Рабочая программа воспитателя второй младшей группы "Умка"
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа воспитателя младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» (далее – Программа) разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка».
Программа спроектирована с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО), особенностей образовательной организации, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников; определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования у детей раннего возраста.
- Программа сформирована как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель Программы определена в соответствии с п. 14.1 ФОП ДО: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Цель достигается через решение задач, представленных в ФОП ДО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmhgog7 h55219870733&index=5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya_vtoroy_mladshey_gruppy_umka.docx | 166.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»
Принята Утверждена
на заседании приказом по МБДОУ
педагогического совета «ЦРР – детский сад «Сказка»
протокол от 30.08.2024 № 1 от 30.08.2024 №104
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитателя младшей группы
«Умка» общеобразовательной направленности
на 2024-2025 учебный год.
Воспитатель:
Иванюшина В.С.
Рославль 2024г.
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ | Стр. |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Планируемые результаты освоения Программы к целевым ориентирам обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений | 6 |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях | 14 |
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | 14 |
2.3 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 20 |
2.4 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся | 23 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1 | Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 30 |
3.2 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 33 |
3.3 | Режим и распорядок дня | 35 |
3.4 | Календарный план воспитательной работы с учетом особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий | 36 |
3.5 | Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных и кинематографических произведений для реализации Программы образования | 43 |
IV | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
4 | Краткая презентация Программы | 44 |
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитателя младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» (далее – Программа) разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка».
Программа спроектирована с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО), особенностей образовательной организации, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников; определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования у детей раннего возраста.
- Программа сформирована как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель Программы определена в соответствии с п. 14.1 ФОП ДО: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Цель достигается через решение задач, представленных в ФОП ДО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmhgog7 h55219870733&index=5
Принципы построения и реализации Программы:
- принцип развивающего обучения и научное положение Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов, В.А. Петровский),
- принцип учёта ведущего вида деятельности,
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ) и детей,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- тесное сотрудничество педагогов с семьей,
- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности,
- учёт принцип культуросообразности: учет национальных ценностей и традиций в образовании. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд),
- предметно-средовой принцип построения образовательного процесса,
- принцип интеграции содержания дошкольного образования,
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Социальный статус родителей
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОО пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Характеристика семей воспитанников | 2024-2025 | |
Особенности семьи | Полные семьи | 88% |
Неполные семьи | 12% | |
Жилищные условия | Имеют собственное жилье | 76% |
Снимают | 24% | |
Живут с родственниками | 12% | |
Проживают отдельно | 88% | |
Образование | Высшее | 44% |
Среднее профессиональное | 44% | |
Среднее | 6% | |
Неполное среднее | 6% | |
Социальный состав | Интеллигенция | 6% |
Рабочие | 41% | |
Служащие | 13% | |
Военнослужащие | 12% | |
Индивидуальный предприниматель | 9% | |
Домохозяйки | 19% |
Возрастные особенности детей.
Росто-весовые характеристики.
Средний вес у мальчиков к четырем годам достигает 17 кг, у девочек – 16 кг. Средний рост у мальчиков к четырем годам достигает 102 см, а у девочек - 100,6 см.
Функциональное созревание.
В данном возрасте уровень развития скелета и мышечной системы определяет возможность формирования осанки, свода стопы, базовых двигательных стереотипов.
Продолжается формирование физиологических систем организма: дыхания, кровообращения терморегуляции, обеспечения обмена веществ.
Данный возраст характеризуется интенсивным созреванием нейронного аппарата проекционной и ассоциативной коры больших полушарий.
Психические функции.
В три-четыре года память ребенка носит непроизвольный, непосредственный характер. Наряду с непроизвольной памятью, начинает формироваться и произвольная память. Ребенок запоминает эмоционально значимую информацию. На основе накопления представлений о предметах окружающего мира у ребенка интенсивно развивается образное мышление, воображение. Продолжается формирование речи, накопление словаря, развитие связной речи.
В три-четыре года внимание ребёнка носит непроизвольный, непосредственный характер. Отмечается двусторонняя связь восприятия и внимания – внимание регулируется восприятием (увидел яркое – обратил внимание). В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в
пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и во всех знакомых ему помещениях образовательной организации.
Детские виды деятельности. Система значимых отношений ребенка с социальной средой определяется возможностями познавательной сферы, наличием образного мышления, наличием самосознания и начальными формами произвольного поведения (действие по инструкции, действие по образцу). Социальная ситуация развития характеризуется выраженным интересом ребенка к системе социальных отношений между людьми (мама-дочка, врач-пациент), ребенок хочет подражать взрослому, быть «как взрослый». Противоречие между стремлением быть «как взрослый» и невозможностью непосредственного воплощения данного стремления приводит к формированию игровой деятельности, где ребенок в доступной для него форме отображает систему человеческих взаимоотношений, осваивает и применяет нормы и правила общения и взаимодействия человека в разных сферах жизни. Игра детей в три-четыре года отличается однообразием сюжетов, где центральным содержанием игровой деятельности является действие с игрушкой, игра протекает либо в индивидуальной форме, либо в паре, нарушение логики игры ребенком не опротестовывается.
В данный период начинают формироваться продуктивные виды деятельности, формируются первичные навыки рисования, лепки, конструирования. Графические образы пока бедны, у одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети начинают активно использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Дети способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми, наряду с ситуативно-деловой формой общения, начинает интенсивно формироваться внеситуативно-познавательная форма общения, формируются основы познавательного общения. Со сверстниками интенсивно формируется ситуативно- деловая форма общения, что определяется становлением игровой деятельности и необходимостью согласовывать действия с другим ребенком в ходе игрового взаимодействия. Положительно-индифферентное отношение к сверстнику, преобладающее в раннем возрасте, сменяется конкурентным типом отношения к сверстнику, где другой ребенок выступает в качестве средства самопознания.
Саморегуляция. В три года у ребенка преобладает ситуативное поведение, произвольное поведение, в основном, регулируется взрослым. При этом, ребенок может действовать по инструкции, состоящей из 2-3 указаний. Слово играет в большей степени побудительную функцию, по сравнению с функцией торможения. Эмоции выполняют регулирующую роль, накапливается эмоциональный опыт, позволяющий предвосхищать действия ребенка.
Личность и самооценка. У ребенка начинает формироваться периферия самосознания, дифференцированная самооценка. Ребенок, при осознании собственных умений, опирается на оценку взрослого, к четырем годам ребенок начинает сравнивать свои достижения с достижениями сверстников, что может повышать конфликтность между детьми. Данный возраст связан с дебютом личности.
1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования, с учетом особенностей индивидуального развития дошкольников, специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, традиций, а также возможностей педагогического коллектива и представлены в ФОП ДО.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте к четырём годам http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmhgog7 h55219870733&index=9
Педагогическая диагностика освоения содержания ОП.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Требования и особенности проведения педагогической диагностики отражены в ФОП ДО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=Imhgog7 h55219870733&index=19
Педагогическая диагностика в ДОО – это особый вид профессиональной деятельности, позволяющий выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные
образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. В пункте 3.2.3 ФГОС ДО указано, что
«при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей», которая осуществляется педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Данное положение свидетельствует о том, что педагогическая диагностика не является обязательной процедурой, а вопрос о ее проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им Программы, формах организации и методах решается непосредственно ДОО.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- «планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга). Они не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.3 ФГОС ДО; п.16.3 раздел II ФОП ДО);
- освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» (п. 4.3 ФГОС ДО).
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО. Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций.
При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и др.). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и др.
Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может являться карта развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели возрастного развития ребенка и критерии их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и др.
Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и др.). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). Средствами психологической диагностики определяется квалификация состояния ребёнка и определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса с участием соответствующих специалистов.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Пособия, используемые для проведения педагогической диагностики индивидуального развития детей при реализации Программы:
- Н.В.Верещагина: «Диагностика педагогического процесса в младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации. Разработано в соответствии с ФГОС.
Критерии педагогической диагностики по образовательным областям в младшей группе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Возрастная группа | Социализация развитие общения, нравственное воспитание | Формирование основ безопасности | Ребёнок в семье и обществе | Самообслуживание, самостоятельность, труд |
Младшая группа (3-4 года) |
|
безопасном поведении на дороге, различает проезжую часть дороги и тротуар, понимает сигналы светофора
|
|
раздевается, складывать одежду, замечает непорядок в одежде
|
делиться, помогать друг другу, оценивать хорошие и плохие поступки
прощаться, благодарить | игр с мелкими предметами и в играх с песком, водой, снегом |
|
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа | Развитие познавательно- иссследова- тельской деятельности | ФЭМП | Ознакомлен ие с предметным миром | Ознакомле ние с социальны м миром | Ознакомление с миром природы |
Младшая группа (3-4 года) |
величине, собирает пирамидку из 8-9 колец, чередуя 2-3 цвета, картинку из 4- |
«больше», «меньше», «столько же», «много», «один»
|
|
|
растениях средней полосы, комнатных растениях, различает овощи, фрукты и ягоды
домашних животных и их детёнышах, птицах, аквариумных рыбках
для жизни нужна вода и свет) |
6 цветов | впереди - сзади, слева - справа, на, над, под, верхняя, нижняя
«утро», «вечер», «день», «ночь» |
Образовательная область «Речевое развитие»
Возрастная группа | Развитие речи | Художественная литература |
Младшая группа (3-4 года) |
|
потешки и небольшие стихотворения
|
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа | Приобщение к искусству | ИЗО | Конструктив но- модельная деятельност ь | Музыкальная деятельность |
Младшая группа (3-4 года) |
|
|
строи- тельного материала, сооружает |
знакомые песни. Поет чисто и ясно, не отставая и не опережая других
|
предметы разной формы и их комбинации
комочки пластилина, глины, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней, соединяет концы палочки, сплющивает и сминает шар
| постройки
| высоте (в пределах октавы), звучание муз-ых игрушек (шарманка, погремушка, бубен и пр). Замечает изменения в звучании (тихо- громко)
предметами, игрушками
|
Образовательная область «Физическое развитие»
Возрастная группа | ФНП о ЗОЖ | Физическая культура |
Младшая группа (3-4 года) |
|
|
Содержательный раздел.
