Консультация для родителей на тему «Как воспитать в детях честность»
консультация
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать в детях честность?»
Выполнила: педагог-психолог Ушинская В.В.
Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность. Честность — это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.
Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых. Многие дети лгут, потому что догадываются, что сделали что- то не так и попросту не хотят разочаровать взрослых или быть наказанными. Дети боятся наказания за свой неправильный поступок, стремятся переложить свою вину на другого ребенка. Девочка шести лет утром пришла в группу и стала показывать педагогу огромный синяк на ноге, комментируя, что это ее старшая сестра обидела. Взрослые и окружившие ее сверстники, сочувствовали ей, жалели ее, осуждали старшую сестру. Вечером пришла мама этой девочки и прояснила ситуацию: дочка прыгала на кровати и упала на пол, получив синяк на ноге. У детей дошкольного возраста проявляется огромное желание получить незаслуженную награду. Подготовительную группу детского сада посещает агрессивный мальчик, которому мама пообещала: если не будешь обижать детей, то поедешь со мной в выходные в Москву. В течение дня Глеб толкал детей, отбирал у них игрушки. А вечером, подошел к воспитателю и попросил: скажите маме, что я себя хорошо вел. Не получив желаемого от педагога, ребенок расплакался.
Наблюдения показывают, что семилетние дети стали чаще всего перекладывать свою вину на другого ребенка, не хотят ее признавать. Особенно часто это проявляется в спорах за игрушку: я первый взял, а он у меня отобрал, нет — это я первый взял, а он стал отбирать у меня. В этой ситуации целесообразно лишить этой игрушки обоих детей, объяснив при этом: правда дороже всего. Но возможно иногда понять, кто же из детей говорит правду. Известный психолог Лоренс Шапиро, изучивший секретный язык детей, отмечает несколько сигналов, указывающих на явную ложь собеседника: - отводит взгляд, старается не смотреть в глаза или потирает глаз; - чаще обычного дотрагивается до лица: потирает виски, подбородок, нос, поддергивает мочку уха, почесывает шею; - движения скованны и неестественны; - отворачивает голову в сторону двери или окна, пытаясь отстраниться; на подсознательном уровне
Так как же все-таки воспитывать в детях честность и правдивость?
1. Верьте своему ребенку.
Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого.
Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.
Например, если вы замечаете за ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: "Веди себя поспокойней и посдержанней". Важно, чтобы и ребенок мог довериться вам: держите слово, которое дали. Но если вдруг не получается выполнить обещание, тогда объясните причину и извинитесь.
2. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.
Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.
3. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
Если ребенок разбил чашку и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.
Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.
4. Не учиняйте унизительных допросов своему ребенку.
Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его - бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. "Нет, это не я!" - "Нет, ты признайся!" - "Нет, не я" и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его (конечно, без применения побоев - я не сторонник жестких наказаний). Но если вы не уверены в том, что это совершил ваш малыш, в этом случае лучше сказать: "Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь".
5. Вознаграждайте честность. Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость:
"Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду".
Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.
6 Показывайте пример честности своим собственным примером.
Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь; если говорите жене, что у вас нет денег, оставляя заначку на игрушки или для своих нужд, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.
Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitat_v_detyah_chestnost.docx | 129.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать в детях честность?»
Выполнила: педагог-психолог Ушинская В.В.
Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность. Честность — это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.
Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых. Многие дети лгут, потому что догадываются, что сделали что- то не так и попросту не хотят разочаровать взрослых или быть наказанными. Дети боятся наказания за свой неправильный поступок, стремятся переложить свою вину на другого ребенка. Девочка шести лет утром пришла в группу и стала показывать педагогу огромный синяк на ноге, комментируя, что это ее старшая сестра обидела. Взрослые и окружившие ее сверстники, сочувствовали ей, жалели ее, осуждали старшую сестру. Вечером пришла мама этой девочки и прояснила ситуацию: дочка прыгала на кровати и упала на пол, получив синяк на ноге. У детей дошкольного возраста проявляется огромное желание получить незаслуженную награду. Подготовительную группу детского сада посещает агрессивный мальчик, которому мама пообещала: если не будешь обижать детей, то поедешь со мной в выходные в Москву. В течение дня Глеб толкал детей, отбирал у них игрушки. А вечером, подошел к воспитателю и попросил: скажите маме, что я себя хорошо вел. Не получив желаемого от педагога, ребенок расплакался.
Наблюдения показывают, что семилетние дети стали чаще всего перекладывать свою вину на другого ребенка, не хотят ее признавать. Особенно часто это проявляется в спорах за игрушку: я первый взял, а он у меня отобрал, нет — это я первый взял, а он стал отбирать у меня. В этой ситуации целесообразно лишить этой игрушки обоих детей, объяснив при этом: правда дороже всего. Но возможно иногда понять, кто же из детей говорит правду. Известный психолог Лоренс Шапиро, изучивший секретный язык детей, отмечает несколько сигналов, указывающих на явную ложь собеседника: - отводит взгляд, старается не смотреть в глаза или потирает глаз; - чаще обычного дотрагивается до лица: потирает виски, подбородок, нос, поддергивает мочку уха, почесывает шею; - движения скованны и неестественны; - отворачивает голову в сторону двери или окна, пытаясь отстраниться; на подсознательном уровне
Так как же все-таки воспитывать в детях честность и правдивость?
1. Верьте своему ребенку.
Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого.
Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.
Например, если вы замечаете за ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: "Веди себя поспокойней и посдержанней". Важно, чтобы и ребенок мог довериться вам: держите слово, которое дали. Но если вдруг не получается выполнить обещание, тогда объясните причину и извинитесь.
2. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.
Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.
3. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
Если ребенок разбил чашку и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.
Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.
4. Не учиняйте унизительных допросов своему ребенку.
Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его - бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. "Нет, это не я!" - "Нет, ты признайся!" - "Нет, не я" и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его (конечно, без применения побоев - я не сторонник жестких наказаний). Но если вы не уверены в том, что это совершил ваш малыш, в этом случае лучше сказать: "Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь".
5. Вознаграждайте честность. Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость:
"Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду".
Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.
6 Показывайте пример честности своим собственным примером.
Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь; если говорите жене, что у вас нет денег, оставляя заначку на игрушки или для своих нужд, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.
Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Как воспитать в ребёнке доброту?"
"Воспитать в ребёнке доброту" просто и одновременно нелегко, однако под силу каждому родителю....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «КАК ВОСПИТАТЬ ЛЮБОВЬ К ТРУДУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «КАК ВОСПИТАТЬ ЛЮБОВЬ К ТРУДУ»...
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать любовь к труду»
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать любовь к труду»...
Консультация для родителей на тему: "Как воспитать ребёнка успешным?".
Поддерживать интерес ребёнка к определённому виду деятельности. Поощрение его активности и самостоятельности. Укрепление взаимодействия с семьёй воспитанника, повышение заинтересованности родителей....
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у детей интерес к рисованию»
laquo;В начале мы учим своих детей.Затем мы сами учимся у них.Кто этого делать не хочет, тотОтстает от своего времени». / Ян....
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать маленького патриота». Для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Базой формирования патриотизма являются чувства любви и уважения к своей культуре, к своему народу, к своей земле, своим родителям....
Консультация для родителей на тему: « Как воспитать у детей интерес к рисованию».
Консультация для родителей на тему: « Как воспитать у детей интерес к рисованию». «Рис...