Проект: «Историческое прошлое России»
проект (подготовительная группа)

Калайчева Медули Давидовна

  Предлагаемый проект  на доступном детям уровне знакомит детей с культурой и историей русского народа. Не секрет, что воспитание у детей чувства любви  к Отечеству, уважения к предкам, интереса к самобытной русской культуре, что в свою очередь способствует развитию познавательных способностей детей.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pechatat.docx527.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Историческое прошлое России»

Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.

Срок реализации: сентябрь - май.

Участники проекта: воспитатели, дети  группы, родители и сотрудники дошкольного образовательного учреждения.

Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, любви и привязанности к Родине. Воспитание чувства гордости за созданные предками материальные и духовные  культурные ценности, путём приобщение дошкольников к  самобытной культуре (достопримечательностям) и истории русского народа.

Задачи проекта:

1. Формировать  интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные  культурные ценности.

2. Ознакомить детей с Владимиро - Суздольской архитектурой.
3. Расширять представления детей о Древних славянах, их быте, праздниках, русском народном костюме, музыкальных инструментах.
4. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине

   Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость, она приобрела  в настоящее врем. После развала СССР все взоры устремились на запад. Мы переняли их образ жизни. Теперь успешная женщина это – бизнес леди, а не хозяйка. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, многие люди  на прочь, забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный.  Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

Этап – 1.«Славяне, история возникновения Руси».

Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом.

(обогащение словаря: предки, славяне, древляне, поляне, кривичи, дреговичи, Варяги – Русь).

1. Рассказ, «Кто такие славяне?»

2. Беседа  «Древние славяне – наши предки»

3. Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России, пересказ остального текста в доступной для детей форме 

4. Чтение рассказа О. В. Колпаковой «Славяне» 

Этап - 2. «Русь деревянная. Быт и уклад жизни наших предков»

Цель: Поддерживание  интереса детей к жизни наших предков, расширение знания об устройстве русской избы, знакомство с предметами старинного русского быта (печь, лавка, половик, чугунок, ухват, лучина…….), с тем, как жили люди на Руси.

1.Беседы: « Деревня – деревянный мир»,   

«Эти мудрые народные сказки».

2.Рассказ «Старый дом» ( ст. 77) Шорыгина Т. А. Беседы  « О человеке».

3.Пословицы, загадки о русской избе, о быте русского народ.

4.Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!»

5.Создание макета « Русская изба» (методом закручивания бумаги).

6.Занятие по ручному труду « Домовёнок Кузя».

7. Рассматривание картинки  с  изображением  деревни,  города, современных  и  старинных  предметов  быта, русской избы.

8.Экскурсия в мини  музей «Русская изба».  (обогатить словарь детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники).

9.Игра «Найди предмет по описанию и назови его».

10.Д\И « Что было, что стало».

11.Развлечение «Праздник русской рубахи».

 

Этап - 3. «Архитектура Древней Руси»

Цель: ознакомление детей с выдающимися памятниками Древнерусской архитектуры: Владимиро-Суздальской, Новгородской, Московской архитектуры.

 Ознакомление  с «Рюриковичами»– князьями Владимирскими: Юрием Долгоруким, Андреем Боголюбским, Всеволодом Большое Гнездо  - как основоположниками белокаменного строительства на Руси».

Можно задать вопрос, почему именно раннее средневековье?

  В древней Руси Ивановская область входила в состав Ростово-Суздальских земель. Эти земли были самой окраиной Древнерусского государства. Они принадлежали киевскому князю Владимиру Мономаху.  Он отправил туда Юрия Долгорукого (сына) ещё в 6 летнем возрасте. Юрий заботился об укреплении и усилении селений и городов своего княжества. Он отправил Русских зодчих в Византию, Италию для обучения строительству из камня. Именно под его руководством началось строительство оборонных укреплений, соборов, дворцов. Его продолжателями стали его сыновья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Они тем самым внесли огромный вклад в возвышение и усиление государственной мощи Руси. Именно белокаменное строительство стало символом государственной мощи Руси.

