Кружок "Говоруша"
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительное образование кружок "Говоруша".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_govorusha.docx | 81.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Смоленской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета протокол №1 от года | УТВЕРЖДЕНА приказом №83-о от года заведующий МБДОУ д/с «Золотая рыбка» Матвеева М.К. __________ |
м.п. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Говоруша»
направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся:5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Кирюшенкова Евдокия Васильевна,
педагог дополнительного образования
с. Печерск, 2024 г.
Оглавление
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебный план | 10 |
3 | Учебно-тематический план | 11 |
4 | Содержание программы | 12 |
5 | Ресурсное обеспечение программы | 14 |
6 | Список используемой и рекомендуемой литературы | 17 |
7 | Приложение 1 | 18 |
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говоруша» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ст.2, ст.12, ст.13, ст.14, ст.15, ст.16, ст.17, ст.18, ст.21, ст.23, ст.25, ст.28, ст.29, ст.30, ст.31, ст.32, ст.43, ст.44, ст.48, ст.55, ст.58, ст.75, ст.79, ст.83, ст.86, ст.91, ст.95);
- приказом Минпросвещения РФ от года №629 «Об утверждении порядка организации Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-приказом от года №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от года №196»;
Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от № 678-р);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении СП «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (в данной редакции внесены исправления, связанные с вступлением в силу Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»)
Локальными актами образовательной организации.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говоруша» имеет социально-гуманитарную направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа разработана на основе программы Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова « Играем со звуками и словами». Обучение дошкольников элементам грамоты». А также учитывает требования Федерального Закона «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.
Актуальность программы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дизадаптации.
Сегодня подготовить ребѐнка к школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – совместная задача воспитателей, учителей и родителей.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогают детям сформировать мыслительные операции, учат понимать и выполнять учебную задачу, овладевать навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Отличительные особенности программы
Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Л.Е. Журовой , М.И. Кузнецовой «Играем со звуками и словами».
Программа «Говоруша» реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 5 - 6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Программа предусматривает развитие связной речи в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи, а также к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношению всех звуков родного языка.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.
Содержание образовательной программы направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-укрепление психического и физического здоровья;
-положительную социализацию ребенка.
При реализации программы педагог опирается на основные принципы дидактики: Научность: обучающиеся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
Учет возрастных особенностей: доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а также от особенностей организации учебного процесса.
Опора на интерес: содержание программы и формы занятий выстраиваются педагогом таким образом, чтобы развить и закрепить естественный интерес детей к звукам и буквам.
Систематичность и последовательность: логическое построение программного материала и каждой темы в отдельности с использованием обобщения и систематизации.
Доступность: педагог учитывает индивидуальную обучаемость каждого ребенка, использует арсенал наглядных пособий, ясность и эмоциональность изложения нового материала.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Адресат программы – дети 5-6 лет.
Психологические особенности возрастной группы: ведущая потребность - общение; ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра; ведущая функция – воображение, ведущий тип мышления - наглядно-образное.
Речевые особенности детей 5-6 лет.
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло- стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Уровень программы – стартовый.
Объем программы.
Количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 36 часов.
Срок освоения программы: один год обучения в количестве 36 часов с учебной нагрузкой 1 час в неделю.
Режим занятий : 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью для детей 5-6 лет – 25 минут согласно нормам СаНПина.
Условия реализации программы
Естественная для ребенка среда жизнедеятельности, помещения ДОУ.
Доступность программы
Программа доступна для всех детей. Дети с ОВЗ также могут обучаться по программе - индивидуально.
Форма организации образовательного процесса – очная.
Форма проведения занятий: групповая.
Цель программы:
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать и развивать фонематический слух;
-Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, пользоваться конструкцией сложного предложения;
-Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
-Расширять словарный запас детей;
-Знакомить со слоговой структурой слова;
-Формировать умение проводить звукобуквенный анализ слов;
-Знакомить с графическим изображением букв;
- Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).
Развивающие:
- Развивать произносительные умения;
- Развивать слуховое восприятие;
- Развивать графические навыки;
- Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
- Развивать глазомер, четкую координацию руки.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
-Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность;
-Прививать элементарные гигиенические правила письма.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Планируемые результаты освоения программы
- правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- умеет делить слова на слоги;
- умеет дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- умеет определять и называть первый звук в слове;
- умеет проводить звукобуквенный анализ слов;
-умеет рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- составляет 2-3 предложения по картине;
- отвечает на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
- заучивает небольшие стихотворения;
- различает буквы русского алфавита.
-Умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;
- Умеет оценивать, корректировать, анализировать свои поступки,
- Умеет признавать свои ошибки и исправлять их.
