Кружок "Говоруша"
рабочая программа (старшая группа)

Дополнительное образование кружок "Говоруша".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_govorusha.docx81.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Смоленской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета протокол №1

от года

УТВЕРЖДЕНА

приказом №83-о от года заведующий МБДОУ д/с «Золотая рыбка»

Матвеева М.К. __________

м.п.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Говоруша»

направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся:5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Кирюшенкова Евдокия Васильевна,

педагог дополнительного образования

с. Печерск, 2024 г.

Оглавление

1

Пояснительная записка

3

2

Учебный план

10

3

Учебно-тематический план

11

4

Содержание программы

12

5

Ресурсное обеспечение программы

14

6

Список используемой и рекомендуемой литературы

17

7

Приложение 1

18

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говоруша» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ст.2, ст.12, ст.13, ст.14, ст.15, ст.16, ст.17, ст.18, ст.21, ст.23, ст.25, ст.28, ст.29, ст.30, ст.31, ст.32, ст.43, ст.44, ст.48, ст.55, ст.58, ст.75, ст.79, ст.83, ст.86, ст.91, ст.95);

- приказом Минпросвещения РФ от года №629 «Об утверждении порядка организации Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-приказом от года №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от года №196»;

Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от № 678-р);

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении СП «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (в данной редакции внесены исправления, связанные с вступлением в силу Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»)

Локальными актами образовательной организации.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говоруша» имеет социально-гуманитарную направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа разработана на основе программы Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова « Играем со звуками и словами». Обучение дошкольников элементам грамоты». А также учитывает требования Федерального Закона «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.

Актуальность программы

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дизадаптации.

Сегодня подготовить ребѐнка к школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – совместная задача воспитателей, учителей и родителей.

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогают детям сформировать мыслительные операции, учат понимать и выполнять учебную задачу, овладевать навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Отличительные особенности программы

Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Л.Е. Журовой , М.И. Кузнецовой «Играем со звуками и словами».
Программа «Говоруша» реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 5 - 6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Программа предусматривает развитие связной речи в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи, а также к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношению всех звуков родного языка.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Содержание образовательной программы направлено на:

-создание условий для развития личности ребенка;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-укрепление психического и физического здоровья;

-положительную социализацию ребенка.

При реализации программы педагог опирается на основные принципы дидактики: Научность: обучающиеся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Учет возрастных особенностей: доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а также от особенностей организации учебного процесса.

Опора на интерес: содержание программы и формы занятий выстраиваются педагогом таким образом, чтобы развить и закрепить естественный интерес детей к звукам и буквам.

Систематичность и последовательность: логическое построение программного материала и каждой темы в отдельности с использованием обобщения и систематизации.

Доступность: педагог учитывает индивидуальную обучаемость каждого ребенка, использует арсенал наглядных пособий, ясность и эмоциональность изложения нового материала.

Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Адресат программы – дети 5-6 лет.

Психологические особенности возрастной группы: ведущая потребность - общение; ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра; ведущая функция – воображение, ведущий тип мышления - наглядно-образное.

Речевые особенности детей 5-6 лет.

Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло- стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

Уровень программыстартовый.

Объем программы.

Количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 36 часов.

Срок освоения программы: один год обучения в количестве 36 часов с учебной нагрузкой 1 час в неделю.
Режим занятий : 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью для детей 5-6 лет – 25 минут согласно нормам СаНПина.

Условия реализации программы

Естественная для ребенка среда жизнедеятельности, помещения ДОУ.

Доступность программы

Программа доступна для всех детей. Дети с ОВЗ также могут обучаться по программе - индивидуально.

Форма организации образовательного процесса – очная.

Форма проведения занятий: групповая.

Цель программы:

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи программы:

Образовательные:

- Формировать и развивать фонематический слух;

-Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, пользоваться конструкцией сложного предложения;

-Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

-Расширять словарный запас детей;

-Знакомить со слоговой структурой слова;

-Формировать умение проводить звукобуквенный анализ слов;

-Знакомить с графическим изображением букв;

- Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).

