«Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Русские народные подвижные игры – средство
повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»
Цель: пополнить опыт педагогов в проведении русских народных подвижных игр, использования и включения их в режимные моменты; развитие творческого потенциала педагогов.
Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, приобретаются двигательные умения и навыки. Потребность в эффективных разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы. Как писал в своих трудах В.Н.Сорока- Росинский (российский и советский педагог, создатель школы коммуны для трудновоспитуемых подростков): «Без игры ребёнок не может нормально развиваться, и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребёнка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи».
Эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности, являются русские народные подвижные игры.
Народные игры – традиционное средство педагогики. Издавна в них отражали быт русских людей, их образ жизни, национальные устои, представления о мужестве, чести, смелости.
Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребёнка к жизни.
Несомненна роль игры в умственном воспитании детей. С её помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры; в процессе игры развивается внимание, мышление, воображение, память. Подвижные игры способствуют развитию речи ребёнка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.
Структуру подвижной народной игры составляет сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Правила - обязательные требования для участников игры.
Подвижные народные игры, проводимые с дошкольниками, классифицируются по следующим признакам:
- по возрасту (для детей младшего, среднего, и старшего возраста);
- по содержанию (от самых простых до сложных; с правилами и с элементами спортивных игр);
- по преобладающему виду движений (игры с бегом «Ловишки в кругу», «У медведя во бору», прыжками «Воробушек и кот», «Поймай комара», лазаньем и ползаньем «Наседка и цыплята», «Перелет птиц», бросанием и ловлей «Летучий мяч», «Кто самый ловкий», метанием «Охотники и утки»);
- по физическим качествам (игры для развития ловкости «Кот и мыши», быстроты «Быстро возьми, быстро положи», силы, выносливости, гибкости);
- по сюжету (сюжетные «Гуси – лебеди» и бессюжетные «Пятнашки с мячом»);
- по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно- оздоровительной работы);
- по подвижности (малой, средней и большой подвижности-интенсивности);
- по сезону (летние и зимние);
- по месту занятий (для спортивного зала, для местности, группы);
- по способу организации играющих (командные и некомандные).
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.), проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, выносливости, гибкости, координации движений, навыки пространственной ориентации. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Благодаря знакомству с русскими народными подвижными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное и физическое здоровье наших детей.
ВЫВОД: Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то что существует достаточно большое количество соблазнов для наших детей. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников.
Данная консультация с целью пополнения опыта педагогов в проведении русских народных подвижных игр, использования и включения их в режимные моменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....
Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста
В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...
Русская народная подвижная игра - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста....
Русская народная подвижная игра - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Презентация для воспитателей....
Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста.
Методическая разработка "Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Народные подвижные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"
Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, а также приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой час...
Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»...