- Имеет навык познавательной деятельности;
- Умеет различать виды учебной и игровой деятельности;
-Умеет фиксировать результат познавательной деятельности и применять полученные знания в других областях знаний и практической деятельности;
-Умеет общаться со взрослыми и детьми.
-Имеет устойчивую мотивацию к занятиям;
- Умеет соотносить теоретические знания и практические действия;
- Умеет адекватно оценивать результаты деятельности;
- Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
Для педагога
- Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
- Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.
Реализация программы дополнительного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогический контроль/аттестация знаний, умений и навыков обучающихся проводится 2 раза в год:
- в начале учебного года (сентябрь) с целью определения начального уровня (знаний, навыков, развития и т.п.) обучающихся;
- в конце учебного года (май) проводится итоговая аттестация/контроль, с целью определения уровня освоения обучающимися программы дополнительного образования.
Формы контроля/аттестации
1. Наблюдение – на занятиях, (знания и умения; практические навыки).
#1057;резовые задания (устный опрос, тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиями различного типа) по программе для определения уровня освоения программы.
3. Игры (дидактические), позволяющие решать поставленные задачи с обучающими путем активизации мыслительных процессов и познания нового.
4. Демонстрационные: организация викторин.
Оценочные материалы и критерии оценивания:
Цель диагностики: выявление у обучающихся уровня практического осознания элементов языка и речи; уровня знаний звуко-слоговой структуры, грамматического строя и культуры речи.
Педагогическая диагностика по обучению грамоте для детей 5-6 лет
Фамилия, имя ребёнка | 1. Умение делить слова на слоги | 2. Умение находить картинку с задан- ным звуком | 3. Умение называть первый звук в слове (гласн.) | #1059;мение называть первый звук в слове (согласн.) | 5. Умение составлять предложе- ние по картинке | 6. Умение опреде -лять место звука в слове |
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки:
3 балла – ребёнок самостоятельно и правильно выполняет задание;
2 балла – справляется с заданием с помощью педагога;
1 балл – Ребёнок не справляется с заданием.
В результате суммы полученных баллов делается вывод: 18-21 балл – высокий уровень, 12-14 баллов – средний, 0-7 баллов – низкий уровень освоения программы.
НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове, не может разделить слова на слоги, составить предложение по картинке.
СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого, может разделить слова на слоги и составить предложение по картинке самостоятельно или с помощью взрослого.
ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, ударный-безударный гласный, место звука в слове). Может самостоятельно делить слова на слоги и составлять предложение по картинке.
Учебный план
№ модуля | Название модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Раздел 1 «Мир звуков» | 3 | 2 | 1 |
2 | Раздел 2 «Гласные звуки и буквы» | 6 | 1 | 5 |
3 | Раздел 3 «Сонорные согласные» | 5 | 1 | 4 |
4 | Раздел 4 «Йотированные гласные» | 6 | 1 | 5 |
5 | Раздел 5 «Звонкие и глухие согласные» | 7 | 1 | 6 |
6 | Раздел 6 «Одиночные согласные» | 5 | 1 | 4 |
7 | Раздел 7 «Повторение» | 1 | 0 | 1 |
ИТОГО | 36 | 8,5 | 27,5 |
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего | Количество занятий | Формы аттестации/ контроля | ||
Тео- рия | Прак- тика | |||||
Раздел 1 «Мир звуков» (3 часа) | ||||||
Вводные занятия. Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? Гласные и согласные звуки. Знакомство с алфавитом. | 3 | 2 | 1 | педагогическое наблюдение, опрос | ||
Раздел 2 «Гласные звуки и буквы» (6 часов) | ||||||
Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э | 6 | 1 | 5 | самостоятельная работа, опрос, выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
Раздел 3 «Сонорные согласные» (5 часов) | ||||||
Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р | 5 | 1 | 4 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
Раздел 4 «Йотированные гласные» (6 часов) | ||||||
Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И | 6 | 1 | 5 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
Раздел 5 «Звонкие и глухие согласные» (7 часов) | ||||||
Знакомство с звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости Г-К, Д-Т, В-Ф, Б-П, З-С, Ж-Ш, Ч-Щ. | 7 | 1 | 6 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
Раздел 6 «Одиночные согласные» (5 часов) | ||||||
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями | 5 | 1 | 4 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
Раздел 7 «Повторение» (4 час) | ||||||
Повторение и закрепление пройденного материала | 4 | - | 4 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
36 | 7 | 29 |
#1057;одержание учебного плана
Раздел 1 «Мир звуков» (3 часа)
Теория:
Знакомство с гласными и согласными звуками, с условными обозначениями их на схеме, с алфавитом.
Практика:
Диагностика. Произнесение и распознавание на слух звуков. Игры «Стучалочка», «Найди буквы», «Сколько букв спряталось?»