2.1 Образовательная деятельность, составленная в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях, с учётом используемых в ДОО программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям определено ФОП ДО. В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmh gog7h55219870733&index=25
Познавательное развитие http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmh gog7h55219870733&index=46
Речевое развитие http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmh gog7h55219870733&index=63
Художественно-эстетическое развитие http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmh gog7h55219870733&index=84
Физическое развитие http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmh gog7h55219870733&index=128
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей раннего возраста: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто), общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей в возрасте от 3 до 4 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 2,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.
При реализации Программы в ДОО используются образовательные технологии:
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- сотрудничества.
В том числе дистанционные образовательные технологии:
- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью повышения уровня их педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и образования детей;
- практические рекомендации по содержательному наполнению и организации процесса освоения воспитанниками ДОО содержания образовательной программы дошкольного образования;
- оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) в области реализации мероприятий коррекционной направленности. При организации деятельности ДОО в режиме консультирования запрещено требовать от родителей отчетов о выполнении с ребенком в полном объеме всех рекомендованных активностей.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы педагоги определяют самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей в возрасте от 3 до 4 лет, спецификой их образовательных потребностей и интересов.
При выборе форм, методов, средств реализации Программы педагоги учитывают субъектные проявления ребёнка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Модель организации деятельности взрослых и детей младшего дошкольного возраста в ДОО
Виды совместной деятельности взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
соревнования, развлечения, | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, | Диагностирование, педагогическое просвещение родителей, консультации, родительские собрания, круглые столы, |
праздники, реализация проекта, закаливание, физминутки, пальчиковые игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, соревнования.
строительные игры. | продуктивной, трудовой, познавательно- исследовательской | информационные стенды, фотовыставки, семейные проекты, семейные конкурсы, обмен опытом, совместное творчество детей и взрослых, физкультурные праздники и досуги, тренинги. |
|
Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей.
Образовательная область | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Социально- коммуникативное Развитие |
|
|
| ||
Познавательное Развитие |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Художественно- эстетическое развитие |
|
|
Физическое развитие |
умывание, воздушные |
|
ванны)
|
Формы работы по образовательным областям:
Физическое развитие: подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, русские народные игры, подвижные игры на прогулке, игры малой подвижности в группе, соревнования, развлечения, праздники, реализация проекта, закаливание, физминутки, пальчиковые игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, соревнования, игровая беседа с элементами движений, игра.
Социально-коммуникативное развитие: игровое упражнение, индивидуальная игра, совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе), игра, чтение, беседа, наблюдение, рассматривание, педагогическая ситуация, праздник, экскурсия, ситуация морального выбора, поручение, игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение, развитие культурно-гигиенических навыков, дежурство, поручения, задания, реализация проектов, наблюдения, знакомство с профессиями, подготовка рабочего места к ООД.
Речевое развитие: рассматривание, игровая ситуация, дидактическая игра, ситуация общения, беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых), хороводная игра с пением, игра-драматизация, чтение, обсуждение, рассказ, игра, чтение, обсуждение, беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций и мультфильмов, слушание, разучивание, драматизация, беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
Познавательное развитие: рассматривание, наблюдение, игра- экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающая игра, экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, беседа, проблемная ситуация, беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
Художественно-эстетическое: рассматривание эстетически привлекательных предметов, картин, игра, организация выставок, изготовление украшений, слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирование со звуками, музыкально-дидактическая игра, разучивание музыкальных игр и танцев, совместное пение слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; театрализация, хороводные игры подвижные игры (с музыкальным сопровождением), продуктивная мастерская
по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, тематические выставки, рассматривание репродукций, иллюстраций, скульптур.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также
имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Способы поддержки детской инициативы в различных видах
деятельности.
«Социально-коммуникативное развитие»
3-4 года. Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.
Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.
Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность.
«Речевое развитие»
3 - 4 года Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов
каждого ребенка
Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей
Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных
целей
Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости
В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе
Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики ТОЛЬКО игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности
Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность.
«Познавательное развитие»
3 - 4 года Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность Использовать в работе с детьми формы и методы, побуждающие детей к
различной степени активности
Проводить индивидуальные беседы познавательной направленности.
«Художественно-эстетическое развитие»
- - 4 года Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность По указанию ребенка создавать для него изображения или лепку, другие
изделия
Содержать в открытом доступе изобразительные материалы
Поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка
«Физическое развитие
3-4 лет. Приоритетная сфера инициативы – создание условий для организации двигательной активности.
Создание условий для свободного выбора детьми двигательной деятельности участников совместной деятельности.
Недерективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах двигательной деятельности.
