Сенсорное развитие ребенка прихоть современности Или важные этап в обучении с 2 до 4 лет.
учебно-методический материал (младшая группа)
Вы замечали, что современные дети сильно отличаются от нас в детстве? Как маленький ребенок воспринимает мир? В чем отличие восприятия малыша от восприятия взрослого?
Сейчас среда, окружающая нас, становится все более информационно насыщенной, иногда и агрессивной. Весь современный мир насыщен раздражителями. Ребенок рождается в этот мир и с рождения получает сильнейшие воздействия из окружающей среды на сенсорные системы.
Дети воспринимают информацию без фильтров, непосредственно, у них отсутствует опыт и умение обрабатывать информацию, они принимают поступающую информацию в полном объеме. Поэтому они подмечают детали и, порой, замечают некоторые очевидные вещи, которые мы перестали видеть в силу ограниченности нашего восприятия фильтрами. У детей восприятие не ограниченное, и именно это позволяет получать им больше информации об окружающем мире, чем можем получить мы. Поэтому дети часто страдают от сенсорной интоксикации (так я называю переизбыток информации извне).
«Как же так?» —спросите вы.
- Давайте разбираться!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_ot_2_do_4.docx | 126.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие ребенка прихоть современности Или важные этап в обучении с 2 до 4 лет.
Воспитатель
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Муниципальный детский сад «Золотой петушок»
Шахсимирзаева Людмила Александровна
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Людмила Александровна Шахсимирзаева.
Я воспитатель первой младшей группы «Цыплята» в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Муниципальный детский сад «Золотой петушок».
Вы замечали, что современные дети сильно отличаются от нас в детстве? Как маленький ребенок воспринимает мир? В чем отличие восприятия малыша от восприятия взрослого?
Сейчас среда, окружающая нас, становится все более информационно насыщенной, иногда и агрессивной. Весь современный мир насыщен раздражителями. Ребенок рождается в этот мир и с рождения получает сильнейшие воздействия из окружающей среды на сенсорные системы:
– ЗРИТЕЛЬНЫЕ (мелькание телевизоров, гаджетов, наружной рекламы, пестрота улиц, витрины…)
– СЛУХОВЫЕ (обилие звуков – стройка, ремонт, музыка, транспорт, гаджеты, шумовые и звуковые игрушки…)
– ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ (загрязненный воздух, пассивное курение, обилие парфюмов, стиральные порошки, кондиционеры…),
– ВКУСОВЫЕ – если малыша начинают кормить со взрослого стола – это переизбыток соли и сахара, приправы, отдельно выделим небезопасный глутамат натрия…).
– ОСЯЗАНИЕ (это тактильные ощущения, проприорецепция, ощущение себя в пространстве и относительно него, ощущение собственного тела и умение им владеть).
Дети воспринимают информацию без фильтров, непосредственно, у них отсутствует опыт и умение обрабатывать информацию, они принимают поступающую информацию в полном объеме. Поэтому они подмечают детали и, порой, замечают некоторые очевидные вещи, которые мы перестали видеть в силу ограниченности нашего восприятия фильтрами. У детей восприятие не ограниченное, и именно это позволяет получать им больше информации об окружающем мире, чем можем получить мы. Поэтому дети часто страдают от сенсорной интоксикации (так я называю переизбыток информации извне).
«Как же так?» —спросите вы.
- Давайте разбираться!
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности, что указывает на необходимость создания и оснащения предметно-пространственной развивающей среды.
Именно в раннем детстве важно ребенка насыщать сенсорно, так как именно в этот период он наиболее восприимчив к сенсорным воздействиям.
Сенсорное развитие происходит через усвоение и понимание малышом свойств предметов: форма, цвет, величина, вес, объем, тактильные ощущения...
В этом усвоении очень важна помощь взрослого, чтобы объяснить малышу эти свойства, ощущения, потому что малыш не может самостоятельно полноценно интерпретировать свои ощущения.
У меня возник вопрос: «Откуда взять материальные средства?».
И здесь нам на помощь приходит сенсорная коробка.
Я считают, что сенсорика — это фундамент дальнейшей жизни.
На моих занятиях сенсорному развитию я уделяю особое внимание, а также учу родителей правильно и бережно развивать своего малыша в этом направлении.
Для произвольных действий предлагаю малышам сенсорные коробочки, состоящие из двух-трех элементов по темам (морская, пляжная, строительная...). Или сенсорные коробочки с предметами, собранными по цвету (монохромные).
Предлагаю играть с водой, сыпучими материалами, бумагой, тканями, шуршащими, шелестящими материалами.
Во время игр обращаю внимание малышей не только на то, как выглядит материал, но и какие ощущения даёт при соприкосновении (масса разных свойств), какие звуки мы слышим.
Максимально описываю ощущения от всех воспринимающих систем.
Таким образом, одновременно развиваем речь ребенка, его осознанность. В таких играх развивается и мелкая моторика рук.
А еще малышам очень важно видеть реакцию значимых взрослых на происходящее, чтобы учиться правильно оценивать, интерпретировать и фильтровать информацию.
Так что же такое сенсорная коробка, и чем она полезна для развития детей дошкольного возраста.
Сенсорная коробочка - универсальная развивающая игрушка для детей, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.
Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.
Как показывает наработанный мною опыт, сенсорные коробки, являются доступными и более привлекательными для детей.
ЦЕЛЬ:
1. Развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
2. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений.
ЗАДАЧИ:
1. Развивающие:
Развитие сенсорных анализаторов; развитие мелкой моторики; развитие мышления; развитие творческих способностей и креативности ребенка.
2. Обучающие:
Обеспечение детей дошкольного возраста познавательной средой: ознакомление с цветовой палитрой; с природными материалами, другой различной необходимой тематикой (транспорт, огород, деревня, дом и прочее).
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу; прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей.
Наполнение:
Всевозможные крупы: гречка, рис, пшено, перловка, манка, овсянка. Бобовые: фасоль, горох. Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.
Природный материал: песок, камни, перья.
Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы. Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.
Предметы, с которыми можно играть: мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты ткани, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, деревянные игрушки.
Техника безопасности во время занятия с сенсорными коробками.
1. Занятие (игра) проводится группами по 2-3 ребенка, или индивидуально.
2. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.
Сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр.
Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке.
Сенсорные коробочки можно использовать при изучении различных тем.
Например: цвет, форма и сортировка переметов.
Как я применяю на практике.
Этапы работы с сыпучими материалами
1.Знакомство с сыпучим материалом. Используются игры и упражнения, направленные
на развитие ручной моторики (пересыпание, перекладывание)
2. Игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, что
способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания.
3. Игры, способствующие развитию движений пальцев на каждой руке, развитию
внимания, подражания, умения анализировать и воспроизводить несложный
образец(узор).
4. Игры и занятия, формирующие у детей интерес к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, аппликации.
Правила работы с сенсорными коробками и их хранение
Правила работы:
- Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
- Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
- Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
- При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
- До и после окончания работы- помыть руки с мылом!
Хранение:
В герметичных упаковках: в зип-пакетах, в пластиковом контейнере. Замена круп – 1 раз в год.
Заключение:
Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Использование сенсорной коробочки благоприятно скажется на развитие ребенка дошкольного возраста.
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
А увлеченно играя, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте.
Также обратила внимание, что дети с радостью приходят в детский сад, ведь здесь их ждут игры, сделанные с душой.
Сенсорные игры должны обязательно быть в занятиях с малышами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ДОКЛАДА:
* Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой/ издание 6-Е/ М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.;
* Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования: Методическое пособие/ Под редакцией О.А. Шиян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.;
* Современный детский сад. Каким он должен быть/ Под редакцией О.А. Шиян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.;
* Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
* Кириенко В. Л. Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 31-33.
* Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М: Просвещение, 2009.
* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.
* Кошельченко А. С. Организация работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством исследования наглядно-дидактического материала // Интерактивная наука. - 2021. - №4 (59). – С. 20-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №93 г.Карталы»...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения...
Консультация для родителей на тему : «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
Уважаемые родители, одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Предлагаю Вашему вниманию статью ...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-...
Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению» (сам.обр.)
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексн...