Картотека проблемных ситуаций
картотека
Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 449.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемные ситуации.
1. Проблемная игровая ситуация «Новенькая девочка».
Цель: побуждать к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам.
Ход: София впервые шла в детский сад и очень волновалась. Воспитательница привела её в группу и сказала ребятам: «к нам пришла новенькая девочка. Её зовут София. Она теперь будет посещать нашу группу. Будьте к ней добры и внимательны». Дети посмотрели на Софию, потом разошлись по своим делам. София подошла к игрушкам и взяла куклу. «Не бери эту куклу, я с ней буду играть!» - сказала Мира. София отошла и решила посмотреть, как мальчики играют с машинками. «Отойди с этого места, - закричали мальчики. - Мы здесь будем гараж строить!» Отошла София к окну и стала смотреть на улицу. Увидела воспитатель, как печально одна стоит София, и сказала детям:
-Как вы думаете, что сказала воспитатель ребятам?
- Правильно ли они отнеслись к Софии?
- Чтобы вы посоветовали этим ребятам?
- Как помочь новенькому почувствовать и понять, что в группе ему рады?
2. Проблемная ситуация «Добрый взгляд».
Цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках друг друга.
Ход ситуации.
Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты («хорошо рисует, бегает, умеет дружить»). Затем предлагается каждому ребёнку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своих товарищей.
3. Новый воспитатель.
Цель: углублять представление о значении доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.
Проблемная ситуация: Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Юлии Васильевны нового воспитателя. Лена не знала, как ее зовут и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть к ребятам.
Правильно поступила Лена? Каких людей мы называем вежливыми? Ее поступок можно назвать вежливым и культурным? Ей необходимо было поздороваться с новым воспитателем? А как бы вы поступили в такой ситуации? Какие вежливые слова вызнаете?
4. Новенький мальчик в группе.
Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.
Проблемная ситуация: в группу пришел новенький - мальчик из Армении, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;
б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.
5. Веселая прогулка
Наступило долгожданное время года. Все вокруг сияет в лучах солнца. Деревья оделись в пушистые зеленые кроны. Мальчики и девочки едят, сидя на лавочках, мороженое.
- О каком времени года идет речь? (Лето)
- Какие времена года есть еще?
- Сколько месяцев в каждом? (можно перечислить)
- А в каком месяце ваш день рождения?
- Что можно делать летом?
В один из солнечных дней мальчик Миша поехал с родителями в городской парк культуры и отдыха им. Горького.
Сначала они покатались на лодочке, а затем отправились к аттракционам. Миша засмотрелся на то, как весело катаются ребята, и отстал от родителей. Он так увлекся яркими огоньками аттракционов, что не заметил, как оказался совсем близко к одному из них.
- Какая опасность в этом?
- Можно ли самостоятельно проходить к аттракционам?
- Важен ли возраст для каких-нибудь развлечений?
- Кому нужно быть внимательнее в подобных ситуациях?
- Что делать, если вы вдруг потерялись?
6. Поездка в деревню
Наступили майские праздники. У папы и мамы - выходные дни и они предложили Диме и Дине съездить в гости к бабушке и дедушке.
- Ребята, а где ваши дедушка и бабушка живут? В городе или в деревне?
- Вы часто бываете у них?
Мама попросила собрать необходимое для поездки.
- Что бы вы взяли с собой на неделю в деревню?
Можно поиграть немного.
На слайде изображены два рюкзака: для Димы и Дины.
Далее появляются картинки с изображением разных предметов, игрушек, вещей и дети определяют в чей рюкзак нужно положить. И есть такие принадлежности, которые никуда не отнести (смеха ради).
Дима | Дина | Никуда |
Машинки Набор инструментов Футбольный мяч Черепашки ниндзя Кепка Робот | Бантики Косметика Куклы Зеркальце Платье Панама | Дырявый носок Огрызок Ремень Фантики |
По дороге в деревню Димам спал, а Дина смотрела в окно.
Когда вся семья приехала, их встречали дедушка и бабушка. А в доме их ждали угощения, приготовленные бабушкой.
- А как вас встречают ваши бабушки и дедушки
- Что готовит бабушка к вашему приезду?
- Чем вы занимаетесь в деревне?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"
Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....
картотека проблемных ситуаций
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....