Развивающие:

- Развивать произносительные умения;

- Развивать слуховое восприятие;

- Развивать графические навыки;

- Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;

- Развивать глазомер, четкую координацию руки.

Воспитательные:

-Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

-Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность;

-Прививать элементарные гигиенические правила письма.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.

Планируемые результаты освоения программы

- правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- умеет делить слова на слоги;

- умеет дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;

- умеет определять и называть первый звук в слове;

- умеет проводить звукобуквенный анализ слов;

-умеет рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

- составляет 2-3 предложения по картине;

- отвечает на вопросы рассказа с помощью простых предложений;

- заучивает небольшие стихотворения;

- различает буквы русского алфавита.

-Умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

- Умеет оценивать, корректировать, анализировать свои поступки,

- Умеет признавать свои ошибки и исправлять их.

- Имеет навык познавательной деятельности;

- Умеет различать виды учебной и игровой деятельности;

-Умеет фиксировать результат познавательной деятельности и применять полученные знания в других областях знаний и практической деятельности;

-Умеет общаться со взрослыми и детьми.

-Имеет устойчивую мотивацию к занятиям;

- Умеет соотносить теоретические знания и практические действия;

- Умеет адекватно оценивать результаты деятельности;

- Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

Для педагога

- Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;

- Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.

Реализация программы дополнительного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогический контроль/аттестация знаний, умений и навыков обучающихся проводится 2 раза в год:

- в начале учебного года (сентябрь) с целью определения начального уровня (знаний, навыков, развития и т.п.) обучающихся;

- в конце учебного года (май) проводится итоговая аттестация/контроль, с целью определения уровня освоения обучающимися программы дополнительного образования.

Формы контроля/аттестации

1. Наблюдение – на занятиях, (знания и умения; практические навыки).

#1057;резовые задания (устный опрос, тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиями различного типа) по программе для определения уровня освоения программы.

3. Игры (дидактические), позволяющие решать поставленные задачи с обучающими путем активизации мыслительных процессов и познания нового.

4. Демонстрационные: организация викторин.

Оценочные материалы и критерии оценивания:

Цель диагностики: выявление у обучающихся уровня практического осознания элементов языка и речи; уровня знаний звуко-слоговой структуры, грамматического строя и культуры речи.

Педагогическая диагностика по обучению грамоте для детей 5-6 лет

Фамилия, имя ребёнка

1. Умение делить слова на слоги

2. Умение находить картинку с задан-

ным звуком

3. Умение называть первый звук в слове

(гласн.)

#1059;мение называть первый звук в слове

(согласн.)

5. Умение составлять предложе-

ние по картинке

6. Умение опреде

-лять место звука в слове

Критерии оценки:

3 балла – ребёнок самостоятельно и правильно выполняет задание;

2 балла – справляется с заданием с помощью педагога;

1 балл – Ребёнок не справляется с заданием.

В результате суммы полученных баллов делается вывод: 18-21 балл – высокий уровень, 12-14 баллов – средний, 0-7 баллов – низкий уровень освоения программы.

НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове, не может разделить слова на слоги, составить предложение по картинке.

СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого, может разделить слова на слоги и составить предложение по картинке самостоятельно или с помощью взрослого.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, ударный-безударный гласный, место звука в слове). Может самостоятельно делить слова на слоги и составлять предложение по картинке.

  1. Учебный план

№ модуля

Название модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1 «Мир звуков»

3

2

1

2

Раздел 2 «Гласные звуки и буквы»

6

1

5

3

Раздел 3 «Сонорные согласные»

5

1

4

4

Раздел 4 «Йотированные гласные»

6

1

5

5

Раздел 5 «Звонкие и глухие согласные»

7

1

6

6

Раздел 6 «Одиночные согласные»

5

1

4

7

Раздел 7 «Повторение»

1

0

1

ИТОГО

36

8,5

27,5


3. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Всего

Количество занятий

Формы аттестации/ контроля

Тео-

рия

Прак-

тика

Раздел 1 «Мир звуков» (3 часа)

Вводные занятия. Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?

Гласные и согласные звуки.

