эссе
рабочие листы
Работа с воспитателями по формированию профориентации на ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе по результатам осмысления художественного фильма
«Временные трудности»
режиссера Михаила Расходникова
Рождение в семье ребенка с особенностями в развитии – это испытание как чувств партнеров на прочность, так и принятие социальной роли родителя каждым из них. При появлении такого ребенка родители, в первую очередь, испытывают шок. В драме 2017 года режиссера Михаила Расходникова «Временные трудности» это хорошо отражено артистами: в чувстве вины матерью, растерянности отца, испытывающего противоречивые чувства, которого поздравляют коллеги по работе с рождением сына. Затем идет поиск виновных (в фильме отец, роль которого играет Иван Охлобыстин, с таким вопросом обратился к главврачу).
Несколько раз смотрела фильм "Временные трудности". И каждый просмотр вызывает появление смешанных эмоций - жалости, восхищения к проявлению силы воли главными героями фильма. Первый – это отец, который испытал шок, узнав о том, что у него родился сын с группой инвалидности, но смог справиться с принятием этого факта. Второй – это мальчик, который, взрослея, сталкивался на протяжении своей жизни с постоянными трудностями и в силу своих возможностей, преодолевал их.
К сожалению, рождение даже здорового ребенка влечет для обоих супругов увеличение обязанностей, в первую очередь, связанные с уходом за младенцем, к которым часто не готов один или оба супруга. При этом проблемы происходят при распределении обязанностей, видении вклада каждого в уход за ребенком, а также помощи родителей в уходе и воспитании ребенка.
При наступлении стадии горевания происходит принятие или непринятие факта рождения ребенка с особенностями развития. В фильме хорошо показаны 2 разные позиции, занятые родителями. Если мать смирилась с тем, что ребенок – инвалид, согласившись на то, что он должен передвигаться на инвалидной коляске, то отец отрицал тот факт, что ребенок с ДЦП, заставляя его искать выход в сложных жизненных ситуациях, называя их временными трудностями. Вот за такой жесткий подход к сыну, хорошо обыгранный Иваном Охлобыстиным, данный фильм вызвал волну нападок с обвинениями в жестокости отца. Однако задача любящих родителей – это не ограждение ребенка от трудностей, решение за них возникающих проблем, формирующих выученную беспомощность, а создание условий для его социализации и адаптации.
Рассуждая о духовно-нравственном формировании детей с ОВЗ необходимо помнить о влиянии роли родителей. Итак, истинная родительская любовь отца – это вера в индивидуальность своего ребенка, постановка перед ним задач, требование их исполнения.
По сюжету, в семье упрямого и принципиального работника завода Ивана Ковалёва (Иван Охлобыстин) рождается ребёнок с ДЦП. Но отец решает, что это вовсе не помеха для того, чтобы сын стал таким же, как все. И он с малолетства заставляет ребёнка делать всё самостоятельно, наказывая за любую слабость. Вроде бы жестокая терапия даёт свои плоды, но потом подростка Сашу парализует. Тогда отец отвозит его в лес и заставляет ползти, ведь до дома всего сто километров. Казалось бы, изначальная идея, которую хотели озвучить в фильме, правильная и даже хорошая. Мальчику Саше говорят, что он такой же, как все. Только на деле садист-отец раз за разом доказывает обратное. Видимо, в понимании тех, кто снимал фильм, «быть нормальным» подразумевает быть физически здоровым и всё делать самому. И они даже сопровождают идею художественными ассоциациями: отец воспитывает ребёнка, а на заводе в печах выплавляют металлические детали. Плохо ходит — коляску надо сбросить с лестницы, пусть ползёт. Не успел вынести ведро — мусор высыпают ему в кровать, а то и на голову, не может открыть дверь — пусть стоит на улице. Да, ребёнка это закаляет, он учится всё делать сам. Чтобы зрителю не задумываться о морали, постоянно используют два самых простых способа. Во-первых, давят на жалость, делая акцент на трудностях мальчика и его стараниях — кого не зацепят сцены, где ребёнок не может самостоятельно поднять книгу. Во-вторых, давят на ностальгию, и тут уже в ход идут детские песни, пионерские галстуки и лагерь «Артек». Из которого, кстати, Сашу выгоняет подлый чиновник, говорящий, что в СССР инвалидов нельзя показывать иностранцам. В советское время большую значимость имел социальный стыд: отставать от остальных было стыдно, позорно. Советская идеология, включавшая в себя идею равных возможностей развития для каждого ребенка, вместе с коллективистскими ценностями надежно защищала будущие поколения от возможности по недосмотру вырасти кретинами, не способными адаптироваться в обществе.
Именно под действием стыда, а не из-за своих личных неудовлетворенностей, родители стремились жестко, но с хорошим намерением растить из детей достойных членов общества. Социализации способствовала воспитательная функция школы и массовое распространение кружков, не говоря уже об организациях пионеров, октябрят и комсомола. Наши бабушки и дедушки придумали систему, с помощью которой вели в будущее целое поколение детей и подростков. И в финале подается жесткая мораль. Мать, которую когда-то ребёнку-инвалиду пришлось защищать костылём от нападок отца, заявляет, что эти издевательства — самая сильная любовь, которую она видела в жизни. А как только герой спорит с этим, от него чуть не уходит девушка — внезапно он уже превращается в неблагодарного эгоиста, который не оценил благородных порывов.
В фильме «Временные трудности» речь идет о том, что есть люди - инвалиды, для которых просто прожить день – либо тяжёлая травматирующая ситуация, либо настоящий подвиг. С болью, сжатыми зубами, отчаянием. И постоянно нужно совершать неимоверные усилия, которые никто не заметит, не оценит, ведь их достижения так малы – всего лишь завязать шнурки или вынести мусор на помойку. То, что для других плёвое дело, для них непосильный труд. Как воспитывать больного ребёнка, который не может ходить, не может держать ложку, открыть дверь, включить свет? Как заставить его поверить в свои силы, ведь так легко сдаться? И кто осудит его за жалость к себе?
Легко говорить, что решение всех вопросов в наличии пандусов, специальных тренажёрных залов, реабилитационных центров, соцработников, высококвалифицированных медицинских работников, полном обеспечении страхования, приличной пенсии. Эти подпорки, конечно, немалая подмога (когда они есть), но не решают внутренних проблем и проблем самообслуживания инвалида. И именно в этот момент, фундаментальным становиться духовно-нравственное становление личности.
Снимать и выпускать такой фильм в нашей стране, где многие инвалиды даже в крупных городах не могут выйти из дома, потому что нет пандусов, съездов с тротуаров и спусков в метро — просто кощунство. Им как будто говорят «у вас временные трудности, хочешь выйти в магазин — ползи по лестнице».
Именно гуманизм, большое чувство сострадания чужой боли необходимо воспитывать в современном обществе. Однако, возможности человека не безграничны, сопереживание в крайних ситуациях преодолимо. А есть ли что-то более человечное в природе человека, чем сопереживание? В данном фильме именно участие родителей в судьбе ребенка оказывается решающим фактором, что и раскрывает духовно-нравственные проблемы социализации лиц с особыми потребностями жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."
эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Я поведу вас за собой, чтобы утверждать идеалы будущего.." (опубликован в сборнике эссе"Один день из жизни педагога". "Вселенная Учитель",выпуск 2,2014)
Размышления педагога об одном своём дне....
Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.
В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...