Консультация для воспитателей "Аспекты понятия "письменная речь""
консультация (старшая группа)

Брюшкова Марина Владимировна

Овладение письменной речью не является только усвоением техники письма. Подчеркивая сложность письменной речи, Л.С. Выготский называл ее "алгеброй речи".

Письменной речи присущи такие компоненты как письмо и чтение. Чтобы записать мысль, авторская работа должна включать в себя следующие этапы: вычленение мысли в законченной форме, дифференцировка на лексемы и их запись. Вместе с тем "пишущий имеет возможность каждую последующую часть своего письма базировать на чтении того, что написано раньше".

На разных этапах овладения письменной речью у детей с особыми образовательными потребностями возникают трудности вследствие несформированности устной речи и особенностей невербальной психической сферы [34]. Для успешного овладения письменной речью необходимо владеть определенным уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений, достаточным объемом лингвистических знаний, а также сформированностью произносительных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismen_rech.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аспекты понятия "письменная речь"

Общение с людьми осуществляется не только при помощи устной речи, но посредством неязыковых средств общения: прикосновения, жестикуляции, мимических средств общения, указания на различные предметы, то есть невербальных средств общения. Кроме того, речь рассматривается как общение с помощью языковых знаковых единиц (слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций) [42].

Письменная речь - это передача языковой информации посредством буквенных обозначений, звуков, слов, фраз. Письменная речь является сложной формой коммуникации: осознанной, регламентированной,развернутой (в отношении языкового оформления) и абстрактной, т.к. она лишена видимого контакта с собеседником. В понятие письменная речь входят такие составляющие (или виды речевой деятельности), как чтение и письмо. "Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков" [57, с.6].

Устная и письменная формы коммуникации представляют собой особый вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной речи, письменная речь формируется в условиях систематического обучения, то есть ее механизмы складываются в процессе обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения [57].

Письменная речь реализуется в эпистолярных жанрах (письма, открытки, телеграммы), в дневниковых записях (сообщение самому себе), в литературном творчестве, поэтому письменная речь отличается особой стилистикой, сложной системой пунктуационных правил. В изложенных письменных текстах практически нет средств передачи эмоций и их просодической составляющей, которые несут значительную информацию в устной речи. В графически оформленных текстах данный недочет в определенной степени компенсируется широким набором типографских приемов с использованием разных шрифтов, пробелов, отбивок и расположения шрифтовых знаков на площади страницы. Разделение письменного текста на предложения носит почти условный характер.

Преимуществом письменной речи как средства коммуникации является ее монологический (контекстный) характер. Определенную трудность для детей, владеющих в основном диалогической (ситуативной) формой речи, составляет то, что они не всегда могут передать необходимую информацию в полном объеме, применяя только языковые средства, поэтому дополняют речевое высказывание невербальными средствами коммуникации (мимикой и жестами), опираясь на речевую ситуацию (бытовой контекст), известный как адресанту, так и адресату [29].

Доктор педагогических наук, профессор М. Р. Львов отмечает сложный механизм становления письменной речи: ее обслуживают речевые центры мозга, память, координирующие механизмы, произносительные органы, так как процесс письма обеспечивается скоординированной работой четырех анализаторов: речевого, речеслухового, зрительного и двигательного [29].

Письмо осложнено также правилами графики и орфографии, поэтому эти правила бывает сложно усвоить [42]. Письменная речь является основой грамматики и сохраняется в течение многих лет в виде книг и различных документов.

Многие исследователи полагают, что письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, содержанием которого является процесс порождения речи. Он включает в себя три основных компонента: психологический, психолингвистический (лингвистический) и психофизиологический. Такое разделение позволяет проанализировать и описать саму письменную речь, элементы еѐ предметного содержания: мотивы, цели, действия, операции, а также полученный результат и психофизиологический базис [42].

Л. С. Выгодский выделил психологические особенности развития письменной речи, которая сознательно формируется на 5-7 году жизни через осознанное обучение с постепенной автоматизацией. Она контекстно самоконтролируема, произвольна, носит однократный характер. Единицей письменной речи является монолог. Механизмы письменной речи включают речедвигательный и речемыслительный, двигательный и зрительный анализаторы. Основной функцией письменной речи считается передача информации во времени и пространстве [14].

