ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка
в статье рассматриваются способы формирования ранней профориентации у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_profrientatsiya.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматриваются способы формирования ранней профориентации у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: ранняя профориентация, дошкольный возраст,
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии, в процессе которого дошкольник знакомится с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в будущем.
Профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 [1].
В Современной дошкольной педагогике существует несколько подходов к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых. (В.И. Логинова, М.В. Крулехт считают, что ребёнка надо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться положительное отношение к труду.). С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова полагают, что нужно знакомить дошкольника с человеком – тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия проявляется на потребности людей в ней – врач нужен чтобы лечить, учитель, чтобы учить [2] .
Проблему трудового воспитания дошкольников рассматривали многие педагоги. Например, К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить[3].
А. С. Макаренко считал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни [3].
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности, но и с личностными качествами представителей этих профессий [2].
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослыми.
Формирование базовых знаний о многообразии профессий и их широком ассортименте начинается в дошкольном учреждении, так как детский сад является первоначальным звеном единой и непрерывной системы образования в РФ. Знакомство дошкольников с профессиями в период с 3 до 6 лет является первой ступенью знакомства с профессиями, которая заключается не в навязывании предпочтений, а в расширении кругозора и представлений детей об окружающем мире [4].
Основу для профессиональных предпочтений дошкольников закладывает ранняя профориентация, которая носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Согласно ФГОС, неотъемлемым фактором всестороннего и гармоничного развития личности является ранняя профориентация дошкольников. В игровой форме дошкольник знакомиться с профессиями ближе, проявляя личный интерес к конкретными профессиям. Используя уже сформированные представления о специфике определенным сфер деятельности, выбор профессии становиться более осознанным, ведь у ребенка уже есть представление о специфике различных специальностей. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней [5].
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия, которой включает в себя организацию воспитательного процесса на основе, учета особенностей его индивидуального развития, и отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости, основанный на праве дошкольника участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, а также предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель.
4. Принцип диалогичности.
5. Принцип активного включения дошкольников в практическую деятельность через игры экскурсии, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины.
6. Принцип рефлективности, с помощью которого дошкольник сможет осознать себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, что способствует формированию представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента направлен на проведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с особенностями региона.
Основными формами реализации разделов программы профориентации детей, являются компоненты, которые мы рассмотрим ниже.
Беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях, с помощью которых дошкольники, во-первых, узнают основы различных профессий, во-вторых, налаживают межличностное общение со взрослыми и сверстниками [6, с. 7].
Чтение и обыгрывание стихов о профессиях, благодаря чему у дошкольников не только развивается речь и память, но и способствует лучшему запоминанию фактов о профессии, позволяя углубиться в специальность [7].
Дидактические и сюжетно-ролевые игры требует использование уже приобретенных однажды ребёнком связей в новых ситуациях и обстоятельствах. С помощью дидактических игр педагог обучает детей самостоятельно мыслить и использовать полученные ранее ребенком знания о профессиях в различных условиях в соответствии с поставленными задачами [8, с 347]. Через игру у дошкольников происходит трудовая деятельность, которая помогает детям ближе познакомиться с профессией, а также приучает к труду.
Выставки рисунков, создание фотоальбома профессий, просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях служат наглядным пособием для дошкольников, способствуют лучшему пониманию и усвоению главных атрибутов профессий, таких как униформарма, инструменты, которые используются в данной профессии, рабочее место и так далее. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он их усвоит налету» [9]. Наблюдения и экскурсии можно отнести к этой же категории.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ранняя профориентация дошкольников является одним из компонентов личностного развития дошкольников, и происходит во время игры. Процессе ранней профориентации дошкольников происходит социализация. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, в нашем городе.
Список литературы:
1. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" // Гарант URL: https://base.garant.ru/136694/ (дата обращения: 15.02.2024)
2. Кузенкова Е. Е. Экскурсия на работу к родителям как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста // МАДОУ «Детский сад №13» КГО. - 2021. - С. 9-10.
3. Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я знаю, кем я буду" // Образовательный сайт Koncpect.ru URL: https://koncpekt.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/5658-proekt-ya-znayu-kem-ya-budu.html (дата обращения: 12.02.2024)
5. Маматова, И. С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И. С. Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 399-401.
6. Раскатова, К. В. Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, Н. П. Эверт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479).
7. Хайбуллина Д.И. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
8. Бурачевская, О. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.).
9. Овсянникова, М. П., Балакина И. Н. Значение игры для дошкольников // Молодой ученый. 2017. №9. С. 347-350.
10. Бурачевская, О. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. —Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 82-85
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Роль родителей в формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста».
.Цель: развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей.Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети чер...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
« Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанн...
« Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo; Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...
Статья на тему "Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста"
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых...
« Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным явля...
« Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo; Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...