Проект "Скоро, скоро Новый Год"
проект (подготовительная группа)

Медведкова Татьяна Михайловна

    Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней. При подготовке к празднованию Нового года у детей возникает много вопросов: а почему на Новый год ставят именно ёлку? Для чего её украшают? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А какие подарки он принесёт? Стараясь ответить на все вопросы детей и анализируя совместную деятельность на тему «Новый год» выявила, что воспитанники мало что знают, о истории появления праздника в России,  о праздновании нового года в других странах. У них недостаточно информации, о именах соратников дедов морозов в других странах. Дошкольники знают только, что в Америке Деда Мороза называют Санта Клаус. Поэтому появилась потребность реализовать детский информационно- творческий проект, в рамках которого дети познакомятся с историей появления праздника в России, узнают о именах Дедов Морозов в разных странах, попробуют совместно с родителями изготовить и нарядить свою новогоднюю ёлку, разучить зимние подвижные игры и поучавствовать в зимних забавах, разучить новогодние стихи, песни, хороводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novyy_god_u_vorot_-_2024.docx47.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Скоро, скоро Новый год».

                                                                                    Автор проекта:

                                                                                    Воспитатель  подготовительной группы № 12

                                                                                 Медведкова Т.М.

Паспорт проекта.

Сроки реализации: 4 декабря  - 19 декабря   2024г.

Вид проекта: Информационный, практико- ориентированный, творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Проблема:

    Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней. При подготовке к празднованию Нового года у детей возникает много вопросов: а почему на Новый год ставят именно ёлку? Для чего её украшают? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А какие подарки он принесёт? Стараясь ответить на все вопросы детей и анализируя совместную деятельность на тему «Новый год» выявила, что воспитанники мало что знают, о истории появления праздника в России,  о праздновании нового года в других странах. У них недостаточно информации, о именах соратников дедов морозов в других странах. Дошкольники знают только, что в Америке Деда Мороза называют Санта Клаус. Поэтому появилась потребность реализовать детский информационно- творческий проект, в рамках которого дети познакомятся с историей появления праздника в России, узнают о именах Дедов Морозов в разных странах, попробуют совместно с родителями изготовить и нарядить свою новогоднюю ёлку, разучить зимние подвижные игры и поучавствовать в зимних забавах, разучить новогодние стихи, песни, хороводы.

Актуальность:

                          Самый любимый и долгожданный праздник детей - Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, подарки под елкой, веселый праздник- все это не сравнится ни с чем! Но в результате бесед с детьми, выяснилось, что мало знают историю возникновения праздника и его традиций, традиции празднования Нового года в других странах. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этом. Не секрет, что малышам сложнее всего ждать, а тем более ждать праздника. Поэтому, одной из моих задач было сделать это ожидание веселым, приятным и полезным для детей.

При разработке  проекта была использована модель «трех вопросов»:

Что я знаю?

(Содержание – что дети уже знают)

Что я хочу знать?

(План – тема проекта)

Как узнать?

     (Источники новых знаний, средства)

Таким образом, исходя из вышесказанного, сформулирована цель, задачи, предполагаемый результат проекта.

Цель:

Расширение уровня информативности старших дошкольников об истории празднования нового года в России и других странах.

Задачи:

  • познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года,
  • расширить знания о праздновании Нового года,
  • приобщать детей к национальным ценностям и традициям празднования Нового года  в России;
  •  ознакомление детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах развивать доброжелательные, позитивные отношения друг с другом,
  •  развивать речевые навыки детей, обогащать и развивать словарный запас,
  •  развивать творческие способности,
  •  воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками взрослыми в процессе совместной деятельности,
  •  заинтересовать родителей принять активное участие в жизни ребенка в ДОУ.
  •  привлечь родителей к работе над проектом.
  • подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
  • взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Планируемые результаты:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире.
  • Обогащение представлений детей о театре, его роли в воспитании детей.
  • Повышение уровня сформированности нравственно - патриотических чувств воспитанников.
  • Знание правил поведения в театре, соблюдение их.
  • Расширить знания детей о современном театральном искусстве, закрепить основы норм поведения в театре.
  •  Развивать у дошкольников диалогическую речь, использование навыков театрального искусства (мимика, пантомимика, жесты, голос), эмоциональность и выразительность в речевых высказываниях
  •  Воспитать способность стойкий интерес и положительное отношение к сценическому искусству, желание выступать и умение быть слушателем.
  •  Активное участие родителей в реализации проекта.