Создание ситуации успеха.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Установления взаимосвязи ДОО и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОО на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДО;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОО, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
План работы с семьями воспитанников
Сентябрь | ||
Форма работы | Название мероприятия | Ответственные |
Наглядность | Оформление «Уголка для родителей». «Режим дня». «Образовательная деятельность». «Правила посещения детского сада». «Осенние прогулки с детьми». | Воспитатели |
Консультации | 1. «Адаптация – что это такое?». 2. «Особенности кризиса 3 лет». 3. «Мой ребёнок – непоседа». 4. «Играйте вместе с детьми». | Воспитатели |
Индивидуальные беседы | Значение дневного сна для ребёнка. Агрессивность ребёнка и как с ней бороться. Учим ребенка играть. Питание ребёнка. | Воспитатели. |
Родительское собрание | «Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет». Цели и задачи обучения. | Заведующий. Воспитатели. |
Практическая помощь | Благоустройство площадки для прогулок детей. Помощь в оформлении группы. | Воспитатели. Родители. |
Анкетирование | «Давайте познакомимся!». «Ваши взаимоотношения с детьми?». «Какой на Ваш взгляд у Вас ребёнок?». | Воспитатели. |
Октябрь | ||
Форма работы | Название мероприятия | Ответственные |
Наглядность | Оформление стенда «А мы вместе все играли, много нового узнали». «Учите и читайте вместе с нами». Оформление папки – передвижки «Осенняя палитра». Памятка для родителей по антитеррору «Что такое терроризм?» | Воспитатели. |
Консультации | 1. «Что должен знать и уметь ребёнок 3-х - 4-х лет». 2. «Здравствуй, осень золотая!» 3. «Встречаем осень с малышом». 4. «Одежда детей в осенний период». | Воспитатели |
Индивидуальные беседы | ОРВИ и ОРЗ – типичные осенние заболевания. Профилактика гриппа. Леворукий ребёнок в праворуком мире. Гиперактивный ребёнок. | Воспитатели. |
Практическая помощь | Изготовление поделок из овощей и фруктов для выставки «Золотая осень». Выставка поделок из природного материала «Осенний букет». Организация осеннего праздника. | Воспитатели. Родители. |
Ноябрь | ||
Форма работы | Название мероприятия | Ответственные |
Наглядность | Оформление стенда «А мы вместе все играли, много нового узнали». Памятка по развитию речи детей. «Учите и читайте вместе с нами». Фотовыставка «Наши любимые мамы». | Воспитатели. |
Консультации | 1. «Какие игрушки необходимы детям». 2. «Как провести выходной день с детьми». 3.«Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребенка». 4. «Большие права маленького ребенка». | Воспитатели. |
Индивидуальные беседы | Использование мнемотаблиц для обучения рассказыванию и заучиванию стихотворений. Правила дорожного движения. | Воспитатели. |
Практическая помощь | Изготовление мнемотаблиц к стихам, сказкам и рассказам. Изготовление кормушек для птиц. Выставка детских рисунков ко дню матери. | Воспитатели. Родители. |
Анкетирование | «Физическое воспитание и приобщение детей к здоровому образу жизни». «Здоровый образ жизни». | Воспитатели |
Декабрь | ||
Форма работы | Название мероприятия | Ответственные |
Наглядность | Оформление стенда «А мы вместе все играли, много нового узнали». «Учите и читайте вместе с нами». Оформление стенда «Внимание, грипп!». Памятка «Делаем самостоятельно марлевую повязку». | Воспитатели |
Консультации | 1. «Чем занять ребёнка на прогулке зимой?». 2. «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!». | Воспитатели. |
Индивидуальные беседы | Будьте осторожны! Здравствуй, зимушка – зима. Средства профилактики ОРВИ. | Воспитатели. |
Родительское собрание | «Работа с детьми в зимний период года. Результаты диагностики за первое полугодие». | Воспитатели. |
Практическая помощь | Участие в конкурсе рисунков «Зимушка – зима». Изготовление чесночных бус для детей. Организация и участие в новогоднем празднике. | Воспитатели. Родители. |
Анкетирование | «Растём здоровыми?» «Ваше мнение о работе ДОУ?». | Воспитатели. |
Январь | ||
Форма работы | Название мероприятия | Ответственные |
Наглядность |
| Воспитатели. |
Консультации |
| Воспитатели. |
Индивидуальные беседы |
| Воспитатели. |
Практическая помощь |
| Воспитатели. Родители. |
Февраль | ||
Форма работы | Название мероприятия | Ответственные |
Наглядность |
| Воспитатели. |
Консультации |
| Воспитатели. |
Индивидуальные беседы |
| Воспитатели. |
Практическая помощь |
| Воспитатели. Родители. |
Март | ||
Форма работы | Название мероприятия | Ответственные |
Наглядность |
| Воспитатели. |
Консультации |
| Воспитатели. |
Индивидуальные беседы |
| Воспитатели. |
Родительское собрание |
| Воспитатели. |
Практическая помощь |
| Воспитатели. Родители. |
Апрель | ||
Форма работы | Название мероприятия | Ответственные |
Наглядность |
| Воспитатели. |
Консультации |
| Воспитатели. |
Индивидуальные беседы |
| Воспитатели. |
Практическая помощь |
| Воспитатели. Родители. |
Май | ||
Форма работы | Название мероприятия | Ответственные |
Наглядность |
| Воспитатели. |
Консультации |
| Воспитатели. |
Индивидуальные беседы |
| Воспитатели. |
Родительское собрание |
| Воспитатели. |
Организационный раздел.
- Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение соответствует требованиям:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- правилам пожарной безопасности;
- средства обучения и воспитания подобраны в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.
№ п/ п | Вид помещения социально- бытового и иного назначения | Количество | Наименование оборудования, ТСО | Количество |
1 | Прогулочная площадка | 1 | Веранда Лавки Оборудование | 1 1 7 |
2 | Игровая комната | 1 | Мебель для сюжетно-ролевых игр Шкаф для игрушек Стол детский Стул детский Ковёр Мягкий модуль Телевизор Шкаф для пособий Тумбы для игрового материала Стол письменный Стул взрослый Полка навесная Шкаф для документов Доска | 3 1 10 21 1 12 1 3 6 2 1 2 1 2 |
3 | Спальная комната | 1 | Кровать Стул детский Стол письменный Стол детский Стул взрослый Шкаф для одежды Шкаф для спецодежды Тумба для белья | 26 22 1 1 2 1 1 1 |
4 | Умывальная | 1 | Шкафчики для полотенец | 25 |
5 | Раздевальная комната (находится в фойе) | 1 | Шкаф для одежды Лавки Шкаф для уборочного инвентаря Стол письменный Стул взрослый Стул детский | 27 3 1 1 1 1 |
Методическое обеспечение к Программе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Методические пособия
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет). Петрова В.И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7 лет). Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3 – 7 лет)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Веракса Н. Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года).
Формирование элементарных математических представлений Методические пособия
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года).
Ознакомление с миром природы Методические пособия
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года).
Образовательная область «Речевое развитие»
Методические пособия
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3–4 года).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Методические пособия
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3–4 года).
Зацепина М.Б Музыкальное воспитание в детском саду: Для работы с детьми 2- 7 лет.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Младшая группа (3-4 года).
Образовательная область «Физическая культура»
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3–4 года).
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3–7 лет
Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа (3-4 года).
Наглядно-дидактические пособия
Грамматика в картинках: Словообразование, Многозначные слова, Антонимы (прилагательные), Антонимы (глаголы), Говори правильно, Один – много, Ударение, Множественное число, Правильно или неправильно (Гербова В.В), Развитие речи в детском саду (Гербова В.В),
«Рассказы по картинкам»: Великая Отечественная Война в произвед худ., Весна, Зима, Лето, Осень, Летние виды спорта, Зимние виды спорта, Мой дом, Кем быть?, Родная природа, Мой дом, Защитники Отечества
Как наши предки: «Выращивали хлеб», «Шили одежду», «Открывали мир»
«Мир в картинках»: Арктика и Антарктика, Птицы домашние, Птицы средней полосы, Авиация, Космос, Морские обитатели, Государственные символы Российской Федерации, Автомобильный транспорт, Арктика и Антарктика, Явления природы, Высоко в горах, Животные жарких стран, Насекомые, Домашние животные, Животные средней полосы, Водный транспорт
«Расскажите детям о»: Деревьях, Бытовых приборах, Садовых ягодах, Достопримечательностях Москвы, Космонавтике, Спец. Машинах, Олимпийских играх, Животных жарких стран, Отечественной войне 1812г., Рабочих инструментах, Насекомых «Мир искусства»: Портрет, Животные в русской графике, Сказка в русской живописи, Пейзаж, Натюрморт «Народное искусство детям»: Сказочная гжель, Каргопольская игрушка, Полхов-майдан, Дымковская игрушка, Золотая хохлома, Филимоновская игрушка, Городецкая роспись
«Играем в сказку»: Три поросёнка, Репка, Теремок, Три медведя Безопасность на дороге Дорожные знаки 4-7 лет | ||
Плакаты: Водный транспорт Воздушный транспорт | Гжель. | Работы |
современных мастеров. Городской транспорт Животные Африки Животные средней полосы Зачем люди ходят в лес Зачем пилят деревья Зимующие птицы Как лесник заботится о лесе Кто всю зиму спит Лес – многоэтажный дом Морские обитатели Народы стран ближнего зарубежья Насекомые Погодные явления Похлов-майдан. Примеры узоров и орнамента. Полхов-майдан. Работы современных мастеров. Птицы жарких стран Филимоновская свистулька. Работы современных мастеров Хищные птицы Хохлома. Работы современных мастеров.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды.
В группе предусматривается следующий комплекс центров детской активности в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП ДО: центр двигательной активности; центр безопасности; центр игры; центр конструирования; центр логики и математики; центр экспериментирования, организации наблюдения и труда; центр познания и коммуникации детей; центр книги; центр театрализации и музицирования; центр уединения; центр творчества детей.