Раздел 2 «Гласные звуки и буквы» (6 часов)
Теория:
Знакомство с гласными звуками А, О, У, Ы, И, Э и буквами их обозначающими.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика:
Познакомить с гласными звуками, и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки. Познакомить с буквой как с письменным обозначением звука. Учить писать печатную букву, используя образец.
Игровые задания «Найти заданный звук в словах», «Хлопни, когда услышишь звук в словах». Работа с моделями слов.
Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Чтение букв.
Раздел 3 «Сонорные согласные» (5 часов)
Теория:
Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р.
Обогащение и уточнение знаний о сонорных согласных звуках. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук.
Практика:
Познакомить с согласным сонорным звуком, с буквой, её графическим изображением. Написание букв, чтение слогов. Знакомство с ударением. Чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Загадки и отгадки», «Слово, схема, предмет», «Слоговые домики».
Раздел 4 «Йотированные гласные» (6 часов)
Теория:
Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю. Обогащение и уточнение знаний о йотированных гласных звуках. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Практика:
Учить соотносить звук и букву. Знакомить с твёрдыми и мягкими согласными. Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения написание буквы. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игра «Звуки и буквы», «Звук потерялся», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».
Раздел 5 «Звонкие и глухие согласные» (7 часов)
Теория:
Знакомство с звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: Г-К, Д-Т, В-Ф, Б-П, З-С, Ж-Ш, Ч-Щ. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Практика:
Продолжать знакомить с графическим изображением мягких и твердых согласных в слове. Учить проводить сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв, слогов. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат - твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Учить читать слоги с 10 гласными буквами. Совершенствовать навык чтения.
Игры «Схема-слово», «Загадки и отгадки», «Слово, схема, предмет», «Напиши правильно», «Кто больше?».
Раздел 6 «Одиночные согласные» (5 часов)
Теория:
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Практика:
Познакомить с согласным звуком и его условным обозначением. Познакомить с печатной буквой как письменным знаком звука. Учить писать печатную букву. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. Познакомить с разделительной функцией Ъ, смягчающей функцией Ь, звук Й - всегда мягкий, а звук Ц - всегда твёрдый.
Игры «Какой звук потерялся?», «Загадки и отгадки», «Слово, схема, предмет».
Раздел 7 «Повторение» (4 часа)
Практика:
Повторение и закрепление пройденного материала. Совершенствовать навык чтения.
Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема», «Разгадываем ребусы». Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова».
#1056;есурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Методические материалы
- Рабочие тетради для детей 5-6 «Играем со звуками и словами».
- Дидактический комплект «От звука к букве»;
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации учебного процесса необходимо наличие помещения – группы и оснащение необходимым техническим оборудованием, наглядными и расходными материалами:
- Столы, соответствующие росту обучающихся, доска на магнитной основе с набором магнитных букв;
-Передвижная магнитная доска,
-Шкафы для дидактического материала;
-Демонстрационный и раздаточный иллюстративный материал;
- Карта-схема для звукового анализа слова;
- Тетради в клетку; в широкую линейку;
-Указка.
Краткое описание общей методики работы
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Данная программа нацелена на развитие связной речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц, исправления звукопроизношения. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.
Методы реализации программы
- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии;
беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации),
рассказы обучающихся (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений).
- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций.
- Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения - одобрение, похвала, поощрение.
Основные применяемые технологии
Технология развивающего обучения: предполагает взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в образовательной и учебной деятельности обучающихся.
Личностно-ориентированное обучение: Человек – уникальная личность
и именно это является одним из основных постулатов личностно ориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной деятельности. Задача педагога: не передача знаний, умений и навыков, а организация такой образовательной среды, которая позволяет всем учащимся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. В процессе занятий создается совместная образовательная деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию обучающихся и развитие их личностных качеств.
Проблемное обучение: имеет в своей основе личностную ориентацию. Образовательный процесс строится на совместном решении проблемных задач. Изучаемый материал преподается не столько в виде готовой информации, сколько мотивирует к поиску ответов с использованием различных методов обучения.
Здоровьесберегающие технологии: правила техники безопасности выполняются всеми участниками образовательного процесса - педагогом и учащимися. С обучающимися проводятся:
- Инструктаж «Правила поведения на занятиях»,
- физкультминутки,
- подвижные игры и упражнения.
Очень важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности, обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, творческими видами деятельности.
Игровые технологии: совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Доступность реализации дополнительной общеобразовательной программы для различных категорий обучающихся
В соответствии с Приказом Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 27 июля 2022 года N629, в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями, к педагогам дополнительного образования предъявляются высокие требования к уровню обучения и воспитания каждого обучающегося, что находит отражение и в программах дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Говоруша» предусматривает возможность организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся, проявивших выдающиеся способности.
Программа направлена на создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей обучающихся, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанников в различных образовательных областях.
