Конспект "Чаепитие в русском стиле"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: приобщение детей к русской народной культуре : познакомить с традицией чаепития на Руси.
Здравствуйте, гости дорогие!
Как говорится –
Милости просим.
В нашу светлицу.
Не нужно платы,
И робеть не надо.
Всем, чем богаты.
Тем мы и рады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Чаепитие в русском стиле" | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по теме
«Чаепитие в русском стиле»
Цель: приобщение детей к русской народной культуре : познакомить с традицией чаепития на Руси.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
- расширять словарный запас
- закрепить у детей знания русских народных игр.
Развивающие:
- развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
- развивать общую моторику кистей рук.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к истории своего народа; воспитывать уважение к традициям своего народа.
Интегрирование образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное
• Речевое
• Художественно-эстетическое
• Физическое
Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник, термос, чаепитие.
Предварительная работа: беседа с детьми об истории возникновения чая, о его разновидностях. Чтение Даниил Хармс "Иван Иваныч Самовар". Слушание песни "Пых-пых Самовар". Работа над лексическим понятием слов: традиция, атрибут, сбитень, взвар, фарфор, подстаканник, заварник, фабрика.
Материальное обеспечение: компьютер, презентации на тему, музыкальное сопровождение, самовар и другие атрибуты чаепития, листы А3 для рисования, фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Как говорится –
Милости просим.
В нашу светлицу.
Не нужно платы,
И робеть не надо.
Всем, чем богаты.
Тем мы и рады.
Дети: здороваются и садятся за стол полукругом.
I. Воспитатель:
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет.
Много разного варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
Воспитатель: Сегодня мы с вами проведем чаепитие, да не простое а в стиле традиций чаепития на Руси.
Нет ни одного человека в мире, который бы не пробовал чай. Но было
время, когда на Руси многие столетия о чае ничего не знали - пили квас травяные настои, меды, а чаёвничать начали лишь три столетия назад.
Было это так: в качестве подарка монгольский посол привёз царю пакеты с чаем. Чай понравился, им стали пользоваться как лекарством, который бодрит. Он настолько прижился в России, что мы считаем его своим национальным, исконно русским напитком.
Оказывается, изначально чайная традиция зародилась в Китае. Существует предание: очень много веков назад китайскому императору кипятили воду, в сосуд случайно упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Именно таким было первое в мире чаепитие.
Во многих странах любят пить чай, но у каждого народа свои традиции чаепития.
Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадки.
Загадки:
Был листом зеленым –
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатый –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лизине –
Стал он в магазине.
(Чай.)
По цвету – снег.
По вкусу – мёд,
Во рту он тает.
Будто лёд. (Сахар)
Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар.)
Дети: Это самовар.
Воспитатель: Да это русский Самовар, главный атрибут русского чайного стола. Как вы думаете, почему его прозвали «самоваром»?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Самовар - это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды.
Воспитатель: А вот изобрели русский самовар в городе Тула. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки использовали все: и щепочки и шишки. Давайте посмотрим. Слайды (3,4)
Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде различных животных и птиц.
Воспитатель: Самовар стал символом добра и домашнего уюта.
Ещё один атрибут русского чаепития - специальные грелки, которыми накрывают заварочный чайник. Сшитые из плотного материала колоритные петухи или куклы-матрёшки по-настоящему украшают стол. Слайд 5
Пальчиковая гимнастика «Мы печём отличные пирожки пшеничные»
Мы печем пшеничные Пирожки отличные Кто придет к нам пробовать Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора Тесто замесили Сахар не забыли Тесто скалкой раскатали Раскатали не устали Взяли ложку с творогом Пирожок – за пирожком Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко |
Пословицы и поговорки.
- Чай пьёшь - до ста лет проживёшь. Арина Г
- Мы за чаем не скучаем. Арина А
Самовар кипит – уходить не велит. Мила
- Выпей чайку, забудешь тоску. Маша
- Кто здоровым хочет быть – больше чая надо пить! Алёна С
- «Чай человеку подать – уважение оказать!» Ульяна
III. Подвижная игра
Русская игра «Федул»
Эй, Федул, Что губы надул? Ты не злись, не сердись, А ребятам улыбнись. (Дети идут по кругу, взявшись за руки). В центре стоит надувшийся Федул. Дети останавливаются и грозят ему пальцем. Он хмурится. Ты немножко попляши, Что нам делать - прикажи! (Дети хлопают в ладоши.) Федул пляшет. Федул дает детям задания - поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т. д., ребята выполняют движения. |
В России любят петь частушки давайте споем частушки о чае.
Дети исполняют частушки о чае.
Посмотри, какой пирог, Маша З
бублики, ватрушки
Мы споём вам под чаёк,
Чайные частушки
В пляске не жалей ботинок! Алёна С
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
От простуды и болезней Маргарита М
Чай поможет точно
С майским мёдом и лимоном
Принимайте срочно.
Мы за чаем не скучаем Даша Р
Песни дружно сочиняем
Рады всех вас пригласить
Сладким чаем напоить
IV. Традиционные правила чаепития.
Воспитатель: Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов (с подстаканниками) и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Слайд 6
«Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем». Слайд 7 (Показываю иллюстрации чаепития в России).
-Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)
-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так : мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.
- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается.
-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав (малиновый, клубничный, ромашковый).
- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.
V. Мастерская (продуктивная деятельность).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята разделиться на две команды и нарисовать самовар своей мечты. Они будут единственны и неповторимы.
(Дети делятся на 2 группы и рисуют и расписывают самовар своей мечты).
VI. Итог занятия
Воспитатель:
-С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
-Где производят самые известные самовары?
-Как можно в современной жизни использовать самовар?
-Что такое чаепитие на Руси?
- Из чего любили пить чай?
Ответы детей и совместное обсуждение
Воспитатель:
«Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого самоварного чайку».
Теперь самое время попробовать на вкус этот напиток. Приглашаю всех на чаепитие, усаживайтесь поудобнее, угощайтесь, пожалуйста. Приятного вам чаепития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Пошив куклы в русском народном стиле"
Тряпичная кукла...
Сценарий "Рождественские гадания" или Новый год в русском стиле.
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста...
Танец в русском стиле "Зима" для старшего дошкольного возраста
Участвуют 4 девочки, на плечах у них платки – шали с кистями из легкой воздушной ткани белого или голубого цвета) По возможности могут танцевать большее количество девочек, тогда выходить будут ...
Сценарий развлечения "День рождение летних именинников в русско - народном стиле".
Звучит русская народная мелодия, дети входят в зал.Варвара-краса длинная коса. - Здравствуйте мои дорогие! ...
Декорирование в русском стиле
Несколько лет я работаю над темой: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Значение и влияние народной культуры на подрастающее поколение невозможно переоценить. Человек не может жить ...
Праздник в русском стиле. Посиделки на Покров. ст.гр.
Увлекательный осенний досуг в стиле русских традиций....
Чайная церемония в русском стиле
12 октября в нашем детском саду проводился День русской кухни. Во всех возрастных группах были запланированы мероприятия, направленные на ознакомление детей с национальной кухне...