Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание"
материал (старшая группа)
Воспитание детей любви к природе, своим родным, уважительное отношение к традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.docx | 15.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Духовно – нравственное воспитание»
Подготовила воспитатель:
Хлынцева О.А.
Свое выступление мне бы хотелось начать с высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Дошкольное детство – это период, когда у ребенка появляется потребность в самостоятельной деятельности, формируются осознание собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе, о семье и родной земле и стране. Именно в этом возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно осуществляться совместными усилиями дошкольной образовательной системой и семьей.
Что же такое духовно-нравственное воспитание? Это, прежде всего любовь к маме, родным, к Родине, любовь к природе, уважение к другим людям, сверстникам, уважительное отношение к народным традициям и творчеству.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе ДОУ» и включает в себя все образовательные области.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Духовно – нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков персонажей художественных произведений. Первые произведения, с которыми знакомится ребёнок – это сказки.
Посредством событий в сказке можно усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие - лень), развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца.
Сказка не даёт прямых наставлений детям «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, возвращаясь к тексту сказки. Например: сказка «Репка» учит быть дружными; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию, а ещё учит не доверять незнакомым и т. д.
Нравственное воспитание детей происходит на протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда в которой он развивается и растёт. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребёнком и воспринимаются им как правило, в качестве общепринятой нормы. Я считаю, что очень важно заниматься духовно – нравственным воспитанием детей с раннего возраста.
Беседуя с родителями на разные темы воспитания ребёнка, даю им понять, что всё то, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти человек.
Совместно с музыкальным руководителем проводятся для детей народные праздники: Рождество, Колядки, Масленица, Пасха. Совместно с родителями проводятся выставки поделок из природного материала на Осенний праздник, Новогодний праздник.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» Антон Семёнович Макаренко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:Духовно-нравственное воспитание детей в семье"
В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Гегель Г.Ф. Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитание...
Презентация на тему: " Духовность- как нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в ...
Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей в семье"
Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей в семье"...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ» (из опыта работы)
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственн...
Доклад на тему Духовно – нравственное воспитание дошкольников в едином образовательном пространстве ДОУ (особенности внедрения интегрированного курса «Белгородоведение»)
определение уховно-нравственному развитию;Основные формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей;цель Д-н воспитания;з-адачи д-н воспитанияосновные принципы духовно-нр...
Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха, эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формитрования нового человека....