Наши волшебные пальчики
проект

Шлехт Надежда Алексеевна

Организация работы с детьми на развитие мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_volshebnye_palchiki.docx43.31 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Наши волшебные пальчики».
Вид проекта: творческий, познавательно - игровой.

Продолжительность: краткосрочный  04.12.2024 – 13.12.2024

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Цель проекта: создание условий для развития и укрепления мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

- активизировать речь детей;

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей через использование разнообразных форм, методов и приёмов;

- в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей.

Актуальность проекта:

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.  

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 
В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и просветить родителей в данном вопросе, а также научить их создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.

Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные области и задачи:  Социально-коммуникативное развитие: - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Познавательное развитие:

• Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

 • Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок  и стихотворения, сочетая их с движениями;

 • Знакомить детей с названием пальчиков;

• Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитие:

 • Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

 • Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

 • Обогащать словарный запас. Художественно-эстетическое развитие:

 • Развитие чувства ритма и музыкального слуха;

 • Формировать умение договаривать строки стихотворения;

 • Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

Физическое развитие:

 • Развитие мелкой моторики;

 • Формировать умение согласовывать движение с речью;

 • Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

 Планируемые результаты:

- расширение словарного запаса детей;

- улучшение дикции, звукопроизношения;

- развитие памяти;

- повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение координация движений;

- наблюдается интерес к пальчиковым играм;

Этапы работы:
1. Подготовительный этап:

- определение темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- изучение методической литературы по теме.

- разработка информационных материалов для родителей.

2. Основной этап:

Дата

Содержание работы

Цель

09.12.2024

Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)

Пальчиковые игры «Елка», «Зимние забавы».

- совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы; развитие речи.

- развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Приложение 1

10.12.2024

Д/игра «Веселые прищепки»

- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, развивать творческое воображение дошкольников, память, внимание, стимулировать речевую активность детей.

Приложение 2

11.12.2024

Занятие «Путешествие пальчиков»

формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе;

Приложение 3

12.12.2024

Занятие «Веселые ежата»

 Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа, учить с помощью семечек передавать образ ежа, закреплять умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции, развивать мелкую моторику рук детей.

Приложение 4

13.12.2024

Занятие «Кружка для куклы Кати»

учить детей рисовать в технике "Рисование пальчиком" кружки на кружке; - Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему; - Закреплять знание цветов (красный, жёлтый); - Учить радоваться полученному результату.

Приложение 5

В течение всего периода

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультации для родителей: «Ум на кончиках пальцев»; «Как мама может помочь своему ребенку преодолеть задержку речевого развитие».

Приложение 6

3. Заключительный этап 

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.

Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Список использованной литературы:

Н. В. Нищева  «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи».

О.Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры».

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь».

А. Хворостовцев «Умные ручки».

С. Е. Большакова  «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».

Приложение 1

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Для дидактической игры «Чудесный мешочек» потребуются: разнообразные мелкие предметы с различной фактурой (желуди, шишки, гладкий и шершавые камни, галька разной формы, монетки, деревянные шарики, различные бусинки, кусочки меха и ткани и другие мелкие предметы различной формы и фактуры).

Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

Задачи: закрепить умение узнавать на ощупь различные предметы, называть их;

Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Ход игры: 

До начала игры ребенок не должен видеть именно эти предметы. Хотя все они ему знакомы «по жизни». Поочередно то правой, то левой рукой достает из мешка один предмет за другим, предварительно ощупав его вслепую и определив три его признака: форма, степень жесткости-мягкости, степень гладкости-шершавости. Ему не надо угадывать предмет. А на и назвать его можно только тогда, когда предмет уже вынут из мешка. Если все предметы правильно описаны и названы, можно говорить о нормальной чувствительности пальцев и хороших номинативных способностях ребенка. Если все предметы стали шершавыми или, наоборот, гладкими, ребенок не владеет терминами «округлый», «вытянутый», продолговатый», мы имеем дело со слабо развитой тактильностью и не сформированной номинативной функцией. 

Пальчиковые игры

«Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».)

Приложение 2

Дидактическая игра «Веселые прищепки»

Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ребенку нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку к картинке. Развивается координация движений пальцев рук,  укрепляется и развивается кисть.

Такие игры направлены на развитие мелкой моторики, воображения, логического мышления, творческих способностей, а также решают задачи сенсорного развития:  освоение и закрепление цветов, пространственных отношений, геометрических форм.  В игре с прищепками задействованы пальчики. А  правильные и уверенные движения пальчиков — залог своевременного развития речевой функции ребенка.

