Инновационный проект «Умное родительство» = счастливое детство»
проект
Исследуя влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие ребенка, мы предположили, что специально организованные интерактивные занятия для родителей и педагогов ДОУ, использование инновационных форм и методов будут способствовать формированию не только гармонически развитой, но и эмоционально устойчивой личности ребенка. Опыт взаимодействия с родителями закрепляется в сознании ребенка и формирует определенные модели поведения с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt_umnoe_roditelstvo_schastlivoe_detstvo.docx | 49.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Житина Инна Валериевна,
старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 1
Калининского района Санкт-Петербурга
Инновационный проект «Умное родительство» = счастливое детство»
- Пояснительная записка.
Исследуя влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие ребенка, мы предположили, что специально организованные интерактивные занятия для родителей и педагогов ДОУ, использование инновационных форм и методов будут способствовать формированию не только гармонически развитой, но и эмоционально устойчивой личности ребенка. Опыт взаимодействия с родителями закрепляется в сознании ребенка и формирует определенные модели поведения с другими людьми.
Цель проекта: создание единого пространства семьи и ДОУ, развитие устойчивого интереса родителей к образовательной деятельности и потребности быть вовлеченными в нее.
Задачи проекта – создание условий для:
- проживания ребенком счастливого детства;
- развития творческой личности;
- вовлечения родителей в открытое образовательное пространство;
- активизации участия родителей в жизни своего ребенка посредством обновления форм и методов обучения взрослых;
- установления доверительного контакта на оси: родители – педагоги;
- гармонизации детско-родительских отношений;
- установления доверительного контакта на оси: родители – педагог;
- обогащения воспитательных умений родителей.
- Содержательная и методическая часть.
Методический конструктор:
- создание и апробацию инновационных форм и методов развития компетенции родителей в вопросах воспитания с учетом особенностей восприятия современных взрослых;
- создание и апробацию инновационных форм вовлечения родителей в образовательный процесс с применением метода дополненной реальности;
- интерактивное взаимодействие родителей и педагогов с целью овладения конкретными умениями и навыками родителей и детей (в формате «семья – детям»;
- повышение мотивации воспитанников и развитие детской инициативы
- применение методов геймификации процесса обучения взрослых;
- исследование NPS – индекса потребительской лояльности.
Формы и методы, применяемые в работе с родителями.
В рамках реализации проекта «Умное родительство» = счастливая семья» проводим тематические совместные досуги, игры-развлечения, праздники, мастер-классы, гостиные, игровые тренинги, новогодние посиделки, проекты с участием родителей. Проводим «Познавательные выходные», вовлекаем в образовательное пространство ДОУ.
Создана «Почта доверия».
Применяем методы активации родителей:
- «мозговой штурм»;
- «Разнос;
- «коллективная запись»;
- «список прилагательных и определений».
Введение ФГОС ДО предполагает открытость образовательного процесса для родителей.
Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОО связаны с переориентацией современного дошкольного образования на индивидуализацию образовательного процесса. Он обеспечивает каждому ребенку возможность достичь планируемых результатов, исходя из его индивидуальных особенностей.
В ФГОС ДО учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации. ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Поэтому сложились предпосылки, необходимые для решения проблемы индивидуализации обучения дошкольников.
ДОО должно обеспечить ребенку зону для индивидуального развития, выстроить индивидуальный образовательный маршрут, опираясь на индивидуальные качества и способности. Однако не каждый ребенок может реализовать свой индивидуальный образовательный маршрут в условиях ДОО. Как же мы можем раскрыть его творческий потенциал? На помощь всем участникам образовательных отношений приходят дистанционные технологии, которые будут использоваться как средство расширения информационного образовательного пространства.
В настоящее время благодаря развитию информационно - коммуникативных технологий в области образования появился новый тип образовательной деятельности - дистанционное образование.
Применение дистанционных образовательных технологий - необходимость обеспечения качественного обучения и развития личности с учетом её индивидуальности через осуществление дистанционного обучения. Необходимость индивидуализации обучения с помощью дистанционных технологий очевидна для часто болеющих детей, детей-инвалидов и других категорий обучающихся, не имеющих возможности посещения детского сада очно; потребность в дистанционной форме обучения для дошкольников возрастает в период эпидемий, когда у обучающихся отсутствует возможность посещения детского сада.
Интернет – это возможность тренировать внимание и память, решать логические задачки, развивать мыслительные процессы. Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Через игру ребенок быстрее познает мир. С помощью компьютерных обучающих игр ребенок узнает много полезной информации и расширит свой кругозор, усовершенствовать различные навыки. Но, родителям необходимо контролировать и время, и подбор интернет-ресурсов. Каждый заинтересованный родитель хочет, чтобы его ребенок вырос не только здоровым физически, но и стал развитой, многогранной личностью. Только от родителей зависит, станет ли Интернет для ребенка источником негативного или позитивного опыта и стимулом к развитию.
Нашей задачей было помочь родителям использовать возможности ИКТ в нужном русле. Мы создали единую базу виртуальных экскурсий, игр, заданий, интерактивных пособий, подкастов, с помощью которых родители совместно с детьми дома развивают познавательный интерес, пополняют багаж знаний, преодолевают дефициты родительских компетенций. Родители активно используют наш интернет-ресурс.