Знакомство с алфавитом.

3

2

1

педагогическое наблюдение, опрос

Раздел 2 «Гласные звуки и буквы» (6 часов)

Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э

6

1

5

самостоятельная работа, опрос, выполнения заданий в рабочих тетрадях

Раздел 3 «Сонорные согласные» (5 часов)

Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р

5

1

4

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

Раздел 4 «Йотированные гласные» (6 часов)

Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И

6

1

5

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

Раздел 5 «Звонкие и глухие согласные» (7 часов)

Знакомство с звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости

Г-К, Д-Т, В-Ф, Б-П, З-С, Ж-Ш, Ч-Щ.

7

1

6

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

Раздел 6 «Одиночные согласные» (5 часов)

Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями

5

1

4

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

Раздел 7 «Повторение» (4 час)

Повторение и закрепление пройденного материала

4

-

4

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

36

7

29

#1057;одержание учебного плана

Раздел 1 «Мир звуков» (3 часа)

Теория:

Знакомство с гласными и согласными звуками, с условными обозначениями их на схеме, с алфавитом.

Практика:

Диагностика. Произнесение и распознавание на слух звуков. Игры «Стучалочка», «Найди буквы», «Сколько букв спряталось?»

Раздел 2 «Гласные звуки и буквы» (6 часов)

Теория:

Знакомство с гласными звуками А, О, У, Ы, И, Э и буквами их обозначающими.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика:

Познакомить с гласными звуками, и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки. Познакомить с буквой как с письменным обозначением звука. Учить писать печатную букву, используя образец.

Игровые задания «Найти заданный звук в словах», «Хлопни, когда услышишь звук в словах». Работа с моделями слов.

Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.

Чтение букв.

Раздел 3 «Сонорные согласные» (5 часов)

Теория:

Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р.

Обогащение и уточнение знаний о сонорных согласных звуках. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук.

Практика:

Познакомить с согласным сонорным звуком, с буквой, её графическим изображением. Написание букв, чтение слогов. Знакомство с ударением. Чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Загадки и отгадки», «Слово, схема, предмет», «Слоговые домики».

Раздел 4 «Йотированные гласные» (6 часов)

Теория:

Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю. Обогащение и уточнение знаний о йотированных гласных звуках. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.

Практика:

Учить соотносить звук и букву. Знакомить с твёрдыми и мягкими согласными. Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения написание буквы. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игра «Звуки и буквы», «Звук потерялся», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

Раздел 5 «Звонкие и глухие согласные» (7 часов)

Теория:

Знакомство с звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: Г-К, Д-Т, В-Ф, Б-П, З-С, Ж-Ш, Ч-Щ. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.

Практика:

Продолжать знакомить с графическим изображением мягких и твердых согласных в слове. Учить проводить сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв, слогов. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат - твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Учить читать слоги с 10 гласными буквами. Совершенствовать навык чтения.

Игры «Схема-слово», «Загадки и отгадки», «Слово, схема, предмет», «Напиши правильно», «Кто больше?».

Раздел 6 «Одиночные согласные» (5 часов)

Теория:

Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.

Практика:

Познакомить с согласным звуком и его условным обозначением. Познакомить с печатной буквой как письменным знаком звука. Учить писать печатную букву. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. Познакомить с разделительной функцией Ъ, смягчающей функцией Ь, звук Й - всегда мягкий, а звук Ц - всегда твёрдый.

Игры «Какой звук потерялся?», «Загадки и отгадки», «Слово, схема, предмет».

Раздел 7 «Повторение» (4 часа)

Практика:

Повторение и закрепление пройденного материала. Совершенствовать навык чтения.

Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема», «Разгадываем ребусы». Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова».

#1056;есурсное обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Методические материалы

- Рабочие тетради для детей 5-6 «Играем со звуками и словами».

