Занятие. Тема: «Как мы масленицу встречали»
план-конспект занятия (средняя группа)

Шляхина Екатерина Кузьминична

                                                Аннотация к занятию

  Интегрированное занятие по освоению своевременной социоигровой технологии, художественного творчества, коммуникации, познания по теме: «Как мы масленицу встречали» проводится с детьми средней группы. Цель занятия- формирование представления детей о традициях празднования русского народного праздника « Масленица».  Это занятие приобщает  к русской народной культуре к ее традициям, самобытности. Воспитывает навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности и развивает желание самостоятельно работать, стремление к достижению результатов.

  На протяжении всего занятия должна сохраняться единая сюжетная линия. Основой данного занятия является игра.

 

 

Цель: формирование представления детей о традициях празднования русского народного праздника « Масленица». 

 

Задачи:

Образовательная : познакомить детей  с русским народным праздником «Масленица».

Развивающаяразвивать речь, познавательную активность.

- Развивать творческое воображени, мышление, желание самостоятельно работать, стремление к достижению результатов.

- Совершенствовать навыки раскрашивания.

- Создать положительный эмоциональный настрой.

Воспитательнаявоспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.

- Воспитывать интерес к русскому фольклору.

- Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.

Предварительная работа: чтение и заучивание русского народного фольклора (пословицы, скороговорки, потешки, заклички), беседы, знакомство с народными играми, прослушивание русских народных песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект885.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект занятия

                   

                                    Образовательные области:

             «Познавательное развитие/Художественно-эстетическое  

   развитие/ Речевое развитие/Социально-коммуникативное развитие.

                                           

                              Тема: «Как мы масленицу встречали»

                                 Возрастная группа: средняя

                                                                        Подготовила: воспитатель

                                                                                                    Шляхина

                                                                                                    Екатерина

                                                                                                    Кузьминична

                                                 

                                                     

                                                       п. Тюльган  

                                                         2022 год

                                                Аннотация к занятию

  Интегрированное занятие по освоению своевременной социоигровой технологии, художественного творчества, коммуникации, познания по теме: «Как мы масленицу встречали» проводится с детьми средней группы. Цель занятия- формирование представления детей о традициях празднования русского народного праздника « Масленица».  Это занятие приобщает  к русской народной культуре к ее традициям, самобытности. Воспитывает навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности и развивает желание самостоятельно работать, стремление к достижению результатов.

  На протяжении всего занятия должна сохраняться единая сюжетная линия. Основой данного занятия является игра.

Цель: формирование представления детей о традициях празднования русского народного праздника « Масленица». 

Задачи:

Образовательная : познакомить детей  с русским народным праздником «Масленица».

Развивающая: развивать речь, познавательную активность. 

- Развивать творческое воображени, мышление, желание самостоятельно работать, стремление к достижению результатов.

- Совершенствовать навыки раскрашивания.

- Создать положительный эмоциональный настрой.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.

- Воспитывать интерес к русскому фольклору.

- Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.

Предварительная работа: чтение и заучивание русского народного фольклора (пословицы, скороговорки, потешки, заклички), беседы, знакомство с народными играми, прослушивание русских народных песен.

Оборудование:

- Презентация с использование фотоматериалов.

- Русские народные костюмы для детей и воспитателя.

- Силуэт Масленицы, ленточки, двухсторонний скотч.

- Мука, молоко, яйцо, сода, соль, сахар.

- «Карусель».

                                                 Ход занятия. 

В:  Ребята, почему мы все такие нарядные да  красивые?

Д: Потому, что мы празднуем масленицу.

В:  Правильно, ребята! Масленицей провожали зиму и встречали весну. А в народе говорили: «В феврале зима с весной встречаются впервой». Праздник отмечали шумно, весело, с играми, потехами, поэтому Масленицу называли «широкой», «разгульной», «веселой».

 -А знает ли кто-нибудь из вас, как решили в самый первый раз отметить Масленицу? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу.

(На экране меняются слайды по мере рассказывания сказки).

- Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица. Зима была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки, а наряд ее был белый прибелый. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга.

