Мини-музей "Чужан му"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Мини-музеи способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey_chuzhan_mu.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты.
(МБДОУ «Детский сад № 65»г.Воркуты)
«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.
Тел.(882151)………e-mail:….
Тема работы: Мини-музей «Чужан му»
Ульянова Людмила Сергеевна
МБДОУ «Детский сад № 34»
г. Воркута 2023 г.
Мини-музей «Чужан му»
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
Ещё известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала ХХ века (Н. Фёдоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е.В. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребёнку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада.
Но самое главное – мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой: музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он вместе со взрослыми и сверстниками может быть соавтором, создавать экспозиции.
Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Мини-музеи способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
Создание мини-музеев мы рассматриваем как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленную на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом. Экспонаты музея дети могут не только рассмотреть, но потрогать руками, даже применить. Таким образом, старинные предметы быта, произведения искусства, вещи, книги, фотоматериалы отдельно взятой семьи, превращаются из застывших экспонатов в живых свидетелей ее истории, традиций и обычаев. Это и привлекает детей. Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
- создание условий для приобщения дошкольников к национальной культуре, формирование у них патриотических чувств;
- воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки;
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов через внедрение инновационных форм и методов музейной педагогики;
- развитие ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков взрослых и детей, развитие их творческих способностей;
- обогащение впечатлений детей, вызов положительных эмоций при посещении мини – музея
план создания мини-музея
Сроки проведения, содержание | Мероприятия |
май 2022 г. - сентябрь 2022г. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для создания мини-музея в МБДОУ. Сбор необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам. Создание базы данных о музейных экспозициях. Активное участие родителей в предоставлении и изготовлении экспонатов для мини-музея, помощь в оформлении. Создание картотеки имеющихся экспонатов. Разработка перспективного тематического плана работы мини-музея. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей. Проведение игровых занятий, экскурсий, тематических бесед, мастер-классов для детей и взрослых; поисково-исследовательской, продуктивной и других видов деятельности. | - сбор экспонатов для мини-музеев; - открытие мини-музея - разработка плана экскурсий для мини-музея - проведение мастер-классов опытными педагогами; |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ в ДОУ
Месяц | Тема | Расположение экспозиции |
Сентябрь | На пути к музею | Как все начиналось. Знакомство с понятиями «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее. Обзорная экскурсия в мини-музей «Народы Коми. Костюмы народов Коми» (рассматривание экспонатов) |
Октябрь | Мой любимый край республика Коми | История возникновения . Путешествие в прошлое республики (рассматривание репродукций, открыток) |
Ноябрь | Где наши корни? | Дать представление о семье, роде. Рассказ детей о себе, семье, родственниках. Отгадывание загадок о членах семьи, разучивание пословиц и поговорок. Рассматривание семейного альбома. Изготовление семейного (родословного древа) |
Декабрь | Мир старинных вещей | Знакомство с кухонной утварью народов коми: название предмета, материалы изготовления, назначение, область применения (берестяная, глиняная, деревянная посуда) |
Январь | В гостях у Хозяюшки | - «Пошла хозяюшка по водицу» - познакомить детей с предметами быта: коромысло, ведро. - «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» - знакомство детей со способами глажки белья в старину. - «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» - познакомить детей с поговорками, пословицами, прибаутками о народном быте и гостеприимстве. |
Февраль | У нас в гостях Марьюшка и Иванушка | Знакомство с коми народным костюмом: женским, девичьим, мужским. Игра «Одень куклу в народный костюм» Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими. Украшение головного убора. |
Март | Делу время – потехе час | Знакомство с коми народными музыкальными инструментами (зиль-зель, шаркунок-погремушка, сярган- трещетка, берестяной рожок - сюмöд буксан и др.) Слушание народных музыкальных произведений в записи. Коми народные игры и забавы (оша-миша) |
Апрель | На печи лежим, сказки слушаем | Коми народные сказки. Инсценировка русской народной сказки «Медвежьи няньки» Сами сказки мы читали – сами будем сочинять (придумывание сказок детьми) |
Май | Как жили наши предки | «Коми изба» - итоговая экскурсия в мини-музей, закрепление представлений об облике избы, ее внутреннем убранстве. «Выставка старинных вещей»- итоговая экскурсия в мини-музей, обобщить знания детей о предметах народного быта, их назначении. «Путешествие в прошлое одежды»- итоговая экскурсия в мини-музей, закрепить представление детей о коми народном костюме, его элементах, целевом назначении, уточнить знания детей об отличительных особенностях костюмов народов Коми. Викторина «Колесо истории». |
Проводимая работа по краеведению в мини-музее развивает у
дошкольников речь, воображение, познавательные способности,
пробуждает любовь к родному краю. Мы стараемся, чтобы вся
информация была интересной и доступной, чтобы она могла вызвать в
детях только положительные чувства и эмоции, чтобы дети смогли
поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного со
своими родителями и друзьями и смогли проявить все полученные знания
в жизни.
https://rutube.ru/video/a9df7b6116b41e4d1b84a92ae726c895/ ссылка на размещение видеоматериалов