Для детей это веселое и интересное занятие, а также очень полезное. Ведь  тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками обеспечивают полноценное развитие головного мозга малыша.

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, обогащение сенсорного опыта у детей младшего возраста.

 Задачи:

- подбирать и самостоятельно прицеплять прищепки нужного цвета;

- закреплять названия цветов;

- развивать логическое мышление, творческое воображение;

- развивать тактильную чувствительность и координацию движений пальцев рук;

- стимулировать речевую активность детей;

- развивать зрительное восприятие и внимание;

- воспитывать усидчивость.

Материал: картинки с цветными изображениями из картона, набор цветных прищепок.

Правила игры:

В данной игре могут участвовать  2 - 3 детей. Вначале игры дети должны освоить работу с прищепками (открывать - закрывать). Затем взрослый показывает принцип действий, после этого дети самостоятельно играют.

Продолжительность игры зависит от настроения, желания и усидчивости детей (в младшей группе это обычно 10-15 минут).

Приложение 3

Конспект занятия «Путешествие пальчиков»

 

Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие речи у детей.

 Ход занятия:

- Ребята, мы с вами сегодня пойдем в сказочную страну. Как мы туда попадём? Для этого мы потрём - разогреем свои волшебные ручки. Вот так потрём, потрём и закроем глазки. А теперь мы откроем глазки! Да вот же она, страна наших маленьких человечков- пальчиков. (Сидим на коврике). - Давайте вместе расскажем о наших пальчиках-мальчиках. Покажите свои пальчики! (Вместе с воспитателем рассказывают потешки).

 «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – наш малыш

«Замок»

На двери весит замок Кто его открыть бы мог? Постучали Покрутили Потянули и открыли

«Части тела»

Это глазки, вот-вот Это ушки, вот-вот Это нос, это рот Там спинка, тут живот Это ручки, хлоп-хлоп Это ножки, топ-топ Ох, устали, вытрем лоб - Наши ножки засиделись, побегать хотят? (Побежали по дорожке на носочках).

Ребята, а теперь отправимся в страну цветов. Там нас ждет цветик-семицветик! Он для нас приготовил задание. Мы должны каждым пальчиком указать на определенный цвет. Давайте вспомним потешку:

Этот пальчик – большой (КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК) Этот пальчик – указательный (ЖЕЛТЫЙ) Этот пальчик – средний (ЗЕЛЕНЫЙ) Этот пальчик – безымянный (СИНИЙ) Этот пальчик – мизинец (РОЗОВЫЙ) Переход к другому столу.

 - К нам в гости заглянуло солнышко (вырезанный из картона желтый круг). Посмотрите, ребята, чего нет у нашего солнышка. Дети: - Лучиков - Правильно. А давайте мы нарисуем нашему солнышку лучиков?! Дети: Давайте - У каждого есть свое солнышко. Покажите свои указательные пальчики. Давайте окунем свои пальчики в миску с краской желтого цвета. Мы нарисуем нашему солнышку глаза. Опускаем в красный цвет. Посмотрите, как я это делаю. Теперь наше солнышко может на нас смотреть. Нарисуем носик. Рот. Теперь солнышко сможет нам улыбаться.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

Мы свои рисунки покажем мамам и папам, расскажем им, какие у нас трудолюбивые пальчики, сколько хороших дел они могут делать!

Приложение 4

Конспект занятия по лепке «Весёлые ежата»

Цель: Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа, учить с помощью семечек передавать образ ежа, закреплять умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции, развивать мелкую моторику рук детей.

Материалы: Корзинка, игрушка ежик, доски для лепки, пластилин, семечки подсолнечника.

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу небольшую корзинку накрытую платком.

В. Ребята, к нам в группу пришел необычный гость. А что бы узнать, кто это нужно отгадать загадку:

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала,

Да побежала.

В. Кто это? Дети: Ежик!

В. Правильно, ежик. В. Поднимает платок, достает ежика.

Это ежик. Зовут его Ерофей. Давайте рассмотрим ежика. На что он похож? Верно на шарик. Только не простой шарик, а с иголками. Как вы думаете. Для чего нужны ежику иголки?

Д. Ежик защищается от врагов.

В. Правильно иголки нужны ежику для защиты от врагов. А что еще есть у нашего ежика?

Д. Глазки, носик, ушки.