- Дидактический комплект «От звука к букве»;

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации учебного процесса необходимо наличие помещения – группы и оснащение необходимым техническим оборудованием, наглядными и расходными материалами:

- Столы, соответствующие росту обучающихся, доска на магнитной основе с набором магнитных букв;

-Передвижная магнитная доска,

-Шкафы для дидактического материала;

-Демонстрационный и раздаточный иллюстративный материал;

- Карта-схема для звукового анализа слова;

- Тетради в клетку; в широкую линейку;

-Указка.

Краткое описание общей методики работы

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Данная программа нацелена на развитие связной речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц, исправления звукопроизношения. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.

Методы реализации программы

- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии;

беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации),

рассказы обучающихся (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений).

- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций.

- Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.

- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения - одобрение, похвала, поощрение.

Основные применяемые технологии

Технология развивающего обучения: предполагает взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в образовательной и учебной деятельности обучающихся.

Личностно-ориентированное обучение: Человек – уникальная личность

и именно это является одним из основных постулатов личностно ориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной деятельности. Задача педагога: не передача знаний, умений и навыков, а организация такой образовательной среды, которая позволяет всем учащимся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. В процессе занятий создается совместная образовательная деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию обучающихся и развитие их личностных качеств.

Проблемное обучение: имеет в своей основе личностную ориентацию. Образовательный процесс строится на совместном решении проблемных задач. Изучаемый материал преподается не столько в виде готовой информации, сколько мотивирует к поиску ответов с использованием различных методов обучения.

Здоровьесберегающие технологии: правила техники безопасности выполняются всеми участниками образовательного процесса - педагогом и учащимися. С обучающимися проводятся:

- Инструктаж «Правила поведения на занятиях»,

- физкультминутки,

- подвижные игры и упражнения.

Очень важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности, обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, творческими видами деятельности.

Игровые технологии: совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. Игровые технологии позволяют:

• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Доступность реализации дополнительной общеобразовательной программы для различных категорий обучающихся

В соответствии с Приказом Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 27 июля 2022 года N629, в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями, к педагогам дополнительного образования предъявляются высокие требования к уровню обучения и воспитания каждого обучающегося, что находит отражение и в программах дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Говоруша» предусматривает возможность организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся, проявивших выдающиеся способности.

Программа направлена на создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей обучающихся, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанников в различных образовательных областях.

В рамках объединения представляется возможным организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения), которые занимаются согласно учебного плана без ограничений и дополнительных условий: использования специального оборудования, технологий, методик преподавания и т.п. Дополнительное образование для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения) наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой, создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, позволяет им в смешанных группах развивают навыки коммуникативного общения, лучше адаптироваться в обществе.

Программа доступна для детей, проживающих в любой местности. Условия для реализации программы не нужно создавать искусственно, они уже существует в виде естественной для ребенка среды жизнедеятельности, помещения и территория ДОУ, социальной сферы микрорайона.

Доступность дополнительной общеобразовательной программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в большей степени обусловлена различиями в культурном, образовательном и имущественном статусе семей обучающихся.

Программа в определенной степени направлена на создание равных стартовых возможностей для каждого обучающегося, так как не предусматривает особых материальных вложений со стороны семей обучающихся. Реализация программы предполагает профилактическую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия обучающихся. Это залог для полноценного и гармоничного развития личности.

#1057;писок используемой и рекомендуемой литературы

  1. Анищенкова Е. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» М: 2006 г.
  2. Журова Л.Е., М.И. Кузнецова «Азбука для дошкольников», Москва, «Просвещение», 2024г.
  3. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Рабочие тетради «Играем со звуком и словом», Москва, издательский центр Вентана-Граф, 2024г.
  4. Косинова Е.М. «Уроки логопеда: игры для развития речи». М.Эксмо:ОЛИСС, 2011
  5. Пикулева Н. «Слово на ладошке» Москва. Новая школа 1997г.
  6. Синицына Е. «Игры и упражнения со словами», Москва, ЮНВЕС 2000г.
  7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г.
  8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»; Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г.
  9. Швайко Г.С.» Игровые упражнения для развития речи» - М.:Просвещение,1988г.

Приложение 1

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения заня-

тия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

1 неделя

Рассказ воспитателя, беседа

1

Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?