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно воспитателю. Приобщая детей к  театру, мы развиваем личность каждого ребенка.

Методы и формы:

  • совместная деятельность педагога с детьми,
  • беседы,
  • чтение художественной литературы,
  •  оформление  информационного стенда в родительском уголке,
  • творческая деятельность по теме проекта.

                                                                       Предполагаемый результат:

Работа с детьми:  расширение и обогащение знаний детей о праздновании Нового года, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в разных странах. Раскрытие возможностей и творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Развитие инициативы, активности, самостоятельности. Сплочение коллектива детей через совместную деятельность, самореализация.

Работа с родителями: ознакомление с историей празднования Нового года в разных странах. Повышение педагогической грамотности родителей через использование информационного, наглядно-иллюстративного материал. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников  «Безопасность детей во время новогодних праздников».

 Памятка для родителей: «Правила поведения и безопасности детей на льду в зимний период».

                                                 Продукт проекта:

  • Для детей: рисунки, оформление мини музея.

       • Для педагогов: презентация проекта, конспекты мероприятий, образец планирования.

       • Для родителей: материалы для консультации – папки передвижки, интерес к новому сотрудничеству    

         с ДОУ.

Предварительная работа:

  • Знакомство с произведениями художественной литературы.
  • Беседы по заданной тематике проекта.
  • Рассматривание иллюстраций, картинок, картин по теме проекта.
  • Просмотры мультфильмов по данной тематике, фильмов, документальных фильмов.
  • Прослушивание музыкальных произведений  по теме проекта.

Краткое содержание: Наш проект проводился в три этапа: подготовительный, организационно-практический и заключительный.  Вся работа велась в двух направлениях: работа с детьми и работа с родителями.

Образовательные области по ФГОС ДО: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Этапы проекта:

I этап.  Подготовительный.

  • Опрос родителей - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам;
  • Наблюдение за детской деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам;
  • Консультация для родителей: «История возникновения празднования Нового года», «Пришла зима – радость принесла». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе, совместное создание условий для реализации проекта.
  • Подбор наглядного материала, т. д. Создать условия для реализации проекта: уголки, презентации и т. д.

II этап. Основной.

  •  Чтение информации: «История нового года в России», «Здравствуй, Дедушка Мороз!», Коллеги Деда Мороза, Всё о Санта-Клаусе.
  •  Чтение и пересказ сказки О. Онисимовой «Сказка о яблоне и ёлке», русских народных сказок «Два мороза» и «Морозко».
  •  Беседа «За что я люблю Новый год?»
  •  Прогулка рисование на снегу «Ёлочные игрушки». «Ёлкины игрушки, шишики мишки и хлопушки»
  •  Беседа на тему «Новый год».
  •  Рассматривание иллюстраций «Соратники деда Мороза в разных странах».
  •  Чтение сказки «Как ёлочные игрушки поссорились».
  • Рисование «Что мне принесет Дед Мороз».
  •  Размышление на тему «О чём могут говорить две елки?», Чтение стихотворений И. Никитина и Н. Григорьева.
  • Зимние забавы «К нам в гости пришёл снеговик». (разучивание зимних подвижных игр).
  • Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.
  •  Обобщение и подведение итогов вместе с детьми.
  • Посещение музея «Детский музейный центр  исторического воспитания», где посетили экскурсию под названием  «Рождество в старом доме» и мастер- класс «Новогодний ангел» .
  • Рисование; Лепка; Аппликация;
  • Праздники и развлечения;
  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры;
  • Чтение русских народных сказок;
  • Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.
  • Мастер-класс с родителями «Ёлочное украшение-всем на удивление»

III этап. Заключительный.

  • Оформление паспорта проекта;
  • Мониторинг результатов проекта; 
  • Мастер- класс «Ёлочное украшение- всем на удивление»

Результаты реализации проекта:

       В результате реализации данного проекта у детей повысился познавательный и творческий интерес к данной теме, сформировались навыки исследовательской деятельности, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, устанавливать доверительные отношения. Мотив «хотим узнать» на начальной стадии  реализации проекта к его окончанию сменился на мотив «хотим рассказать удивление» способствовал раскрытию возможностей и творческих способностей детей. У детей создалось праздничное настроение.

Для педагога: проект способствовал обогащению педагогического опыта, а  также сближению педагога с детьми,  самореализации.

Для родителей: обогатились и расширились знания. Проект способствовал поддержанию праздничного настроения.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

 

Календарно-тематический план

Дата

Тема

Мероприятие

4 декабря  (среда)

ОБЖ

Беседа

Игровые ситуации

 «Чем опасен сильный мороз», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках».

«Путешествие к Деду Морозу»

5декабря (четверг)

С/ Р

«Хочу всё знать»

С/ Р: «Магазин» (отдел новогодние игрушки)

 «Чем опасны новогодние огни». (О безопасном использование елочных гирлянд, бенгальских огней, хлопушек).

6 декабря (пятница)

Дидактические игры

Лепка (пластилинография)

«Четыре времени года», «Ателье зимней одежды», «Найди самую большую и маленькую елку».

«Снежинка на ладошке»

7 декабря (суббота)

Посещение музея

Экскурсия

Мастер-класс

«Детский музейный центр  исторического воспитания», где посетили экскурсию под названием  «Рождество в старом доме» и мастер- класс «Новогодний ангел»

9 декабря (понедельник)

      Наблюдения

         

             Д/игры

Размышление на тему

 «Наблюдение за елью», «Сравним живую ель и игрушечную»

  «Выкладывание елочки из палочек», «Собери елочку», «Составь узор», «Найди ошибки».

«О чём могут говорить две елки?»

10 декабря (вторник)

Рисование

Разучивание стихотворения

В. Берестова

 «У лса на опушке живёт зима в избушке»

 

«Новогоднее происшествие»

11 декабря (среда)

Чтение рнс «Снегурочка»

Д/игры: 

Загадывание загадок

    «Снегурочка»

«Подскажи словечко». «Подбери признак к предмету». «Я начну, а ты продолжи».

Приложение № 2

12 декабря (четверг)

Слушание музыкальных произведений и песен.

«Интеллектуальная беседа

По теме проекта: разучивание песен, танцев, стихов к Новогоднему утреннику.

Чайковский «Щелкунчик», «Во сыром бору елочка»

«Новогодние истории».Приложение № 1

13 декабря (пятница)

Совместная

продуктивная

деятельность-лепка

Познавательная беседа:

«Снежинка» пластилинография

«Что такое Новый год?»

16 декабря (понедельник)

Рассматривание иллюстраций

Чтение сказки

 «Соратники деда Мороза в разных странах».

 «Как ёлочные игрушки поссорились».

17 декабря (вторник)

Просмотр видео

Ребенок и окружающий мир

Загадки

«Как встречают Новый год в разных странах мира».

  «Новогодние обычаи» -познакомить детей с новогодними обычаями нашей страны и других стран

Приложение № 2

18 декабря (среда)

Чтение произведения  А.Усачева

Беседа

Зимние забавы

«Откуда приходит Новый год»

«Помощники Деда Мороза в других странах»

«К нам в гости пришёл снеговик».

19 декабря (четверг)

Мастер-класс с родителями

Чтение сказки С.Козлова

Беседа

«Елочное украшение- всем на удивление»

«Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год»

« Новый год ,семейные традиции», « Письмо Деду Морозу?» «Праздник Новый год в саду», «Колядки –это»

С целью определения уровня развития у детей представлений о Праздновании нового года использовалась   индивидуальная беседа по вопросам:

  • Какие зимние игры ты знаешь? В какие любишь играть?
  • Какие знаешь  праздники ты знаешь, и какие тебе особенно нравятся? Чем?
  • Любишь ли ты сказки о Новом годе, Дедушке Морозе, Снегурочке? Чему учат эти сказки?
  • Как ты понимаешь пословицу «Дед мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам посещает.»?
  • Что значит « Много снега – много хлеба»?
  • Какую новогоднюю песню ты бы хотел исполнить?

Приложение № 1 «Интеллектуальная беседа «Новогодние истории».

Вопросы беседы:

Кто ввел указ о праздновании нового года 1 января?
Чем раньше украшали ёлку на праздники?
Как называют Деда Мороза в разных странах мира?
Назовите транспорт Санта Клауса. (Олени).
Какой дед Мороз приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг? (Синтер Клаас - Нидерланды, Голландия).
Кто оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом? (Баббо или Баббе Натале - Италия).

Проанализировав результаты интеллектуальной беседы, выявила, что у детей повысился уровень представлений о праздновании нового года в разных странах. 85% детей имеют представления об истории празднования нового года в России, условиях появления новогодней елки и елочных украшений. Проявляют интерес и творчество в процессе создания новогодних игрушек.

Приложение № 2 «Загадки»

Елочка с игрушками,

Клоуны с хлопушками.

Веселится весь народ!

Что за праздник? (Новый год)

В нем двенадцать месяцев

Запросто уместятся.

Всех их вместе соберет

Одно слово, это... (год2

Украшена игрушками,

Шарами и хлопушками —

Не пальма, не сосеночка,

А праздничная... (елочка)

Он с подарками приходит,

Хороводы с нами водит.

Белой бородой оброс

Добрый Дедушка... (Мороз)

 

К детям в гости Дед Мороз

Внучку на санях привез.

Снежная фигурка —

К нам придет... (Снегурка)

И в коробки, и в пакеты

Упакованы конфеты.

Фантики так ярки!

Будут всем... (подарки)

 

Целый год лежал на полке,

А теперь висит на елке.

Это не фонарик,

А стеклянный... (шарик)

Быстро огоньки мигают,

Сверху вниз перебегают.

Эта дружная команда

Называется... (гирлянда)

На красавице лесной

Золотится дождь волной —

С серебристого шнура

Вниз свисает... (мишура)

Вьюга по двору гуляет,

В доме елочка сверкает.

Дети водят хоровод.

Что за праздник? (Новый год)

Вся в огнях большая елка,

Вверх летят петарды звонко.

Снег на улице идет.

Наступает... (Новый год)

Все на елочке игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет.

Что за праздник? (Новый год)

Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза — угольки.
Руки — сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (Снежная баба)

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? (Дед Мороз)

Мы купили вешалку
С звездою на макушке.
Повесили на вешалку
Не шапки, а игрушки! (Ёлка)

Все поют и веселятся,
Водят дружный хоровод,
Потому что нынче праздник.
Что за праздник? (Новый год)

Приложение № 3 « Дидактические игры».

Игра «Дед Мороз раздает подарки»

Чему учится ребенок: образовывать слова при помощи суффиксов; согласовывать имя существительное с прилагательным в роде и числе.

Оснащение: игрушечный Дед Мороз; елочные игрушки; две игрушечные грузовые машины (большая и маленькая); сюжетная и предметные картинки

Ход игры: подготовьтесь заранее к игре. Подберите елочные игрушки, одинаковые по фактуре и цвету, отличающиеся только по величине.

Предложите малышу поиграть. Поставьте перед ним две машины – большую и маленькую. Попросите его назвать величину каждой машины.

Спросите, как можно ласково назвать маленькую машину (машиночка, машинка). Предложите ребенку сложить подарки в машину. Большие подарки - в большую машину, маленькие  - в маленькую машинку.

Усложнение возможно за счет смены условий задания: сложи большие подарки в маленькую машину, а маленькие - в большую и т.д.

Предложите ребенку назвать ласково подарки из маленькой машины: куколка, конфетка, мячик.

Повторите игру, используя картинки.

Игра «Собери елочные игрушки»

Чему учится ребенок: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать существительное с прилагательным в роде.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки.

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте елочные игрушки и разложите их на елке на сюжетной картинке.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делают дети?» (снимают игрушки с елки) «Куда они складывают елочные игрушки?» (в коробки).

Попросите ребенка назвать цвет каждой коробки (синяя коробка и красная коробка). Следите за тем, чтобы он согласовывал имена существительные с прилагательными в роде.

Предложите ребенку помочь детям сложить елочные игрушки в коробки. Попросите его переложить лежащие на елке игрушки на соответствующие нарисованные коробки. Поставь условие: «Игрушки красного цвета нужно сложить в коробку такого же, красного цвета».

Усложнение возможно за счет увеличения количества вариантов выполнения задания: игрушки красного цвета – в синюю коробку, игрушки синего цвета – в желтую коробку, в каждую коробку – по одной игрушке каждого цвета.

