Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
методическая разработка

Табакова Татьяна Вениаминовна

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Нравственно-патриотическое воспитание – важная часть воспитательной работы в дошкольном учреждении, так как оно формирует у детей основы любви к Родине, уважение к культурным и духовным ценностям, а также чувство гордости за историю своей страны. В этом процессе художественная литература является незаменимым инструментом, помогающим детям увидеть образы родной земли, понять ценности дружбы, уважения и взаимопомощи.

Устное народное творчество - богатейший материал для патриотического воспитания. Колыбельные песни, заклички, прибаутки, потешки с самого раннего детства позволяют побуждать детей к познавательной деятельности и речевой активности, удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, простоту запоминания, имеют нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно? С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам, аккуратность, опрятность. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…». При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса…». Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку...». При укладывании спать «А баю, баю, баю, не ложися на краю...». Читая потешку «Пошёл котик на торжок» воспитываем у детей желание делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему. 

К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, в этом возрасте становятся популярны загадки, скороговорки, пословицы и поговорки (в них глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе), считалки (считалки - это истории придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей), мирилки (мирилки- именно их дети легко запоминают, позволяют сказать слова примирения после ссоры. Умение прощать, мириться- важный навык)

Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Сказки – особая фольклорная форма, призванная получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.  Они развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость, смелость, верность и осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость. В сказках запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели.

В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Положительные сказочные герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен, обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать, помогают восстановить справедливость. Знакомясь с отрицательными героями, ребенок учится распознавать опасность и находить силы для ее преодоления.

Женщины в русских народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость присутствуют в русских красавицах. Мужчины в русской народной сказке обычно сочетали в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность.

Сказка «Гуси- лебеди» Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

«Морозко» любить свою семью; ответственно относиться к труду; быть терпеливым и вежливым.

«Колобок» распознавать подхалимство; жить своей головой; не доверять посторонним, коварным, расчетливым людям; не уходить из дома самовольно.

Сказка «Царевна-лягушка» Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.

Сказка «Маша и медведь» Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок» На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка - Хаврошечка». Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А также учит смелости и честности.

«Репка» воспитывать трудолюбие и взаимовыручку; взаимодействовать с окружающими людьми; решать проблемы сообща.

«Петушок - золотой гребешок» испытывать чувство ответственности за своих близких и друзей; развивать желание прийти на помощь в трудную минуту.

«Волк и семеро козлят» быть осторожным; прислушиваться к советам взрослых.

 В народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия – все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. 

Для наилучшего восприятия сказки используются различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. По знакомым сказкам и рассказам можно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Особым древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Содержание былин вплотную подводит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Змей Горыныч, Соловей-Разбойник и др.) В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь - это образ безупречного воина - патриота, способного не только отважно биться с врагом, но и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях.

Восхищение,  удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой, что является частью формирования патриотического отношения к родному краю. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей. В них описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Стихи о Великой Отечественной Войне, рассказывающие о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются важной составляющей нравственно-патриотического воспитания. (С. Михалков, С. Васильев, А. Твардовский, А. Барто).

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их  прабабушек  и  прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Это сборники рассказов "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва". Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, За Москвой страна.

При подборе произведений для детей важно учитывать, что книги и рассказы должны:

  1. Быть понятными и соответствовать возрасту ребенка.
  2. Включать примеры положительных образов, таких как герои-патриоты, добрые и смелые персонажи.
  3. Затрагивать темы любви к Родине, гордости за родные места, уважения к старшим, традициям и культуре.

Рекомендации для работы:

  •  Обсудите прочитанное, что позволит детям глубже понять и пережить содержание произведений.
  • Включайте вопросы на размышления: «Как ты думаешь, почему герой так поступил?», «Чем мы можем гордиться в нашей стране?».
  • Используйте иллюстрации и инсценировки, чтобы сделать содержание произведений более наглядным и интересным для детей.


Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

с помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине. 

Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Создавая условия для приобщения дошкольников к нравственным и патриотическим ценностям, мы вместе закладываем основы их дальнейшего духовного и личностного роста.

Для детей 3-4 лет:

  1. Сергей Михалков – «Три поросенка», «А что у вас?»
    Эти сказки помогают детям учиться доброте, ответственности и взаимовыручке.
  2. Русские народные сказки – «Репка», «Теремок»
    Эти простые сказки дают понимание силы единства и важности помогать друг другу, развивая уважение к труду и любви к ближним.
  3. К. Чуковский – «Мойдодыр», «Телефон»
    Эти произведения не только развлекают, но и учат заботиться о себе и своем окружении, быть добрым и ответственным.

Для детей 5-6 лет:

  1. С. Михалков – «Дядя Стёпа»
    История о смелом милиционере учит детей быть справедливыми, добрыми и заботливыми.
  2. Константин Паустовский – «Теплый хлеб»
    Это произведение помогает детям осознать ценность человеческого труда и важность помощи другим. Оно также пробуждает интерес к истории и культуре своей страны.
  3. В. Сутеев – «Кто сказал мяу?», «Яблоко»
    Книги, которые помогают детям видеть добро, дружелюбие и важность сотрудничества.
  4. Русские народные сказки – «Сивка-бурка», «Колобок»
    Эти сказки учат детей быть смелыми и добрыми, ценить и уважать мудрость старших.

Для детей 6-7 лет:

  1. Александр Пушкин – «Сказка о рыбаке и рыбке»
    Учит быть благодарным и скромным, не желать чрезмерного, уважать других и заботиться о близких.
  2. Валентин Катаев – «Цветик-семицветик»
    Это трогательная история о доброте и умении помогать другим, понимании своих поступков и их последствий.
  3. В. Осеева – «Волшебное слово», «Почему?»
    Прекрасные рассказы, которые обучают основам нравственного поведения, учат уважению и вниманию к окружающим.
  4. Лев Толстой – короткие рассказы: «Лев и собачка», «Филипок»
    Эти произведения помогают детям почувствовать сострадание, научиться дружбе, уважению к старшим и труду.
  5. С. Михалков – «Мой щенок», «Мы с приятелем»
    Произведения Михалкова дают детям понимание о преданности, ответственности и дружбе, ценностях, которые важны для воспитания настоящего гражданина и патриота.

Эти произведения легко воспринимаются детьми и помогают постепенно прививать патриотические и нравственные чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личнос...

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по...

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

средствами художественной литературы»Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семь...

Консультация для воспитателей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

laquo;Нравственно - патриотическое воспитание детейсредствами художественной литературы»...