ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КАРУСЕЛЬ» (хореография)
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа музыкального воспитания ребенка в детском саду позволяет развиваться ребенку по нескольким направлениям: слушание, музыкально – ритмическое движение, детское музыкальное творчество. Содержание работы по дополнительному образованию представляет собой углубленное изучение одного из направлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад №1 г. Уссурийска
Уссурийского городского округа
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета | УТВЕРЖДЕНО Заведующий |
протокол от ____________________ | ________________ / |
приказ от ___ № _ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КАРУСЕЛЬ»
(хореография)
для детей 6-7 лет
срок реализации 1 год
Белошапка Оксана Олеговна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
2024
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность Программы
1.3. Цель и задачи реализации Программы
1.4. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет
1.5. Отличительные особенности программы
1.6. Целевые ориентиры и ожидаемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание психолого – педагогической работы по программе
2.2.Методы и приёмы
2.3. Дидактические правила
2.4. Расписание занятий кружка
2.5. Структура занятия
3. Организационный раздел
3.1. Организация развивающей среды
3.2.Требования к подбору музыки
3.3. Примерное тематическое планирование
3.4. Формы подведения итогов
3.5. Карта мониторинга
4. Литература
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Уберечь от эстетической глухоты –
значит, сделать шаг к гармонии.
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. Ученые – философы Древнего мира полагали, что музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности «…воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт». Многие научные данные свидетельствуют, что люди, обладающие высокоразвитым эмоциональным интеллектом, более успешны в жизни, как в личной, так и профессиональной.
1.2. Актуальность Программы
. Программа «Карусель» имеет художественно-эстетическую направленность и предоставляет широкие возможности для физического и духовного развития воспитанников в процессе знакомчтва с танцевальным искусством.
Сегодня актуальность музыкального воспитания возрастает как никогда. Довольно стремительно меняется мир, в котором мы живём, меняется стиль и манера общения между людьми. Реальная жизнь перемещается в виртуальное пространство. Современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное. Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Программа музыкального воспитания ребенка в детском саду позволяет развиваться ребенку по нескольким направлениям: слушание, музыкально – ритмическое движение, детское музыкальное творчество. Содержание работы по дополнительному образованию представляет собой углубленное изучение одного из направлений. Рабочая программа по дополнительному образованию «Карусель» описывает систему работы с детьми 6-7 лет области хореографии.
1.3. Цель и задачи
Программа «Карусель» создана для детей 6-7 лет и направлена на создание условий для развития внутренней свободы ребенка средствами музыкально – ритмических, танцевальных движений.
Цель программы: раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально - ритмических и танцевальных движений.
Задачи:
Образовательные
- научить через образы выражать собственное восприятие музыки;
- расширить музыкальный кругозор, пополнить словарный запас;
- научить отмечать в движении метр, простейший ритмический рисунок;
- научить самостоятельно, менять движения со сменой музыки;
- дать детям знания о танцевальных жанрах и направлениях;
- научить импровизировать в движении под музыку;
Развивающие
- развивать творческое воображение и фантазию, артистичность, внутреннюю свободу;
- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;
- развивать мышечную силу, выносливость;
- развивать гибкость, пластичность, реакцию, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- формировать правильную осанку;
Воспитательные
- воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения;
1.4. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет.
В этом возрасте у детей происходит «скачок» в развитии движений, что даёт возможность осваивать более сложные по координации движения из области хореографии, гимнастики. У педагога появляется возможность формировать репертуар высокой степени сложности. Уровень развития музыкального восприятия позволяет ребенку отметить в движении выразительные средства музыки, изменять движения в соответствии со сменой звучания музыки. Дети способны инсценировать песни, варьировать движения, передавать музыкально-игровые образы. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и быстрая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации занятий.
1.5. Отличительные особенности программы.
В основе программы лежит технология деятельностного метода. Партнерские взаимоотношения детей и взрослого, их взаимное обучение и развитие. Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки танцевальных композиций способствует повышению творческой инициативы у детей, развивает сознание взрослого. Двигательная реакция ребенка на музыку – это лакмусовая бумажка как музыкального, так и психомоторного состояния. Поэтому в содержании программы заложены упражнения, игры, разминки на развитие памяти, внимания, волевых качеств, подвижности мышления, творческого воображения.
1.6. Целевые ориентиры
- ребенок тонко чувствует настроение и характер музы
- понимает жанровые особенности музыки;
- владеет навыками культурного поведения в процессе группового общения;
- способен к внутреннему переживанию музыкального образа;
- чувствует стиль музыкального произведения и импровизирует на тему.
Ожидаемые результаты
- имеет запас основных движений, используемых для передачи музыкального образа;
- ребенок согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения;
- выполняет различные перестроения в пространстве ориентируясь на схему танца;
- передает в пластике разнообразный характер музыки;
- умеет выразить через танцевальные движения основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику;
- самостоятельно находит свое место в зале и на сцене;
- передает в пластике музыкальный образ.
Главный ожидаемый результат; овладение детьми навыками искусства танца (согласно возрасту) и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы.
- Содержательный раздел
- Содержание психолого - педагогческой работы
На 6 -7 году жизни ребенка происходят изменения в двигательной моторике. Движения становятся более координированными (руки – ноги), ритмичными и разнообразными. Дети способны запомнить довольно большой объем танцевальных движений, перестроений, различных шагов. Это даёт возможность ребенку творчески проявить себя в импровизации движений под музыку. Ярко проявляются гендерные различия в двигательных предпочтениях. Движения девочек более легкие и плавные, мальчики любят силовые упражнения, резкие движения (богатыри, шпионы, силачи). Педагогу необходимо уделять внимание тренировке умения быстро менять характер и направление движения, своевременной реакции на смену темпа, ритма, динамики. Прививать умение сравнивать, анализировать характер музыки и соотносить его с движением.
Методы и приемы реализации программы
- игровой (разучивание в игре);
- наглядно-слуховой (представление музыкального материала, разбор по форме, составление сюжета танца);
- наглядно-зрительный (показ движений педагогом, показ иллюстраций, видео сюжетов);
- словесный (объяснение, беседа, диалог);
- практический (упражнения, детальное разучивание того или иного движения).
- Основные дидактические правила
- от лёгкого – к трудному;
- от простого - к сложному;
- от известного – к неизвестному;
- учитывать физическую подготовленность детей;
- не допускать чрезмерной нагрузки;
- использовать репертуар в соответствии с возможностями всего коллектива.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю.
- График работы кружка. Продолжительность занятий.
группа | возраст | количество участников | продолжительность |
Подготовительная группа | 6-7 лет | 10 | 35 минут |
Старшая группа | 6-7 лет | 10 |
|
- Структура занятий.
- Подготовительная часть (игровая разминка).
- Основная часть (разучивание нового материала).
- Заключительная часть (закрепление выученного материала).
- Иры на развитие физических возможностей и творческого воображения.
- Организационный раздел
- Организация развивающей среды
Для успешной реализации программы необходимо создать развивающую среду в ДОУ. Ребенку нужно лично участвовать в процессе создания и исполнения, танцевальных композиций. Доступность и безопасность развивающей среды – вот формула успеха. Для этого необходимо соблюсти ряд условий: светлый и просторный зал, тренировочная одежда и обувь, сценические костюмы, реквизит для танцев, музыкальная аппаратура.
- Требования к подбору музыки
Подбор музыки – это очень важный компонент в детском танцевальном творчестве. Этому вопросу стоит уделить особое внимание. Прежде всего, музыка должна быть понятна ребенку по содержанию, ритму и мелодии. Продолжительность звучания не должна превышать 3 минут. Желательно, что бы музыкальное сопровождение было разнообразным: классическая, современная и обязательно народная музыка. Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов психологов, наиболее благоприятным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности. В детском возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности и поэтому ребенку необходимо слышать лучшие образцы мировой музыкальной культуры. Часто детский сад – это единственный источник получения знаний в этой области для ребёнка.
