Конспект "Чаепитие в русском стиле"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузнецова Ольга Валерьевна

 

Цель: приобщение детей к русской народной культуре : познакомить с традицией чаепития на Руси.

Здравствуйте, гости дорогие!

Как говорится –

Милости просим.

В нашу светлицу.

Не нужно платы,

И робеть не надо.

Всем, чем богаты.

Тем мы и рады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме

«Чаепитие в русском стиле»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре : познакомить с традицией чаепития на Руси.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

- расширять словарный запас

- закрепить у детей знания русских народных игр.

Развивающие:

- развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

- развивать общую моторику кистей рук.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к истории своего народа; воспитывать уважение к традициям своего народа.

Интегрирование образовательных областей:

• Познавательное развитие

• Социально-коммуникативное

• Речевое

• Художественно-эстетическое

• Физическое

Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник, термос, чаепитие.

Предварительная работа: беседа с детьми об истории возникновения чая, о его разновидностях. Чтение Даниил Хармс "Иван Иваныч Самовар". Слушание песни "Пых-пых Самовар". Работа над лексическим понятием слов: традиция, атрибут, сбитень, взвар, фарфор, подстаканник, заварник, фабрика.

Материальное обеспечение: компьютер, презентации на тему, музыкальное сопровождение, самовар и другие атрибуты чаепития, листы А3 для рисования, фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Как говорится –

Милости просим.

В нашу светлицу.

Не нужно платы,

И робеть не надо.

Всем, чем богаты.

Тем мы и рады.

Дети: здороваются и садятся за стол полукругом.

I. Воспитатель:

От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждем

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом.

Здесь, без всякого сомненья,

Чай душистый всех вас ждет.

Много разного варенья,

Пироги, ватрушки, торт.

Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.

Воспитатель: Сегодня мы с вами проведем чаепитие, да не простое а в стиле традиций чаепития на Руси.

Нет ни одного человека в мире, который бы не пробовал чай. Но было

время, когда на Руси многие столетия о чае ничего не знали - пили квас травяные настои, меды, а чаёвничать начали лишь три столетия назад.

Было это так: в качестве подарка монгольский посол привёз царю пакеты с чаем. Чай понравился, им стали пользоваться как лекарством, который бодрит. Он настолько прижился в России, что мы считаем его своим национальным, исконно русским напитком.

Оказывается, изначально чайная традиция зародилась в Китае. Существует предание: очень много веков назад китайскому императору кипятили воду, в сосуд случайно упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Именно таким было первое в мире чаепитие.

Во многих странах любят пить чай, но у каждого народа свои традиции чаепития.

Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадки.

Загадки:

Был листом зеленым –

Черным стал, томленым,

Был листочек зубчатый –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лизине –

Стал он в магазине.

(Чай.)

По цвету – снег.

По вкусу – мёд,

Во рту он тает.

Будто лёд. (Сахар)

Стоит толстячок,

Подперевши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Самовар.)

Дети: Это самовар.

Воспитатель: Да это русский Самовар, главный атрибут русского чайного стола. Как вы думаете, почему его прозвали «самоваром»

Ответы детей.

Воспитатель: «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Самовар - это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды.

Воспитатель: А вот изобрели русский самовар в городе Тула. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки использовали все: и щепочки и шишки. Давайте посмотрим. Слайды (3,4)

Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде различных животных и птиц.

Воспитатель: Самовар стал символом добра и домашнего уюта.

Ещё один атрибут русского чаепития - специальные грелки, которыми накрывают заварочный чайник. Сшитые из плотного материала колоритные петухи или куклы-матрёшки по-настоящему украшают стол. Слайд 5

Пальчиковая гимнастика «Мы печём отличные пирожки пшеничные»

Мы печем пшеничные

Пирожки отличные

Кто придет к нам пробовать

Мама, папа, брат, сестра

Пес лохматый со двора

Тесто замесили

Сахар не забыли

Тесто скалкой раскатали

Раскатали не устали

Взяли ложку с творогом

Пирожок – за пирожком

Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко

Пословицы и поговорки.

  1. Чай пьёшь - до ста лет проживёшь. Арина Г
  2. Мы за чаем не скучаем. Арина А

Самовар кипит – уходить не велит. Мила

  1. Выпей чайку, забудешь тоску. Маша
  2. Кто здоровым хочет быть – больше чая надо пить! Алёна С
  3. «Чай человеку подать – уважение оказать!» Ульяна

III. Подвижная игра

Русская игра «Федул»

Эй, Федул,

Что губы надул?

Ты не злись, не сердись,

А ребятам улыбнись.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки).

В центре стоит надувшийся Федул.

Дети останавливаются и грозят ему пальцем. Он хмурится.

Ты немножко попляши,

Что нам делать - прикажи!

(Дети хлопают в ладоши.)

Федул пляшет.

Федул дает детям задания - поесть каши, присесть,

попрыгать, почесать ухо и т. д., ребята выполняют движения.

В России любят петь частушки давайте споем частушки о чае.

Дети исполняют частушки о чае.

Посмотри, какой пирог, Маша З

бублики, ватрушки

Мы споём вам под чаёк,

Чайные частушки

В пляске не жалей ботинок! Алёна С

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам.

От простуды и болезней Маргарита М

Чай поможет точно

С майским мёдом и лимоном

Принимайте срочно.

Мы за чаем не скучаем Даша Р

Песни дружно сочиняем

Рады всех вас пригласить

Сладким чаем напоить

IV. Традиционные правила чаепития.

Воспитатель: Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов (с подстаканниками) и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Слайд 6

«Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем». Слайд 7 (Показываю иллюстрации чаепития в России).

-Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так : мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается.

-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав (малиновый, клубничный, ромашковый).

- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.

V. Мастерская (продуктивная деятельность).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята разделиться на две команды и нарисовать самовар своей мечты. Они будут единственны и неповторимы.

(Дети делятся на 2 группы и рисуют и расписывают самовар своей мечты).

VI. Итог занятия

Воспитатель:

-С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?

-Где производят самые известные самовары?

-Как можно в современной жизни использовать самовар?

-Что такое чаепитие на Руси?

- Из чего любили пить чай?

Ответы детей и совместное обсуждение

Воспитатель:

«Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного крутого самоварного чайку».

Теперь самое время попробовать на вкус этот напиток. Приглашаю всех на чаепитие, усаживайтесь поудобнее, угощайтесь, пожалуйста. Приятного вам чаепития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Рождественские гадания" или Новый год в русском стиле.

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста...

Танец в русском стиле "Зима" для старшего дошкольного возраста

Участвуют 4 девочки, на плечах у них платки – шали с кистями из легкой воздушной ткани белого или голубого цвета) По возможности могут танцевать большее количество девочек, тогда выходить будут ...

Сценарий развлечения "День рождение летних именинников в русско - народном стиле".

Звучит русская народная мелодия, дети входят в зал.Варвара-краса длинная коса.               - Здравствуйте мои дорогие!            ...

Декорирование в русском стиле

Несколько лет я работаю над темой: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Значение и влияние народной культуры на подрастающее поколение невозможно переоценить. Человек не может жить ...

Праздник в русском стиле. Посиделки на Покров. ст.гр.

Увлекательный осенний досуг в стиле русских традиций....

Чайная церемония в русском стиле

12 октября в нашем детском саду проводился День русской кухни.  Во всех возрастных группах были запланированы мероприятия, направленные на   ознакомление детей с национальной кухне...