Консультации для родителей воспитанников средней группы
консультация (средняя группа)

Печенкина Светлана Геннадьевна

Подборка консультаций для родителей воспитанников средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_detey_sredney_gruppy.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию связной речи у детей 4–5 лет

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

С развитием компьютерных технологий такая проблема, как электронная зависимость детей становится все более актуальной.

Связь «Компьютер - ребенок» год от года упрочняется. Это приводит к тому, что общение в виртуальном мире, компьютерные игры заменяют живое общение и совместные игры.

Как показывают исследования, около 25 % детей 4-х лет имеют нарушения речевого развития. За последние два десятилетия произошел рост речевой патологии более, чем в 6 раз.

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с её социальной значимостью и ролью формирования личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с обобщающим значением – мебель, одежда, обувь и т. п.). Дошкольники 4-5лет осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. В речи детей пятого года жизни встречаются следующие несовершенства: не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки; у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей 4-5 лет отличается неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако, объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Возникают сложности в соблюдении структуры и последовательности изложения.

ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-5лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья.» К этому возрасту дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.). Когда вы, вместе с ребенком, рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы«Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить«Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка«Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек.» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или«Что бывает широким?» — «Река, улица, лента.» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота»«ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.

Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений.

Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Все это происходит постепенно. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу«Жили-были дед.»а ребенок ее заканчивает: "да баба"; взрослый«И была у них.»ребенок: "курочка Ряба" и т. д. Позднее можно перейти к пересказу по вопросам«Кого встретил Колобок?» — «Зайчика». — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д. Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно.

Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков. Получаются описания игрушек — можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — елочка — корзинка — грибок — ежик.). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. Первоначально можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий ребенку.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте.

Попробуйте предложить им творческие задания:

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по в парке, смотрели праздничный салют, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Таким образом, для развития и совершенствования связной речи детей необходима системная работа, которая будет включать в себя разнообразные игровые ситуации, дидактические игры; беседы; творческие задания. И вы, родители, можете внести неоценимый вклад в становление такого важного компонента речевой деятельности, как связная речь.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-rekomendaci-po-razvitiyu-svjaznoi-rechi-u-detei-4-5-let.html

Рекомендации родителям детей средней группы по теме «Домашние и дикие животные»

 Чтение: Читайте книги, смотрите познавательные мультфильмы и видеоролики о домашних и диких животных. Обращайте внимание на детали, задавайте вопросы: «Как ты думаешь, почему у лисы пушистый хвост?», «Чем питается медведь зимой?».

ИгрыИграйте в дидактические игры: «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное по описанию», «Собери картинку». Можно использовать карточки с изображениями животных. Рисуйте, лепите, вырезайте животных.

Поделки: Создавайте поделки из различных материалов (пластилин, бумага, природный материал) в виде животных.

Экскурсии: Если есть возможность, посетите зоопарк, контактный зоопарк или ферму. Наблюдайте за животными в естественной среде (если это безопасно).

Ролевые игры: Развивайте воображение ребенка, играя в ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «Зоопарк», «Ферма».

Загадки: Загадывайте загадки про животных, развивая у ребенка логическое мышление и словарный запас.

В детском саду (что вы можете сделать, чтобы поддержать работу воспитателя) :

Обсуждайте с ребенком: Обсуждайте с ребенком, что он узнал в детском саду о животных.

Поддерживайте интерес: Поддерживайте интерес ребенка к теме, задавайте вопросы, хвалите его за знания.

Сотрудничайте с воспитателем: Общайтесь с воспитателем, интересуйтесь, какие темы проходят в детском саду, чтобы поддерживать единый подход к обучению.

Предложите помощь: Если у воспитателя есть потребность в дополнительных материалах (картинках, книгах, предложите свою помощь.

Что важно помнить:

Возрастные особенности: Учитывайте возрастные особенности ребенка. Информацию нужно подавать в доступной и интересной форме.

Индивидуальный подход: Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, его интересы и темп развития.

Положительные эмоции: Создавайте положительную и комфортную атмосферу для обучения. Хвалите ребенка, поддерживайте его инициативу.

Безопасность: Объясняйте ребенку правила поведения вблизи животных, как обращаться с ними бережно и безопасно.

Помните, что совместное обучение – это увлекательный процесс, который способствует укреплению семейных отношений и развитию ребенка.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-roditeljam-detei-srednei-grupy-po-teme-domashnie-i-dikie-zhivotnye.html

Рекомендации для родителей «Особенности возраста и здоровья детей 4–5 лет»

Особенности возраста и здоровья детей – тема, которая крайне важна для успешного обучения и развития ребёнка, поэтому предлагаю вам рассмотреть основные аспекты, которые необходимо учитывать в этом возрасте. Какие же это особенности здоровья и развития детей, которые нужно знать каждому родителю?

Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается и наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического и психического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир; в этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций, поэтому необходимо обеспечить им оптимальные условия для полноценного развития.

В возрасте 4-5 лет ребёнку не рекомендованы силовые нагрузки, так как скелет ребёнка ещё остаётся гибким. Необходимо всё время следить за осанкой малыша, смотреть, чтобы он правильно сидел за столом, спал на не слишком мягком матрасе.

Дети этого возраста часто подвержены респираторным инфекциям, поэтому важно следить за их гигиеной, правильным питанием и обеспечивать им достаточное количество физической активности.

Также необходимо учитывать возможные аллергии и хронические заболевания, чтобы предпринимать соответствующие меры предосторожности.

Какие физиологические изменения происходят у ребёнка в этом возрасте?

Малыш 4 лет полон энергии. Ему нужно постоянно чем-то заниматься. Активно развивается моторика; он становится более ловким и быстрым. Но нужно обязательно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что в данный период мышцы растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт. Таким образом, малышам необходимо давать время для отдыха.