Центр активности / пространство / модуль | Наполнение | Назначение |
Групповые помещение | ||
Центр двигательной активности для развития основных движений детей | Скакалки, обручи, мячи, нетрадиционное спортивное оборудование, атрибуты для подвижных игр, атрибуты для спортивных игр, оборудование для проведения утренней гимнастики, картотеки утренней, дыхательной, зрительной, пальчиковой гимнастик. | Удовлетворение двигательной активности, формирование основ здорового образа жизни |
Центр экспериментирования и труда | Оборудование, демонстрационные материалы, дидактические пособия | Для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами, развитие навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями, организация поисково- экспериментальной деятельности |
Центр игры | Оборудование для детских игр и предметы заместители | Для организации сюжетно- ролевых игр |
Центр конструирования | Разнообразные виды строительного материала, детские конструкторы, бросовый материал, схемы, рисунки, картины, демонстрационный материал | Организация конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием ОО «Социальнокоммуникативное развитие» и «Художественноэстетическое развитие» |
Центр логики и математики | Дидактический материал развивающие игрушки, демонстрационный материал | Формирование элементарных математических навыков и логических операций |
Центр познания и коммуникации | Дидактический материал развивающие игрушки, демонстрационный материал | Расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире |
Книжный уголок | Художественная, документальная, периодическая литература для детей | Обеспечение духовнонравственного и этикоэстетического воспитания, формирование общей культуру, знакомство с разными жанрами художественной литературы, воспитание любви и интереса у художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей |
Центр уединения | Ширмы, мягкий ковер, кресло, подиум, подушки | Снятие психоэмоционального напряжения |
Центр коррекции | Дидактический коррекционный материал, | Организация совместной деятельности воспитатели |
развивающие/коррекционные игрушки, демонстрационный, стимульный материал | и/или специалиста с детьми ООП, направленной на коррекцию имеющихся у них нарушений | |
Центр творчества | Материалы для лепки, рисования, аппликации, схемы, рисунки, картины, демонстрационный и бросовый материал | Реализация продуктивной деятельности |
Центр безопасности | Оборудование для детских игр, плакаты | Развитие у детей навыков безопасности жизнедеятельности |
Центр театрализации и музицирования | Музыкальные игрушки и оборудование, костюмы сказочных героев, животных, реквизит | Организация музыкальной и театрализованной деятельность детей |
Режим и распорядок дня.
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей раннего возраста является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В ДОО используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.
Режим дня младшей группы.
Содержание | 3 – 4 года |
1 | 2 |
Холодный период года | |
Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.40 |
Самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям | 8.40 – 9.00 |
Занятия | 9.00 – 9.45 |
Второй завтрак | 9.45 – 9.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.55 – 12.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.00 – 12.15 |
Подготовка к обеду, обед | 12.15 – 12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.45 – 15.00 |
Постепенный подъём, гигиенические процедуры | 15.00 – 15.25 |
Полдник | 15.25 – 15.40 |
Самостоятельная и организованная детская деятельность, подготовка к прогулке, прогулка | 15.40 – 17.35 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин | 17.35 – 18.10 |
Самостоятельная деятельность детей, уход домой | 18.10 – 19.00 |
Теплый период года | |
Прием детей на воздухе, самостоятельная деятельность. Оздоровительная работа. | 7.00-8.20 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. | 8.20-8.45 |
Самостоятельная деятельность. Оздоровительная работа: дыхательная гимнастика. Подготовка к прогулке. Прогулка. Игры. Занятия. Наблюдения. Оздоровительная работа | 8.45-11.30 |
Подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак | 10.00-10.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры Подготовка к обеду. Обед | 11.30-12.25 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 12.25-15.00 |
Постепенный подъём детей. Оздоровительная работа. | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику. Полдник. | 15.25-15.45 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Игры. | 15.45-17.35 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к ужину, ужин | 17.35-18.05 |
Выход на прогулку. Чтение художественной литературы. Самостоятельная деятельность детей, уход домой | 18.05-19.00 |
Календарный учебный график.
День недели | Виды организованной образовательной деятельности |
Понедельник | 9.00-9.15 Развитие речи 9.25-9.40 Музыка |
Вторник | 9.00-9.15 ФЭМП 9.25-9.40 Физическая культура |
Среда | 9.00-9.15 Рисование 9.25-9.40 Физическая культура (на прогулке) |
Четверг | 9.00-9.15 Ознакомление с окружающим миром/ ознакомление с миром природы 9.25-9.40 Музыка |
Пятница | 9.00-9.15 Лепка/Аппликация 9.25-9.40 Физическая культура |
3.4 Календарный план воспитательной работы с учетом особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий
План воспитательной работы составлен с учётом ФОП ДО п.36 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmhgog7 h55219870733&index=234 и комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОО, цель которого заключается в обеспечении единства воспитательных, развивающих и обучающих задач с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, а также учет контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей и социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы являются темы праздников, событий, проекты, которые ориентированы на все направления воспитания и развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческой жизни:
- социо-культурные явления,
- окружающая природа,
- мир искусства и литературы,
- традиционным для семьи, общества и государства праздничные события,
- события, формирующие чувство гражданской принадлежности (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
- сезонные явления,
- народная культура и традиции.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Для детей в возрасте от 3 до 4 лет организованная образовательная деятельность составляет не более 2,5 часа в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 15 минут в первую и вторую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Реализация Программы строится на основе комплексно-тематического принципа строения образовательного процесса, который позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции необходимого и достаточного материала, контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, а также социального заказа родителей.
