?
(зёрнышками накормить птиц, цветок- полить, подарить, книгу- подклеить, чашку-вымыть, игрушку наладить)
3. Знаете ли вы добрые слова?
Предлагаю вам игру. Я начну, а вы закончите.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень , когда услышит…… (добрый день)
Если тебя ругают за шалости , надо сказать…(простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду….. (помоги ему)
Решай споры словами, а не…(кулаками)
4.Поиграем в игру : «Скажи ласково имя своего соседа». Выходите, вставайте в круг , передавайте мяч и ласково называйте имя своего соседа. Молодцы.
Физкультминутка:
Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,
Руки в боки , улыбнулись,
Вправо, влево повернулись.
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
А теперь давайте вместе
Мы попрыгаем на месте.
5.Хоть разминка коротка, отдохнули мы слегка.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Я буду называть хорошие и плохие поступки детей.
Когда я назову хороший поступок, вы захлопаете в ладоши и улыбнётесь, а когда плохой- топаете ногами и хмуритесь
-Мальчик угостил девочку конфетой ( Дети хлопают в ладоши)
-Мальчик перевёл бабушку через дорогу. ( Дети хлопают в ладоши)
-Ваня забрал игрушку у малыша. ( Дети топают ногами и хмурятся)
-Саша дал свои варежки погреться Кате. ( Дети хлопают в ладоши)
-Маша помыла посуду. ( Дети хлопают в ладоши)
-Костя обозвал девочку плохим словом. ( Дети топают ногами и хмурятся)
6.Молодцы, вы правильно справились с заданием . Садитесь.
В руках шкатулка у меня
Пословиц в ней полно
Но мудрость спрятана одна
Как делать нам добро.
Вы сейчас достанете пословицу и расскажете о чём она.
-Добрый человек добру учит
-Добро всегда побеждает зло
-Добро век не забудется.
-Жизнь дана на добрые дела.
-Мир не без добрых людей.
-Доброе слово лечит, а худое калечит.
7.Ребята, вы знаете много добрых и волшебных слов, а чтобы они сопутствовали вам всегда,поиграем в игру «Вежливость». У меня в руках три кружка : голубой, оранжевый, зелёный. Голубой означает слово- спасибо, зелёный- пожалуйста, оранжевый- извините, простите. Какой кружок я подниму, такое слово вы произнесёте и составите предложение.
( Дети выполняют указание воспитателя)
Воспитатель: Вы все большие молодцы! Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Без хороших и добрых друзей нам не прожить. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Никогда не забывайте про вежливые слова, умейте их использовать в разных ситуациях и тогда про вас всегда будут говорить «Какой вежливый,какой воспитанный,какой добрый…»
Игра: Волшебный букет цветов
. Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Ответы детей: (Цветов)
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Рефлексия:
Ребята, давайте вспомним о чём сегодня мы говорили на занятии?
Кто из ребят лучше всех старался?
Какие вежливые слова вы запомнили?
А в заключении я хочу подарить вам солнышки, чтобы, глядя на них вам становилось тепло и вы вспоминали наше занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Когда мои друзья со мной». В мире доброты.
Цель: Продолжать знакомить с культурой общения детей старшего дошкольного возраста; внушать необходимость уважительного отношения к окружающим; углублять представление детей о доброте как о ценн...
"В мире доброты! (конспект занятия)
Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность;Сов...
Статья: "В мире доброты"
В нашем обществе есть люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, и среди детей посещающих ДОУ. Им особенно нужна наша поддержка и помощь. Будьте внимательны к ним, уважайте их личное до...
Свеча откровения по методике Щурковой Н.Е "Нужна ли в мире доброта"
Свеча откровения по методике Н.Е Щурковой...
Свеча откровения по методике Щурковой Н.Е "Нужна ли в мире доброта"
Свеча откровения по методике Н.Е Щурковой проводилась в старшем звене " Коррекционной школы" для детей с ОВЗ....
Конспект НОД в подготовительной группе "В мире доброты"
Конспект по коммуникации....
"В мире ДОБРОТЫ"
Занятие для детей средней группы. Раздел образовательной программы "Познание"....