Проект: «Историческое прошлое России»
проект (подготовительная группа)
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит детей с культурой и историей русского народа. Не секрет, что воспитание у детей чувства любви к Отечеству, уважения к предкам, интереса к самобытной русской культуре, что в свою очередь способствует развитию познавательных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pechatat.docx | 527.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Историческое прошлое России»
Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.
Срок реализации: сентябрь - май.
Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители и сотрудники дошкольного образовательного учреждения.
Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, любви и привязанности к Родине. Воспитание чувства гордости за созданные предками материальные и духовные культурные ценности, путём приобщение дошкольников к самобытной культуре (достопримечательностям) и истории русского народа.
Задачи проекта:
1. Формировать интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные культурные ценности.
2. Ознакомить детей с Владимиро - Суздольской архитектурой.
3. Расширять представления детей о Древних славянах, их быте, праздниках, русском народном костюме, музыкальных инструментах.
4. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость, она приобрела в настоящее врем. После развала СССР все взоры устремились на запад. Мы переняли их образ жизни. Теперь успешная женщина это – бизнес леди, а не хозяйка. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, многие люди на прочь, забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
Этап – 1.«Славяне, история возникновения Руси».
Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом.
(обогащение словаря: предки, славяне, древляне, поляне, кривичи, дреговичи, Варяги – Русь).
1. Рассказ, «Кто такие славяне?»
2. Беседа «Древние славяне – наши предки»
3. Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России, пересказ остального текста в доступной для детей форме
4. Чтение рассказа О. В. Колпаковой «Славяне»
Этап - 2. «Русь деревянная. Быт и уклад жизни наших предков»
Цель: Поддерживание интереса детей к жизни наших предков, расширение знания об устройстве русской избы, знакомство с предметами старинного русского быта (печь, лавка, половик, чугунок, ухват, лучина…….), с тем, как жили люди на Руси.
1.Беседы: « Деревня – деревянный мир»,
«Эти мудрые народные сказки».
2.Рассказ «Старый дом» ( ст. 77) Шорыгина Т. А. Беседы « О человеке».
3.Пословицы, загадки о русской избе, о быте русского народ.
4.Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!»
5.Создание макета « Русская изба» (методом закручивания бумаги).
6.Занятие по ручному труду « Домовёнок Кузя».
7. Рассматривание картинки с изображением деревни, города, современных и старинных предметов быта, русской избы.
8.Экскурсия в мини музей «Русская изба». (обогатить словарь детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники).
9.Игра «Найди предмет по описанию и назови его».
10.Д\И « Что было, что стало».
11.Развлечение «Праздник русской рубахи».
Этап - 3. «Архитектура Древней Руси»
Цель: ознакомление детей с выдающимися памятниками Древнерусской архитектуры: Владимиро-Суздальской, Новгородской, Московской архитектуры.
Ознакомление с «Рюриковичами»– князьями Владимирскими: Юрием Долгоруким, Андреем Боголюбским, Всеволодом Большое Гнездо - как основоположниками белокаменного строительства на Руси».
Можно задать вопрос, почему именно раннее средневековье?
В древней Руси Ивановская область входила в состав Ростово-Суздальских земель. Эти земли были самой окраиной Древнерусского государства. Они принадлежали киевскому князю Владимиру Мономаху. Он отправил туда Юрия Долгорукого (сына) ещё в 6 летнем возрасте. Юрий заботился об укреплении и усилении селений и городов своего княжества. Он отправил Русских зодчих в Византию, Италию для обучения строительству из камня. Именно под его руководством началось строительство оборонных укреплений, соборов, дворцов. Его продолжателями стали его сыновья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Они тем самым внесли огромный вклад в возвышение и усиление государственной мощи Руси. Именно белокаменное строительство стало символом государственной мощи Руси.
В этот период облик Отечества создавали белокаменные строения, они составляли 90% строений 12 и 13 веков. До наших времен сохранились белокаменные храмы - скромные и величественные – как свидетельство духовной силы русского народа. Они были символом надежды на лучшее будущее во время нашествия монгол.
Это и Золотые ворота Владимира построенные по образцу Киевских, они действительно были покрыты золотом их сняли перед нашествием монгол и больше не нашли.
Это и величественный Успенский собор города Владимира , в который поместили чудотворную икону Божьей Матери, её Юрий Долгорукий получил в дар из Византии, а Андрей Боголюбский вывез её и………….В дальнейшем она стала (называется икона Владимирской Божьей Матери) святыней всея Руси.
Это и собор Рождества Богородицы построенный на том месте где встали кони Андрея Боголюбского и галерея когда-то соединённая с княжеским дворцом Андрея Боголюбского в Боголюбове,
Это и Храм Покрова на Нерли - жемчужина древнерусского зодчества . стоит на том месте, где впадает река Нерль в реку Клязьма , в память о гибели сына Андрея Боголюбского .
Это и Дмитриевский собор во Владимире, отстроенный при Всеволоде.
Роль личности Юрия Долгорукого в возвышении и усилении государственной мощи Руси, сравнима с вкладом Петра первого.
В 1156г Дмитрием Д. был построен первый Московский кремль, через 9 лет он стал городом, а через 300 лет, столицей Руси, где Иван Грозный короновался как царь.
В 1141г. был основан в качестве пограничной крепости город Плес. Это был первый древнерусский город в Ивановской области. Крепость сохранилась до наших дней.
В1225г.был основан второй древний город - Юрьевец.
В 14 в. г. Лух как оплот Московских князей, Шуя. В1722 его посетил Пётр Первый, как текстильный центр.