Комплексно-тематическое планирование
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса.
Период Тема | Младшая группа | |
02.09.2024 | ||
Здравствуй, | ||
детский сад! | – | |
08.09.2024 | ||
Осень | 09.09.2024 - | |
06.10.2024 | ||
Я и моя семья | 07.10.2024 – 20.10.2024 | |
Мой дом, мой | 21.10.2024 – 17.11.2024 | |
город | ||
Новогодний | 18.11.2024 | |
праздник (Новый | – | |
год) | 29.12.2024 | |
Зима | 09.01.2025 | |
– | ||
02.02.2025 | ||
День защитника | 03.02.2025 – 23.02.2025 | |
Отечества | ||
Мамин день | 24.02.2025 | |
(Международный | – | |
женский день) | 09.03.2025 | |
Знакомство с | 10.03.2025 – 30.03.2025 | |
народной | ||
культурой и | ||
традициями | ||
Весна | 31.03.2025 | |
– | ||
27.04.2025 | ||
Лето | 05.05.2025 | |
– | ||
31.05.2025 |
Календарный план воспитательной работы
Январь:
С 6 по 19 января: Святки;
27 января: День снятия блокады Ленинграда.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно); 27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
22 апреля: Всемирный день Земли; 30 апреля: День пожарной охраны.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
5 июня: День эколога;
6 июня: День русского языка; 12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
Третье воскресенье июня: День медицинского работника.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности; 30 июля: День Военно-морского флота.
Август:
2 августа: День Воздушно-десантных войск; 12 августа: День физкультурника;
Третье воскресенье августа: День города Рославль;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 27 августа: День российского кино.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
25 сентября: День освобождения Смоленщины; День города Смоленска. 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 31 декабря: Новый год.
Календарный план воспитательной работы составлен в соответствии с направлениями Программы воспитания:
- Патриотическое направление воспитания (ценности Родины и природы);
- Духовно-нравственное воспитание (ценности жизнь, милосердие, добро);
- Социальное направление воспитания (ценности человека, семьи, дружбы);
- Познавательное направление воспитания (ценность знания);
- Физическое и оздоровительное направление воспитания (ценность здоровья);
- Трудовое направление воспитания (ценность труда);
- Эстетическое направление воспитания (ценности культуры и красоты).
Месяц | Государственные и народные праздники, памятные даты | События, мероприятия (формы и способы раскрытия ценности направления) | Целевая аудитория |
Сентябрь | День знаний- 1 сентября; День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков – 25 сентября; День воспитателя и всех дошкольных работников – 27 сентября. | Тематическое занятие «День знаний» | Воспитанники |
Праздник «День дошкольного работника» | Воспитанники | ||
Поздравительные открытки для бабушек и дедушек | Воспитанники | ||
Фото-выставка «Мой домашний питомец» | Воспитанники, родители (законные представители), воспитатели | ||
Праздник «День народного единства» | Воспитанники | ||
Ноябрь | День народного единства – 4 ноября; День матери в России – последнее воскресенье ноября; День Государственного герба Российской Федерации – 30 ноября | Акция «Птичья столовая» | Воспитанники |
Выставка рисунков «Моя мама – лучше всех!» | Воспитанники | ||
Праздник «День матери» | Воспитанники, родители (законные представители), воспитатели |
Декабрь | Международный день художника – 8 декабря; День Конституции Российской Федерации – 12 декабря; Новый год – 31 декабря | Выставка рисунков «Зимушка- зима» | Воспитанники |
Развлечение «Зимние забавы» | Воспитанники | ||
Работа мастерской Деда Мороза | Воспитанники, родители (законные представители), воспитатели | ||
Новогодний утренник | Воспитанники | ||
Досуг «Рождественская звезда» | Воспитанники | ||
Конкурс зимних построек | Воспитанники, родители (законные представители), воспитатели | ||
Досуг «Волшебное слово «спасибо» | Воспитанники | ||
Февраль | День Российской науки – 8 февраля Международный день родного языка – 21 февраля День защитника Отечества – 23 февраля | Муниципальный конкурс литературно-художественного творчества «Душа по капле собирает свет» | Воспитанники, родители (законные представители), воспитатели |
Досуг «Наши папы – молодцы!» | Воспитанники, родители (законные представители), воспитатели | ||
Спортивное развлечение «Будущие защитники» | Воспитанники | ||
Тематическое занятие «Будь внимательным на дороге!» | Воспитанники | ||
Март | Международный женский день – 8 | Выставка поделок «Подарок мамочке моей» | Воспитанники |
марта Всемирный день театра – 27 марта | Праздник «8 Марта» | Воспитанники | |
Показ постановки театральной студии «Золотой ключик» | Воспитанники | ||
Муниципальный конкурс детского творчества «Останови огонь!» | Воспитанники | ||
Апрель | Международный день птиц День космонавтики – 12 апреля Всемирный день Земли – 22 апреля День пожарной охраны – 30 апреля | Тематическое занятие «Птицы нашего края» | Воспитанники |
Тематическое занятие «Покорители космоса» | Воспитанники | ||
Тематическое занятие «Сбережём нашу Землю» | Воспитанники | ||
Изготовление поздравительных открыток к Дню пожарной охраны | Воспитанники | ||
Май | Праздник Весны и Труда – 1 мая День Победы – 9 мая День славянской письменности и культуры – 24 мая | Участие в весеннем субботнике | Воспитанники, родители (законные представители), воспитатели |
Акция «Окна Победы» | Воспитанники, родители (законные представители), воспитатели | ||
Праздник «День Победы» | Воспитанники | ||
Июнь | День защиты детей – 1 июня День охраны окружающей среды – 5 июня Пушкинский день России – 6 июня День России – 12 июня День памяти и скорби – 22 июня | Праздник «Здравствуй, лето красное!» | Воспитанники |
Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую сказку» | Воспитанники | ||
