Ценности семейного воспитания
консультация

Дедюкина Люция Ильинична

10 декабря 2024 года выступила с авторским семинаром "Ценности семейного воспитания, преемственность поколений", где транслировали собственный опыт семейного воспитания Дедюкиных. Также поделились своими семейными традициями мои дочери Надежда Михайловна Дмитриева и Мария Михайловна Потапова. Слушателями семинара были родители и педагоги МБДОУ ЦРР "Детский сад № 8 "Родничок" ГО "город Якутск".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_tsennosti_semeynogo_vospitaniya.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дедюкина Люция Ильинична, тьютор

МБДОУ ЦРР-Детский сад №8 «Родничок»

ГО «город Якутск»

Республика Саха (Якутия)

Ценности семейного воспитания

Семейное законодательство РФ устанавливает преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей, а также несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном развитии своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ).

          «Позитивное (ответственное)» воспитание детей родителями – поведение родителей в отношение воспитания, развития способностей, уважения интересов и взглядов ребенка, и создание условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться.

           Родители должны обеспечивать своим детям:

  1.  Заботу (что означает удовлетворение потребностей ребенка в любви, теплоте и безопасности);

2. Руководство (что означает регулярное со стороны родителей обеспечение детям чувства безопасности и предсказуемости. И при этом необходимой гибкости в воспитательных подходах и отношениях);

  1. Признание (что относится к потребности каждого ребенка в том, чтоб его увидели, выслушали и оценили их как личность);
  2. Развитие способности (что направлено на укрепление сознания ребенком своих возможностей и самостоятельности);
  3. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ст.64 СК).

Условия для успешного решения родительских задач:

  • Зрелость самих родителей.
  • Родительская любовь.
  • Родительский авторитет.

Чтобы стать ответственными родителями, достаточно освоить три основных умения:

•   уметь слышать ребенка;

  • уметь выражать чувства и слово доступно для понимания ребенка;

 •  уметь договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба участника.

        Родительство обладает огромной социальной значимостью, поскольку имеет отношение к развитию и благополучию института семьи и общества в целом, очевидна стоит необходимость разговора об ответственном, эффективном родительстве.

             В последнее время интерес к традициям семейного воспитания и к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием  национального самосознания, но и с тем, что становится все более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня рождения.

  Слово «Традиция» (от лат. Traditio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение: обычаи, порядки, правила поведения.

  В основе традиций лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс семейного воспитания.

   Как педагог и пропагандист семейного воспитания, хотелось вы представить некоторые наши семейные ценности.

История нашей семьи Дедюкиных похожа на историю всех счастливых семей, для которых счастье строится из самых, казалось бы, обычных жизненных событий: первая встреча, влюбленность, рождение трех желанных детей, появление внуков, любимое дело, взаимопонимание и уважение.

С рождения первого ребенка, с 1988 года мы заполняем перекидной настольный календарь, где ежедневно пишем, как растут дети, внуки, новости семьи, так день за днем, год за годом вот 37 лет заполняем наш ежедневник. Также своими руками нашим детям составили фотоальбомы, где от дня рождения до года по месяцам заполняется таблица, где указан рост, вес. По фотографиям сочиняем сказку о развитии ребенка, там же прикрепляем отпечатки ладошек, стопы, первые волосинки, поздравительные телеграммы, открытки.

Со дня выписки с ребенком разговариваем, читаем выразительно стишки, при этом руками делаем движения. Это работа проводится систематически и ежедневно по 1-2 минутки, затем потихоньку продлеваем время «урока». У малыша развивается слуховая и зрительная память.  3-месячный ребенок уже начинает различать интонацию, видит, как двигается рука, радуется. 7-8 месячный малыш уже пытается повторять за взрослым. Благодаря каждодневной работе по развитию речи наше чадо начинает свободно говорить с годовалого возраста. Чтобы сосредоточить внимание, развивать устойчивую память для детей заводили тетрадку по развитию речи, где записываем тексты разученных песен, стишков, что глаголит устами младенца, смешные истории. Поскольку ребенок 1-2 года не умеет читать, с целью привлечь его интерес к познанию стишкам приклеиваем картинки или сами нарисуем. Например, пишем текст стишка о зайчике и рядом рисуем зайчика. Со временем, благодаря постоянной работе у ребенка получается целая книжка с картинками. Теперь, стоит вопрос закрепления. Каждый вечер по несколько минут надо уделить малышу, можно устроить маленький концерт, где мама-конферансье, папа – музыкант, а ребенок главный артист, повторяем стишки, песенки. И мы дарим малышу аплодисменты. Стишки, песенки   по дороге в садик, во время прогулки, так шаг за шагом ребенок развивает свою речь. С помощью тетрадки по развитию речи наши дети начали самостоятельно читать с пяти лет. С целью привития культуру чтения мы своим детям дарили по праздникам книжки с алгысом (благословением), а внукам со дня выписки до 2-х лет каждый месяц дарим книжки с пожеланием здоровья и добра, теперь у них получилась целая библиотечка и они с удовольствием читают, смотрят, занимаются, это очень радует. Практикуем также поход в детскую библиотеку. С 2 лет у детей и внуков оформляли читательский билет.