2.Консультация для родителей «Белокаменная Русь».
Цель: обогащении знаний родителей о роли личностей Юрия Долгорукого и Андреем Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо в «европеизации» Руси. «Строительство из камня - как символизация государственной мощи Руси»
3.Чтение и обсуждение книги Сергея Голицына «Про бел – горюч камень»
4.Чтение и обсуждение отрывков из рассказов из книги «Древняя Русь», А. Ишимова «ИсторияРоссии»
5.Беседа по произведениям К.Д.Ушинского «Наше Отечество», 6.Ознакомление с энциклопедией «Чудеса России»
7.Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной»
8.Рассматривание картин памятников Древнерусской архитектуры: Владимиро-Суздальской, Новгородской, Московской архитектур.
9.Просмотр презентации « Архитектура древней Руси, Белокаменная Русь» 10.Спортивные игры и конкурсы: «Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».
11.Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».
12.Конструирование: плоское и объемное художественное моделирование из бумаги «Старинный город - крепость».
13.Лепка из пластилина «Замок доброго волшебник» (пластилинография ст. 54) Г.Н. Давыдова.
Этап – 4. «Путешествие в прошлое одежды».
Цель: Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом.
Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры.
Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Гипотеза: Национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.
1.Беседа: «История возникновения одежды», «Особенности русского народного костюма их назначение и функции» ( информация в пособии «Предметы и соц. окр.»)
2.Беседы: «Русский народный женский костюм», «Русский народный мужской костюм», «История мужской и женской обуви славян», «История головных уборов»
3. Рассматривание картинок с изображением русских национальных костюмов, репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
4. Просмотр презентации «Русский народный костюм», «Головные уборы».
5.Чтение и обсуждение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Пчёлки на разведках».
6.Иван Тургенев «Весенний рассвет»
7.Драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи» ».
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Поэтому обязателен продукт проектной деятельности: конструирование, рисование русских народных костюмов; создание альбома с детскими и взрослыми работами, фотоальбома.
Этап – 5. «Русские народные художественные промыслы»
Цель: Формирование интереса к художественным произведениям русских мастеров, в процессе ознакомления с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.
Задачи:
1.Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре русского народа.
2.Расширять представления о культуре и традициях русского народа.
3.Воспитывать познавательный интерес культуре русского народа её традициям и обычаям.
4.Воспитать любовь к творчеству народных умельцев.
Методы
1.Беседы: «Ремесла далекого прошлого».
2. Беседа « Старинный русский народный промысел - Хохлома»,
3.НОД « Чудо хохлома» - пластилинография.
4. Беседа: «Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел»
5.НОД «Филимоновский петушок».
6.Беседа: «Старинный русский народный промысел – Дымковская игрушка»
7. НОД «Дымка - водоноска» – пластилинография
8.Беседа: «Развлечение детворы и взрослых в старину»,
9.Рассматривание иллюстраций.
10.Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.
11.Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек».
12.Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».
13.Праздник «Развеселая ярмарка».
14.Развлечение «Бабушкины посиделки» (чаепитие).
Этап – 6.«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»
Цель: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
Задачи:
1. Формировать представление о русском воине - богатыре как о защитнике Отечества;
2. Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина – богатыря;
3. Способствовать пониманию детьми образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;
4. Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.
5.Познакомить детей с картиной В.М.Васнецова «Богатыри», дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра;
6.Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
7.Способствовать развитию духовно – нравственного отношения к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине
6. Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.
Методы.
1.Беседа с использованием наглядного материала: «Былинные богатыри – первые защитники земли русской»
2.Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.
3.Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Три богатыря»
4.Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила».
5.Конкурс детско – родительского творчества «Богатыри земли русской» - конкурс рисунков.
6.Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках.
7.Загадки о богатырях.
8.Чтение былин о богатырях: «Застава богатырская», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»; «Добрыня и змей».
9.Художественно – эстетическое развитие.
Рисование: «Богатыри земли русской»; «Змей Горыныч»; Раскраски по теме.
Лепка: «Богатырский конь»; «Царь колокол».
Аппликация: «Сторожевая башня», «Древняя крепость».
Конструирование:«Старинный город - крепость».
НОД «Богатырская Русь»
Цель: обобщение знаний по теме «Богатыри Руси».
Задачи: закреплять и расширять знания детей о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским, формировать историческую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Отчизне, семье.
Итоговое занятие «Викторина клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?»
Этап – 7. «Русские народные праздники»
Цель: Ознакомление с Русскими народными праздниками, воспитание чувства гордости за Россию. Задачи:
1.Беседы с использованием наглядного материала : «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица»,
2.Рассказ воспитателя «Народный праздник – пасха».
3.Беседа «А как выглядит Дед Мороз в других странах»
4. Просмотр презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей подготовительной к школе группы «Историческое прошлое России»
Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.Срок реализации: сентябрь - май.Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители и сотрудники дошкольного образовательного у...
Проект "Историческое прошлое России"
Работу и защиту проекта представляли дети и воспитатели подготовительной группы "Малинка" на муниципальном конкурсе "Инициатива молодых"....
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...
Проект "Эпоха Петра Первого. Путешествие в историческое прошлое России"
Проект в старшей группе детского садаЭпоха Петра Первого. Путешествие в историческое прошлое России....
Проект в подготовительной к школе группе на тему «Историческое прошлое России»
Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.Предлагаемый проект на до...
Проект в подготовительной к школе группе на тему «Историческое прошлое России»
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям. Воспитание любви и привя...
Проект:" Историческое прошлое России".
Проект:" Историческое прошлое России"....