Познавательная беседа «Сохраним чистоту на планете» | Воспитанники | ||
Игра-викторина по сказкам Пушкина | Воспитанники | ||
Июль | День семьи, любви и верности – 8 июля День фотографа – 12 июля День Военно- | Развлечение «Моя семья» | Воспитанники |
Конкурс рисунков «Мама, папа и я – дружная семья!» | Воспитанники | ||
Выставка семейных фотографий | Воспитанники, родители (законные представители), воспитатели |
морского флота – 30 июля | «Наш выходной день» | ||
Август | День Воздушно- десантных войск – 2 августа День физкультурника – 12 августа День города Рославль – третье воскресенье августа День Государственного флага Российской Федерации – 22 августа День российского кино – 27 августа | Спортивное развлечение «Малые олимпийские игры» | Воспитанники |
Познавательная беседа «Летние виды спорта» | Воспитанники | ||
Выставка рисунков «Мой любимый мультфильм» | Воспитанники | ||
Развлечение «До свидания, лето!» | Воспитанники |
3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных и кинематографических произведений
для реализации Программы образования
Примерный перечень художественной литературы http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmhgog7 h55219870733&index=198
Примерный перечень музыкальных произведений http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmhgog7 h55219870733&index=208
Примерный перечень произведений изобразительного искусства http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lmhgog7 h55219870733&index=215
Дополнительный раздел
Краткая презентация Программы.
Рабочая программа воспитателя младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» (далее – Программа) разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка».
Программа спроектирована с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО), особенностей образовательной организации, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников; определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования у детей раннего возраста.
- Программа сформирована как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель Программы определена в соответствии с п. 14.1 ФОП ДО: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОО и направлена на разностороннее развитие детей с 3 до 4 лет. Режим работы ДОО представляет годовой цикл: с сентября по май – воспитательно- образовательная работа, с июня по август – летне-оздоровительная работа. Пятидневная рабочая неделя с 12-часовым пребыванием детей с 7.00 до 19.00. Выходные дни - суббота, воскресенье, праздничные дни. Воспитание и обучение в детском саду на русском языке.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для разработки программы, в т.ч. характеристики особенностей развития детей раннего возраста, а также планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров).
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:
- описание образовательной деятельности в ДОО в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: познавательном, речевом, социально- коммуникативном, художественно-эстетическом и физическом;
- описание форм, способов, методов и средств реализации с учетом возрастных особенностей;
- способы поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Также в содержательном разделе представлены: особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе и учёт их мнения и пожеланий.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. В основу взаимодействия положена идея о том, что семья несет ответственность за воспитание детей а ДОО призвано помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Сотрудничество – общение на равных, когда нет привилегии указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие предполагает способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции с помощью общения. К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Поэтому педагогический коллектив начал
работу над следующей задачей: сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным; активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами, родителями.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов.
Взаимодействие педагогов с родителями детей каждого года жизни имеет свои особенности, и развивается по следующим направлениям:
- Педагогическая поддержка направлена на установление тесных взаимоотношений с каждым родителем, сплочение родительского коллектива группы - возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время.
- Педагогическое образование родителей. Педагог помогает родителям реализовывать четко оформившиеся образовательные запросы.
- Совместная деятельность педагогов и родителей. Воспитатель стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива, способствуя развитию доверительных отношений между родителями.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, календарный план воспитательной работы с учетом особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации предметно- пространственной среды, примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных и кинематографических произведений для реализации Программы образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с ООП МБДОУ – детского сада№3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.Рабочая программа по развитию дет...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы
Рабочая программа для воспитателей речевой второй младшей группы...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы по программе "ОТ рождения до школы"
Программа составлена с учетом 10-ти часового рабочего дня...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы с использованием программы 2100
Рабочая программавоспитателявторой младшей группы «Радуга» Санкт-Петербургана 2018-2019 г. Воспитатели:Ник...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....