С 8-9 месяцев берем на руки карандаш и на альбоме формата а-4 начинаем вместе рисовать, сначала чертим «точки» - «это дождик пошел», на следующий раз «палочки» - «травки», дальше «полоски», это у нас «дорога». В процессе рисования то, что чертим, говорим вслух. Продолжительность работы 1-2 минутки, 2-3 раза в неделю. Через недельку две-три, чтобы привлечь внимание малыша теперь берем цветную ручку. Работу малыша комментируем, ставим дату и возраст.

 С 1991 года, вот уже 31 год выпускаем семейную газету «Алаһа», где пишем успехи наших детей, пожелания на знаменательные дни нашей семьи. В газете также фиксируем участия детей в различные конкурсы, соревнования, семейные новости, результаты и достижения по итогам уходящего года.

  С возрастом детей наши формы воспитания также прибавляются, обновляются.

  В нашей семье составлены генеалогические древа, появился интерес к своим корням, создали фотоальбом «Моя родословная», имеется веб-сайт «Наши корни - рода Тээкэ».

  Мы считаем, что семья должна создать почву развития эмоциональности, однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий и усилий немалых.

  Приходит на смену школьная пора. Мы  постоянно держали связь со школой, старались  быть  активными участниками образовательного, воспитательного  процесса в школе. По вечерам сидели рядом с ребенком, когда он делает уроки, ребенок может многое не понимать или пропустить на уроке, если родитель проявляет внимание к внутреннему миру ребенка: чем он интересуется, что его радует, что печалит, чего он не запомнил, то у ребенка не будет проблем с учебой.

 Поддерживая внеклассное чтение детей и их одноклассников,  мы всего 12 лет организовали массовую коллективную подписку на газетах «Кэскил» и «Юность севера», и эти газеты лично доставляли в школу. Благодаря участию к конкурсам, проводимых  данными детскими газетами, наши дети достигли немалых успехов, что потом помогло при выборе будущей профессии. Помимо детского сада и школы, мы своих детей по их выбору водили на творческие студии, в музыкальную школу, спортивные секции, они были участниками НПК «Шаг в будущее», лауреатами республиканских, Всероссийских, международных конкурсов.

Эффективность целенаправленной работы в воспитании здорового человека  начинается от семьи, и во многом определяется выбором форм взаимодействия всех членов семьи. Таким образом, привели некоторые формы работы  с детьми на примере нашей семьи.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок родителей, успех не приходит сразу, надо долго и упорно трудиться. Надо только взяться,  начать и не остановиться, постоянно надо искать и найти новые и новые формы, методы воспитания.

Поднимитесь по ступенькам воспитания вместе.

Использованная литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы.- М., 1993.
  2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание, М., Академия, 2000
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ценности семейного воспитания»

Успешное воспитание в семье вполне по силам преданным своему долгу родителям....

Консультация для родителей: "Ценности семейного воспитания".

Успешное воспитание в семье вполне по силам преданным своему долгу родителям. Однако никто не гарантирует вам совершенного ребенка. Стремитесь в своих усилиях быть хорошими родителями. Многим родителя...

Консультация для родителей «Ценности семейного воспитания» (в рамках работы над проектом «Портфолио дошкольника»)

Важной проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. В настоящее время наблюдается дефицит добра, любви, сострадания в детской среде. Одной из причин этих явлений явл...

«Руководство для родителей по воспитанию детей. Ценности семейного воспитания»

Успешное воспитание в семье вполне по силам преданным своему долгу родителям. Однако никто не гарантирует вам совершенного ребенка. Стремитесь в своих усилиях быть хорошими родителями....