В. Ребята посмотрите, наш ежик Ерофей загрустил. Он что - то хочет мне сказать по секрету. И знаете что он мне сказал? У него в лесу совсем нет друзей. Давайте мы сделаем ежиков из пластилина, а потом лесная фея оживит их. Для того что бы сделать ежика мы скатаем из пластилина шар, затем с помощью трех пальчиков вытягиваем мордочку. А для того что бы нашего ежика никто не мог обидеть ему нужны колючки. Колючки мы будем делать из семечек, семечки вставляем в пластилин острым концом, чем больше колючек, тем лучше будет нашему ежику. А теперь добавим еще глазки и носик. Вот какой красивый получился у нас ежик!

Приложение 5

Конспект занятия по рисованию пальчиками  «Кружка для куклы Кати»

Цель: - учить детей рисовать в технике "Рисование пальчиком" кружки на кружке; - Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему; - Закреплять знание цветов (красный, жёлтый); - Учить радоваться полученному результату.

Материалы: вырезанная кружка из альбомного листа, желтая, красная, гуашь, иллюстрации посуды.

Ход занятия: Воспитатель. Давайте встанем в круг и все друг с другом поздороваемся.

У меня сегодня замечательное настроение, я хочу поделиться им с вами (выставляет ладошки и дует на них). А теперь вы (дети дуют). Какое настроение у вас, дети?

Дети. Хорошее, радостное

     раздается стук в дверь, воспитатель идет к двери и заносит куклу

Воспитатель.  Посмотрите,  кто к нам пришел в гости?

Дети. Кукла

Воспитатель.  Ее зовут Катя. Что мы должны сказать ей?

Дети. Здравствуй, Катя!

Игра-приветствие «Как тебя зовут?».

(каждый ребенок называет свое имя – меня зовут …)

Воспитатель. Катя садись с нами за стол. Катя, что ты такая грустная?

Катя. (говорит воспитатель) Я пришла к вам за помощью. У меня скоро будет праздник. Ко мне придут гости. Я сходила в магазин и купила чашечки для чая (показывает шаблоны кружек, вырезанных из бумаги), но они все белые, некрасивые. А мне так хочется, чтобы они были яркие, красивые. Чтобы на них были нарисованы цветочки или горошины.

Воспитатель. Что же делать, дети?

Дети. Помочь нужно Кате! Украсить кружки, разрисовать.

Воспитатель. У нас есть краски, но нет кисточек. Чем же мы, дети, будем рисовать?

Дети. Пальчиками мы можем рисовать.

                Воспитатель вешает кружку на магнитную доску.

Показ способа изображения рисунка на кружке (горошины, цветы).

Воспитатель. Посмотрите ребята, на столе краски разных цветов (называют каждый цвет). Рисунок на кружке  у всех поучится свой.

Воспитатель показывает несколько примеров изображения на кружке (горошины, цветы, линии)

Воспитатель. Какие красивые кружки у меня  получились! Сейчас вы сами попробуете нарисовать свой узор на кружке. Давайте, разомнем пальчики свои, а затем приступим к работе.

                                  Пальчиковая гимнастика  «Пальчики».

Вот помощники мои,

Их сожми и разожми.

Поверни их эдак, так,

Помаши слегка вот так.

За работу принимайся,

Ничего не опасайся!

       

Самостоятельная работа детей.

(воспитатель помогает, контролирует процесс)

Воспитатель. Вот какие умницы! У всех получились красивые кружки, у Матвея - кружка с зелеными горошинами, у Сони - с красными, у Артема на кружке -  цветочек.

Катя. Какие красивые у вас получились кружки. Спасибо вам большое! Я хочу с вами поиграть.

Воспитатель.  Давайте поиграем с Катей, дети!

Проводится игра "Кукла, попляши».

Воспитатель. Молодцы, поиграли хорошо, песенку спели дружно. А теперь мы с вами сделаем выставку! (воспитатель развешивает работы детей  на доске). Какие красивые кружечки! Покажите мне каждый свою кружечку и расскажите, что вы на ней нарисовали. (Дети показывают кружечки и помогают развешивать свои кружечки на стенд, называя, что нарисовали, какой цвет использовали).

Пальчиковая гимнастика «Репка ».

Тянут,тянут бабка с дедкой,

Дети вытягивают большие пальцы

Из земли большую репку.

Указательные.

К ним пришла тут внучка,

Средние.

Подбежала Жучка,

Безымянные.

Кошка тоже потянула

Мизинцы.

Хоть держалась крепко,

Берут репку.

Вытянута репка!

Поднимают руки вместе с репкой     

Приложение 6

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»

1.Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить. Задача родителей и педагогов — предоставить ребенку возможность всесторонне развиваться с самого раннего возраста.

Сегодня же мы поговорим об игрушках для развития мелкой моторики у детей. Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Вязание – это один из ярких примеров действий мелкой моторики.

Каким образом происходит развитие мелкой моторики?

Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребёнок все чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.

Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики?

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Что же способствует развитию мелкой моторики малыша?

2. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики: • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);

• пальчиковые игры;

• лепка;

• массаж пальцев и кистей.

3. Игрушки-шнуровки Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте одного-полутора лет. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

4. Различные деревянные пирамидки

Существуют различные пирамидки с разной степенью сложности. Для самых маленьких нужно покупать пирамидку с минимальным количеством колец. После полутора лет ребёнок постепенно начинает осваивать

понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец. Для детей старше трёхгодичного возраста созданы сложные виды пирамид, так званые пирамидки-головоломки.

5. Кубики

Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики. 6. Конструкторы

Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.

7. Доски Сегена (рамки, вкладыши)

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Малыш должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша. 11. Пазлы

Собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

12. Мозаика

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

Мелкая моторика в быту.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

4. Открывать почтовый ящик ключом.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

7. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

8. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

10. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

11. Собирать на даче или в лесу ягоды.

12. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

13. Вытирать пыль, ничего не упуская.

14. Включать и выключать свет.

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики дошкольников»

Одним из наиболее важных показателей готовности ребёнка к школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые напрямую зависят от состояния развития мелкой моторики рук.  

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее...»

Мелкая моторика рук-это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т. д.

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития. Известно,что мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма, взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

1. Крупа на тарелочке

Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 –15 минут тишины вам обеспечено.

2. Вкусные игры

Самые вкусные игры –ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

3. Подбери крышечку к баночке

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

4. Веселое пересыпапие

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте

пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

5. Игра с пипеткой

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

6. Крупотерапия

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки. Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

7. Лепка из теста

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

8. Игра«Делаем бусы»

Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Таким образом, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Вот и получается, что развивая пальчики, развиваем речь малыша. Удачи!!!

Конспект занятия «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей

Материал: мелкие игрушки, салфетки, крупа, пластмассовая миска, пластмассовые ложечки и тарелки, поднос.

Цели: - формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе;

-развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий;

-продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия.

Игра «Найди сюрприз».

Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.

Воспитатель собирает детей около себя:

-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе? На столе стоит миска наполненная крупой, в ней спрятаны игрушки.

-Давайте проверим, что там внутри находится.

Воспитатель показывает, как это сделать.

Дети опускают руки в миску с крупой и ищут игрушки

Индивидуальная работа: если ребёнок затрудняется- помочь ему при поиске игрушек. Дети вытаскивают игрушки и рассматривают у кого какая.

Диалог: -Скажи пожалуйста, что лежит в миске? Ребёнок скажет «крупа», если затрудняется напомнить.

-Как ты искал игрушку? -Какая у тебя игрушка?

-Понравилась ли тебе игрушка? Дети вот мы и поиграли в игру и заодно сделали массаж рук разбудили наши пальчики.

Предполагаемый результат: Дети получат положительные эмоции и удовольствие от найденных в крупе игрушек.

Пальчиковая игра «Моя семья».

 Цель: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь

-Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Моя семья».Посмотрите что у меня есть.

“Давайте познакомимся!

” Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка  

Этот пальчик – мамочка

А этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Ожидаемый результат: Дети будут стараться выполнить упражнение, эмоционально откликаясь на игру.

Индивидуальная работа: Если ребёнок не сможет сделать упражнение, подойти и помочь, показать упражнение придерживая своими руками.

Игра «Волшебная ложечка».

 Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук при пересыпании крупы ложечками.

На подносе две чашки :слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую. Предполагаемый результат: Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.

 Индивидуальная работа: Если у ребёнка не получится показать как правильно держать ложку и пересыпать крупу .

Консультация для родителей:

Вывод: Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы. Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".

ЗадачиРисование§  Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§  Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...

"Наши волшебные пальчики"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ...

Программа кружка "Наши волшебные пальчики"

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая органи...

Мастер-класс "Наши волшебные пальчики"

Развитие мелкой моторики рук....

"Наши волшебные пальчики"

Как с помощью любимых игрушек развить и укрепить умение ребенка управлять карандашом, фломастером или мелком...

Консультация для родителей: «Наши волшебные пальчики.»

Консультация для родителей:«Наши волшебные пальчики.»...

Консультация для родителей: «Наши волшебные пальчики.»

Консультация для родителей:«Наши волшебные пальчики.»...