В отличие от письменной речи, устная речь формируется уже на 2-ом году жизни непосредственно при общении со взрослыми, непроизвольно и автоматически и носит ситуативный характер. Единицей устной речи являются все виды речевой коммуникации. Механизмы устной речи - речедвгательный и речемыслительный анализаторы. Основной функцией устной речи считается обслуживание конкретной коммуникативной ситуации [14].

В современной науке сложилась определенная трактовка понятия письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, во-первых, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности (письмо) и, во-вторых, восприятие и понимание написанного через процессы восприятия (чтения) [15].

Идеи Л.С. Выготского лежат в основе многих последующих исследований в данной области. Он считал письменную речь особой речевой функцией, по своему складу и способу проявления отличающейся от устной речи. Письменная речь не является простым воспроизведением истории устной речи или простым переводом устной речи в письменные знаки.

Овладение письменной речью не является только усвоением техники письма. Подчеркивая сложность письменной речи, Л.С. Выготский называл ее "алгеброй речи" [15, с 53.]

В широком смысле понятие письменная речь представляет "особую систему символов и знаков, владение которой означает критический, поворотный момент во всем культурном развитии ребѐнка" [66, с. 37].

Письменной речи присущи такие компоненты как письмо и чтение. Чтобы записать мысль, авторская работа должна включать в себя следующие этапы: вычленение мысли в законченной форме, дифференцировка на лексемы и их запись. Вместе с тем "пишущий имеет возможность каждую последующую часть своего письма базировать на чтении того, что написано раньше" [17, с 67.]

Всестороннее изучение письменной речи детей с нарушением интеллекта с использованием системного подхода к анализу речевых нарушений впервые было осуществлено Р. Е. Левиной, изучавшей особенности формирования готовности детей к усвоению письма. Она рассматривает письменную речь как результат взаимодействующих влияний фонетики, лексики и грамматики [34]. Поэтому, по ее мнению, учитывать правильность устной речи детей, так как она является не всегда исчерпывающим критерием подготовленности его к освоению письма. На разных этапах овладения письменной речью у детей с особыми образовательными потребностями возникают трудности вследствие несформированности устной речи и особенностей невербальной психической сферы [34]. Для успешного овладения письменной речью необходимо владеть определенным уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений, достаточным объемом лингвистических знаний, а также сформированностью произносительных навыков.

Письменная речь значительно медленнее устной речи. Внешняя речь опережает внутреннюю, а письменная речь следует за внутренней речью и предполагает ее осуществление. Переход от внутренней, максимально сжатой речи (речи для себя) к максимально развернутой письменной речи - трудоемкий процесс превращения предикативной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и понятную другим речь. Письменная речь является осознанной, и требует от детей значительно больше усилий по сравнению с устной речью.

М. М. Безруких отмечает, что письменная речь - это совокупность умений, которые формируются в период обучения. Формирование графического и орфографического навыков письма идут в процессе обучения письму параллельно [8]. Графический навык – это автоматизированные действия пишущей руки, позволяющие изображать графические элементы и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет фиксировать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает множество последующих трудностей: небрежность, неразборчивость почерка, медленный темп. Исправление неправильно сформированного графического навыка иногда не просто затруднено, но и бывает невозможно.

Для подготовки детей к овладен ию письмом необходимо систематически развивать механизмы письменной речи и технику письма, которую рассматривают как средство письменной речи, а саму письменную речь как процесс, направляемый взаимосвязанными друг с другом специфическими умениями и навыками. В процессе формирования навыков письма и развития письменной речи выделяется:

1. Развитие устной речи, подготавливающее соответствующую основу для письменной речи.

2. Формирование техники письма, способствующей незамедлительному появлению письменной речи.

3. Развитие элементов письменной речи.

Письмо и письменная речь, считаясь базовой составляющей всего дальнейшего обучения, вызывают трудности у детей, нуждающихся в особых образовательных потребностях, и могут оказывать отрицательное воздействие на усвоение школьной программы обучения, влияя тем самым на процесс социализации.

Готовность к освоению письменной речи детерминируется не только степенью устного речевого недоразвитая, но и состоянием психофизических и сенсомоторных процессов. Целенаправленная, систематическая коррекционная работа по развитию устной речи, психических и сенсомоторных компонентов будет способствовать своевременному и эффективному предупреждению нарушений чтения и письма у детей с особыми образовательными потребностями [49].__

Источник:

Евтюгина А.А. Русский язык и культура речи: курс лекций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....