груп. помеще

ние

опрос

2

2 неделя

Рассказ воспитателя, беседа

1

Гласные и согласные звуки.

груп. помеще

ние

опрос

3

3 неделя

Рассказ воспитателя, беседа

1

Знакомство с алфавитом.

груп. помеще

ние

рассказ воспитателя, опрос.

4

4 неделя

Практическая работа

1

Звук «А» . Графическое изображение звука «А».

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

5

октябрь

1 неделя

Практическая работа

1

Звук «О» . Графическое изображение звука «О».

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

6

2 неделя

Практическая работа

1

Звук «У» . Графическое изображение звука «У».

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

7

3 неделя

Практическая работа

1

Звук «Ы» . Графическое изображение звука «Ы».

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

8

4 неделя

Практическая работа

1

Звук «Э» . Графическое изображение звука «Э». Определение места звука в слове.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

9

ноябрь

1 неделя

Практическая работа

1

Закрепление пройденного материала.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

10

2 неделя

Практическая работа

1

Звук «Л» правильное произношение, определение места звука в слове места звука в слове.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

11

3 неделя

Практическая работа

1

Звук «М» ,определение места звука в слове.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

12

4 неделя

Практическая работа

1

Звук «Н» правильное произношение и определение места звука ы слове.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

13

декабрь

1 неделя

Практическая работа

1

Звук «Р» постановка звука Р и определение места звука в слове.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

14

2 неделя

Игра

1

Закрепление пройденного материала.

груп. помеще

ние

Самостоят. работа,

педагогическое наблюдение

15

3 неделя

Практическая работа

1

Буква Я, знакомство с твердыми и мягкими согласными.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

16

4 неделя

Практическая работа

1

Буква Ю, закрепление понятий твердые и мягкие согласные.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

17

1 неделя

январь

Практическая работа

1

Буква Е, твердые и мягкие согласные. Работа со словами.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

18

2 неделя

Практическая работа

1

Буква Ё. Фонематический разбор слов.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

19

3 неделя

Практическая работа

1

Звук «И» работа со словами.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

20

4 неделя

Игра

1

Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные.

груп. помеще

ние

Самостоят. работа,

педагогическое наблюдение

21

1 неделя

февраль

Практическая работа

1

Звуки «Г-ГЬ», «К-КЬ», закрепить правильное произношение.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

22

2 неделя

Практическая работа

1

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», закрепить правильное произношение.Определение места звука в слове..

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

23

3 неделя

Практическая работа

1

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». фонетический разбор слов.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

24

4 неделя

Практическая работа

1

Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Закрепить правильное произношение,определение места звука в слове.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

25

1 неделя

март

Практическая работа

1

Звуки «Х-ХЬ», Работа со словами.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

26

2 неделя

Практическая работа

1

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Работа со словами.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

27

3 неделя

Практическая работа

1

Звуки «Ж-Ш». Отработка правильного произношения, определение места звука в слове.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

28

4 неделя

Практическая работа

1

Звуки «Ч-Щ» определение места звука в слове.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

29

1 неделя

апрель

Практическая работа

1

Звук «Ц» работа со словами.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

30

2 неделя

Практическая работа

1

Звук «Й» Знакомство с мягким согласным звуком.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

31

3 неделя

Практическая работа

1

Буква Ь. Знакомство с буквой Ь и его смягчающей функцией.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

32

4 неделя

Практическая работа

1

Буква Ъ и его разделительной функцией.

груп. помеще

ние

опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях

33

1 неделя

май

Игра

1

Закрепление пройденного материала.

груп. помеще

ние

Самостоят. работа,

педагогическое наблюдение

34

2 неделя

Игра

1

Закрепление пройденного материала.

груп. помеще

ние

Самостоят. работа,

педагогическое наблюдение

35

3 неделя

Игра

1

Закрепление пройденного материала.

груп. помеще

ние

Самостоят. работа,

педагогическое наблюдение

36

4 неделя

Викторина

1

Выполнение заданий по карточкам.

груп. помеще

ние

Самостоят. работа,

педагогическое наблюдение