«Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»
консультация

Жукене Вера Владимировна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.nar_.p.i.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Русские народные подвижные игры – средство

повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: пополнить опыт педагогов в проведении русских народных подвижных игр, использования и включения их в режимные моменты; развитие творческого потенциала педагогов.

Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, приобретаются двигательные умения и навыки. Потребность в эффективных разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы. Как писал в своих трудах В.Н.Сорока- Росинский (российский и советский педагог, создатель школы коммуны для трудновоспитуемых подростков): «Без игры ребёнок не может нормально развиваться, и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребёнка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи».

Эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности, являются русские народные подвижные игры.

Народные игры – традиционное средство педагогики. Издавна в них отражали быт русских людей, их образ жизни, национальные устои, представления о мужестве, чести, смелости.

Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребёнка к жизни.

Несомненна роль игры в умственном воспитании детей. С её помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры; в процессе игры развивается внимание, мышление, воображение, память. Подвижные игры способствуют развитию речи ребёнка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.

Структуру подвижной народной игры составляет сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Правила - обязательные требования для участников игры.

Подвижные народные игры, проводимые с дошкольниками, классифицируются по следующим признакам:

  • по возрасту (для детей младшего, среднего, и старшего возраста);
  • по содержанию (от самых простых до сложных; с правилами и с элементами спортивных игр);
  • по преобладающему виду движений (игры с бегом «Ловишки в кругу», «У медведя во бору», прыжками «Воробушек и кот», «Поймай комара», лазаньем и ползаньем «Наседка и цыплята», «Перелет птиц», бросанием и ловлей «Летучий мяч», «Кто самый ловкий», метанием «Охотники и утки»);
  • по физическим качествам (игры для развития ловкости «Кот и мыши», быстроты «Быстро возьми, быстро положи», силы, выносливости, гибкости);
  • по сюжету (сюжетные «Гуси – лебеди» и бессюжетные «Пятнашки с мячом»);
  • по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно- оздоровительной работы);
  • по подвижности (малой, средней и большой подвижности-интенсивности);
  • по сезону (летние и зимние);
  • по месту занятий (для спортивного зала, для местности, группы);
  • по способу организации играющих (командные и некомандные).

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.), проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, выносливости, гибкости, координации движений, навыки пространственной ориентации. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Благодаря знакомству с русскими народными подвижными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное и физическое здоровье наших детей.

ВЫВОД: Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то что существует достаточно большое количество соблазнов для наших детей. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников.

Данная консультация с целью пополнения опыта педагогов в проведении русских народных подвижных игр, использования и включения их в режимные моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста

В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...

Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста.

Методическая разработка "Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Народные подвижные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, а также приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой час...

Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»...