Когда ребенок выполнит задание, предложите ему рассказать, какие игрушки и какого цвета он «сложил» в коробку.

Игра «Длинный – короткий»

Чему учится ребенок: различать величину предметов; правильно ее называть (длинный, короткий); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. приложение, рис. 9).

Ход игры: покажите ребенку сюжетную картинку. Предложите ему помочь Снегурочке нарядить две новогодние елки (высокую и низкую).

Рассмотрите вместе предметные картинки с изображением елочных украшений. Попросите малыша назвать их. Предложите ему определить величину каждого предмета и назвать ее (длинные бусы – короткие бусы, длинная цепочка – короткая цепочка, длинная гирлянда – короткая гирлянда).

Предложите малышу помочь Снегурочке – провести линию цветным карандашом от длинных елочных украшений к высокой елке, а от коротких елочных украшений – к низенькой елочке.

Игра «Что в мешке?»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные с предлогом «в»; соотносить числительное «один» и наречие «много» с количеством предметов.

Оснащение: игрушечный еж; красиво украшенный мешочек с подарками.

Ход игры: положите мешочек с новогодними подарками на спинку ежа. Возьмите игрушку и «ведите» ее по столу (или полу). Имитируйте мелкие шаги ежика (постукивайте игрушкой по столу или полу в быстром ритме). Можно сопровождать действия приговариванием звукоподражаний: «Уф-уф-уф». Прочитайте рифмовку:

Еж колючий шел по лесу,

Нес мешочек с интересом.

Инте-, инте-, интерес,

Кто в мешочек тот залез?

Предложите ребенку вытащить из мешочка все находящиеся в нем предметы. Попросите его разложить их на столе (или полу) и назвать каждый предмет.

 Попросите ребенка помочь ежику сложить (обратно) в мешочек новые подарки.

Поиграйте с ребенком в игру «Угадайка» при помощи «Волшебного мешочка». Положите на столе перед ребенком два предмета-подарка. Например, конфету и бантик (для любимой сестры). Попросите малыша закрыть глаза. В это время спрячьте в мешочек один из предметов. Попросите ребенка открыть глаза и внимательно посмотреть на оставшийся предмет. Предложите ему вспомнить и сказать, что вы спрятали в мешочек.

Предоставьте ребенку возможность проверить правильность своего ответа: заглянуть в мешочек, вытащить из него спрятанный предмет, назвать его  сказать, где он находился. (В мешочке).

Игру можно начать с двух предметов, постепенно увеличивая количество спрятанных в мешке игрушек до пяти.

Список информационных источников:

1. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (6-7л.). Конспекты занятий Н. В. Учебно-методическое пособие-конспект. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Санкт-Петербург, 2001.

2. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «КАРАПУЗ». Москва, 2009.

3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Москва, 2014.

4. Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (6-7л.). Конспекты занятий.

5. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром 6 – 7 лет/ – Мозаика – Синтез – 2007. – 176 с.

6. М. А. Михайлова «Праздники в детском саду», 2007.

7. Интернет-источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект к Новому году в первой младшей группе МК ДОУ Павловский детский сад №11 «Скоро, скоро Новый год!»

Краткосрочный творческий проект к Новому году в первой младшей группе МК ДОУ Павловский детский сад №11 «Скоро, скоро Новый год!»...

Скоро, скоро, скоро Новый Год!!! 2017

Немного из стории о Дедушке Морозе, новогодней елочке и новогодних игрушках......

Краткосрочный творческий проект к Новому году в средней группе «Радуга» «Скоро, скоро Новый год!»

Всем известно, что самый любимый праздник -  это Новый год! Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, запах мандаринок,  украшение дома, подарки под елку. Веселый праздник! Но мало ли кто зн...

Творческий проект к Новому году в группе раннего возраста «Скоро, скоро Новый год!»

 Цель:организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.   Задачи:•формировать представления детей о новогодней елке•развиват...

Краткосрочный творческий проект к Новому году «Скоро, скоро Новый год!»

Реализация проекта.Совместная деятельность воспитателя и детей.1. Чтение художественной литературы, рассказы, сказки.2. Разучивание стихов, песен к новому году.3. Игры: словесные, подвижные.4. Рассмат...