Патриотическое воспитание дошкольников
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Звездочка»
Консультация для педагогов
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила:
воспитатель высшей категории МБДОУ
детский сад № 5 «Звездочка»
Острейковская Елена Владимировна
г. Осташков
2024 г.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Формирование патриотических чувств проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, – одна из главных задач дошкольного учреждения.
ЦЕЛЬ: Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
ЗАДАЧИ:
- формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование уважения к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Основные направления патриотического воспитания
- Военно-патриотическое
- Гражданско-патриотическое
- Социально-патриотическое
- Духовно-нравственное
- Историко-краеведческое
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, мы, педагоги, должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей:
Целевые прогулки по родному городу, рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
Слайд 7 Экскурсии к памятникам, монументам.
Слайд 8,9,10,11,12 Участие в праздниках День Победы, День народного единства, День защитника Отечества, Мамин праздник, подготовка к этим праздникам, способствует становлению моральных ценностей дошкольников, прививает им понятие Родины, семьи, чувства долга.
Слайд 13 Чтобы достичь определенных результатов в нравственном воспитании детей, необходимо в каждой группе детского сада иметь патриотический уголок.
Главной целью патриотического уголка, является воспитание и формирование нравственной личности.
Слайд 14 Ребенок имеет представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; воспитываются гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Слайд 15 формируется у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к родному городу, его прошлому.
Слайд 16,17 Приобщение детей к традициям и обычаям своего народа, знакомство с русским фольклором - сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
Слайд 18 В процессе гражданско-патриотического воспитания используются разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др. Игры – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.
Слайд 19 Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: театрализованная деятельность.
Слайд 20,21,22,23,24 В течении учебного года, наряду с повседневной работой по патриотическому воспитанию дошкольников, в нашем дошкольном учреждении ведется совместная работа педагогов, сотрудничаем с другими организациями по формированию патриотических чувств у дошкольников.
Проводятся вечера встреч с ветеранами ВОВ, с поисково – спасательного отрядом «Сова», посещаются краеведческий музей и библиотеки.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывается любовь к Родине.
Слайд 25 Участие в посильных общественно – полезных работах,
стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, на своем участке.
Слайд 26 Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи, вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Большое значение имеет работа с семьей, среди которой можно выделить следующие формы:
- Консультации и беседы.
- Круглые столы.
- Организация фотовыставок («Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», и т.п.)
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок).
- Поддержание групповых традиций (чаепития, утренники).
- Организация встреч с «интересными людьми».
- Оформление информационных стендов.
Семейные экскурсии по району, городу.
Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.
Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту):
- Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
- Чтение сказок.
- Работа в книжном уголке
- Ручной труд.
- Изготовление подарков.
- Выставки и экспозиции.
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Совместная проектная деятельность.
- «Уроки доброты».
- Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные).
- Инсценировки, театрализации.
- Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
- Создание фотоальбомов.
К концу дошкольного периода ребенок имеет первичные представления о родном городе, родной республике, ее историю, культуру, знаком с местами отдыха горожан и некоторыми достопримечательностями, знает несколько памятных и исторических мест, активно принимает участие в проводимых праздниках по патриотическому воспитанию.
Используемая литература:
1. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТС Сфера
2. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - 2006. 192 с. Комратова, М. Г., Грибова Л. Ф. М.: ТЦ Сфера 2007. – 224 с. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М.: "Перспектива", 2008.\
3. Гликман И.З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов. Часть 1. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. М.: "Академия", 2006.
5.Кондыринская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М.: 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...