В 4 года ребёнок умеет:

• Прыгать, бегать и кувыркаться (на полу в помещении, на траве или на песке на улице).

• Стоять на одной ноге (почти 10 секунд,

• Ходить и стоять на цыпочках.

• Изображать на бумаге простые геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, людей, животных).

• Уверенно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, аккуратно есть).

• Мыть руки, чистить зубы.

• Самостоятельно одеваться и раздеваться. Помощь родителей требуется только со сложными крючками.

• В этом возрасте многие дети уже умеют самостоятельно застёгивать пуговицы.

• Лазать по «шведской стенке» вверх и вниз, держаться за канат и висеть на нём. Подниматься по канату ему ещё сложно.

• Строить объекты из 10 и более блоков.

• Кататься на 3-колёсном велосипеде.

• Малыш в 4 года уверенно бегает, редко падает. Играя в «догонялки», он может изворачиваться от рук ловящего его человека. Ребёнок хорошо владеет своим телом, но с равновесием ещё могут возникать проблемы: по узкой скамейке он ходит очень неуверенно. Чтобы потренировать малыша, можно разложить на асфальте верёвку и предложить ему походить по ней, дальше можно тренироваться на бревне.

• Ребёнок может пробежать около 150 метров, но с такими нагрузками надо быть очень осторожными.

• Неплохо у него получаются прыжки: и вперёд, и назад. Он способен перепрыгивать различные невысокие предметы, прыгать на ступеньку и с неё, но со скакалкой малыш, которому 4 года, работать ещё не может.

• Ребёнок может помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.

У четырёхлетнего ребёнка хорошо развиты координация движения и равновесие. Малышу становятся доступны такие виды физической активности, как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Особенности физического развития в 5 лет.

Ребёнок, достигший 5 лет, способен:

• Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.

• Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха.

• Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.

• Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.

• Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».

• Легко и долго лазить по «шведской стенке».

• Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подняться по канату, но отжиматься от пола пока ещё не получается.

К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родителям рекомендуется понаблюдать за своим ребёнком, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В зависимости от таланта и интересов ребёнка, его можно записать в кружки рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т. п.

Очень важным в воспитании детей является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу являются неотъемлемой частью благоприятной атмосферы для физического и психоэмоционального развития ребёнка. Необходимо создавать такую благоприятную атмосферу для гармоничного развития малыша.

Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.

Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.

В этом возрасте дети активно растут и развиваются, поэтому важно обеспечивать им правильное питание, достаточный сон и физическую активность.

Какие режимные моменты необходимо соблюдать?

- Важно обеспечивать ребёнку регулярный режим дня, включая здоровый сон, правильное питание и физическую активность.

- Также необходимо следить за режимом обучения и отдыха, чтобы обеспечить оптимальные условия для обучения и развития.

Не менее важно учитывать психологические изменения ребёнка, такие как формирование личности и социализация.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-osobenosti-vozrasta-i-zdorovja-detei-4-5-let.html

Консультация для родителей детей средней группы «С чего начинается Родина»

Особую сложность представляет собой воспитание любви к родной земле и отечеству. Чувство привязанности к месту рождения, гордость за свою страну играют ключевую роль в развитии личности. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно сформировать гражданина и патриота, обладающего чувством собственного достоинства и положительными качествами.

Дошкольники должны осознавать себя частью великой и богатой страны, гражданами России. Для этого необходимо знакомить их с малой родиной – местом их проживания. Дети должны знать свой район, ценить красоту родных улиц. Затем следует расширить их представление о мире, подвести к пониманию того, что город является частью большой страны, а они – ее граждане, обязанные соблюдать ее законы, поскольку любят свою страну.

Важно помнить, что дошкольники воспринимают окружающий мир эмоционально. Поэтому патриотические чувства к родному городу и стране проявляются у них в виде восхищения. Именно эти чувства необходимо пробудить в процессе ознакомления с родным городом и страной.

Формирование патриотизма – длительный, систематический и целенаправленный процесс. Знакомство дошкольника с родным городом и страной не может быть случайным.

Патриотизм включает в себя:

* Привязанность к месту рождения и воспитания;

* Уважение к родному языку;

* Заботу об интересах Родины;

* Гордость за культурные и социальные достижения страны;

* Уважительное отношение к историческому прошлому, традициям и обычаям народа;

* Стремление трудиться на благо процветания родины.

Каждый край, область, город уникальны. Необходимо показать ребенку, что его родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями и памятниками.

Объем знаний о родном городе зависит от возраста ребенка.

* Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и улицы, на которой находится детский сад.

Старшие дети знакомятся с объектами на близлежащих улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и их назначением.

* Диапазон объектов расширяется до района и города в целом, его достопримечательностей и исторических мест.

* Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих улиц и их названий.

Экскурсии по городу, на природу, наблюдение за трудом взрослых помогают детям осознать, что труд объединяет людей, требует слаженности, взаимопомощи и профессионализма.

Пример взрослых, особенно близких людей, играет огромную роль в нравственно-патриотическом воспитании. Рассказы о подвигах старших членов семьи, участников Великой Отечественной войны, помогают детям усвоить понятия "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу" и "трудовой подвиг". Важно подвести ребенка к пониманию того, что победа была достигнута благодаря любви к Родине.

Как отмечал К. Д. Ушинский, воспитание должно быть народным. Родители должны отбирать из множества впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа, мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Эпизоды, на которые привлекается внимание, должны быть яркими, образными, конкретными и интересными.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-s-chego-nachinaetsja-rodina-dlja-detei-srednei-grupy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДА» НА ТЕМУ: «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

  Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно реч...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно реч...