   А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

  Один раз рассердилась Зима и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Приказала тогда Зима своим слугам:

- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

  И задул ветер (воспитатель дует на ребят, а дети на нее), и разыгралась вьюга (воспитатель показывает руками, как качаются деревья от ветра - ребята повторяют). Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. ( воспитатель с ребятами закрывают лицо ладошками, выглядывают и снова прячутся). Видит Масленица - плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнышко не показывается, снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется Весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и тут Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам.  А блинчики горячие, круглые, румяные, словно солнышко. Куда блин падал, там и проталинка появлялась.  Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься с них будут. Пусть Зима позлится! Мужикам подсказала атаковать снежную крепость Зимы. И обязательно всем есть каждый день блины, чтобы душа не смогла в ледышку превратиться. Делали люди все, что им Масленица подсказала. Но этого оказалось мало. Нужно было больше тепла. Что делать?

-Сожгите меня, сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили они у нее прощение за все, друг у друга попросили прощение, и уже хотели поджечь Масленицу, как какой-то мальчик закричал:

- Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя такое было, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что Весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу, стали ее называть Широкой Масленицей. Вот и сказочки конец, а кто слушал - молодец.

- А ну-ка проверю я вас сейчас. Кто мне ответ даст,  чем мы должны лакомиться на масленицу?

Д: Блинами.

В: Правильно, блинами, а вот на что похожи блины вы узнаете, отгадав загадку:
- Не огонь, а больно жжёт,
- Не фонарь, а ярко светит,
- И не пекарь, а печёт? (Солнце)

В: Наверное вы знаете, что  когда светит солнце, всем вам и веселее, и настроение у вас улучшается, хочется радоваться, смеяться, больше общаться с друзьями….Вот и я предлагаю вам повеселиться, да на карусели покататься (игра «Карусель»).

                          J:\_Проект_по_духовно- нравственному_ воспитанию_\Новая папка (2прокт фото\20220321_111708.jpg

- Еле, еле, еле

- Закружились карусели,

- А потом, потом, потом

- Все бегом, бегом, бегом

   В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, затем постепенно ускоряют движения. После этого, как дети пробегут 2 круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:

- Тише, тише не спешите!

- Карусель остановите.

- Раз-два, раз-два,

- Вот и кончилась игра.

Теперь идем в другую сторону.

В: Проворные вы, ничего не скажешь.  А печь каравай вы умеете?

Д: Умеем!

Русский народный хоровод «Каравай»:

- Как на масленой неделе испекли мы каравай

- Вот такой вышины, вот такой нижины.

- Вот такой ширины, вот такой ужины.

- Каравай, каравай, кого любишь выбирай!

- Я люблю, конечно, всех, а блиночки больше всех! Ух, догоню!

(воспитатель ловит детей, они убегают на стульчики).

В: Каравай вы умеете печь, давайте же и тесто на блины заведем, но прежде чем мы начнем заниматься тестом, нужно немного подготовиться,  приготовить руки:

- Ладушки, ладушки,

- Мы печем блинчики (хлопаем в ладоши)

- Замесили тесто (пальцы рук сжимаем, разжимаем)

- Тесту мало места,

- Тесто выпало на стол (хлопопает по коленям)

- Тесто плюхнулось на пол (приседаем, хлопаем по полу)

- Тесто убежало (топаем ногами)

- Начинай сначало!

В: Интиресно, кто-то из вас знает, какие продукты  нужны для теста на блины? (дети отвечают).  

В: Молодцы, все продукты назвали, наверное уже с мамой пекли блины  к празднику готовились!

В:  Ну вот, теперь можно приступить к замешиванию теста на блины. Наливаем молоко.

- Кто поможет разбить  яйцо? Гордей помоги пожалуйста!

- Саша, а ты добавь немного соды и соли!

В: Я знаю, что вы большие сладкоежки в тесто добавим, как вы думаете, что? Д: Сахар!

В: Правильно! Теперь мы это все взобьем венчиком, чтобы не было комочков (воспитатель предлагает взбить тесто двум, трем детям по желанию), тесто готово! Пусть оно немного постоит, расстоится, а потом мы отнесем его на кухню, а повара испекут нам блины на полдник.

