Психологическая готовность ребенка к школе
методическая разработка (подготовительная группа)

Иртаева Махаббат Ириковна

Психологическая готовность ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologichekaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: интеллектуальная, личностно-социальная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность к школе

1. Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Под интеллектуальной готовностью к обучению понимается определённый уровень развития когнитивных процессов: мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации, выделения существенных признаков предметов, способность к умозаключениям, определённый запас представлений, в т.ч. образных и нравственных, уровень развития речи и познавательной активности.

При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе, акцент делается не на сумме усвоенных знаний, а на уровне развития интеллектуальных процессов. Дошкольнику необходимо уметь выделять существенные признаки, уметь сравнивать, обобщать, видеть сходное и различное, уметь рассуждать и делать выводы.

Интеллектуальный компонент предполагает развитие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний, включающих:

-сформированные элементарные понятия: виды растений, животных, единицы измерения времени;

- ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, праздниках;

- понятие о пространстве: расстояние, местоположение предметов, их величина, форма;

 - представление о времени, единицах его измерения.

Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим признакам:

- дифференцированность, избирательность и целостность восприятия;

- концентрация и устойчивость внимания;

- логическая память;

- умение воспроизводить образец;

-сенсомоторная координация.

Интеллектуальная готовность тесно связана с развитием мыслительных процессов. Необходимо развитое наглядно-образное мышление, достаточный уровень развития обобщений как предпосылки словесно-логического мышления.

Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи, т.к.  оно тесно связано с  интеллектом и является показателем как общего психического развития дошкольников, так и  уровнем его логического мышления, важно развитое фонематическое восприятие, словарный запас.

Внимание должно характеризоваться произвольным характером, детям необходимо уметь произвольно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на объектах. Память также должна включать элементы произвольности (приёмы, способствующие запоминанию: повторение, составление плана, установление смысловых и ассоциативных связей в запоминаемом материале)

Личностно – социальная готовность

Под личностно-социальной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности, эмоциональной устойчивости, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе, что обеспечивает успешность учебной деятельности.

Социальная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами.

Уровень развития общения ребёнка со взрослыми и сверстниками по параметру сотрудничества и кооперации так же имеет большое значение в развитии личностно-социальной готовности. Дети с высоким показателем сотрудничества  в большей степени готовы принять новую социальную ситуацию школы.

У ребёнка к моменту поступления в школу должен  быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Мотивационная готовность к школе (есть на слайде)

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника.

Ребёнок, готовый к школьному обучению, хочет учиться, поскольку стремиться занять определённую позицию в обществе, дающую возможность включиться в мир взрослых, а так же потому, что у него развита познавательная потребность, которая не может быть в полной мере удовлетворена дома.

Наиболее значимым компонентом  в психологической готовности ребёнка к школьному обучению Л.И. Божович считает учебные мотивы, которые она разделила на две группы:

- широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные  с потребностью ребёнка в общении с другими людьми, их оценке и одобрении, с желанием ребёнка занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений;

- мотивы, связанные непосредственно с  учебной деятельностью или познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми знаниями.

Н.В. Нижегородцева,  В.Д. Шадриков выделяют 6 групп мотивов:

- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения (я хожу в школу, потому что все учатся и это важно)

- учебно-познавательные мотивы, желание научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение ( буду ходить в школу, чтобы получать одни пятёрки);

- позиционные мотивы, связанные с внешней атрибутикой учения (я хочу в школу, потому что там большие дети, а в д/с  - маленькие, в школе портфель, красивые учебные принадлежности);

- внешние по отношению  к школе и учению мотивы ( иду в школу, потому что мама так сказала);

- игровой мотив (хочу в школу, чтобы играть с друзьями)

Синтез потребностей приводит к формированию нового отношения ребёнка к окружающей действительности, которое Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», т.е. системой потребностей и стремлений ребёнка, связанных со школой, когда причастность к ней переживается ребёнком как собственная потребность.

При сформированной внутренней позиции школьника, ребёнок осознаёт школьный образ жизни как жизнь человека, который занят полезной деятельностью, оцениваемой другими людьми.

Учебную деятельность ребёнок считает адекватным для него путём к взрослости, поскольку она даёт возможность перейти на новую возрастную ступень в глазах младших и оказаться в равном положении со старшим.

Формирование внутренней позиции школьника напрямую зависит от отношения к школе близких взрослых. Сформированность внутренней позиции школьника является одной из важнейших предпосылок включения его в школьную жизнь

Эмоционально-волевая готовность

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого,умеет сосредотачиваться, и т.д. Будущий школьник должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. В школе придётся слушатьучителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает,для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание, не смотря на то,что сейчас очень хочется погулять.

Ребёнку необходимо преодолевать возникающие трудности и подчинять свои действия поставленной цели. Многие умения  как предпосылки для овладения учебной деятельностью возникают на основе произвольной регуляции деятельности, а именно:

- сознательное подчинение своих действий правил, которое обобщённо обусловливает способ действия;

-выполнение деятельности на основе ориентации на заданную систему требований;

- внимательное восприятие речи говорящего и точное выполнение заданий по инструкции;

- самостоятельное выполнение заданий с опорой на образец.

Данные умения являются показателями уровня актуального развития произвольности, на котором основывается деятельность школьника.

Ребенок с высоким уровнем эмоционально-волевой готовности к школе адекватно воспринимает задачи, соотносит их по степени сложности.  Из-за необходимости преодолевать трудности она не теряет равновесия: обращается за помощью к взрослым или пытается справиться самостоятельно, переносит неудачи (не теряется, не плачет), ищет способы совершенствования своей работы или поведения есть обнаруживает необходимый для школы уровень самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Психологическая готовность ребенка к школе

Статья о психологической готовности ребенка к школе...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....