В этот период облик Отечества создавали  белокаменные строения, они составляли 90% строений  12 и 13 веков. До наших времен сохранились белокаменные храмы - скромные и величественные – как свидетельство духовной силы русского народа. Они были символом надежды на лучшее будущее во время нашествия монгол.

    Это и  Золотые ворота Владимира построенные по образцу Киевских, они действительно были покрыты золотом их сняли перед нашествием монгол и больше не нашли.    

   Это и величественный Успенский собор города Владимира , в который поместили  чудотворную икону Божьей Матери, её  Юрий Долгорукий получил в дар из Византии, а Андрей Боголюбский вывез её и………….В дальнейшем она стала (называется икона Владимирской Божьей Матери) святыней всея Руси.

   Это и собор Рождества Богородицы построенный на том месте где встали кони Андрея Боголюбского и галерея когда-то соединённая с   княжеским дворцом Андрея Боголюбского  в Боголюбове,

   Это и Храм Покрова на Нерли -  жемчужина древнерусского зодчества . стоит на том месте, где впадает река Нерль в реку Клязьма , в память о гибели сына Андрея Боголюбского . 

   Это и  Дмитриевский собор во Владимире, отстроенный при Всеволоде.

   Роль личности  Юрия Долгорукого в возвышении  и усилении государственной мощи Руси, сравнима с вкладом Петра первого.

   В 1156г Дмитрием Д. был построен первый Московский кремль, через 9 лет он стал городом, а через 300 лет, столицей Руси, где Иван Грозный короновался как царь.

   В 1141г. был основан в качестве пограничной крепости город Плес. Это был первый древнерусский город в Ивановской области. Крепость сохранилась до наших дней.

В1225г.был основан второй древний город - Юрьевец.

В 14 в. г. Лух как оплот Московских князей, Шуя. В1722 его посетил Пётр Первый, как  текстильный центр.

2.Консультация для родителей «Белокаменная Русь».

 Цель: обогащении знаний  родителей о роли личностей Юрия Долгорукого и Андреем Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо  в «европеизации» Руси. «Строительство из камня - как символизация государственной мощи Руси»

3.Чтение и обсуждение  книги Сергея Голицына «Про бел – горюч камень»

4.Чтение и обсуждение отрывков из рассказов из книги «Древняя Русь», А. Ишимова «ИсторияРоссии»       

5.Беседа по произведениям К.Д.Ушинского «Наше Отечество», 6.Ознакомление с энциклопедией «Чудеса России»

7.Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой   белокаменной»  

8.Рассматривание  картин памятников Древнерусской архитектуры: Владимиро-Суздальской, Новгородской, Московской архитектур.

 9.Просмотр презентации « Архитектура древней Руси, Белокаменная Русь» 10.Спортивные игры и конкурсы«Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».

11.Строительные игры с крупным материалом«Сторожевые башни», «Переправа».

12.Конструирование: плоское и объемное художественное  моделирование из бумаги «Старинный город - крепость».

13.Лепка из пластилина «Замок доброго волшебник» (пластилинография  ст. 54) Г.Н. Давыдова.

Этап – 4. «Путешествие в прошлое одежды».

Цель: Развитие патриотических чувств у детей  дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом.

Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры.  

Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
 Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Гипотеза:
 Национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.

1.Беседа:  «История возникновения одежды»,  «Особенности русского народного костюма их  назначение и функции» ( информация в пособии «Предметы и соц. окр.»)

2.Беседы: «Русский народный женский костюм», «Русский народный мужской костюм», «История мужской и женской обуви славян», «История головных уборов»

3. Рассматривание картинок с изображением русских национальных костюмов, репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

4. Просмотр презентации «Русский народный костюм», «Головные уборы».

5.Чтение и обсуждение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»,  «Пчёлки на разведках».

6.Иван Тургенев «Весенний рассвет»

7.Драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи» ».

Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Поэтому обязателен продукт  проектной деятельности: конструирование,  рисование русских народных костюмов; создание альбома с детскими и взрослыми работами, фотоальбома.

Этап – 5. «Русские народные  художественные  промыслы»

Цель: Формирование интереса к художественным произведениям русских мастеров, в процессе ознакомления с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.

Задачи:

1.Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре  русского народа.

2.Расширять представления о культуре и традициях русского народа.

3.Воспитывать  познавательный интерес культуре  русского народа её традициям и обычаям.

4.Воспитать  любовь к творчеству народных умельцев.

Методы

1.Беседы: «Ремесла далекого прошлого».

2. Беседа « Старинный русский народный промысел - Хохлома»,

3.НОД « Чудо хохлома»  - пластилинография.

4. Беседа: «Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел»

5.НОД   «Филимоновский петушок».

6.Беседа: «Старинный русский народный промысел – Дымковская игрушка»

7. НОД «Дымка - водоноска» – пластилинография

8.Беседа: «Развлечение детворы и взрослых в старину»,

9.Рассматривание иллюстраций.

10.Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.

11.Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек».

12.Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».

13.Праздник «Развеселая ярмарка».

14.Развлечение «Бабушкины посиделки» (чаепитие).

Этап – 6.«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»

Цель: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей -  Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

Задачи:

1. Формировать представление о русском воине - богатыре как о защитнике Отечества;

2. Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина – богатыря;

3. Способствовать пониманию детьми образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;

4. Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.

5.Познакомить детей с картиной В.М.Васнецова «Богатыри», дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра;

6.Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

7.Способствовать развитию духовно – нравственного отношения к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине 

6. Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.

Методы.

1.Беседа с  использованием  наглядного материала: «Былинные богатыри – первые защитники земли русской»

2.Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.

3.Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Три богатыря»

4.Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила».

5.Конкурс детско – родительского творчества «Богатыри земли русской» - конкурс рисунков.

6.Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках.

7.Загадки о богатырях.

8.Чтение былин о богатырях: «Застава богатырская», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»; «Добрыня и змей».

9.Художественно – эстетическое развитие.

Рисование: «Богатыри земли русской»; «Змей Горыныч»; Раскраски по теме.

Лепка: «Богатырский конь»; «Царь колокол».

Аппликация: «Сторожевая башня», «Древняя крепость». 

Конструирование:«Старинный город - крепость».

НОД «Богатырская Русь»

Цель: обобщение знаний по теме «Богатыри Руси».

Задачизакреплять и расширять знания детей о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским, формировать историческую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Отчизне, семье.

 Итоговое занятие «Викторина клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?»

 

Этап – 7. «Русские народные праздники»

Цель: Ознакомление с Русскими народными праздниками, воспитание чувства гордости за Россию. Задачи:

1.Беседы  с  использованием  наглядного материала : «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица»,

2.Рассказ воспитателя «Народный праздник – пасха».

3.Беседа «А как выглядит Дед Мороз в других странах»

4. Просмотр презентации.

D:\Новая папка (4)\разное\Славяне\белокаме\Макет_2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей подготовительной к школе группы «Историческое прошлое России»

Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.Срок реализации: сентябрь - май.Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители и сотрудники дошкольного образовательного у...

Проект "Историческое прошлое России"

Работу и защиту проекта представляли дети и воспитатели подготовительной группы "Малинка" на муниципальном конкурсе "Инициатива молодых"....

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...

Проект "Эпоха Петра Первого. Путешествие в историческое прошлое России"

Проект в старшей группе детского садаЭпоха Петра Первого.  Путешествие в историческое прошлое России....

Проект в подготовительной к школе группе на тему «Историческое прошлое России»

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.Предлагаемый проект на до...

Проект в подготовительной к школе группе на тему «Историческое прошлое России»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям. Воспитание любви и привя...

Проект:" Историческое прошлое России".

Проект:" Историческое прошлое России"....