- Примерное планирование
тема | задачи | репертуар |
Знакомство с танцем. (введение в предмет) | Познакомить детей с жанрами танцевального искусства. Рассказать о пользе занятий танцами. Познакомить детей с разновидностями танцев. | Показ видеозаписей разножанровых танцев. Коммуникативные танцы – игры «Найди пару», «Море волнуется», «Найди своё место». |
«Музыкальная грамота». | Учить анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии с музыкой. Учить анализировать музыкальные произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, регистр, строение). Учить слышать и выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом, движением, предметом). | Игры: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка», «Комарики», «Удержи ритм». «Вальс» И.Штраус, Полька «Трик – трак», «Марш» Д. Кабалевский. |
«Элементы танца». | Развивать мускулатуру ног, рук, спины. Формировать правильную осанку и координацию движений. Подготовить детей к выполнению более сложных элементов:
| Игра «Маша и каша», «Тучка. Упр. «Рвем цветы», «Незнайки», «Бинокли», «Клоун грустный – весёлый», «Цветы на клумбе», «Жили – были носочки». Танец «Тик – так», «Робот». |
«Танцевальные игры». | Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения. Развивать внимание, память, координацию движений. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов. Двигаться в соответствии с музыкальным образом. | Разминка «В деревню». Упражнения: «Карандашик – утюжок», «Мальвина – Буратино». Музыкальные игры: «Тишина», Мартышки», «Кошки-мышки», «Танцуем сидя», «Медвежата», «Зарядка зверей», «Едет паровоз». |
«Рисунок танца». | Учить свободно ориентироваться в пространстве. Учить соблюдать интервалы в построениях. Изучить простые рисунки танца для использования их в танцах: Рисунок танца «Круг» (замкнутый круг; раскрытый круг (полукруг); круг в круге; сплетенный круг (корзиночка); лицом в круг, лицом из круга; круг парами). Рисунок танца «Колонна», «Шеренга» (перестроения из круга в колонну, в шеренгу; перестроения из нескольких кругов в один). Рисунок танца «Диагональ» (перестроение из круга в диагональ; перестроение из маленьких кружков в диагональ). «Секвенция» (выпад в сторону поочередно). Рисунок танца «Спираль». Рисунок танца «Змейка» (горизонтальная; Вертикальная). Перестроение из «круга» в «змейку». | Показ видео ансамбля «Березка». Игра «Клубок ниток». Элементы танца «Деревня», «Ай, заинька». Рисунок танца «Прялица», «Ягодка - малинка». |
«Народный танец». | Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами. Научить основным движениям русского танца: (развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка», «гармошка», ковырялочка; работа рук в русском танце; навыки работы с платочком; русский поклон; подскоки; бег с вытянутыми носочками; боковой галоп; шаг с вытянутыми носочками (хороводный); хлопки; движение с выставлением ноги на носок; «ковырялочка» вперед и назад; пружинка с поворотом; приставные шаги в сторону Ходы (простой, на полупальцах, боковой, приставной, беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад). Хлопки и хлопушки для мальчиков (одинарные по бедру и голенищу). | Показ видеозаписи с выступлениями танцевальных коллективов. Танцы «Матрешечки», «Кузнецы», «Вдоль по улице», «Деревня», «Прялица». |
«Бальный танец». | Познакомить детей с историей бального танца. Научить основам танца «Полька». Разучить основные элементы танца «Вальс». Разучить основные движения современного танца. Изучение основ танца «Полька» (подскоки, шаг польки, галоп; комбинирование изученных элементов) Положения в паре («лодочка», руки «крест- накрест», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи). Изучение основ танца «Вальс» («качели», «вальсовая дорожка», «перемена»; вalance (покачивание в разные стороны); положение рук в паре, вращение «звездочка»; простые танцевальные комбинации. Изучение основ современного танца (выброс ног поочередно в прыжке вперед; выброс ног поочередно в прыжке в разные стороны; рисунок танца; положение «лицом друг к другу»). Работа над ритмом. | Показ видеозаписи с выступлениями танцевальных коллективов. Танец «Большой вальс», «Полечка», «Гномы», «Танец на степах». |
«Танцевальная мозаика». Репетиции. Детальная отработка танцев. | Научить самостоятельному исполнению танцев. Учить выражать через движения заданный образ. Подготовить к концертным выступлениям. | Стилизованные народные танцы: «Заинька», «Прялица», «Кузнецы», «Богатыри», «Платочек», «Вдоль по улице», «Валенки». Сюжетные танцы: «Деревня», «Мыши и сыр», «Матрёшечки». Современные танцы «Светит солнышко»», «С лентами», «Маленькие звезды». Спортивные танцы: «Танец на степах», «Тик - так». Образные танцы «Деревня», «Гномики», «Робот». |
- Формы подведения итогов
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт по итогам года.