В рамках объединения представляется возможным организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения), которые занимаются согласно учебного плана без ограничений и дополнительных условий: использования специального оборудования, технологий, методик преподавания и т.п. Дополнительное образование для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения) наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой, создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, позволяет им в смешанных группах развивают навыки коммуникативного общения, лучше адаптироваться в обществе.
Программа доступна для детей, проживающих в любой местности. Условия для реализации программы не нужно создавать искусственно, они уже существует в виде естественной для ребенка среды жизнедеятельности, помещения и территория ДОУ, социальной сферы микрорайона.
Доступность дополнительной общеобразовательной программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в большей степени обусловлена различиями в культурном, образовательном и имущественном статусе семей обучающихся.
Программа в определенной степени направлена на создание равных стартовых возможностей для каждого обучающегося, так как не предусматривает особых материальных вложений со стороны семей обучающихся. Реализация программы предполагает профилактическую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия обучающихся. Это залог для полноценного и гармоничного развития личности.
#1057;писок используемой и рекомендуемой литературы
- Анищенкова Е. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» М: 2006 г.
- Журова Л.Е., М.И. Кузнецова «Азбука для дошкольников», Москва, «Просвещение», 2024г.
- Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Рабочие тетради «Играем со звуком и словом», Москва, издательский центр Вентана-Граф, 2024г.
- Косинова Е.М. «Уроки логопеда: игры для развития речи». М.Эксмо:ОЛИСС, 2011
- Пикулева Н. «Слово на ладошке» Москва. Новая школа 1997г.
- Синицына Е. «Игры и упражнения со словами», Москва, ЮНВЕС 2000г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»; Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г.
- Швайко Г.С.» Игровые упражнения для развития речи» - М.:Просвещение,1988г.
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения заня- тия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 1 неделя | Рассказ воспитателя, беседа | 1 | Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? | груп. помеще ние | опрос | |
2 | 2 неделя | Рассказ воспитателя, беседа | 1 | Гласные и согласные звуки. | груп. помеще ние | опрос | ||
3 | 3 неделя | Рассказ воспитателя, беседа | 1 | Знакомство с алфавитом. | груп. помеще ние | рассказ воспитателя, опрос. | ||
4 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «А» . Графическое изображение звука «А». | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
5 | октябрь | 1 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «О» . Графическое изображение звука «О». | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
6 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «У» . Графическое изображение звука «У». | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
7 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «Ы» . Графическое изображение звука «Ы». | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
8 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «Э» . Графическое изображение звука «Э». Определение места звука в слове. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
9 | ноябрь | 1 неделя | Практическая работа | 1 | Закрепление пройденного материала. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
10 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «Л» правильное произношение, определение места звука в слове места звука в слове. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
11 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «М» ,определение места звука в слове. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
12 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «Н» правильное произношение и определение места звука ы слове. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
13 | декабрь | 1 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «Р» постановка звука Р и определение места звука в слове. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
14 | 2 неделя | Игра | 1 | Закрепление пройденного материала. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение | ||
15 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | Буква Я, знакомство с твердыми и мягкими согласными. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
16 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | Буква Ю, закрепление понятий твердые и мягкие согласные. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
17 | 1 неделя | январь | Практическая работа | 1 | Буква Е, твердые и мягкие согласные. Работа со словами. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
18 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | Буква Ё. Фонематический разбор слов. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
19 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «И» работа со словами. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
20 | 4 неделя | Игра | 1 | Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение | ||
21 | 1 неделя | февраль | Практическая работа | 1 | Звуки «Г-ГЬ», «К-КЬ», закрепить правильное произношение. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
22 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», закрепить правильное произношение.Определение места звука в слове.. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
23 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». фонетический разбор слов. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
24 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Закрепить правильное произношение,определение места звука в слове. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
25 | 1 неделя | март | Практическая работа | 1 | Звуки «Х-ХЬ», Работа со словами. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
26 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Работа со словами. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
27 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | Звуки «Ж-Ш». Отработка правильного произношения, определение места звука в слове. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
28 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | Звуки «Ч-Щ» определение места звука в слове. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
29 | 1 неделя | апрель | Практическая работа | 1 | Звук «Ц» работа со словами. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
30 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | Звук «Й» Знакомство с мягким согласным звуком. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
31 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | Буква Ь. Знакомство с буквой Ь и его смягчающей функцией. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
32 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | Буква Ъ и его разделительной функцией. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
33 | 1 неделя | май | Игра | 1 | Закрепление пройденного материала. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение | |
34 | 2 неделя | Игра | 1 | Закрепление пройденного материала. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение | ||
35 | 3 неделя | Игра | 1 | Закрепление пройденного материала. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение | ||
36 | 4 неделя | Викторина | 1 | Выполнение заданий по карточкам. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение |