"Роль дидактических игр в речевом развитии детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskih_igr_v_rechevom_razvitii_detey.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
"Роль дидактических игр в речевом развитии детей".
«Есть все фактические и теоретические основания
утверждать, что не только интеллектуальное развитие
ребенка, но и формирование его характера, эмоций,
личности в целом находятся в непосредственной
зависимости от речи»
Л.С. Выготский
Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, обыденное становится необычным. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Роль дидактических игр в развитии ребенка 3-4 лет , в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.
Речь ребёнка – это показатель его развития. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутым становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а так же слышать и различать звуки в словах. В развитии речи детям могут помочь дидактические игры.
Детей 3–4 лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? что будет, если? При этом родителям и педагогам важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, поскольку малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения. Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме дети этого возраста должны большую часть суток говорить. Молчит он только во сне. То есть в речевом плане они безумно активны.
Одними из наиболее эффективных методик речевого развития можно выделить:
- Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика, некоторые приемы самомассажа (точечный массаж), артикуляционная гимнастика и др.).
- Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, камушки Марблс, «словесные» игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).
- Метод наглядного моделирования (мнемотехника) – это (греч.) – «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
- Нейропсихологические методы (игра «Попробуй повтори», «Слепые шаги», «Нейроскакалка», «Тарелки-ловушки», «Кулачки-умельцы», «Ходилки», дидактические игры на развитие межполушарного взаимодействия).
Картотека дидактических игр для развития речи у детей 3-4 лет
«Подбери по цвету»
Цель: Учить слитно произносить фразу из двух – трех слов.
Детям раздаются картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета.
Показывая кубик, педагог говорит;
«У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда» Дети выходят показывают свои картинки, называют их (Красная машина, Красный шар.)
Дидактическая игра «Едет, плавает, летает»
Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте.
Ребенок должен рассмотреть картинки и разложить их на «зоны», где они передвигаются:
голубая — воздух;
тёмно-синяя — вода;
коричневая — земля.
Кому что нужно
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
Игра «Угадай по описанию». Цель: развитие наблюдательности, прямой речи. Оборудование: предметные картинки: снеговики, Каждый предмет имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы. Описание игровых действий: Воспитатель показывает картинки, например, снеговиков и предлагает детям поучиться находить сходство и различия, давая описание одного из снеговиков. - Перед вами, ребята, шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если внимательно их рассмотреть, то можно заметить различия. Посмотрите на лица снеговиков. Они одинаковые? - Да! - А головные уборы одинаковые? - Нет, разные. Ведро, кастрюля, цвет разный.
- А в руках у них что?
- Метла, лопата, веточка
- Молодцы! Будьте внимательны!! Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них. Итак, угадайте, о каком снеговике я расскажу. У этого снеговика оранжевый нос, на голове синее ведро, а в руке метла с красной палкой.
«Подбери по цвету»
Цель: Учить слитно произносить фразу из двух – трех слов.
Детям раздаются картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета.
Показывая кубик, педагог говорит;
«У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда» Дети выходят показывают свои картинки, называют их (Красная машина, Красный шар.)
Дидактическая игра по развитию речи для дошкольников
"Звуковые дорожки"
Цели: Автоматизировать изолированный звук, формировать звуковую культуру речи.
Задачи:
• совершенствовать мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов
• формировать тактильные ощущения пальцев рук
• упражнять в четком, многократном произнесении «трудных» звуков
• развивать усидчивость и концентрацию внимания
Описание: Пособие предназначено для работы с детьми младшего дошкольного возраста, для неговорящих детей. Игра может быть использована как педагогами на занятиях, так и родителями дома.
Разложи картинки по порядку
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем. Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
«Сенсорный ящик»
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
Ход игры: В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.
Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель.
Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)
Какого он цвета? (он желтый)
Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)
Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)
Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (да)
Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)
Вкус: Это съедобный предмет? (да)
Какой он на вкус? (он кислый)
Это лимон. Правильный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребёнка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективны...
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Материал для воспитателей, специалистов ДОУ, а также для родителей....
Доклад воспитателя "Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Выступление с докладом на районном методическом объединении Тема: Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста...
"Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой"
В данной статье изложен материал о речевом развитии детей дошкольного возраста через игру....
Консультация для воспитателей на тему: «Роль словесных игр в речевом развитие детей дошкольного возраста»
материал предназначен для педагогов дошкольного образования....
"Роль дидактических игр в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию....