Картотека проблемных ситуаций
картотека

Черноусова Гульмира Адиловна

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_problemnyh_situatsiy.docx449.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации.

1. Проблемная игровая ситуация «Новенькая девочка».

Цель: побуждать к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам.

Ход: София впервые шла в детский сад и очень волновалась. Воспитательница привела её в группу и сказала ребятам: «к нам пришла новенькая девочка. Её зовут София. Она теперь будет посещать нашу группу. Будьте к ней добры и внимательны». Дети посмотрели на Софию, потом разошлись по своим делам. София подошла к игрушкам и взяла куклу. «Не бери эту куклу, я с ней буду играть!» - сказала Мира. София отошла и решила посмотреть, как мальчики играют с машинками. «Отойди с этого места, - закричали мальчики. - Мы здесь будем гараж строить!» Отошла София к окну и стала смотреть на улицу. Увидела воспитатель, как печально одна стоит София, и сказала детям:

-Как вы думаете, что сказала воспитатель ребятам?

- Правильно ли они отнеслись к Софии?

- Чтобы вы посоветовали этим ребятам?

- Как помочь новенькому почувствовать и понять, что в группе ему рады?

2. Проблемная ситуация «Добрый взгляд».

Цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках друг друга.

Ход ситуации.

Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты («хорошо рисует, бегает, умеет дружить»). Затем предлагается каждому ребёнку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своих товарищей.

3. Новый воспитатель.

Цель: углублять представление о значении доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.

Проблемная ситуация: Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Юлии Васильевны нового воспитателя. Лена не знала, как ее зовут и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть к ребятам.

Правильно поступила Лена? Каких людей мы называем вежливыми? Ее поступок можно назвать вежливым и культурным? Ей необходимо было поздороваться с новым воспитателем? А как бы вы поступили в такой ситуации? Какие вежливые слова вызнаете?

4. Новенький мальчик в группе.

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

Проблемная ситуация: в группу пришел новенький - мальчик из Армении, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

5. Веселая прогулка

Наступило долгожданное время года. Все вокруг сияет в лучах солнца. Деревья оделись в пушистые зеленые кроны. Мальчики и девочки едят, сидя на лавочках, мороженое.

- О каком времени года идет речь? (Лето)

- Какие времена года есть еще?

- Сколько месяцев в каждом? (можно перечислить)

- А в каком месяце ваш день рождения?

- Что можно делать летом?

В один из солнечных дней мальчик Миша поехал с родителями в городской парк культуры и отдыха им. Горького.

https://ic.pics.livejournal.com/nikiforovandrey/51644747/17847/17847_original.jpg  Городской парк г.Саратов в Саратове – как добраться, цены, 67 отзывов,  телефон – на Yell.ru

Сначала они покатались на лодочке, а затем отправились к аттракционам. Миша засмотрелся на то, как весело катаются ребята, и отстал от родителей. Он так увлекся яркими огоньками аттракционов, что не заметил, как оказался совсем близко к одному из них.

- Какая опасность в этом?

- Можно ли самостоятельно проходить к аттракционам?

- Важен ли возраст для каких-нибудь развлечений?

- Кому нужно быть внимательнее в подобных ситуациях?

- Что делать, если вы вдруг потерялись?

6. Поездка в деревню

Наступили майские праздники. У папы и мамы - выходные дни и они предложили Диме и Дине съездить в гости к бабушке и дедушке.

- Ребята, а где ваши дедушка и бабушка живут? В городе или в деревне?

- Вы часто бываете у них?

Мама попросила собрать необходимое для поездки.

- Что бы вы взяли с собой на неделю в деревню?

Можно поиграть немного.

На слайде изображены два рюкзака: для Димы и Дины.

Далее появляются картинки с изображением разных предметов, игрушек, вещей и дети определяют в чей рюкзак нужно положить. И есть такие принадлежности, которые никуда не отнести (смеха ради).

Купить Школьные рюкзаки, ранцы, сумки M&S со скидкой 78 % на распродаже в  интернет-каталоге с доставкой | Boxberry                                   Купить фиолетовый школьный Рюкзак Winner One R3-222 с единорогом для  девочки в официальном интернет магазине

Дима

Дина

Никуда

Машинки                                  

Набор инструментов

Футбольный мяч

Черепашки ниндзя Кепка

Робот

Бантики

Косметика

Куклы

Зеркальце

Платье

Панама

Дырявый носок

Огрызок

Ремень

Фантики

По дороге в деревню Димам спал, а Дина смотрела в окно.

Когда вся семья приехала, их встречали дедушка и бабушка. А в доме их ждали угощения, приготовленные бабушкой.

- А как вас встречают ваши бабушки и дедушки

- Что готовит бабушка к вашему приезду?

- Чем вы занимаетесь в деревне?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

Картотека проблемных ситуаций

Картотека проблемных ситуаций...

Картотека проблемных ситуаций по ПДД

Проводим дома время с пользой....

Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"

Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....

картотека проблемных ситуаций

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....