Главной целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе. Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Использование виртуальной экскурсии позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Мы увидели, что большую роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие взрослого и ребенка: его активность уступает место активности ребенка, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Дети выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает их к самостоятельному поиску, исследованию.
Ожидаемые результаты проекта.
Детям:
- даст возможность стать счастливыми, инициативными, самостоятельными;
- существенное повышение качества образования за счет вовлечения родителей в образовательный процесс, обеспечения его дидактической привлекательности;
- возможность реализовать индивидуальную траекторию обучения;
- повышение мотивации детей к активному участию в совместной деятельности;
- возможность детям из неполных семей взаимодействовать в игре с папами других детей группы;
- стимулирование творчества, через поддержание когнитивных, аффективных, имагинативных (связанных с воображением) процессов и интерперсональную (межличностную) коммуникацию.
Родителям:
- осознание того, что ребенок говорит на 100 языках, каждый из которых уникален и требует индивидуального подхода;
- развитие родительских компетенций;
- повышение мотивации к совместной деятельности в детском саду;
- познание особенностей и возможностей своих детей;
- становление творческой семьи;
- возможность установления лучшего контакта с детьми на основе взаимопонимания и поддержки;
- повышение уровня удовлетворенности качеством образования.
Детскому саду:
- повышение уровня удовлетворенности родителей качеством образования;
- повышение уникальности ДОУ;
- развитие компетенций педагогов;
- возможность использовать полученный опыт в системе внутрифирменного развития педагогов;
- возможность реализации программы перехода к профессиональному стандарту «Педагог».
Педагогам:
- больше педагогических идей, освоение новых творческих подходов и взаимодействие с детьми и родителями в атмосфере тепла, принятия, уважения, творческой свободы;
- возможность использовать методический конструктор в педагогической практике;
- возможность развития компетенций «здесь и сейчас» непосредственно в образовательном процессе.
Критерии оценки успешности проекта:
- уровень интереса родителей к проекту (Источник – статистика активности. Критерий – повышение активности родителей группы по сравнению с другими группами);
- удовлетворенность родителей качеством образования (Шкала – от 1 до 10 баллов. Метод – NPS – индекс потребительской лояльности. Критерий – 60);
- рост мотивации педагогов ДОУ к использованию методического конструктора;
- удовлетворенность совместной деятельностью педагогов, применяемых методический конструктор;
- рост вовлечения родителей в образовательный процесс (Количество и качество совместных с родителями мероприятий).
При разработке и адаптации проекта мы опираемся на российский и зарубежный опыт.
Реджио-педагогика.
В основе Реджио-подхода лежит вера в силу и возможности ребенка, и в то, что любая деятельность может быть полезной и значимой для развития детей. Учить ребенка можно только тому, чему он сам хочет научиться. Творческое и индивидуальное изучение действительности должно быть и у взрослого, и у ребенка. Взрослый, заново глядящий на мир вместе с детьми, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием. «Зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский)
То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра сможет сделать самостоятельно (обучение ведет за собой развитие).
Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) – система положений о механизмах и условиях изменений, связанных с образованием у человека новых образов, действий, понятий.
Реализуя проект мы увидели, что:
- Дети охотнее идут в детский сад.
- Активно вовлекают своих родителей в образовательный процесс.
- Стираются границы между взрослыми и детьми.
- Повышается педагогическая компетентность родителей.
- Раскрывается творческий потенциал, развиваются коммуникативные способности у всех участников проекта.
- Активизировались папы (40% пап уже включились в совместную деятельность).
- Расширился спектр познавательных возможностей детей.
Используемый педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования и создает образовательное пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество.
Использование разнообразных форм взаимодействия педагогов с родителями помогает им из роли «зрителя» и «наблюдателя» перейти в позицию активного участника образовательного и воспитательного процесса и стать творческой семьей. Родители обучаются оптимальной деятельности с детьми.
Реализация проекта «Умное родительство» поможет выйти на уровень осознания родителями собственного незнания и сформировать устойчивую потребность в дальнейшем развитии, обеспечит счастливое детство и адекватное развитие детей; сформирует главные умения родителя: понять ребенка, помогать ему, ориентироваться на «зону ближайшего развития. Горящие глаза, радостный отклик детей, активность и доброжелательность родителей дают нам огромный заряд энергии, поиск новых идей, форм и методов работы.
«Умное родительство» = счастливое детство»
Собраться вместе – это начало.
Держаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это УСПЕХ!
- Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Галушко И.Г., Галушко А.В., Демчук Е.Р. Ознакомление родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий // Концепт. 2018. №V8. С.8-13.
- Выготский Л. С. Мышление и речь Издательство «Лабиринт», М.: 1999
- Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
- Корецкая С. В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» / С. В. Корецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/559339/ (дата обращения 29.09.2024)
- Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2020.
- Основы андрагогики под ред. Колесниковой И. А. М.: ACADEMA, 2017
- Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей, Сфера, 2022
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: «Центр педагогического образования», 2019
- http://www.firo.ru/