- Карты мониторинга на начало и конец учебного года.
Чувство музыкального ритма. | |
Начало года | Конец года |
Прохлопать и протопать ритмический рисунок под музыку. - самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку; - выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями; - выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога; - не может выполнить ритмический рисунок под музыку. | Упражнение «Виновата тучка». - самостоятельно выделяет сильные и слабые доли в музыке, может безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта; - выделяет сильные и слабые доли в музыке с небольшими неточностями; - выделяет сильные и слабые доли в музыке с помощью педагога; - не может выделить сильные и слабые доли в музыке. |
Выделить хлопками сильные доли в музыке. – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке. – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями. – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога. – не может выделить сильные доли в музыке. | Прохлопать ритмический рисунок под музыку. – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку. – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями. – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога. – не может выполнить ритмический рисунок под музыку. |
Выделить части музыкального произведения. – самостоятельно выделяет части музыки. - выделяет фразы и части музыки с небольшими неточностями. – выделяет фразы и части музыки с помощью педагога. – не может выделить фразы и части. | Упражнение «Угадай». – самостоятельно различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4. – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, ¾ с небольшими неточностями. – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, ¾ при помощи педагога. – не различает музыкальные размеры. |
Эмоциональная отзывчивость. | |
Начало года. | Конец года. |
Упражнение «Грустный и веселый клоун». – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога. – не может передать заданный образ, характер музыки. | Упражнение «Подснежник». – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога. – не может передать заданный образ, характер музыки. |
Танцевальное творчество. | |
Начало года. | Конец года. |
Повторить за педагогом танцевальную комбинацию. – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию. – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности. – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога – не может выполнить танцевальную комбинацию. | Самостоятельно исполнить танцевальную композицию. – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную композицию. – «музыкально» исполняет танцевальную композицию, допуская небольшие неточности. – исполняет, танцевальную композицию при помощи педагога – не может выполнить танцевальную композицию. |
Выбрать танцевальные движения, соответствующие характеру и жанру музыкального сопровождения. – правильно выбирает движения. – выбирает движения, допуская небольшие неточности. – выбирает движения при помощи педагога. – не может выбрать движения. | Самостоятельно импровизировать под музыку. – легко и свободно импровизирует под музыку. – не уверенно импровизирует под музыку. – с трудом импровизирует под музыку. – не может импровизировать. |
Литература
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
Изд. « учитель» 2009г. Волгоград.
- Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва 2001г.
- Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика». Санкт – Петербург 2015г.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт – Петербург 2003г.
- Фирилева Ж.И., Сайкина Е.Г. «Са – Фи – Дансе». Детство – Пресс. Санкт – Петербург 2010
- Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду» Москва 2003г.
- И.Каплунова, И.Новоскольцева «Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.
- М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет» Москва 2010г. Изд. «Т.Ц.Сфера».
- www.horeograf.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по хореографии «Веселый каблучок»
для детей 4-7 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ на 2017-2018 учебный год
Художественно-эстетическое направление развития дошкольников, и в частности хореография, танец. Хореография – незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании э...
Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии «Непоседы»
Содержание программы Ι. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка…………………………………………&he...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по хореографии
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Каблучок» вводит детей в большой и удивительный мир танцев, посредством игры знакомит ...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по хореографии «Танцевальная мозаика»
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика» художественной направленности, разработана для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии "Веселушки"
программа доп. образования...