Конспект занятия «Путешествие в страну вежливых слов»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_vezhlivyh_slov.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Путешествие в страну вежливых слов»
Краткое тематическое содержание:
Цель:
формировать потребность у детей говорить вежливые слова, учить применять вежливые слова в жизни.
Задачи:
- воспитать вежливость, уважительное отношение к людям и самим себе, активизировать использование в речи вежливых слов.
-воспитывать навыки вежливости, здороваться, извиняться, прощаться.
- учить детей поддерживать диалог; побуждать детей употреблять в речи вежливые слова;
- формировать навыки детей в употреблении в речи слов, подходящих по смыслу для окончания фраз.
- закрепить у детей правила этикета, форму и технику общения при встрече.
- закрепить умения употреблять вежливые слова приветствия, доброму и вежливому отношению друг к другу, общей культуре поведения.
-обогащать словарный запас, память, мышление, выразительность речи.
Воспитывать желание использовать в речи «волшебные слова».
Оборудование:
Мяч, Карточки с загадками, слайды по произведениям детских писателей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые, волшебные слова.
Дидактическая игра с мячом: «Вежливые слова».
Воспитатель бросает детям мяч, а ребята по очереди называют вежливые слова.
Здравствуйте; до свидания; спасибо; пожалуйста. Доброе утро; спокойной ночи; приятного аппетита. Извините; будьте здоровы; будьте добры; привет.
Ребенок:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро! –
Улыбчивым лицам
И каждый становиться
Добрым доверчивым…
Пусть доброе утро
Длиться до вечера.
Воспитатель: Я сейчас прочитаю рассказы о детях.
1-й рассказ-стихотворение
-Встретил Витю я соседа
Встреча грустная была
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте зря от Вити
Ждал я слова. (извините)
А слово-то какое — очень дорогое!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, правильно поступил Витя? Как бы вы поступили в такой ситуации? (ответы детей) .
Воспитатель: Послушайте ещё рассказ.
-Был вежлив этот мальчик
И, право очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо»-говорил,
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу — не берите!
С. Маршак
Воспитатель: Дети, можно ли этого мальчика назвать воспитанным. Вежливым? Почему? (Ответы детей) .
Воспитатель: Ну и последний рассказ. Вам надо послушать и запомнить вежливые обращения.
Воспитатель: И так слушайте:
-Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном,
Его зовут. А впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите».
Произносить он не привык,
Простого слова «Извините»
Не одолел его язык
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день!»
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «Здравствуйте» бубнит.
И даже вместо «До свидания»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощание;
«Ну, я пошел. Пока! Всего!»
Воспитатель: Дети какие вежливые слова напомнило вам это стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель:
Какие это все-таки красивые слова «Здравствуйте!» - Мы желаем вам здоровья (здравия). Поэтому людям приятно это слово - приветствие.
А сейчас мы разыграем такую сценку.
1. Сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: «Здравствуй».
2. К девочке подходит второй мальчик и говорит: «Здравствуй, Настя».
Воспитатель:
- Какое приветствие улучшает настроение?
Оказывается, наши имена – тоже настоящие, волшебные слова.
- А почему? (обращаются именно к тебе, тебя помнят)
Воспитатель:
Все мамы хотят, чтобы их дети были вежливыми?
- А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливым?
Дети:
Вежливый человек пользуется словами вежливого обращения : здравствуйте, до свидания и т. д.
Вежливый человек говорит негромко, не кричит.
Вежливый человек не перебивает разговаривающих друг с другом людей и т. д.
Воспитатель:
Говорить вежливые слова, конечно же, нужно всегда,
Но для воспитанного человека этого мало.
Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться
«волшебными» словами, от которых становиться теплее и радостнее.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту,
рассеять плохое настроение.
Инсценировка сказки Виталия Бианки “Сова”
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей:
— Ты, Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
А Старик:
— Вишь, чем пугать вздумала! Утикай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ;
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши- то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
-Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу — что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Вопросы:
- Ребята, как вы думаете, что произошло?
- Почему сова не захотела больше дружить со стариком?
- Какие слова обидели Сову и почему?
- Какой плохой поступок совершили мыши?
- Как старик все исправил?
Воспитатель
В народе говорят: «Ветер рушит горы, а слово - дружбу».
Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
Дети
Грубое, недоброе, обидное слово способно разрушить дружбу, как
Сильный ветер разрушает горы.
Воспитатель
Ребята, как вы думаете, легко ли, хорошо ли жить без друзей?
Дети
Конечно, плохо без друзей.
Воспитатель
Почему без друзей плохо?
Дети
Без друзей скучно. Не с кем поделиться радостью. Не с кем поиграть.
Песня: «Когда мои друзья со мной».
Воспитатель (повторяет вопрос)
С другом веселей дорога. С друзьями нас много и ничего не страшно.
Одному справиться с чем – либо трудно, с другом легче.
Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Нет друга - ищи, а нашел – береги.
Не бросай друга в беде.
Ласковое слово - что весенний день.
На всякие приветы надо иметь ответы.
Добрые слова - дороже богатства.
Старый друг лучше новых двух.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Друг за друга в беде держаться – ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Воспитатель
Да, ласковое и доброе слово, да еще сказанное с улыбкой и
душу согревает.
Ребенок
С детства мы любим
Играть и смеяться
С детства мы учимся
Добрыми быть.
Вот бы такими
Всегда
Оставаться
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
Игра – разминка «Потерялось словечко»
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого(«Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит(«Добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы(«Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали(«Извините»)
5. Если тебя бранят за шалости, надо сказать(«Простите, пожалуйста»)
6. Где бы ни были, на прощание мы говорим(«До свидания»)
Ребенок
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
Игра
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем!
Загадки
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи)
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте.»
(так добры)
Воспитатель: Дети сегодня мы с вами сделаем открытки, и подарим их друг другу. Но прежде чем приступить к делу давай те немного разомнем наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел!
Воспитатель: Наши руки разогрелись и готовы приступить к работе.
У каждого из вас есть заготовки для открытки. Вам необходимо из этих заготовок сделать открытку.
Итог
Воспитатель
Сегодня мы говорили о вежливости, добре, добрых делах.
Какие вежливые слова вы запомнили?
В какую игру мы играли?
Какие пословицы о дружбе вам запомнились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в Страну Вежливость"
Данный конспект занятия способствует нравственному развитию детей. В конспекте занятия показано важное значение употребления в речи вежливых слов, раскрывается понятие слова "вежливость". Беседа, игро...
конспект занятия «Путешествие в страну Вежливости»
Представлен конспект активизированного общения детей дошкольного возраста...
Конспект занятия « Путешествие в страну вежливых слов» во 2 младшей группе
Конспект занятия « Путешествие в страну вежливых слов»во 2 младшей группе...
Конспект занятия "Путешествие в страну маленьких слов. Предлоги "в", "на", "под", "за".
конспект занятия...
Конспект занятия "Путешествие в страну Вежливости" старшая группа
Цель: способствовать нравственному развитию личности детей....
конспект занятия Путешествие в страну вежливости
Создание условий для закрепления представлений о добре, вежливости, способах их выражения у детей старшего дошкольного возраста....