Роль совместного труда в семье в воспитании ребенка дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Роль совместного труда в семье в воспитании ребёнка дошкольного возраста
Дошкольный возраст - благодатная и ответственная пора, когда перед ребенком открывается во всем своем многообразии удивительный мир окружающей действительности.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Благодаря игре, трудовой деятельности, обучению дошкольник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительной форме. Именно в этот период закладываются основы характера человека.
Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
Основная задача трудового воспитания в дошкольном возрасте – формирование положительного отношения к труду.
1. Ознакомление с трудом взрослых, формирование, а также бережное отношение к его результатам;
2. Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки.
Эти задачи решаются через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
В наше время стоит большая проблема перед воспитателями и родителями как прививать трудовое воспитание у дошкольников. Основные вопросы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста в семье. Это своеобразие детского труда, определяемое возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, и специфика воздействия родителей на детей, основывающаяся на эмоциональном характере отношений, сложившихся в семье, и виды и содержание детского труда дома, и методы формирования трудолюбия.
Педагоги иногда испытывают трудности в общении с родителями, которые зачастую стремятся оградить своего ребёнка от трудовых усилий и домашних забот. Известно, что на организацию трудовой деятельности ребёнка в семье влияют ценностные ориентации его родителей, их нравственная позиция, а также структура семьи. Т. А. Маркова рассматривает особенности трудового воспитания в разных семьях (однодетной и многодетной, полной и неполной, ориентируя воспитателей на необходимость индивидуального подхода к семьям различного типа, в связи с чем провести квалификацию типов семей по уровню условий, необходимых для осуществления полноценного трудового воспитания ребёнка компетентности родителей в этом вопросе. Использование педагогами этой квалификации позволит им в своих контактах с родителями воспитанников максимально учитывать интересы и уровень педагогической грамотности родителей в сфере приобщения ребёнка к домашнему труду, что, несомненно, повысит влияние педагога на взрослых членов семьи.
В. А. Сухомлинский говорил о том, что трудовое воспитание есть гармония трех начал: надо, трудно, прекрасно.
Сложный путь, приводящий ребёнка к осознанной привычке трудиться, лежит через ощущение им радости от труда. Именно радость как проявление положительной эмоциональной реакции на труд вызывает желание снова взяться за дело. Особенно это важно в дошкольном возрасте, так, как в этот период жизни эмоциональный компонент более значим, что важно учитывать в выборе методов и приёмов организации трудовой деятельности в семье.
Зная практику семейного воспитания детей, мы предупреждаем родителей об одной из самых распространенных среди них ошибок: применения методов принуждения способно превратить детский труд в тягостную унизительную повинность. Поэтому предлагаем разнообразные методы руководства трудом дошкольника в семье, основанные на сотрудничестве взрослого и ребёнка.
Мы обращаем внимание на такую важную проблему, как бескорыстие детского труда. Конечно, поощрение или даже награда являются для дошкольника реальным стимулом для выполнения трудовых поручений и обязанностей, призываем родителей к гибкости и разумному подходу к мотивировкам труда, особенно по мере взросления ребёнка, что должно помочь ему испытывать радость и удовлетворение от самого труда, а не вознаграждения за него. Родители, также должны научить переключать ребёнка от труда по указанию взрослого к труду по собственному побуждению.
Важен не только личный пример родителей, но и семейный микроклимат. Вся домашняя обстановка в целом. Действительно, в благоприятной атмосфере ребёнок успешнее постигает правило «стыдно не спешить на помощь тому, кто занят делом». Ценными являются советы родителям ставить ребёнка в роль нужного, необходимого взрослым помощника, без которого в данный момент не обойтись. Тогда ребёнок ощущает себя не пассивным помощникам, а равноправным участником трудовой деятельности.
В трудовой деятельности развивается потребность трудиться, формируется умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, формируются социально-нравственные качества и понятия, развиваются умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.
Одним из направлений трудового воспитания является ознакомление детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей. Такое знакомство происходит на занятиях по "ознакомлению с окружающим миром …", во время чтения и обсуждения художественных произведений, специальных бесед на тему труда взрослых, экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (медицинской сестры, повара и др.) Важной составляющей этой работы является воспитание уважения к труду взрослых.
Таким образом, трудовая деятельность являются мощным стимулом для развития у детей личностные качества, познавательной активности, речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста».
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша....
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста».
Материал для родителей...
Консультация:"Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста"
Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста...
«Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают ...
Консультация на тему «Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста»
Слайд 1. Уважаемые родители!Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему «Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста». Слайд 2. Цели и задачи представлены на слайде....
Консультация для родителей на тему:«Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста»
Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к се...
«Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста».
Консультация для родителей...