Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов на тему "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_rol_semi.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 г. Челябинска»
454076, г. Челябинск, ул. Маршала Чуйкова, 3, т. (351) 247-98-75, e-mail: madou_47@mail.ru
ОГРН 1207400041232, ИНН/ КПП 7448228917/744801001
Тема самообразования:
«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
Старший дошкольный возраст.
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории
Уфимцева Ульяна Ивановна
Самообразование: Тема "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Старший дошкольный возраст.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Мухачёва Е. А.
Семья – одна из величайших ценностей в мире. Семья и семейное воспитание играет главную роль в процессе воспитания ребенка. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок – сосуд, который наполняется знаниями, умениями, привычками, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного возраста ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, делает свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают, прежде всего, с помощью родителей, в семье.
Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка, поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями. Она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, повышение роли семьи в воспитании своих детей, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника. Повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
- Совершенствовать сотрудничество с родителями –
- Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия –
- Вовлечь родителей и воспитанников в разнообразные формы деятельности, в образовательный процесс –
- Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.
- Систему работы ведется по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
1. Активизация родителей в решении воспитательных задач
2. Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению здоровья и безопасности.
3. Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.
4. Создание системы традиционных семейных праздников.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей.
- Пополнение методической копилки.
- Презентация педагога по теме самообразования.
Формы работы:
- Анкетирование родителей
- Беседы с родителями и детьми
- Родительские собрания
- Консультации, памятки для родителей
- Детские праздники (в подготовке к праздникам родители принимают активное участие: готовят костюмы, поделки и т. д)
- Проектная деятельность
- Спортивные праздники
- Участие в различных конкурсах и выставках
- Мастер-классы
- Семинары
Перспективный план
1. Работа с педагогами:
- консультация для воспитателей: «Воспитание ребенка в семье;
- круглый стол «Секрет семейного счастья», «Современная семья - какая она?» (дискуссия)
-педагогический совет «Роль педагога в семейном воспитании ребенка дошкольника»;
- обобщение педагогического опыта по теме самообразования: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста», отчет на педсовете (система работы)
2. Работа с детьми
- тематические занятия: «Моя семья» - ИЗО; «Наши семейные традиции»;
-беседы: «Самый счастливый день в кругу семьи»; «Вечер в семье»; «Традиции вашей семьи»;
- игры: с/р «Моя семья»; д/и «День рождения»; с/р «Семейный праздник»;
игровое упражнение «В кого я?»; викторина «Семь – Я»
- конкурс рисунка: «Моя семья», «Герба моей семьи». «Портрет мамы» - к 8 марта; аппликация
" Бабушка", "Дедушка"
3. Работа с родителями
Сентябрь
- Анкетирование родителей: «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»
- Индивидуальные беседы на темы: «Традиции нашей семьи»
- выставка рисунков «Мой любимый детский сад»
- Материал в уголок для родителей «Задачи воспитательно-образовательной работы в старшей группе»
Октябрь
- Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»
- Буклет «Методы семейного воспитания»
- Совместная подготовка к выставке из природных материалов «Волшебный сундучок Осени»
- Консультации для родителей «Капризы и упрямства»
Ноябрь
- Праздничное мероприятие «В гостях у Ежика»
- Беседы с родителями о здоровом образе жизни.