                         J:\_Проект_по_духовно- нравственному_ воспитанию_\Новая папка (2прокт фото\20220321_111932.jpg

В: Ребятки, а с чем вы любите кушать блины?

Д: С медом, вареньем.

В: Я приготовила для вас баночки с вареньем, выбирайте с каким вареньем  вы будите есть блины?

(дети выбирают силуэты баночек с нарисованными на нихфруктами и ягодами )

В: Полина, баночку с каким вареньем ты выбрала?

П: С клубничным.

В: Каким цветом будешь раскрашивать баночку.

П: Красным цветом.

(по такому принципу обговариваются баночки с яблочным, вишневым вареньем)

В: Молодцы ребята! Какое красивое, да вкусное варенье у вас получилось.

                            J:\_Проект_по_духовно- нравственному_ воспитанию_\Новая папка (2прокт фото\20220321_111811.jpg         

В: Ох, и устала же я! Давайте отдохнем немножко! Посидим рядком, да поговорим ладком!

- Скажите,  пожалуйста, почему зима разозлилась на масленицу?

Д: Она не хотела уходить.

В: Какая была зима?

Д: Красивая и холодная.

В: А какая масленица?

Д: Добрая, дружила с птицами и людьми.

В: О чем попросила  масленица у людей?

Д: Печь блины.

В: Почему масленица  велела людям есть блины каждый день?

Д: Чтобы душа в льдинки не превратилась.

В: А, из чего пекут блины, вы запомнили?

Д: Мука, сода, яйцо, молоко, сахар, соль.

В: А что масленица велела делать детям?

Д: С горки кататься и громко смеяться.

В: Напомните-ка мне, что в сказке предложил сжечь мальчишка вместо Масленицы?

Д: Чучело.

В: Правильно – чучело. Без него ни одно празднование масленицы не обходилось!

И я вам его принесла (воспитатель выносит большое изображение Масленицы)

- Давайте украсим ее сарафан ленточками.

Детям предлагается приклеить ленточки на сарафан.

                                       J:\_Проект_по_духовно- нравственному_ воспитанию_\Новая папка (2прокт фото\20220321_112037.jpg

В: Какие вы молодцы! Посмотрите, какая  красивая  Масленица!

- Становитесь, честной народ в хоровод вокруг Масленицы, да закличку запевай:

  - Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

  - Чтобы все метели разом улетели,

  - Чтобы птички пели, травы зеленели.

(Дети вместе с воспитателем поют закличку) 

В:  Вот и подошло к концу наше занятие, но мы не прощаемся с нашей масленицей. Приглашаю вас на улицу, на прогулку вместе с масленицей с ней мы будем играть, шутить, хороводы водить, с горки кататься, да громко смеяться, как и велела нам масленица! 

                               F:\_Проект_по_духовно нравственному_ воспитанию_\Новая папка (2прокт фото\20220302_105726.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника:"А мы масленицу встречали!"

Масленица-это фольклорный праздник, он весь наполнен народными песнями и обычаями.Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарками, гуляниями со скоморохами.В нашей памяти он ещё жив и в настоящее время пов...

Развлечение "Масленицу встречаем, блинами угощаем!"

Сценарий для детей старшей-подготовительной группы....

Масленицу встречаем

Сценарий праздника на свежем воздухе для всех групп....

Кукольное представление, посвященное празнованию масленицы "Встреча масленицы"

Кукольное представление, посвященное празнованию масленицы "Встреча масленицы" для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Проект «Масленица идет! Масленицу встречайте!»

Цель проекта: познакомить детей с традициями народных праздников и обычаев  русского народа....

Сценарий Масленицы на улице для всех возрастных групп детского сада «Веселая масленица. Встреча весны».

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Данный материал может быть использован инструкторами по физической культуре, воспитателями, музыкальными руководителями ДОУ....

Сценарий развлечения на масленицу в групах старшего дошкольного возраста "Масленицу встречаем, зиму провожаем!"

Материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, учителям начальных классов. Основная цель праздника масленицы  – это сформировать любовь к культуре и традициям своего народа...