- Подготовка и проведение праздника, посвященному Дню Матери «Маму милую люблю»
Декабрь
- Собрание «Моя семья, что может быть дороже»
- Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
- Украшение группы к новогодним праздникам
- Деловая игра с родителями «Здоровье детей в наших руках»
- Мастер-класс для детей и родителей «Елочная игрушка»
- Выставка совместных с родителями рисунков на тему «Зимние узоры»
- Проведение новогоднего утренника «Новый год уж у ворот»
Январь
- Анкетирование для родителей «Что умеет ваш ребенок»
- Участие в акции «Поможем пернатым» (изготовление кормушек)
- Фотовыставка «Новогодние праздники»
Февраль
- Консультация для родителей «Как вырастить патриота»
- Изготовление с детьми «Открытка для папы»
- Беседа «Что значит быть хорошим отцом»
- Спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья»
Март
- Изготовление фото газеты «Королева красоты» (с использованием фотографий мам)
- Изготовление рисунков «Моя счастливая семья»
- Семинар –практикум с родителями «Все начинается с семьи»
Апрель
- Консультация для родителей «Одеваемся по погоде»
- Папка-передвижка «Весна»
Май
- Собрание «Путь к здоровью ребенка лежит через семью. Итоги года»
- Рекомендации для родителей «Что нужно знать о насекомых»
- Спортивное мероприятие «Правила дорожного движения»
- родительские собрания: «Счастлив тот, кто счастлив дома»;
- устный журнал для родителей «Любимые игры вашей семьи» - день открытых дверей "Наши успехи"
Данные мероприятия помогут установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Это позволит родители стать более открытыми для общения.
Семья, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Изучение методической литературы:
1. Алан Фромм «Азбука для родителей,1996
2. А.Ф. Афанасьев «Мысли о воспитании», 1987
3. Развивающие игры . Б. Никитин. Москва, 1985
4. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», 1969
5. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика» Москва, 1993
6. А Шиков «Еще раз о воспитании», 2005
Отчет по самообразованию
Моя тема по самообразованию за 2023-2024 г: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
Я выбрала не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей в образовании своих детей. Поэтому проделанная работа с родителями предполагает дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Ведущей целью взаимодействия ДОУ с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
Так с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных взаимодействий на ребенка я проводила анкетирование –«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»
Получила реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольников, вырабатывала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, в течение года было проведено родительское собрание в нетрадиционной форме: Собрание «Моя семья, что может быть дороже»
Также мною проводились как беседы, так и консультации по вопросам семейного воспитания для родителей:
- Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»
- Консультации для родителей «Капризы и упрямства»
- Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
- Консультация для родителей «Как вырастить патриота»
Также в уголке для родителей я подготовила папки, как:
- Деловая игра с родителями «Здоровье детей в наших руках»
- Мастер-класс для детей и родителей «Елочная игрушка»
Кроме информации о работе группы режимных моментах в уголке для родителей периодически выставлялись подготовленные мной папки – передвижки:
- Папка-передвижка
- Рекомендации для родителей «Что нужно знать о насекомых»
- Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Все эти наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
По данной теме мной был сделан альбом «Моя семья» с фотографиями семьи воспитанников. Чтобы наглядно-информационное направление дает возможность донести до детей информацию о семьи в доступной форме.
Также были привлечены родители и их дети в совместном создании «Герба моей семьи». Мною были разработаны и сделаны игры «Семья», «Герб моей семьи» и лепбук «СЕМЬЯ».
Также была подготовлена презентация для родителей, где представлена на итоговом родительском собрании «Мы расскажем вам о том, как мы в садике своем очень весело живем!», куда вошли: зарядка, НОД, самостоятельная деятельность детей, С.Р. игры детей, прогулка и другое. Ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Так как родители приводят в детский сад самое дорогое, что у них есть – своих детей. И моя задача как воспитателя - сделать так, чтобы их богатство было в надежных руках.
Немаловажной формой работы с родителями являются досуговые формы. Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, мероприятия, выставки, акции, смотры, конкурсы.
В 2023-2024 г. проводились:
- Праздники: «День матери»; Новогодний утренник «Чудеса у новогодней елки»; Посвященные Дню 8 марта;
- Мероприятия: посвященное «Дню защитников Отечества – 23 февраля»;
Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт внутри группы, в итоге родители стали более открытыми для общения.
В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дало позитивные результаты.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Тема по самообразованию, выбранная мной, является, на мой взгляд, интересной, поэтому я бы хотела в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Статья."Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс...
Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....
"Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
в помощь воспитателю...
Отчет по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"....